Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление»




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление»
страница1/14
Дата публикации29.03.2013
Размер1.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального обучения

«»Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА



Кафедра экономики предприятия и предпринимательства



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ

Для специальности подготовки 080503.65 «Антикризисное управление»

Специализация Оценка стоимости предприятия
^ Квалификация специалиста Экономист-менеджер
Форма обучения Очная, заочная

Санкт-Петербург

2010

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

Кафедрой «Экономика предприятия и предпринимательства»
Протокол от 11 апреля 2010г. № 9

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

Факультета менеджмента

Протокол от 28 августа 2010г. №1.


Трофимов Г.А.

Оценка инвестиционных проектов. Учебно-методический комплекс. – Спб.: СПбУУиЭ, 2010.- 162 с.

Целью УМК является оказание методической помощи студенту в изучении дисциплины и формировании инвестиционной культуры студентов, развитии экономического мышления, представления об инвестиционных процессах и проектах, понимания проводимой в России экономической политики, а также понимания экономической сущности инвестиций, инвестиционной деятельности, оценки инвестиционных проектов.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Рабочая учебная программа ……………………………………………….. 4

  1. Целевая установка и организационно-методические указания ……… 4

    1. Цели и задачи обучения по дисциплине ………………………... 4

    2. Организационно-методические указания ………………………. 7

  2. Содержание разделов и тем дисциплины ………………….,…………. 8

  3. Распределение учебного времени по разделам, темам и видам

учебных занятий ……………………………………………………….. 11

  1. Темы семинарских занятий ……………………………………………. 14

  2. Перечень тем курсовых работ …………………………………………. 14

  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………. 16

П. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины ……… 19

1. Рекомендации по использованию материалов учебно-

методического комплекса ……………………………………………… 19

2. Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и вопросы

самопроверки ………………………………………………………….. 23

III. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий 61

  1. Общие положения ……………………………………………………. 61

  2. Темы и вопросы семинарских занятий. Методическое обеспечение

и контрольные вопросы …………………………………………….. 63

  1. Методические рекомендации при подготовке к семинарским

занятиям ……………………………………………………………… 97

  1. Рефераты ……………………………………………………………... 98

IV. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ …… 100

  1. Общие положения …………………………………………………… 100

  2. Темы курсовых работ и их методическое обеспечение ………….. 101

  3. Методические указания по выполнению курсовой работы ……… 102

V. Контроль качества подготовки студентов, содержание

контролирующих материалов ………………………………………… 105

  1. Общие положения ………………………………………………….. 105

  2. Вопросы для контроля уровня знаний …………………………… 105

  3. Глоссарий …………………………………………………………… 108

  4. Тесты для контроля знаний ………………………………………... 139

^ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

I. Целевая установка и организационно-методические указания

Цели и задачи изучения дисциплины «Оценка инвестиционных проектов» связаны с ознакомлением студентов с современными подходами в разработке и оценке эффективности инвестиционных проектов и приобретением у них навыка практического использования полученной информации.

    1. ^ Цели и задачи учебной дисциплины


Основной целью преподавания дисциплины «инвестиционный анализ» является приобретение студентами теоретических знаний по инвестированию в реальные и финансовые активы и практических навыков по анализу, оценке и отбору для реализации реальных инвестиционных проектов.

^ Задачи дисциплины:

– ознакомить студентов с историей развития, предметом и методами оценки инвестиционных проектов, как науки и области менеджмента, финансов и учета затрат;

– определить роль и место инвестиционного анализа в системе управления предприятием, инновационной и инвестиционной деятельностью;

– определить основные проблемы, решаемые субъектами инвестиционной деятельности с помощью оценки инвестиционных решений;

– проанализировать основные подходы к анализу, оценке и отбору для финансирования реальных инвестиционных проектов;

– развить у студентов навыки принятия инвестиционных решений;

– научиться использовать автоматизированные технологии и программные продукты в инвестиционном анализе и принятии инновационных решений при разработке или отборе тех или иных проектов;

– уметь решать задачи и проводить анализ эффективности вкладываемых ресурсов с помощью автоматизированных технологий и различных программных продуктов.

^ Цели дисциплины.

Цель преподавания дисциплины состоит в освоении студентами принципов оценки эффективности инвестиций, в том числе:

- определение нормы прибыли;

- оценка фактора времени;

- определение экономически выгодного соотношения собственных и

заемных средств;

- финансовый анализ источников инвестирования.

В результате полученные знания позволят будущим специалистам эффективно принимать решения при оценке инвестиционных проектов и отдельных мероприятий.
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

1.Знать

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность предприятия;

- отечественный и зарубежный опыт оценки экономической эффективности инвестиций;

- основные методы оценки эффективности инвестиций;

- источники финансирования инвестиционных проектов

- основные направления и последовательность выполнения процедур инвестиционного анализа;

- особенности анализа различных видов реальных инвестиционных проектов - взаимоисключающих, дополняющих, инвестиционных программ и т.д.;

- основные методы предотвращения и снижения рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- основные проявления влияния внешних факторов на оценку и отбор инвестиционных проектов для реализации.
2.Уметь

–применять общепринятые методики инвестиционного анализа – методику ЮНИДО, международные стандарты оценки инвестиций, «Методические указания по оценке инвестиционных проектов» и их отбору для финансирования – в практической деятельности;

– осуществлять расчеты, связанные с оценкой эффективности и реализуемости инвестиционных проектов;

– использовать основные подходы к оценке риска инвестиционных проектов;

– анализировать структуру капитала проектов и оптимизировать ее.

– принимать решения по выбору эффективных инвестиционных проектов;

– самостоятельно приобретать новые знания по теории экономической оценки инвестиций и практики ее развития;

– творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов

3. Владеть

– навыками расчета экономической эффективности с учетом продолжительности экономической жизни инвестиционного проекта, риска и инфляции, формировать портфель инвестиций предприятия с учетом финансовых ограничений;

– специальной терминологией и лексикой данной дисциплины.

^ 4. Иметь представление:

– об основных функциях инвестиционного анализа;

– об основных видах риска, сопутствующих принятию инвестиционных решений;

– о направлениях и методах инвестиционного анализа;

– о методиках оценки инвестиционных проектов, официально принятых в РФ и за рубежом;

– об основных информационных технологиях и пакетах прикладных программ, используемых в процессе инвестиционного анализа.


    1. ^ Организационно-методические указания и целевая установка


Дисциплина “Оценка инвестиционных проектов” входит в цикл дисциплин специализации.

Изучение дисциплины «Оценка инвестиционных проектов» предполагает тесное взаимодействие следующих форм обучения: лекций, практических занятий, самостоятельной работы и разработки курсового проекта.

Из общего бюджета времени на лекции приходится 60% учебного времени. Лекции раскрывают основные теоретические аспекты управления финансовыми потоками, проектами и рисками в деятельности предприятия.

На практических занятиях закрепляются полученные на лекциях знания и вырабатываются навыки анализа и инвестиционных расчетов. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, применяемых при принятии решений в конкретных ситуациях, приближенных к реальным условиям ведения бизнеса. На занятиях проводятся опросы, а также промежуточное тестирование, что позволяет контролировать качество знаний.

В ходе самостоятельной работы студенты повторяют пройденный материал, а также закрепляют практические навыки путем выполнения выданных преподавателем индивидуальных заданий и расчетов, связанных с выполнением курсовой работы.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий и по итогам выполнения индивидуальных заданий. Итоговый контроль проводится в виде экзамена (зачета) и защиты курсовой работы. К экзамену (зачету) допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.

Изучение дисциплины «Оценка инвестиционных проектов» связано с обязательностью получения студентами знаний, необходимых чтобы научиться оценивать инвестиционную привлекательность реальных инвестиций в проекты и научиться разрабатывать проекты необходимые для повышения финансово-экономической устойчивости организаций, повышения их конкурентоспособности.
^ 2. Содержание разделов и тем дисциплины
Введение. Цели и задачи дисциплины.

Тема 1. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций
Объекты инвестирования, форма и состав инвестиций. Объекты и источники инвестиций. Предпроектные исследования инвестиционных возможностей. Инвестиционная программа. Капиталообразующие инвестиции. Портфельные инвестиции. Инвестиционные и инновационные проекты, масштабы. Объекты инвестирования, форма и состав инвестиций.
^ Тема 2. Фактор времени
Дисконтирование. Дисконтирование денежных поступлений разных лет. Инвестиции с многоразовыми поступлениями. Коэффициент дисконтирования. Простые и сложные проценты. Показатели эффективности инвестиций. Учет инфляции и рисков.
^ Тема 3. Инвестиционные проекты
Содержание инвестиционных проектов. Критерии отбора инвестиционных проектов. Стадии реализации инвестиционных проектов и затраты. Планирование и прогнозирование финансовых результатов инвестиционного проекта.
^ Тема 4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов
Определение и виды эффективности инвестиционных проектов. Основные принципы оценки эффективности. Общая схема оценки эффективности. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта. Денежные потоки инвестиционного проекта. Схема финансирования, финансовая реализуемость инвестиционного проекта. Динамический и статический методы оценки эффективности. Дисконтирование денежных потоков проекта. Показатели эффективности проекта.

^ Тема 5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов
Общие положения. Сведения о проекте и его участниках. Экономическое окружение проекта. Сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях. Денежный поток от инвестиционной деятельности. Денежный поток от операционной деятельности. Денежный поток от финансовой деятельности.
^ Тема 6. Оценка эффективности проекта в целом
Оценка общественной эффективности проекта. Расчёт показателей общественной эффективности. Оценка коммерческой эффективности. Особенности расчётов денежных потоков. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом. Оценка эффективности участия в проекте. Методика расчёта эффективности участия предприятия в проекте. Оценка финансовой реализуемости проекта. Оценка эффективности проекта для акционеров. Оценка создаваемых предприятий. Оценка эффективности проекта на региональном и отраслевом уровне. Оценка бюджетной эффективности.

^ Тема 7.Финансовый анализ инвестиционных проектов
Сущность и содержание финансового анализа. Потоки денежных средств. Притоки. Реальные денежные средства. Формы финансовой отчётности. Финансовые коэффициенты. Анализ безубыточности.
^ Тема 8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции
Проектные риски. Методы учёта рисков. Качественный анализ проектных рисков. Количественный анализ. Метод анализа чувствительности. Анализ сценариев. Вероятностные методы анализа рисков. Метод Монте-Карло. Сущность феномена инфляции. Учет инфляции. Инфляция и финансовая эффективность. Опыт учёта инфляции в практике.

^ 3. Распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий

Срок обучения – 5 лет, форма обучения – очная.


Темы

Всего

часов

в т.ч.

Самост.

работа

лекции

семинары

1.Введение. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций


16


6


2


8

2. Фактор времени

22

6

6

10

3. Инвестиционные проекты

20

8

4

8

4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


54


6


10


38

5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов


16


6


4


6

6. Оценка эффективности проекта в целом


20


8


4


8

7. Финансовый анализ инвестиционных проектов

14

6

2

6

8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции

18

8

4

6

Итого

180

54

36

90

Вид итогового контроля

Экзамен, курсовая работа, IX семестр


Срок обучения – 6 лет, форма обучения – очно-заочная.


Темы

Всего

часов

в т.ч.

Самост.

работа

лекции

семинары

1.Введение. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций



12



2



2




8

2. Фактор времени

16

4

2

10

3. Инвестиционные проекты

16

4

2

10

4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


66


8


4


54

5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов

16

4

2

10

6. Оценка эффективности проекта в целом


26


6


2


18

7. Финансовый анализ инвестиционных проектов

12

4

2

6

8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции

16


4

2

10

Итого

180

36

18

126

Вид итогового контроля

Экзамен, курсовая работа, X семестр


Срок обучения – 6 лет, форма обучения – заочная.


Темы

Всего

часов

в т.ч.

Самост.

работа

лекции

семинары

1.Введение. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций


16


1

-



8

2. Фактор времени

22

1

-

10

3. Инвестиционные проекты

20

1

-

8

4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


54


2


-


38

5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов

16

1

-

6

6. Оценка эффективности проекта в целом


20


2


-


8

7. Финансовый анализ инвестиционных проектов

14

1

-

6

8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции

18

1

-

6

Итого

180

10

-

170

Вид итогового контроля

Экзамен, курсовая работа, VI семестр


Срок обучения – 3,5 года, форма обучения – очно-заочная.


Темы

Всего

часов

в т.ч.

Самост.

работа

лекции

семинары

1.Введение. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций


10


2


-



8

2. Фактор времени

14

4

2

8

^ 3 Инвестиционные проекты

14

4

2

8

4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


50


10


4


36

5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов

12

4

2

6

6. Оценка эффективности проекта в целом

26

4

4

8

7. Финансовый анализ инвестиционных проектов

12

4

2

6

8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции

12

4

2

6

Итого

150

36

18

96

Вид итогового контроля

Экзамен, курсовая работа, VI семестр


^ 4. Перечень тем семинарских занятий
1. Экономическая природа и классификация инвестиций. Основные группы инвестиций.

2. Учёт и влияние фактора времени в расчётах экономической эффективности инвестиций.

3. Экономическая сущность, структура и содержание инвестиционных проектов.

4. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов.

5. Информационное обеспечение и предварительные расчёты по эффективности проектов.

6. Оценка эффективности проекта в целом.

7. Финансовый анализ инвестиционных проектов.

8. Анализ проектных рисков. Учёт инфляции.


  1. Перечень тем курсовых работ


1. Коммерческие аспекты разработки инвестиционных проектов.

2. Компьютерные технологии в инвестиционном проектиро­вании (разработки фирмы "Альт").

3. Компьютерные технологии в инвестиционном проектиро­вании (разработки фирмы "ИнЭк").

4. Компьютерные технологии в инвестиционном проектиро­вании (разработки фирмы "ПроИнвестКонсалтинг").

5. Анализ чувствительности проекта: сущность и методология.

6. Сценарный подход как метод анализа проектных рисков.

7. Анализ финансовой эффективности инвестиционного про­екта.

8. Методология анализа проектных рисков.

9 .Аудит инвестиционных проектов.

10. Анализ критериев эффективности инвестиционного проекта.

11. Роль и сущность анализа финансового состояния предпри­ятия в инвестиционном процессе.

12. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия.

13. Инструментарий инвестиционного бизнес-планирования.

14. Комплексный анализ проекта.

15.Региональный инвестиционный климат и его отражение в инвестиционном проектировании.

16. Определение затрат и результатов от реализации инвестиционных проектов.

17. Планирование и прогнозирование финансовых результатов инвестиционного проекта.

18. Коммерческая эффективность инвестиционных проектов.

19. Сравнение различных проектов (вариантов).

20. Стадии реализации инвестиционных проектов и расчёт затрат на них.

21. Эффективность различных форм лизинга. Сравнительный анализ.

22.Финансово-экономический анализ предприятия с позиций стратегического инвестора.

23. Оценка стоимости капитала инвестиционного проекта.

24. Основные критерии эффективности инвестиционного проекта, их расчёт для конкретного проекта.

25. Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределённости.

26. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях инфляции.

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
I. Основная литература:

  1. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник для студентов вузов (УМО). СПб: изд-во Михайлова В.А., 2000г. (Серия «Высшее профессиональное образование»).

  2. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник для студентов вузов (УМО) – 2-е изд. Пер. и доп. СПб: изд-во Михайлова В.А., 2002г. (Серия «Высшее профессиональное образование»).

  3. Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. – Спб.: Изд–во Михайлова В.А., 2003. – 848 с.

  4. Липсиц И. В.   Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа 
    М., 1996.

  5. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов.

  6. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства: Сборник статей/ Ред. В.А. Мау, Ред. О.В. Кузнецова; Институт экономики.

  7. Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов: Учеб. пособие/ М.: Финстатинформ, 2001.-131 с. : ил.

  8. Инвестиции в России: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2005.

  9. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. - М.: Проспект, 2005.

  10. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2002

  11. Инновационный менеджмент//под ред. П.Н. Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Экономика, 2004.

  12. Воронцовский А.В. Инвестирование и финансирование. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999

  13. Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта/Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 2. – С. 1-16.

  14. Инновационные ресурсосберегающие решения и их экономические оценки: Учеб. пособие/ под ред. О.В. Федорова. – М.: Инфра – М, 2003.

  15. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежем. – 2002. – № 3. – С. 88-129.

  16. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента / В 2-х т. – Сер. «Библиотека финансового менеджера». – Киев: Эльта-Н, Ника Центр, 2001.

  17. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляков В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002.

  18. Глисин Ф.Ф., Остапкович Г.В. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в 1 полугодии 2001 г.//Наука и промышленность в России. - №9. – С. 8-13.

  19. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.

  20. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) – М.: ОАО НПО Изд-во Экономика, 2000. – 421 с.

Законодательно-нормативная литература:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая). – М., 2005.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая). – М., 2005.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая). – М., 2005.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). – М., 2005.

5. Федеральный Закон РФ от 9.07.1999 г. в редакции от 08.12.2003 г. «Об иностранных инвестициях в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3493; 2003 г. – № 50. – Ст. 4855.

6. Федеральный Закон от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 9. – Ст. 1096.

Дополнительная литература:


  1. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Конспект лекций. СПб:изд-во Михайлова В.А., 1999г.

  2. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М: Финансы и статистика, 2002г.

  3. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства: Сборник статей/ Ред. В.А. Мау, Ред. О.В. Кузнецова; Институт экономики.

  4. Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов: Учеб. пособие/ М.: Финстатинформ, 2001.-131 с. : ил.

  5. Инвестиции в России: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2005.

  6. Инновационный менеджмент//под ред. П.Н. Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э. Миндели М.: Экономика, 2004.

  7. Воронцовский А.В. Инвестирование и финансирование. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

Средства обеспечения освоения дисциплины.

Системы E-mail и Internet.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Основное оборудование: учебная доска, персональный компьютер.

^ Периодические издания (журналы)

«Экономист», «Вопросы экономики», «Финансы и кредит», «Инвестиции в России», «Менеджмент в России и за рубежом», «Общество и экономика», «Экономика и математические методы», «Наука и промышленность в России».

^ II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
В предмете «Оценка инвестиционных проектов» изучаются:

– основные закономерности развития инвестиционных процессов в масштабах государства, отрасли, региона, предприятия и их связь с экономической ситуацией;

– рассматривается сущность, функции и задачи проектного анализа на различных иерархических уровнях экономики;

– основные положения инвестиционного проектирования и анализа проектов по коммерческой выполнимости, техническому, финансовому, экономическому, институциональному анализу и анализу рисков;

– финансово-экономический анализ с позиций инвестора;

– инвестиционные потребности проекта и анализ источников их финансирования;

– финансово-математические основы анализа инвестиционного проектирования;

– оценка стоимости капитала инвестиционного проекта;

– основные критерии эффективности инвестиционного проекта и методы их оценки;

– анализ безубыточности и целевое планирование прибыли в процессе жизненных циклов инвестиционного проекта;

– расчетные схемы оценки показателей эффективности проектов;

– анализ и оценка рисков инвестиционных проектов;

– анализ чувствительности и сценариев инвестиционных проектов;

– анализ структуры капитала инвестиционного проекта;

– анализ влияния внешних факторов на осуществимость инвестиционных проектов;

– использование автоматизированных технологий в анализе инвестиционных проектов.

Одной из важных причин, останавливающих потенциальных инвесторов и слабое развитие инвестиционных процессов в России, является то, что представляемые им инвестиционные предложения не содержат глубокого анализа и на его основе убедительных обоснований высокой эффективности инвестиций и предлагаемых инвестиционных проектов в условиях повышенного риска.

В повышении качества проектирования и анализа возможного использования инвестиций в различных инвестиционных проектах заинтересованы и государство, и частные инвесторы, и кредитные учреждения, финансирующие инвестиционные проекты.

При изучении дисциплины надо четко уяснить, что анализ эффективности инвестиций через оценку эффективности инвестиционных проектов – это определенный раздел экономической науки.

Знание основ теории оценки инвестиционных проектов позволит не только профессиональным финансистам, экономистам, но и любому участнику разработки и реализации инвестиций через проект позволяет выяснить, в чем состоит эффективность проекта и как она зависит от принимаемых на том или ином уровне решений.

Основная задача, решаемая при изучении дисциплины «Оценка инвестиционных проектов» – уяснить, убедительно закрепить и научиться обосновывать, что реализация любого проекта связана не только с инвестированием. В определенной степени она связана с комбинированием строительных, технологических, финансовых, управленческих и т.п. проектных решений и может быть «полезна», «выгодна» или наоборот «нерациональна» по тем или иным причинам.

В процессе изучения дисциплины студент должен уяснить принципиальное различие между оценкой показателей работы предприятия (бухгалтерской оценкой) и оценкой эффективности инвестиционных проектов или инвестиций идущих через инвестиционный проект.

Бухгалтер в своей повседневной деятельности имеет дело с фактическими (текущими и прошлыми отчетными периодами) показателями работы предприятия, и эта информация нужна для анализа инвестиций и оценки эффективности инвестиционного проекта. В тоже время любой инвестиционный проект нацелен на будущее развитие фирмы или предприятия, поэтому для его оценки необходимо оперировать ожидаемыми показателями предстоящей деятельности предприятия, которых в бухгалтерской отчетности нет.

При изучении дисциплины, которая связана с финансовым планированием, необходимо учитывать важные особенности российской экономики:

– относительно высокие темпы роста цен, которые значительно меняются во времени и по видам продукции, ресурсов, услуг;

– значительное расхождение между банковскими процентными ставками по кредитам и депозитам;

– относительно высокая цена денег, которая обуславливает больший разброс и динамичность индивидуальных норм дисконта.

Изучая дисциплину по учебникам, студент должен осознавать, что материал в некоторых из них не достаточно хорошо обоснован, часто носит приближенный характер, который может быть неприемлем для российских условий. Некоторые, в основном переводные учебные пособия ориентированы на специфику товарных и финансовых рынков западных стран (например, увязка нормы дисконта с доходностью государственных ценных бумаг).

Ряд важных вопросов для современного российского инвестиционного процесса в публикациях вообще не отражен, поэтому у студента может создаться впечатление, что соответствующие факторы учитывать не нужно, а это снизит уровень его знаний и глубину изучения дисциплины.

В связи с этим на занятиях, особенно на практических, необходимо акцентировать внимание не только на «инструментальный» характер анализа инвестиции и оценки эффективности инвестиционных проектов, но и объяснять как проводить различные расчеты, почему так надо делать, охватывая при этом проблему анализа в целом и увязывая расчеты со всем комплексом аналитических показателей, характеризующих деятельность предприятия (как действующего, так и проектируемого).

Сложность проблемы неопределенностей и рисков возникающие в российском национальном хозяйстве ставят перед преподавателями необходимость в лекционном материале рассматривать границы и рамки пригодности тех или иных показателей для анализа эффективности инвестиций и оценки инвестиционных проектов.

За период изучения предмета у будущих специалистов-экономистов должны сформироваться:

– методические подходы к оценке инвестиционных проектов и обоснованию альтернативных вариантов инвестирования и инвестиционных проектов или отдельных их этапов;

– принципы понимания важности связей между оценкой инвестиционных проектов, инвестиционным анализом и другими экономическими дисциплинами, как единого экономического комплекса национального хозяйства России;

– умение находить общность между базовой, статистической, бухгалтерской, производственной, стратегической и инновационной информацией;

– связывать многочисленные факторы в единый динамичный комплекс для принятия решений по развитию бизнеса, обеспечивающего максимальный производственный, социально-экономический и коммерческий эффект.

Изучение данной дисциплины предполагает в ходе учебного процесса решение таких задач, как:

– повышение экономической культуры специалистов;

– овладение студентами методологии самостоятельного анализа тенденций развития инвестиционных процессов в соответствии с требованиями рыночной экономики и обострения конкурентной борьбы, в связи, с чем значительное внимание их должно быть уделено самостоятельному изучению литературы, которое рекомендуется проводить в следующей последовательности:

– ознакомиться с рекомендациями по усвоению каждой темы дисциплины, изложенными в методических указаниях;

– проработать лекционный материал по темам рабочей программы;

– ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой;

– для закрепления лекционного и учебного материалов разобраться в сущности каждой темы, принципиальных теоретических и практических вопросах и возможных направлениях их решения в условиях экономической реформы, развития и углубления рыночных и конкурентных отношений, росту требований к качеству, глубине проработки инвестиционных проектов и снижению издержек производства, закладываемых в проекты;

– при возникновении вопросов следует обратиться за консультацией на кафедру и лектору, ведущему данную дисциплину.

Заканчивается изучение каждой темы самостоятельными ответами на вопросы для самопроверки, содержащиеся в конце каждой темы данных методических указаний.


  1. ^ Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и вопросы самопроверки



Введение. Цели и задачи дисциплины.

На начальном этапе занятий рассматривается основная цель курса – изучение функционирующей в России в рыночных условиях инвестиционной деятельности, ее правовая основа, основные термины и определения, система финансирования, кредитования и финансового регулирования.

Раскрывается предмет курса – экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности между его участниками, их интересы, раскрываемые в процессе инвестиционного анализа. Раскрывается механизм воздействия финансовых и кредитных методов инвестирования на финансовое состояние организаций, регионов и национальной экономики, на темпы роста производства, структуру капитала, изменение ценности фирмы.

Раскрываются основные задачи курса:

– раскрыть экономическое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности;

– рассмотреть основные понятия, характеризующие инвестиционный процесс, роль и место инвестиций в обеспечении экономического роста страны, регионов, предприятий;

– определить степень влияния финансово-кредитной политики государства на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, пути ее активизации через методы и функции инвестиционного анализа;

– дать оценку применяемым методам измерения эффективности инвестиций и методам оценки инвестиционных проектов в российской практике;

– раскрыть иерархические уровни понятий «национальная программа», «инвестиционный проект», «бизнес-проект», «бизнес-план», «финансовый план»;

– провести анализ существующих источников и методов финансирования инвестиций в реальный сектор экономики и определить пути их оптимизации;

– провести анализ и оценку базовых концепций проектного финансирования, проектного анализа производственных и реальных инвестиций, финансовых и портфельных;

– раскрыть и освоить общую методологию инвестиционного анализа и оценки инвестиционных проектов;

– изучить методы анализа структуры капитала инвестиционного проекта;

– освоить структуру инвестиционных рисков, методы их анализа, оценки и возможных результатов их воздействия на инвестиционный процесс и принимаемые решения по проектам;

– изучить структуру и влияние внешних факторов на осуществимость инвестиций и последствия реализации проектов при воздействии тех или иных факторов;

– изучить международные и российские стандарты инвестиционного анализа, их сходство и различия в оценке инвестиционных проектов.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова цель изучения данного курса?

2. Сформулируйте предмет и объект курса.

3. Назовите основные задачи и цели дисциплины.

4. Что такое инвестиции, их экономическая сущность, структура?

5. Каковы функции инвестиционного анализа?

6. Что такое инвестиционный проект?

7. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

8. Что такое эффект и эффективность полезной деятельности.

9. Какие элементы включаются в состав инвестиционных товаров?

10. Какими правами обладают инвесторы?

11. Основные этапы инвестирования.

12. Охарактеризуйте важнейшие факторы, влияющие на объем инвестиций.

постнумерандо от пренумерандо?

11.Являются ли притоки и оттоки денежных средств одномоментным процессом?

12. Какие показатели сравнительной эффективности используются при выборе проектов?

13. Каково назначение ЧДД?

14. Существует ли связь между ЧДД и ИД?

15. Каково назначение ВНД?

16. Может ли рекомендоваться к осуществлению проект, у которого Е<Ешасс или Е > Ешасс?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Экономики предприятия и предпринимательства
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Экономики предприятия и предпринимательства
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теоретические основы...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины финансовый менеджмент...
Учебно-методический комплекс (умк) разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Финансовый учет и...
Финансовый учет и отчетность. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спбАУиЭ, 2008. – 32 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины экономика организации...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины налоги и налогообложение...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины налоги и налогообложение...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины оценка инвестиционных проектов для специальности подготовки 080503. 65 «Антикризисное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Государственные и...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница