Электронный журнал "Вопросы Интернет образования"




Скачать 193.26 Kb.
НазваниеЭлектронный журнал "Вопросы Интернет образования"
Дата публикации03.10.2013
Размер193.26 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы

Фильчаков Ю.А.,

Харчевникова Е.Л.

 http://vio.uchim.info/Vio_56/cd_site/articles/art_4_7.htm

Электронный журнал "Вопросы Интернет образования"




ПУ №47 г.Гусь-Хрустальный является областной опытно-экспериментальной площадкой по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках сетевого взаимодействия по типу школы-ПУ

 

Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия в организации предпрофильной подотовки и профильного обучения

Важной задачей для системы образования в целом и для организации профильного обучения, в частности, является разработка критериев, которые позволят непосредственно и в реальном режиме оценивать эффективность модели сетевого взаимодействия, а значит и качество образования. Заметим, что качественный критериальный подход к оценке модели кажется более предпочтительным, чем количественный параметрический. Использование критериев открывает широкий простор для педагогической рефлексии, без развития которой управление качеством образования невозможно в принципе.

Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия должна быть сведена к ее целесообразности в муниципальной образовательной сети. Иными словами, проблема оценки, стоящая за выявлением качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках сетевого взаимодействия может быть технологически решена через введение специальных шкал, позволяющих измерять комплексную образовательную эффективность модели, интегральными показателями которой для учащихся является педагогическая целесообразность , для учредителя - экономическая эффективность, для социума - социальная значимость.

В качестве показателей педагогической целесообразности модели сетевого взаимодействия можно выделить:

•  Обновление содержания основного общего образования с учетом основных направлений модернизации образования и особенностями предпрофильной подготовки (наличие учебных программ элективных курсов, программ информационной и профоринтационной направленности, реализуемых в рамках сети )

•  Обновление содержания среднего (полного) общего образования на основе преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени как реализации социального заказа ( наличие учебных программ элективных курсов, реализуемых в рамках профильного обучения в модели сетевого взаимодействия)

•  Расширение образовательных практик учащихся, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования различных форм образования, в том числе начальной профессиональной подготовки (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам, увеличение количества детей, получивших профессиональную подготовку в рамках общего образования)

•  Реализация право выбора учеником содержания и форм предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом их личных интересов и возможностей (увеличение кол-ва учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану )

•  Возможность обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП), возможность иметь индивидуальную образовательную траекторию в обучении. ( кол-во учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану)

•  Возможность получения профильного образования детьми с ограниченными возможностями в форме дистанционного обучения (увеличение учащихся с ограниченными возможностями, получающие предпрофильную подготовку и профильное обучение)

•  Совмещение общеобразовательной и профессиональной образовательных программ (возможность получить допрофессиональную подготовку в рамках общего образования)

•  Доступ в образовательные учреждения, реализующие программы более высоких уровней (ступеней) (увеличение количества интегрированных учреждений, реализующих программы разного уровня)

•  Наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов ( расширение участников сетевого взаимодействия за счет включения образовательных учреждений разного уровня)

•  Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионально-образовательного самоопределения учащихся на основе выявления их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов ( наличие в сети специальных программ психолого-педагогического сопровождения процесса профессионально-образовательного самоопределения учащихся )

•  Успешная социальная адаптация учащихся к социуму (удельный вес учащихся, успешно осваивающих общеобразовательные программы профильного обучения; рост удельного веса численности выпускников школы, поступивших в лицеи, колледжи, вузы)

•  Позитивная социализация развивающейся личности (удельный вес выпускников, продолжающих образование в учреждениях более высокого уровня образования, отсутствие правонарушений, количество трудоустроенных)

•  Возможность получения рабочей специальности, необходимой для трудоустройства в производственной или социальной сфере ( наличие лицензии для осуществления допрофессиональной подготовки учащихся школы)

•  Развитие базовых компетенций, позволяющих учащимся продолжать образование в Вузе, ПУ, колледже ( рост удельного веса численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы и Сузы по результатами единого государственного экзамена )

•  Раннее профессиональное самоопределение школьников ( осознанный выбор учащихся, прошедших предпрофильную подготовку в рамках сетевого взаимодействия, дальнейшего пути получения образования)

•  Возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в учреждениях (организациях) – участниках сетевого взаимодействия ( наличие нормативных документов, регламентирующих контрольно-оценочную деятельность учащихся – участников сетевого взаимодействия )

Показателями социальной значимости модели сетевого взаимодействия являются:

•  Укрепление позиции субъектов сетевого взаимодействия как центров социально-профессионального самоопределения старшеклассников (повышение рейтинга субъектов-участников сетевого взаимодействия ,расширение сетевого взаимодействия за счет увеличения субъектов сетевого взаимодействия )

•  Усиление общественного характера управления образованием, защита прав на образование всех категорий населения (наличие в рамках сетевого взаимодействия новых форм управления: попечительский, управляющий советы и др.)

•  Доступность сети: качественное современное образование- для всех (удельный вес учащихся-участников сетевого взаимодействия)

•  Мобильность сети: вариативность образовательных программ , предоставление полного спектра услуг по предпрофильной подготовки и профильному обучению с учетом реальных запросов участников сетевого взаимодействия (наличие мониторинга образовательных программ, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия)

•  Повышение качества жизни через расширение образовательных и социокультурных практик (реализация функции центра воспитательной работы и общественных объединений в рамках сетевого взаимодействия)

•  Закрепляемость кадров в территории (низкий процент оттока молодежи, удельный вес трудоустроенных в промышленном производстве и социальной сфере, удельный вес выпускников, продолжающих образование в учреждениях более высокого уровня образования)

•  Отсутствие асоциального поведения подростков, обеспечение содержательной досуговой занятости (% правонарушений, удельный вес учащихся, охваченным дополнительным образованием)

•  Повышение рейтинга субъектов сети ( количество охваченных сетевыми отношениями)

•  Ликвидация разрыва в преемственности системы общего среднего образования с системами НПО, СПО, ВПО (наличие согласованных программ обучения и критериев оценки, рост удельного веса численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы и Сузы по результатами единого государственного экзамена )

•  Удовлетворение образовательных потребностей значительных групп населения территории (старшеклассников, родителей, работодателей) (наличие высокого рейтинга образовательных учреждений, реализующих модель сетевого взаимодействия)

Следующий показатель - экономическая эффективность сетевого взаимодействия.

Сам факт образования сетевого проекта можно рассматривать как экономический результат. Особенно с точки зрения становления Открытого образовательного пространства региона. Для региональной системы управления образования появление какого-либо сетевого проекта означает проявление тенденции развития образования, указание на проблему и способ ее решения в регионе. Для самих участников сетевого проекта он является средством развития собственного содержания. Это повышает инвестиционную привлекательность региональной системы образования.

Существенно, что в случае заключения участниками сетевого взаимодействия договора простого товарищества, открывается возможность для участия в нем также и физических лиц, в частности, родителей (законных представителей) обучающихся. Это обстоятельство позволяет юридически закреплять дополнительные обязательства, ответственность и участие родителей (законных представителей) обучающихся в реализации профильного обучения. Кроме того, это позволяет принимать от родителей дополнительные имущественные и денежные взносы не как плату за дополнительные образовательные услуги, а как их добровольный вклад в совместную деятельность участников простого товарищества, коими они также являются.

Важно иметь в виду, что при объединении учеников из различных школ для изучения предметов на базовом, профильном уровне, элективных курсов, общие объемы финансирования образовательных учреждений могут быть более эффективно распределены. При этом следует соотносить экономию фонда оплаты труда с затратами на перемещение учеников и учителей внутри сети, а также с планируемыми изменениями качества образования, с социальной ситуацией в территории.

При этом показателями экономической эффективности модели сетевого взаимодействия являются:

  • наличие сетевых образовательных программ;

  • наличие сетевых социальных и культурно-образовательных проектов (при этом образовательные учреждения вступают в сетевое взаимодействие с другими субъектами местного сообщества);

  • наличие сетевых программ профессионального развития (профессиональная адаптация учащихся, обучение на рабочем месте, организация инновационной и методической работы с участниками сети)

  • наличие программ повышения квалификации для лидеров образовательных округов, специалистов муниципальных органов управления

  • укомплектованность кадрового состава (педагогического, административного, учебно-вспомогательного персонала)

  • личный и профессиональный рост членов педагогического коллектива, обеспечивающих работу модели сетевого взаимодействия

  • кооперация и оптимизация ресурсов сети ( перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи)

  • экономия бюджетных средств при организации сетевого взаимодействия

  • экономия государственных средств в сфере профессионального образования за счет исключения риска зачисления случайных учащихся, студентов и их последующего исключения

При сетевой организационно-управленческой структуре, используя договорные отношения, повышение эффективности использования финансовых ресурсов (снижение затрат) в модели сетевого взаимодействия возможно за счет:

  •   повышения производительности труда сотрудников;

  •   оптимизации ресурсов сети.

Повышение показателей производительности труда сотрудников достигается за счет:

  • большей наполняемости учебных групп;

  • увеличения количества учащихся на одного преподавателя;

  • лучшего использования рабочего времени педагогов и обслуживающего персонала;

  • удлинения академического часа;

  • стимулирования труда, приводящего к сокращению расходов и росту результатов;

  • внедрения гибких условий труда (переход на краткосрочные контракты, нормативно-подушевое финансирование).

В сети педагогам не надо искать пути дополнительного заработка вне стен своего учебного заведения. У руководства появляется возможность выбирать преподавателей, которые наиболее компетентны в той или иной предметной деятельности.

Услуги, производимые отраслью образования, несмотря на свой нематериальный характер (знания, умения, навыки) имеют вполне материальную стоимость. И хотя подавляющее большинство производителей образовательных услуг не ставит своей задачей производство прибыли, для оказания качественных услуг требуется, по крайней мере, покрыть текущие расходы и иметь средства на новые инвестиции, связанные с дальнейшим развитием.

Как и в любой другой отрасли, стоимость услуг в организации сетевого обучения определяется издержками, в том числе текущими затратами, связанными с использованием факторов производства.

К ним относятся:

  • оплата труда работников (основная зарплата, надбавки, доплаты и прочие выплаты);

  • начисления на заработную плату (страховые взносы и различные государственные фонды);

  • оплаты связи, коммунальных и транспортных услуг;

  • расходы на текущий ремонт зданий, помещений, оборудования и инвентаря;

  • расходы на учебные цели (приобретение учебной и учебно-методической литературы, производственная практика учащихся, организация набора учащихся, повышение квалификации и переподготовка кадров, аттестация работников);

  • расходы на питание учащихся.

Экономическая эффективность затрат на образование имеет как внешнее, так и внутреннее измерение. Внешняя эффективность определяется теми последствиями, которые возникают вне сферы образования в результате оказания ею образовательных услуг.

В масштабах страны экономическая эффективность затрат на образование определяется повышением производительности общественного труда в той его степени, которая вызывается ростом профессионального (трудового) потенциала общества. В теории экономическая эффективность образования определяется как соотношение:

прирост ВВП/затраты на образование

Финансируя услуги образования, государство рассчитывает на последующую успешную социализацию выпускников. Поэтому показателю социализации придается большое значение при определении внешней экономической эффективности предоставления образовательных услуг. Эффективность использования государственных средств с точки зрения занятости населения может быть подсчитана как соотношение:

затраты/количество трудоустроившихся выпускников

Обеспечение доступности получения первой профессии молодежью является важной социальной задачей государства. Показателем экономической эффективности затрат на выполнение этой задачи является соотношение:

затраты/количество студентов полного курса обучения

Для повседневной работы большинства менеджеров отрасли образования практической значение имеет анализ внутренней эффективности затрат при непосредственном предоставлении образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия. Здесь затраты должны сопоставляться с достигнутыми результатами, воплощающимися в совокупном потенциале обучавшихся.

Это соотношение может быть выражено формулой:



где Дп - совокупный потенциал выпускников.

В то же время Дп = N Тп,

где N – количество выпускников.

Следовательно, формула внутренней экономической эффективности оказания образовательных услуг принимает следующий вид:



Использование имеющихся средств можно признать эффективным, если конечный продукт (совокупный потенциал выпускников) соответствует заданным количественным и качественным параметрам при минимальных издержках или если максимальный результат достигается при данном размере стоимости ресурсов.

В целях оперативного планирования и контроля издержек, например, в профессиональном образовании во многих европейских странах используется показатель затраты/студенто-час.

При этом учитываются прямые и косвенные текущие расходы, а также оценочная стоимость годовых расходов на здания и оборудование.

Оценка стоимости учебной программы в расчете на одного обучаемого является важным показателем, который делает возможным сравнение рентабельности программ. Однако следует иметь в виду, что при этом делается оценка себестоимости, а не качества обучения.

Экономическая себестоимость в данном случае прямо пропорциональна расходам на студенто-час, что можно выразить следующей формулой:



где ^ С – себестоимость;

ст.час - суммарное количество студенто-часов

Эта формула может быть применена для анализа экономической себестоимости учебной программы, оказания образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия и может использоваться для определения себестоимости образовательных слуг в масштабах города или региона. Ее количественным выражением являются средние затраты на один ученик-час за определенный отчетный период. Скажем, каждый ученик-час в данном образовательном учреждении в конкретном учебном году обошелся в 30 рублей, а в другом – в 40 рублей. Можно сделать вывод, что при сходности учебных программ и качества учебного процесса экономическая эффективность деятельности первого учреждения была выше, чем второго из-за более низкой себестоимости услуг.

Однако повышение экономической эффективности не может быть самоцелью. Снижение затрат, вызванное сокращением бюджетного финансирования, должно сопровождаться сокращением контингента учащихся и/или учебных часов. Если же исполнительная власть настаивает на сохранности количественных параметров сферы образовательных услуг и при этом резко сокращает их бюджетное финансирование, то неизбежно страдает качество этих услуг.

Для менеджеров любого уровня сферы образования целью должно быть повышение экономической эффективности производственной деятельности того коллектива, которым оно управляет, при сохранении или повышении качества производимых услуг. Экономическая эффективность сетевого взаимодействия может быть повышена за счет установления взаимовыгодных отношений с заказчиками, лучшего использования зданий и оборудования, внедрения на рынок образовательных услуг, расширения учебно-производственной деятельности. К сокращению расходов могут привести гибкие формы найма педагогов, психологов и др. необходимых специалистов и оплаты их труда, оптимизация сети образовательных учреждений региона.

Рассмотрим методику оценки экономической эффективности модели сетевого взаимодействия по типу школа-профессиональное училище (ресурсный центр). Данная модель апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы профессионального училища №47 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области

Экономическое положение образовательных учреждений характеризуется:

•  уровнем материально-технического оснащения;

•  кадровым потенциалом;

•  контингентом учащихся;

•  объемом финансовых ресурсов, поступающих из различных источников.

В программе исследовании использовался только последний показатель, поскольку первые три входят в оценку качества образования и характеризуют «результат» производимых затрат.

Мониторинг издержек на содержание сети образовательных учреждений в процессе организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, проводился с целью определения уровня финансирования на определенной территории, динамики его изменения с учетом затрат на реструктуризацию, выявления причин этих изменений и возможных путей повышения эффективности производимых затрат для улучшения качества и доступности профильного образования.

Опытно-экспериментальная работа позволила:

•  Разработать методику оценки экономического эффекта от реализации конкретной модели.

•  Проанализировать экономические эффекты, полученные в пилотных регионах, для расчета показателей эффективности, которые смогут служить ориентирами для дальнейшей использовании разных моделей сетевого взаимодействия.

Для оценки экономического эффекта модели сетевого взаимодействия учитывалис ь:

•  Расходы на содержание ОУ (образовательных учреждений) до и после организации профильного обучения; причем рассматривать следует как суммарные показатели, так и удельные расходы в расчете на 1-го учащегося;

•  Затраты на реструктуризацию сети в условиях профильного обучения (единовременная закупка оборудования, дополнительное финансирование, затраты на преобразование, дополнительные ежегодные издержки на содержание);

•  Региональные особенности (региональные коэффициент удорожания стоимости бюджетных услуг, средний уровень финансирования по региону, динамику финансирования в регионе) для возможности сравнения данных по разным регионам;

•  Особенности модели сетевого взаимодействия по типу «школы-ПУ».

Данные по расходам на содержание до и после реструктуризации сети, а также затраты на организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения взяты из заполняемой участниками эксперимента формы статистического наблюдения ОШ-2 «Сведения о финансировании расходов дневного общеобразовательного учреждения».

Поскольку в целом система образования испытывает недостаток бюджетного финансирования, которое увеличивается по мере общего экономического роста, а также вследствие инфляции номинальные расходы на образование с каждым годом возрастают. Этот факт необходимо учитывать при оценке экономического эффекта от реализации моделей. Так, если вследствие реструктуризации сети оказывается возможным/приемлемым сохранить финансирование на уровень прошлого года, то на фоне общего роста номинальных расходов на образование можно говорить о положительном экономическом эффекте от реализации конкретной модели.

Увеличение финансирование образования, находящегося в ведении региональных бюджетов, неодинаково в разных регионах, более того для более точной оценки желательно рассматривать и данные по финансированию в конкретных районах. Данные для оценки увеличения финансирования, независящего от результатов реструктуризации предполагается брать как из статистических данных по регионам (например, «Расходы консолидированных= бюджетов субъектов РФ по уровням образования», где коэффициент увеличения финансирования вычисляется на основе данных о расходах на общее образование за соответствующие годы), так и на основании представленных регионами данных о расходах местных бюджетов на образование.

Таким образом, анализ экономического эффекта включает в себя следующие стадии:

1. Оценка экономии бюджетных средств, достигнутая в результате реструктуризации сети с использованием моделей сетевого взаимодействия ( r 1 ):

, где Е 1 и Е 2 – расходы бюджета до и после реструктуризации соответственно, k - коэффициент увеличения бюджетных расходов в данном регионе.

2. оценка эффективности затрат на проведение реструктуризации ( r 2 ):

, где E r – расходы на реструктуризацию

3. оценка экономии бюджетных средств в расчете на одного обучающегося, достигнутая в результате реструктуризации ( r 3 ):

, где е 1 и е 2 – расходы бюджета в расчете на одного обучающегося до и после реструктуризации соответственно, k – коэффициент увеличения бюджетных расходов в данном регионе.

4. Оценка эффективности затрат на проведение реструктуризации в расчете на одного обучающегося ( r 4 ):

, где е r – расходы на реструктуризацию в расчете на одного обучающегося.

5. Оценка тенденции изменения бюджетных расходов относительно средних данных по региону:

, где е 1 и е 2 – бюджетные расходы в расчете на одного обучающегося до и после реструктуризации соответственно, - средние значения по данной территории в указанные периоды.

1. Оценка экономии бюджетных средств, в нашем случае, достигнутая в процессе реструктуризации ( r 1 ) , где Е 1 и Е 2 – расходы бюджета до и после реструктуризации соответственно k -коэффициент увеличения бюджетных средств в данном регионе составила:

Е 1 =10909,8 т. руб.,Е 2 =12419,7 т. руб., k =1,179

2. Оценка эффективности затрат на проведение реструктуризации ( r 2 ) , где Е r — расходы на реструктуризацию составила (597,7 т.руб.)

Экономическая эффективность модели:

•  экономия бюджетных средств при организации сетевого взаимодействия по типу школа-ПУ (ресурсный центр) составила 3,4%.;

•  отдача от средств, затрачиваемых на реструктуризацию превышает 62,9%, т.е. затраты на проведение реструктуризации сети путем создания указанной модели окупятся за 1,6 года.

Обобщая полученные в результате анализа данные, мы сделали следующие выводы:

1. Выбор образовательным учреждением конкретной модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в частности, модели сетевого взаимодействия обусловлен рядом причин:

•  отсутствием подготовленных педагогических кадров для ведения ориентационных курсов и организации профессиональных проб в предпрофиле, преподавания профильных дисциплин на повышенном и углубленном уровне

•  невысокой квалификации кадров (согласно Концепции профильного обучения у педагога должна быть высшая квалификационная категория)

•  отсутствием учебно-материальной базы, современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы для организации предпрофильной подготовки, преподавания профильных предметов и получения предпрофессионального образования.

•  Отсутствием механизма набора и комплектования профильных и непрофильных классов на III ступени школы (отсутствие конкурсного приема; малочисленность учащихся, что ведет к созданию класса с профильными группами, однако, финансирование сверхмалых групп невозможно; частая смена направлений профилизации внутри образовательного учреждения с учетом запросов ежегодно выпускающихся девятиклассников)

•  Отсутствие договорных отношений с СУЗами, ВУЗами на оказание образовательных услуг специалистами этих учреждений

2. Выбирая модель сетевого взаимодействия образовательные учреждения концентрируют затраты на обеспечение средствами учебного процесса по выбранным направлениям профилизации, что способствует экономической целесообразности данной модели: образовательным учреждениям не требуется дополнительных, внеплановых экономических затрат для осуществления сетевого взаимодействия;

3. Модель не требует применения сверхтехнологичных систем обучения, а также разработки и внедрения кардинально новых технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Процесс внедрения инноваций не ведет к интенсификации учебного процесса и может происходить в плановом режиме каждого образовательного учреждения-участника сети.

4. Представленная модель организации образовательного пространства обладает гибкой организационной структурой, позволяющей чутко реагировать на изменения социально-культурной среды и социальных образовательных запросов, что активизирует администрацию к поиску наиболее эффективных методов и приемов управления, дающих возможность в кратчайшие сроки принимать оптимальные управленческие решения и своевременно проводить корректировку педагогических действий .

5. С точки зрения основных потребителей услуг в рамках сетевого взаимодействия - учащихся и их родителей - оценка выбираемой ими модели может опираться на следующие показатели:

•  территориальная доступность

•  транспортная доступность

•  наличие широкого спектра образовательных программ

•  возможность выбора способов освоения образовательных программ (в том числе экстернат, индивидуальный учебный план, дистанционное обучение)

•  возможность подготовки к поступлению в ВУЗ

•  получение начальной профессиональной подготовки в период обучения в школе III ступени

•  ориентация сети на рынок труда

•  обеспечение психофизической безопасности и комфортных условий обучения в рамках сетевого взаимодействия

•  наличие психолого-педагогического сопровождения

•  наличие учебно-материальной базы, современного учебно- лабораторного оборудования и учебной литературы для организации предпрофильной подготовки, преподавания профильных предметов и получения предпрофессионального образования.

•  доступность дополнительных образовательных услуг.

Похожие:

Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconПоложение об электронном классном журнале Термины и определения
Электронный классный журнал (далее эж) электронный сервис, предоставляемый асу рсо, обеспечивающий учет выполнения учебных программ,...
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconПриказ №106 от 02. 09. 2013г. Положение о ведении электронного журнала...
Электронный – далее в документе электронный журнал, является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение электронного...
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconСписок литературы Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению...
Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. №1
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconСтуденческий электронный журнал как структурный элемент регионального...

Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconНаучно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»...

Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconОтдел Администрации Курьинского района Алтайского края по образованию приказ
О реализации программы «Электронный журнал» в мбоу «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М. Т. Калашникова
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconЖурнал «Неизвестный марксизм» это издание не только марксистов и...
Кроме того, наш журнал сдвоенный – в нем на правах раздела воссоздается оригинальный теоретический журнал «Вопросы марксистской философии»,...
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconНаучно-практический журнал "Естественно-научные вопросы технических исследований"
Целью журнала является демонстрация применения фундаментальных открытий в научных изысканиях и практике! Журнал приглашает аспирантов...
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" iconРегламент гбоу сош №80 с углублённым изучением английского языка...
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №80
Электронный журнал \"Вопросы Интернет образования\" icon1. 1  Электронным дневником и журналом называется комплекс программных...
Электронный  дневник и журнал служит для решения задач описанных в п. 2 настоящего Положения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница