АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе
Казанского кооперативного
института (филиала)
Российского университета кооперации
_____________/ Ю.С.Валеева /
«____»_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине История и методология (науки)
(наименование дисциплины)
по специальности 08.00.01. Экономическая теория
(шифр и наименование специальности)
Всего учебных часов 36, зач.ед. 1 Всего аудиторных занятий, 4 час.
Всего часов на самостоятельную работу аспиранта – 32 часа
Аттестация (семестр)
К азань, 2012
Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальности научных работников 08.00.01. «Экономическая теория», учебного плана АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» одобрен Ученым советом протокол №9 от 05.04.2011, программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.
Составители рабочей программы
д.э.н., профессор _____________ Мокичев С.В.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета института протокол №___ от ___________________
Председатель ученого совета «___»________20____г. _____________ ^
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология (науки)» является выработка компетенций самостоятельного получения первичных данных для научного исследования; критического и творческого анализа вторичных данных и литературных источников; разработка экономических проблем; оформление, защита и публикация полученных.
В современных условиях перехода у инновационной экономической системе качество деятельности непосредственно зависит от исследовательского подхода к анализу современной экономики, умения изучать проблемы, определять их источники и последствия. Материал курса открывает широкие перспективы, способствующие анализу большого круга явлений, связанных с экономическими изменениями, которые возникают в результате перехода к экономике инноваций.
В программу введен ряд новых элементов, позволяющих формулировать плацдарм для продвижения в понимании экономических изменений и в то же время позволяет сохранить и упрочить большую часть имеющихся на сегодняшний день значительных достижений в экономической теории.
В данном курсе решается задача освоения новых направлений методологии экономических исследований. Настоящий курс призван правильно расставить методологические акценты и способствовать более глубокому постижению предмета и метода экономической науки. Основная проблема – не в статусе экономики как науки, а в понимании самими экономистами условий, в которых они работают. Проблематика новой экономики крайне обширна. Поэтому закономерен анализ методологии проведения экономический исследований, который отражает то новое, что принес с собой инновационный прогресс.
Сложность методологии экономического исследования заключается в том, что степень научного познания перехода к инновационной экономической системе представляет собой результат взаимодействия системы сложившихся отношений между людьми с новой экономической системой отношений. ^
По результатам изучения дисциплины «История и методология (науки)» аспирант должен:
Знать:
цель, задачи и проблемные аспекты изучаемой дисциплины;
особенности эволюции основных категорий, теорий и методологического инструментария экономической науки;
периодизацию основных этапов и направлений в истории экономической науки;
сущность и особенности альтернативных методологических и теоретических позиций в экономической науке на разных этапах ее эволюции,
Уметь:
расставить методологические аспекты дискуссий, ведущихся вокруг системы экономического знания и методов экономической науки,
ориентироваться в методах экономической науки: генетических (исторический метод в экономике, эволюционный метод), эмпирических (экономический эксперимент, экономическое наблюдение), математических, теоретических (аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный, гипотетико-дедуктивный, метод аналогии),
^
о проблеме дискурса субъекта экономического познания в отношении объекта исследования,
о тесной связи между методами экономического исследования и методологией экономического исследования, а также его философией.
Лекционный курс
Порядковый номер лекции
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
| Трудоемкость
|
| час.
| зач. ед.*
| 1.
| Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования
Специфика экономической науки
Позитивная и нормативная экономическая наука
Экономические науки
Экономическая антропология
Экономическая реальность и экономические факты
| 0,5
| 0,139
| 2.
| Тема 2.Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании
2.1. Метод и методология: цель, задачи, выбор методологии
2.2. Основные типы и уровни методологии
Базовые методологические концепции в философии и науке XX в.
| 0,5
| 0,139
| 3.
| Тема 3. Социальное познание и методы изучения социальной реальности
Предмет и основные традиции социальной эпистемологии
Социальная феноменология и герменевтика
Эмпирический и теоретические уровни в социальном познании
Метод и методология в социальном исследовании
Методы социологического исследования
| 0,5
| 0,139
| 4.
| Тема 4. Философские, этические и методологические предпосылки экономических теорий
Цели и задачи экономической методологии
Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке. Эволюция парадигмы экономической теории.
Основные этапы экономического исследования, истина и заблуждение в экономическом исследовании
Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки
Основные школы экономической методологии
Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке
| 0,25
| 0,007
| 5.
| Тема 5. Принципы и методы экономико-теоретических исследований
5.1. Научные и ненаучные методы экономических исследований
5.2. Всеобщие, общие и частные экономические методы
5.3.Логические и нелогические экономические методы
5.4. Количественные и качественные экономические
методы
5.5 Малораспространенные классификации методов экономического исследования
5.6. Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний
| 0,25
| 0,007
| 6.
| Тема 6. Исторический метод в анализе экономической действительности
6.1. Общая характеристика исторического метода
6.2. Исторический метод и экономическая наука
6.3. Исторический метод в экономической истории
и истории экономической мысли, в истории экономических учений
6.4. Основные исторические школы в экономической
методологии
| 05
| 0,139
| 7.
| Тема 7. Эволюционный метод в экономическом исследовании
7.1. Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе
7.2. Эволюционный метод в экономической науке:
три понимания
7.3. Эволюционная экономика как направление
в экономической науке
7.4. Эволюции и революции во всемирной экономической истории
| 0,5
| 0,139
| 8.
| Тема 8. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях
8.1. Наблюдение как метод исследования социальных процессов. Цели и задачи, проблема интерпретации данных
8.2. Экономическое измерение
8.3. Виды экономического наблюдения
8.4. Понятие экономического эксперимента: цель и задачи, основные типы экономических экспериментов
8.5. История экономического экспериментирования
8.6. Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях
| 0,5
| 0,139
| 9.
| Тема 9. Математический метод в экономическом исследовании
9.1. Формализация и математизация как методы развития научного знания
9.2. Математический метод в истории экономической мысли
9.3. Эконометрика, ее цели и задачи
9.4. Математический эксперимент
9.5. Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин
| 0,25
| 0,007
| 10.
| Тема 10. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности
10.1. Анализ и аналитический метод: общая теория
10.2. Синтез и синтетический метод в экономическом исследовании. Междисциплинарный синтез: экономика и другие социальные науки
10.3. Индукция как метод познания: общие аспекты анализа. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке и индуктивизм в истории экономической мысли
10.4. Дедукция как метод познания: общие аспекты анализа. Дедуктивный метод и дедуктивизм в истории экономической мысли
10.5. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке
| 0,25
| 0,007
| ИТОГО
|
| 4
| 0,11
| *Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам Практические занятия (не предусмотрены учебным планом) Содержание и объем самостоятельной работы аспирантов
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки
выполнения
(№ недели)
| Трудоемкость
| Форма
аттестации
| час.
| зач. ед.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования
| Философия экономики и экономическая методология.
Экономическое мировоззрение и экономическая методология.
Экономическая теория и экономическая методология.
Предмет экономической науки как объект философско-методологического исследования.
Homooeconomicus в постиндустриальном обществе.
«Экономический человек» в трансформирующейся России.
Погрешности в экономических фактах: причины и способы устранения.
Критерии истинности экономических фактов.
Экономический факт и социальный факт.
10. Идеология и факты в экономическом познании.
| №1-2
| 4
| 0,111
| эссе
| Тема 2.Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании
| Метод и методология: проблема взаимосвязи. Метод и методология в истории экономической науки. Предмет и метод экономической науки.
Философия как всеобщая методология экономической науки. Общенаучная и частнонаучная методология в экономическом исследовании.
Научные революции в экономической науке. Принцип фальсификационизма для экономической науки. Концепция «трех миров» К. Поппера и ее значение для экономики.
Формирование научных школ в экономической теории
Методология историко-экономических исследований. Разработка методологии исследования истории экономической мысли
| №3-4
| 4
| 0,111
| реферат
| Тема 3. Социальное познание и методы изучения социальной реальности
| Экономическая эпистемология: современный контекст.
Социологический опрос и особенности его применения в экономической практике.
Фундаментальное и прикладное в экономических исследованиях.
Интуиция в экономическом исследовании.
Экономист как футуролог.
Предвидение и прогноз в экономической науке.
Экономист как эксперт и проблема научной экспертизы в экономическом анализе.
Метод экспертных оценок в экономическом исследовании.
Экономический мониторинг: что это такое?
Экономический волюнтаризм и его природа.
Экономическая методология на службе экономической практики.
Постмодернизм в философии и экономике
| №5-6
| 4
| 0,111
| эссе
| Тема 4. Философские, этические и методологические предпосылки экономических теорий
| Единство предмета и метода в экономической теории. Проблема методологического выбора.
Позитивистская методология исследования экономики. Методологический монизм и плюрализм. Методологический индивидуализм и холизм. Методологический универсализм и релятивизм. Конвенционализм.
Этические предпосылки экономических теорий.
Особенности национального экономического мышления.
Понятие «научной парадигмы» (Т. Кун и И. Лакатос).
Жесткое ядро и научные гипотезы. Причины и направления эволюции парадигмы экономической теории.
Центральное место экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория и общественные науки. Экономическая теория и естественно-технические науки.
Содержание, значение и формы реализации междисциплинарного взаимодействия.
| №7-8
| 4
| 0,111
| реферат
| Тема 5. Принципы и методы экономико-теоретических исследований
| 1. Последовательность научного познания: наблюдение, обобщения, выводы. Экономические наблюдения: эмпирический и статистический методы.
2.Методы обобщения. Абстрактно-логические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстракций). Причинно-следственный метод. Диалектический метод. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Единство логического и исторического.
3.Методы моделирования. Аналитические (теоретические) и функциональные модели. Статические и динамические модели. Математические, статические, графические методы.
4.Инструментализм, операционализм, ситуационный анализ в экономических исследованиях.
5.Необходимость эмпирической верификации научных выводов.
6.Значение практики для экономической науки. Эмпиризм, системность, продуктивность как выражение стандартов научности и критериев оценки экономических знаний. Прогностическая функция экономической науки.
| №9-10
| 4
| 0,111
| эссе
| Тема 6. Исторический метод в анализе экономической действительности
| 1.Экономический историк как исследователь.
2.Особенности работы экономиста в исторических архивах.
3.Исторический факт и экономический факт (сравнительный анализ).
4.Экономическая теория и экономическая история: диалог двух концептуальных подходов.
5.Старая историческая школа в Германии XIX в.
6.Новая историческая школа в Германии конца XIX — начала XX в.
7.Новая экономическая история как историческая школа (принципы, методология, результаты).
8.Сравнительно-исторический метод в современной экономической истории.
9.Сравнительно-исторический метод в современной истории экономической мысли.
10.Клиометрия как метод экономической истории.
11.Проблемы классификации экономических учений, доктрин и школ
| №11-12
| 2
| 0,056
| эссе
| Тема 7. Эволюционный метод в экономическом исследовании
| 1.Й. Шумпетер как эволюционный экономист.
2.Н.Д. Кондратьев и его роль в становлении эволюционной экономики.
3.Д. Норт как эволюционный экономист.
4.Эволюционная экономика и перспективы ее развития.
5.Эволюция организаций: к новой теории фирмы.
6.Эволюционная теория экономических организаций.
7.Эволюционная экономика в исторической ретроспективе.
8.Неоинституционализм и эволюционная экономика.
9.Эволюционная модель развития экономического знания.
10. Революции и контрреволюции в экономической науке
| №13-14
| 2
| 0,056
| реферат
| Тема 8. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях
| 1.Контролируемое и неконтролируемое наблюдение в экономическом исследовании.
2.«Наблюдение с соучастием» в экономическом исследовании.
3.Проблемы интерпретации эмпирических данных в экономическом анализе.
4.Математическое и статистическое измерение в экономических исследованиях.
5.Экономическое описание и экономическое объяснение.
6.Экономический мониторинг в современной России.
7.Экономический эксперимент как глобальная инновация.
8.Перспективы развития экспериментальной экономики.
9.Лабораторный эксперимент в экономической науке.
10. Экономический эксперимент и российская практика экономических реформ
| №15-16
| 2
| 0,056
| эссе
| Тема 9. Математический метод в экономическом исследовании
| 1.Формализация и математизация как пути развития экономической науки.
2.Математизация экономики в XVII-XX вв. Экономико-математическая школа в СССР. Экономико-математическая школа в современной России.
3.Основные методологические проблемы эконометрики. Современная эконометрика в России.
4.Экономическая математика будущего. Современный математический эксперимент в экономике. Критика математического метода в экономической науке.
| №17
| 4
| 0,111
| эссе
| Тема 10. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности
| 1.Аналитический метод в истории экономической науки.
2.Синтетический метод в истории экономической науки.
3.Экономическая теория в междисциплинарном синтезе.
4.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и право.
5.Перспективы междисциплинарного синтеза: философия и экономика.
6.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и социология.
7.Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и психология.
8.Многоуровневый синтез в экономическом исследовании.
9.Дедуктивный метод в истории экономической науки.
10.Индуктивный метод в истории экономической науки.
11.Гипотеза в экономическом исследовании.
12.Аксиома и теорема в экономическом познании.
13.История теорем в экономической науке.
14.Экономические модели: прошлое, настоящее, будущее.
15.Индуктивность и вероятность в экономическом анализе
| №18
| 4
| 0,111
| реферат
| ИТОГО
|
|
| 32
| 0,89
|
|
Примерный перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации)
Экономическая реальность как объект исследования
Позитивная и нормативная экономическая наука
Проблема метода и методологии в научном экономическом исследовании
Социальное познание и методы изучения социальной реальности
Экономическая методология как направление экономических исследований
Классификация методов как направление экономических исследований
Исторический метод в анализе экономической действительности
Эволюционный метод в экономическом исследовании
Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях
Математический метод в экономическом исследовании
Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности
Основные типы экономических моделей и их применение в экономическом исследовании
Модель как способ воспроизведения экономической реальности
Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке
Аналогия в экономическом анализе
Аксиома и теорема в экономическом познании
Гипотеза в экономическом исследовании
Перспективы междисциплинарного синтеза: экономика и философия
Экономический и синтетический анализ: общее и о особенное
Эволюционная экономика и перспективы ее развития
Качественный метод экономических исследований и проблема интерпретации
Верификация и фальсификация экономического знания
Проблема авторитета в экономическом знании
Проблема авторитета в экономическом знании
Роль электронных источников в историческом исследовании хозяйственных процессов
Экономическая компаративистика
Рекомендуемая литература
Основы научных исследований / Б.И.Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина, Е.В. Нижегородов, Г.И. Терехова. - М.: форум, 2011. - 272 с.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: уч. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.
Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пос. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272с. Методология науки: статус и программы - М.: ИФ РАН, 2005
Методология науки: проблемы и история - М.: ИФ РАН, 2003 Методология науки: исследовательские программы - М.: ИФ РАН, 2007.
Павлов А. В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы : учебное пособие - М.: Флинта, 2010.
Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М.: Институт экономики РАН, 2000.
Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.
Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. – М.:2002
Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Росто-на-Дону, 1999
Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.
Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: 2001
Нельсон Г., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М., 2000
Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: ИНФРА-М,2006
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983
Суслов И.П. Методология экономического исследования. – М.: 1974
Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. – М., 1994. Т.2, Вып.4
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
Хикс Дж. Теория экономической истории. – М, 2003
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978
Шумпетер Й. История экономического анализа. – СПб, 2001
Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.
Эволюция теории стоимости: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Я.С. Ядгарова. М.: Современная экономика и право, 2007.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001
Дополнения и изменения в рабочей программе
за ________/________ учебный год В рабочую программу _____________________________________________________
(наименование дисциплины)
для специальности (тей) ___________________________________________________
(номер специальности)
вносятся следующие дополнения и изменения:
Дополнения и изменения внес ______________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета ________________________________________________________________________ (наименование факультета)
«____»_______________ 20___г.
Председатель ученого совета __________________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
|