Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \ Матренин двор»




Скачать 163.06 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \ Матренин двор»
Дата публикации10.03.2013
Размер163.06 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Философия > Урок
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор». Образ праведницы Матрёны.

Цели:

  • Чтение и сопоставительный анализ художественного текста, выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини рассказа.

  • Пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями). Построение « Дома праведницы».

  • Подготовка к проведению творческой работы, отражающей степень осмысления художественного текста.

  • Расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте, историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, уважения к людям труда и правды.

Оборудование: медиапрезентация, портрет  А.Солженицына, картины художников о русской деревне, эпиграфы, определения.

^ ХОД УРОКА

I. Организация внимания

1

Запись числа, темы. Мы продолжаем работу по изучению творчества А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын – писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Сегодня в центре нашего внимания  рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году. Рассказ прочитан, его финал, я хочу, чтобы сейчас прозвучал ещё раз

На слайде – портрет А.И. Солженицына, <Презентация. Слайд 1>

2.

Чтение учеником финала рассказа.

-О чём бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, какую бы тему нам выбрать для разговора? (выступления учащихся).

Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных (на экране):
(запись эпиграфа)

На слайде даны эпиграфы к уроку
<Презентация. Слайд 2>

3.

Цель урока:

Тема урока

<Презентация. Слайд 3>

4.

Сегодня мы знакомимся с героями  рассказа А. Солженицына «Матренин двор» , который находится у истоков русской деревенской прозы второй половины ХХ века. Попробуем в ходе анализа данного рассказа раскрыть его смысл и попытаемся ответить на вопрос:  «В чем же состоит «тайный внутренний свет» прочитанного рассказа?»

<Презентация. Слайд 4>

Слайд5

^ II. Подготовка к усвоению новых знаний

1.

Дома вы прочитали рассказ и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям.
Обратимся к определению жанра.




2.

Рассказ – это…


слайд 6

3.

В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики».  Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». Итак, в основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Трагической судьбе Матрены и будет посвящена основная часть нашей работы. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанном рассказе.




^ III. Беседа на выявление восприятия

1



– Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь  Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?
(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить  одиночество.  Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

– Какие проблемы легли в основу данного рассказа?
(Безрадостный уклад деревенской жизни, судьба деревенской русской  женщины, послевоенные трудности, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др.)

На слайде репродукция картины В. Попкова «Старость»
<Презентация. Слайд 7

^ IV. Анализ рассказа

1.

Нарисуйте словесный портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

На слайде 
иллюстрации к рассказу «Матренин двор»
<Презентация. Слайд8

2.

Прочитав последние строки рассказа, мы узнали, что Солженицын называет свою Матрёну праведницей.

- А что это за слово, каково его значение? (выступление групп)

- Праведник - ….

- Какое определение выбрать нам? В ходе нашего разговора мы постараемся прийти к общему мнению, если получится.

- Предлагаю построить нам дом Матрёны-праведницы, в который мы поселим лучшие черты людей-праведников, людей, живущих по совести.


<Презентация. Слайд 9>

3

Работа-исследование

Класс поделен на 3 группы (индивидуальное задание в каждой группе)

I группа ^ Матрёна и другие жители деревни Тальново

Общее в жизни Матрены и других жителей деревни.

Вставали рано; выходили все вместе на работу;

Потихоньку воровали торф; питались одной картошкой

В домах не было радио, электричество казалось чудом

^ II Отличие Матрёны от других жителей деревни

Матрёна выходила на работу, даже если болела

Не «сводила счёты» и не обсуждала ,кто вышел, а кто не вышел на работу

Не могла отказать, когда кто-то просил помочь в работе на огороде: выкопать картошку, вспахать на себе огород;

За работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама

Не досаждала никому расспросами; не сплетничала

Вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери


Слайд 10 (после выступления учеников)

4

II группа ^ Матрена и Игнатич общее

Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми («Комнаты мы не делили… Изба Матрены… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [ тараканов] травили… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…»).

^ Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. ( «Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа…).

^ Вежливость и деликатность. (Матрёна «не досаждала никакими расспросами», Игнатич «тоже не бередил её прошлого…»)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел «сфотографировать кого-нибудь за старинным ткацким станом», Матрёну привлекало «изобразить себя в старине».)

^ Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающими поскорее завладеть её двором.)

^ Матрена и Игнатич различное

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией).

^ Он городской житель, она живёт по законам деревни. ( «Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четыре – пять утра… Я спал долго…» «По бедности Матрёна не держала радио», но затем стала «повнимательней слушать и моё радио…»).

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: «Прости, Игнатич»)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: «…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её…

^ Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…»



Слайд11,

5

III группа ^ Матрёна и Фаддей

Жизненные ситуации


Матрёна

Фаддей

Первая мировая война

«Три года затаилась я и ждала.

И ни весточки, ни косточки»

«Пошёл он на войну – пропал…<…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского

^ Возвращение Фаддея из пленаплена


«В колена б ему бросилась»

«…Если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих»

^ Семейная жизнь

«Детей у неё было шестеро, и один за другим

умирали все очень рано»

«Родила ему Матрёна тоже

естерых детей»

^ Великая Отечественная война

«…Ефима взяли.. и младший брат без вести исчез во

вторую (войну)»

«…Не взяли Фаддея на войну из-за слепоты»

^ Дом в наследство

«Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в

наследство Кире»

«Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…»

^ Подготовка горницы к вывозу

«Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна

никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»

«Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил…живо суетился…горницу ярко разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора»

^ Вывоз горницы

«-А что было двух снарядить? Один бы трактор

занемог – другой подтянул…»

«Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…»

^ Авария на переезде

«И зачем на переезд проклятый пошла?»

«Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…»

^ Похороны Матрёны

«Лицо оставалось целёхонькое, спокойное, большое,

живое, чем мёртвое…»

«Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр…»

^ После похорон

«Все отзывы её [золовки] о Матрёне были

неодобрительны…»

«…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…»




Слайд12,13

6

^ Вывод-резюме работы групп.

Матрёна погибла, родственники «обогатились». В русской традиции в поминании о покойнике плохо не говорят, родственники прощаются с покойной.

<Презентация. Слайд 14>

7..



Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын  отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Репродукция картины Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья», 1973



8

^ Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?

Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене  нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.




9

^ В чем заключается смысл этого рассказа,  его основная идея?
Первоначальное название (авторское) рассказа – «Не стоит село без праведника». А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ  более нейтральное название – «Матренин двор».  Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия.  Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены  уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке».  Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».




10

11.

^ Какова позиция автора, если рассматривать шире, в контексте всего его творчества?
Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын едет в среднюю Россию работать учителем, где и встречается с Матреной. Судьба его нелегка. Рассказчик –  человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Об этом свидетельствуют художественные детали (упоминание о том, что «ел я дважды в сутки, как на фронте», о лагерной телогрейке, о неприятных воспоминаниях, «когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях» и др.) Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни  и который, по его мнению, сохранился в народной среде. В избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним  величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.  Рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.

^ Построение «Дома праведницы». (учащиеся называют нравственные черты, учитель прикрепляет таблички на рисунок дома: доброта, искренность, сердечность, сострадание, милосердие, бескорыстие, простодушие, ответственность, совестливость, незлобливость.


Слайд 15

12

^ В чем же заключается «тайный внутренный свет» этого рассказа?
Есть у З. Гиппиус стихотворение, которое написано раньше изображаемых в нашем рассказе событий, и написано оно по другому поводу, но попробуйте соотнести его содержание с нашим рассказом, надеюсь, это поможет вам сформулировать собственные рассуждения при писании небольшой творческой работы.



Слайд16





Знайте!

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет, Россия!

Они всколосятся,- верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем,- верьте!

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется – знайте!

И близко ее воскресенье

З . Гиппиус

Слайд17

13

^ VI. Итог урока

Солженицын наполнил новым содержанием само понятие «праведник». Даже дорога, как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле-неумолимой, разрушающей.

Нравственный смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и в том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Слайд17

14

VII. Домашнее задание

  1. Нужны ли праведники сегодня? (сочинение-рассуждение)

  2. «Тайный внутренний свет» рассказа А.Солженицына «Матрёнин двор» и мои впечатления от прочитанного.(письменно)

  3. Подготовить устный ответ на вопрос «Образ Матрёны-праведницы»

Слайд18


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Киселёвского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 3»

Практикоориентированный семинар

Пути реализации государственного образовательного стандарта

по литературе в основной школе

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Образ праведницы Матрёны.

Трагическая судьба героини в рассказе А.И.Солженицына

«Матрёнин двор»

Урок разработан учителем

I квалификационной категории

Репиной Т.Ф.

Киселевск 2012

Похожие:

Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство»
Конспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство», учитель русского языка и литературы...
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconТема урока. Дом, семья Мелеховых. Цель урока
Цель урока. Работа над главами, где рисуется жизнь семьи Мелеховых, трагическая судьба ее членов. Чтение эпизодов
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект открытого урока математики во 2 «В» классе по теме: «Вычитание...
Прозвенел звонок. Я вижу, что всё готово к началу урока. Значит, мы начинаем работу
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconУрока: Обобщающий урок по теме «Путешествие по океанам и материкам Земли»
Конспект открытого урока в рамках заседания шмо учителей начальных классов по комплектованию 5-х классов
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные» (интегрированный...
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект открытого урока По теме:”Свойства элементарных функций”...

Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект урока по теме «А. И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся»
Конспект урока по теме «А. И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного человека»
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconУрока: Овладение новыми языковыми средствами по теме «Моя семья»
Конспект урока иностранного языка (немецкий) в 5 «В» классе моу сош №4 г. Алапаевска Свердловской области по теме «Моя семья»
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconПлан-конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Одежда"
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А. И. Солженицына \\ Матренин двор» iconКонспект открытого урока русского языка во 2«В» классе по теме «Парные согласные в корне слова»
А теперь соединим в правило все наши наблюдения. Восстановим алгоритм проверки слов с парными согласными в корне
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница