Скачать 103.58 Kb.
|
Тема: Введение в инновационный менеджмент Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества. Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие. Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТР, берущем начало во второй половине 70-х годов. Это обусловлено:
Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений. Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основные элементы инновационной среды:
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке. ^
Предмет изучения инновационного менеджмента - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с т.з. статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий. Т.о., предмет изучения инновационного менеджмента - кризисные явления в организации и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях. Как с теоретической, так и с практической точек зрения очень важно дать четкую формулировку объекта инновационного менеджмента. Необходимость этого обусловлена тем, что он является ведущим элементом системы управления нововведениями и, следовательно, оказывает основное влияние на ее структуру, функции, методы и средства управления, а также на критерии оценки ее эффективности. В экономической литературе большинство определений данного понятия характеризуют инновационную деятельность. Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:
Инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности. Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке. Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента. Задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент»:
Решение этих задач позволит:
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и научно-профессиональных дисциплин. ^
|
![]() | "инновационный менеджмент" Выполнение курсового проекта по дисциплине “Инновационный менеджмент” является важнейшим практическим этапом изучения дисциплины... | ![]() | Вопросы к зачёту по дисциплине “Инновационный менеджмент” специальность “Менеджмент организации” Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов |
![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине “Инновационный менеджмент” специальность... Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов | ![]() | «Инновационный менеджмент» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений, направления 080500. 62 «Менеджмент» |
![]() | Программа дисциплины Инновационный менеджмент для специальности 080501.... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Программа учебной дисциплины инновационный менеджмент 2013 г Аргунов П. С., мастер производственного обучения, Профессионального лицея №7, г. Якутска |
![]() | Примерная тематика рефератов по курсу «Инновационный менеджмент» Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) российских предприятий | ![]() | Программа курса «Инновационный менеджмент» Данную программу разработал профессор Института международных экономических связей, д в н. Медведев Виктор Петрович |
![]() | Вопросы к зачету по дисциплине “Инновационный менеджмент” специальность... Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов | ![]() | Контрольная работа по курсу: «Инновационный менеджмент» на тему: основные направления российской Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям |