Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки)




Скачать 220.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине История и методология (науки)
Дата публикации18.12.2013
Размер220.09 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

Казанского кооперативного

института (филиала)

Российского университета кооперации

_____________/ Ю.С.Валеева /

«____»_________________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине История и методология (науки)

(наименование дисциплины)

по специальности 08.00.01. Экономическая теория

(шифр и наименование специальности)

Всего учебных часов 36, зач.ед. 1
Всего аудиторных занятий, 4 час.

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта – 32 часа

Аттестация (семестр)

Казань, 2012

Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальности научных работников 08.00.01. «Экономическая теория», учебного плана АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» одобрен Ученым советом протокол №9 от 05.04.2011, программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

Составители рабочей программы

д.э.н., профессор _____________ Мокичев С.В.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета института протокол №___ от ___________________


Председатель ученого совета
«___»________20____г. _____________ ^ И.Т. Насретдинов

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «История и методология (науки)» является выработка компетенций самостоятельного получения первичных данных для научного исследования; критического и творческого анализа вторичных данных и литературных источников; разработка экономических проблем; оформление, защита и публикация полученных.

В современных условиях перехода у инновационной экономической системе качество деятельности непосредственно зависит от исследовательского подхода к анализу современной экономики, умения изучать проблемы, определять их источники и последствия. Материал курса открывает широкие перспективы, способствующие анализу большого круга явлений, связанных с экономическими изменениями, которые возникают в результате перехода к экономике инноваций.

В программу введен ряд новых элементов, позволяющих формулировать плацдарм для продвижения в понимании экономических изменений и в то же время позволяет сохранить и упрочить большую часть имеющихся на сегодняшний день значительных достижений в экономической теории.

В данном курсе решается задача освоения новых направлений методологии экономических исследований. Настоящий курс призван правильно расставить методологические акценты и способствовать более глубокому постижению предмета и метода экономической науки. Основная проблема – не в статусе экономики как науки, а в понимании самими экономистами условий, в которых они работают. Проблематика новой экономики крайне обширна. Поэтому закономерен анализ методологии проведения экономический исследований, который отражает то новое, что принес с собой инновационный прогресс.

Сложность методологии экономического исследования заключается в том, что степень научного познания перехода к инновационной экономической системе представляет собой результат взаимодействия системы сложившихся отношений между людьми с новой экономической системой отношений.
^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По результатам изучения дисциплины «История и методология (науки)» аспирант должен:

Знать:

  • цель, задачи и проблемные аспекты изучаемой дисциплины;

  • особенности эволюции основных категорий, теорий и методологического инструментария экономической науки;

  • периодизацию основных этапов и направлений в истории экономической науки;

  • сущность и особенности альтернативных методологических и теоретических позиций в экономической науке на разных этапах ее эволюции,

Уметь:

  • расставить методологические аспекты дискуссий, ведущихся вокруг системы экономического знания и методов экономической науки,

  • ориентироваться в методах экономической науки: генетических (исторический метод в экономике, эволюционный метод), эмпирических (экономический эксперимент, экономическое наблюдение), математических, теоретических (аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный, гипотетико-дедуктивный, метод аналогии),

^ Иметь представление:

  • о проблеме дискурса субъекта экономического познания в отношении объекта исследования,

  • о тесной связи между методами экономического исследования и методологией экономического исследования, а также его философией.


Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Трудоемкость




час.

зач. ед.*

1.

Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования

    1. Специфика экономической науки

    2. Позитивная и нормативная экономическая наука

    3. Экономические науки

    4. Экономическая антропология

    5. Экономическая реальность и экономические факты

0,5


0,139

2.

Тема 2.Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании

2.1. Метод и методология: цель, задачи, выбор методологии

2.2. Основные типы и уровни методологии

    1. Базовые методологические концепции в философии и науке XX в.

0,5


0,139

3.


Тема 3. Социальное познание и методы изучения социальной реальности

    1. Предмет и основные традиции социальной эпистемологии

    2. Социальная феноменология и герменевтика

    3. Эмпирический и теоретические уровни в социальном познании

    4. Метод и методология в социальном исследовании

    5. Методы социологического исследования

0,5


0,139

4.


Тема 4. Философские, этические и методологические предпосылки экономических теорий

    1. Цели и задачи экономической методологии

    2. Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке. Эволюция парадигмы экономической теории.

    3. Основные этапы экономического исследования, истина и заблуждение в экономическом исследовании

    4. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки

    5. Основные школы экономической методологии

    6. Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке

0,25


0,007

5.


Тема 5. Принципы и методы экономико-теоретических исследований

5.1. Научные и ненаучные методы экономических исследований

5.2. Всеобщие, общие и частные экономические методы

5.3.Логические и нелогические экономические методы

5.4. Количественные и качественные экономические

методы

5.5 Малораспространенные классификации методов экономического исследования

5.6. Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний

0,25


0,007

6.


Тема 6. Исторический метод в анализе экономической действительности

6.1. Общая характеристика исторического метода

6.2. Исторический метод и экономическая наука

6.3. Исторический метод в экономической истории

и истории экономической мысли, в истории экономических учений

6.4. Основные исторические школы в экономической

методологии

05


0,139

7.


Тема 7. Эволюционный метод в экономическом исследовании

7.1. Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе

7.2. Эволюционный метод в экономической науке:

три понимания

7.3. Эволюционная экономика как направление

в экономической науке

7.4. Эволюции и революции во всемирной экономической истории

0,5


0,139

8.


Тема 8. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях

8.1. Наблюдение как метод исследования социальных процессов. Цели и задачи, проблема интерпретации данных

8.2. Экономическое измерение

8.3. Виды экономического наблюдения

8.4. Понятие экономического эксперимента: цель и задачи, основные типы экономических экспериментов

8.5. История экономического экспериментирования

8.6. Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях

0,5


0,139

9.


Тема 9. Математический метод в экономическом исследовании

9.1. Формализация и математизация как методы развития научного знания

9.2. Математический метод в истории экономической мысли

9.3. Эконометрика, ее цели и задачи

9.4. Математический эксперимент

9.5. Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин

0,25


0,007

10.


Тема 10. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности

10.1. Анализ и аналитический метод: общая теория

10.2. Синтез и синтетический метод в экономическом исследовании. Междисциплинарный синтез: экономика и другие социальные науки

10.3. Индукция как метод познания: общие аспекты анализа. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке и индуктивизм в истории экономической мысли

10.4. Дедукция как метод познания: общие аспекты анализа. Дедуктивный метод и дедуктивизм в истории экономической мысли

10.5. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке

0,25


0,007

ИТОГО




4

0,11

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
Практические занятия (не предусмотрены учебным планом)
Содержание и объем самостоятельной работы аспирантов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

(№ недели)

Трудоемкость

Форма

аттестации

час.

зач. ед.

1

2

3

4

5




Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования

          1. Философия экономики и экономическая методология.

          2. Экономическое мировоззрение и экономическая методо­логия.

          3. Экономическая теория и экономическая методология.

          4. Предмет экономической науки как объект философско-методологического исследования.

          5. Homooeconomicus в постиндустриальном обществе.

          6. «Экономический человек» в трансформирующейся России.

          7. Погрешности в экономических фактах: причины и спосо­бы устранения.

          8. Критерии истинности экономических фактов.

          9. Экономический факт и социальный факт.

10. Идеология и факты в экономическом познании.

№1-2

4

0,111

эссе

Тема 2.Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании

              1. Метод и методология: проблема взаимосвязи. Метод и методология в истории экономической науки. Предмет и метод экономической науки.

              2. Философия как всеобщая методология экономической науки. Общенаучная и частнонаучная методология в экономичес­ком исследовании.

              3. Научные революции в экономической науке. Принцип фальсификационизма для экономической науки. Концепция «трех миров» К. Поппера и ее значение для эко­номики.

              4. Формирование научных школ в экономической теории

              5. Методология историко-экономических исследований. Разработка методологии исследования истории экономической мысли

№3-4

4

0,111

реферат

Тема 3. Социальное познание и методы изучения социальной реальности

            1. Экономическая эпистемология: современный контекст.

            2. Социологический опрос и особенности его применения в эко­номической практике.

            3. Фундаментальное и прикладное в экономических исследо­ваниях.

            4. Интуиция в экономическом исследовании.

            5. Экономист как футуролог.

            6. Предвидение и прогноз в экономической науке.

            7. Экономист как эксперт и проблема научной экспертизы в эко­номическом анализе.

            8. Метод экспертных оценок в экономическом исследовании.

            9. Экономический мониторинг: что это такое?

            10. Экономический волюнтаризм и его природа.

            11. Экономическая методология на службе экономической прак­тики.

            12. Постмодернизм в философии и экономике

№5-6

4

0,111

эссе

Тема 4. Философские, этические и методологические предпосылки экономических теорий

  1. Единство предмета и метода в экономической теории. Проблема методологического выбора.

  2. Позитивистская методология исследования экономики. Методологический монизм и плюрализм. Методологический индивидуализм и холизм. Методологический универсализм и релятивизм. Конвенционализм.

  3. Этические предпосылки экономических теорий.

  4. Особенности национального экономического мышления.

  5. Понятие «научной парадигмы» (Т. Кун и И. Лакатос).

  6. Жесткое ядро и научные гипотезы. Причины и направления эволюции парадигмы экономической теории.

  7. Центральное место экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория и общественные науки. Экономическая теория и естественно-технические науки.

  8. Содержание, значение и формы реализации междисциплинарного взаимодействия.

№7-8

4

0,111

реферат

Тема 5. Принципы и методы экономико-теоретических исследований

1. Последовательность научного познания: наблюдение, обобщения, выводы. Экономические наблюдения: эмпирический и статистический методы.

2.Методы обобщения. Абстрактно-логические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстракций). Причинно-следственный метод. Диалектический метод. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Единство логического и исторического.

3.Методы моделирования. Аналитические (теоретические) и функциональные модели. Статические и динамические модели. Математические, статические, графические методы.

4.Инструментализм, операционализм, ситуационный анализ в экономических исследованиях.

5.Необходимость эмпирической верификации научных выводов.

6.Значение практики для экономической науки. Эмпиризм, системность, продуктивность как выражение стандартов научности и критериев оценки экономических знаний. Прогностическая функция экономической науки.

№9-10

4

0,111

эссе

Тема 6. Исторический метод в анализе экономической действительности

1.Экономический историк как исследователь.

2.Особенности работы экономиста в исторических архивах.

3.Исторический факт и экономический факт (сравнительный анализ).

4.Экономическая теория и экономическая история: диалог двух концептуальных подходов.

5.Старая историческая школа в Германии XIX в.

6.Новая историческая школа в Германии конца XIX — начала XX в.

7.Новая экономическая история как историческая школа (принципы, методология, результаты).

8.Сравнительно-исторический метод в современной экономи­ческой истории.

9.Сравнительно-исторический метод в современной истории экономической мысли.

10.Клиометрия как метод экономической истории.

11.Проблемы классификации экономических учений, доктрин и школ

№11-12

2

0,056

эссе

Тема 7. Эволюционный метод в экономическом исследовании

1.Й. Шумпетер как эволюционный экономист.

2.Н.Д. Кондратьев и его роль в становлении эволюционной экономики.

3.Д. Норт как эволюционный экономист.

4.Эволюционная экономика и перспективы ее развития.

5.Эволюция организаций: к новой теории фирмы.

6.Эволюционная теория экономических организаций.

7.Эволюционная экономика в исторической ретроспективе.

8.Неоинституционализм и эволюционная экономика.

9.Эволюционная модель развития экономического знания.

10. Революции и контрреволюции в экономической науке

№13-14

2

0,056

реферат

Тема 8. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях

1.Контролируемое и неконтролируемое наблюдение в эконо­мическом исследовании.

2.«Наблюдение с соучастием» в экономическом исследовании.

3.Проблемы интерпретации эмпирических данных в экономи­ческом анализе.

4.Математическое и статистическое измерение в экономичес­ких исследованиях.

5.Экономическое описание и экономическое объяснение.

6.Экономический мониторинг в современной России.

7.Экономический эксперимент как глобальная инновация.

8.Перспективы развития экспериментальной экономики.

9.Лабораторный эксперимент в экономической науке.

10. Экономический эксперимент и российская практика эконо­мических реформ

№15-16

2

0,056

эссе

Тема 9. Математический метод в экономическом исследовании

1.Формализация и математизация как пути развития эконо­мической науки.

2.Математизация экономики в XVII-XX вв. Экономико-математическая школа в СССР. Экономико-математическая школа в современной России.

3.Основные методологические проблемы эконометрики. Современная эконометрика в России.

4.Экономическая математика будущего. Современный математический эксперимент в экономике. Критика математического метода в экономической науке.

№17

4

0,111

эссе

Тема 10. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности

1.Аналитический метод в истории экономической науки.

2.Синтетический метод в истории экономической науки.

3.Экономическая теория в междисциплинарном синтезе.

4.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и право.

5.Перспективы междисциплинарного синтеза: философия и эко­номика.

6.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и со­циология.

7.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и пси­хология.

8.Многоуровневый синтез в экономическом исследовании.

9.Дедуктивный метод в истории экономической науки.

10.Индуктивный метод в истории экономической науки.

11.Гипотеза в экономическом исследовании.

12.Аксиома и теорема в экономическом познании.

13.История теорем в экономической науке.

14.Экономические модели: прошлое, настоящее, будущее.

15.Индуктивность и вероятность в экономическом анализе

№18

4

0,111

реферат

ИТОГО







32

0,89





Примерный перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации)


  1. Экономическая реальность как объект исследования

  2. Позитивная и нормативная экономическая наука

  3. Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании

  4. Социальное познание и методы изучения социальной реальности

  5. Экономическая методология как направление экономических исследований

  6. Классификация методов как направление экономических исследований

  7. Исторический метод в анализе экономической действительности

  8. Эволюционный метод в экономическом исследовании

  9. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях

  10. Математический метод в экономическом исследовании

  11. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности

  12. Основные типы экономических моделей и их применение в экономическом исследовании

  13. Модель как способ воспроизведения экономической реальности

  14. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке

  15. Аналогия в экономическом анализе

  16. Аксиома и теорема в экономическом познании

  17. Гипотеза в экономическом исследовании

  18. Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и философия

  19. Экономический и синтетический анализ: общее и о особенное

  20. Эволюционная экономика и перспективы ее развития

  21. Качественный метод экономических исследований и проблема интерпретации

  22. Верификация и фальсификация экономического знания

  23. Проблема авторитета в экономическом знании

  24. Проблема авторитета в экономическом знании

  25. Роль электронных источников в историческом исследовании хозяйственных процессов

  26. Экономическая компаративистика



Рекомендуемая литература

    • основная

    1. Основы научных исследований / Б.И.Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина, Е.В. Нижегородов, Г.И. Терехова. - М.: форум, 2011. - 272 с.

    2. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: уч. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.

    3. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пос. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272с. Методология науки: статус и программы   - М.: ИФ РАН, 2005

    4. Методология науки: проблемы и история   - М.: ИФ РАН, 2003 Методология науки: исследовательские программы   - М.: ИФ РАН, 2007.

    5. Павлов А. В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы : учебное пособие   - М.: Флинта, 2010.




  • дополнительная




  1. Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск
    самоопределения. М.: Институт экономики РАН, 2000.

  2. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика,
    1992.

  3. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

  5. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. – М.:2002

  6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Росто-на-Дону, 1999

  7. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и
    политика. М.: Политиздат, 1990.

  8. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: 2001

  9. Нельсон Г., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М., 2000

  10. Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: ИНФРА-М,2006

  11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983

  12. Суслов И.П. Методология экономического исследования. – М.: 1974

  13. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. – М., 1994. Т.2, Вып.4

  14. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.

  15. Хикс Дж. Теория экономической истории. – М, 2003

  16. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978

  17. Шумпетер Й. История экономического анализа. – СПб, 2001

  18. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование
    предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла
    конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.

  19. Эволюция теории стоимости: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Я.С. Ядгарова. М.: Современная экономика и право, 2007.

  20. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009.

  21. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001



Дополнения и изменения в рабочей программе

за ________/________ учебный год
В рабочую программу _____________________________________________________

(наименование дисциплины)

для специальности (тей) ___________________________________________________

(номер специальности)

вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внес ______________________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета ________________________________________________________________________ (наименование факультета)

«____»_______________ 20___г.

Председатель ученого совета __________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)




Похожие:

Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина б. 2 «История...
Дисциплина «История и методология юридической науки» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «История и философия науки»
Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «История и философия науки» составлена в соответствии с паспортом специальности...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconРабочая программа по специальной дисциплине история и философия науки
Охватывает все и вся, а фундированная тем, что она исходит отовсюду. «Паноптикон» Джереми Бентама
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconРабочая программа дисциплины История дизайна для специальностей (группы...
Рабочая программа по дисциплине «История дизайна» составлена на основе примерной программы «История дизайна» в соответствии с Государственными...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconМинистерство образования и науки российской федерации
Литературный институт имени А. М. Горького проводит 15 мая 2013 года международную научную конференцию «Художественная словесность:...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Прикладные и фундаментальные науки. Проблема истинности и эффективности в научном познании
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Профессиональное обучение (по отраслям) и содержательно дополняет дисциплину базовой части «История и методология педагогической...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Профессиональное обучение (по отраслям) и содержательно дополняет дисциплину базовой части «История и методология педагогической...
Рабочая программа по дисциплине История и методология (науки) iconРабочая программа «Основы философии» Бабаханова М. Н. методсовет...
Характеристика учебных программ, программ профессиональной производственной практики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница