Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения.




Скачать 463.97 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения.
страница1/3
Дата публикации10.03.2013
Размер463.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра философии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины
ЛОГИКА
Для специальностей подготовки:

080503.65 «Антикризисное управление»

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»


Форма обучения Очная
Санкт-Петербург

2010
СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины ……………… 3

2. Тематический план изучения дисциплины ……..……………………… 5

3. Учебная программа по дисциплине ……………………………..……….. 8

4. Планы семинарских (практических) занятий ……………………..…… 11

5. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачёту

по дисциплине …………………………………………….….…………..….. 14

6. Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения ….. 15

7. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

студентами заочного обучения …………………………..……………..…… 16

8. Рекомендованная литература …………………………………………….. 18

9. Контрольные тестовые задания по дисциплине ………..……………… 20


^ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»

Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. Кроме того, дисциплина ставит перед собой следующие задачи: развитие у студентов конструктивно-логической составляющей мышления; расширение культурно-исторического кругозора студентов; научение студентов обращению с аппаратом классической логики и аргументации; научение студентов распознавать логическо-аргументационные структуры в различных областях окружающей жизни.

Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с историей возникновения и развития логики;

  • ознакомление студентов с панорамой современной логики-дисциплины;

  • ознакомление студентов с общей структурой логики;

  • ознакомление студентов с корпусом классической логики и теории аргументации;

  • вырабатывание у студентов навыков применения правил классической логики;

  • подведение студентов к конструктивному восприятию различных областей окружающей жизни, распознаванию содержащихся в них логическо-аргументационных структур;

  • вырабатывание у студентов навыков конструктивного мышления, четкого языкового выражения своих мыслей, их аргументирования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • об истории возникновения и развития логики;

  • о развитии современной логики и теории аргументации;

ЗНАТЬ:

  • общую структуры логики;

  • основные особенности и разделы классической логики и теории аргументации;

УМЕТЬ:

  • правильно применять правила классической логики и теории аргументации;

  • конструктивно воспринимать различные области окружающей жизни, распознавать содержащиеся в них логическо-аргументационные структуры;

  • логично выражать свои мысли, аргументировать их.

Изучение дисциплины “Логикапредполагает тесное взаимодействие всех форм обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

На лекциях студенты знакомятся с историей возникновения и развития логики, с общей структурой логики, корпусом знаний по формальной логике и теории аргументации.

На семинарах происходит целенаправленное обсуждение наиболее сложных для освоения тем из лекционного цикла, прорабатываемых студентами самостоятельно на основании изучения литературы по логике; развивается способность студентов пользоваться освоенными логическими правилами, решать логические задачи, строго выражать свои мысли, правильно их аргументировать; осуществляется контроль усвоения студентами осваиваемого материала.

На практических занятиях происходит отработка полученных теоретических знаний; осуществляется анализ философских текстов и логических систем; вырабатываются навыки ведения дискуссии, убеждения и доказательства.

В самостоятельной работе студенты изучают рекомендованную по дисциплине литературу; готовятся к семинарским и практическим занятиям.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в ходе семинарских и практических занятий. Итоговый контроль проводится в форме зачёта. На зачёте оценивается знания учебного материала; умения логично излагать материал и применять знание логико-аргументационных правил в установленное время.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
^

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»



Очная форма обучения (срок обучения – 5 лет)




п/п


Названия тем



Всего

Часов


Аудиторная работа

Самостоятельная работа


Лекции


Семинары (практ. занятия)

1
^

Предмет и значение логики.


6

2




4

2

Понятие как форма отражения действительности.


8

2

2

4

3

Суждение.

8

2

2

4

4

Умозаключение.

8

2

2

4

5

Основные законы логики

10

4

2

4

6
^

Основы теории аргументации.


8

4




4

7

Логические основы аргументации.

10

4

2

4




Зачёт

6




2

4




Всего:

64

20

12

32



Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 6 лет)





п/п


Названия тем



Всего

Часов


Аудиторная работа


Самостоятельная работа


Лекции

Семинары (практ. занятия)

1

Предмет и значение логики

6

2




4

2
^

Понятие как форма отражения действительности.


6

2




4

3

Суждение.

6

2




4

4

Умозаключение.

6

2




4

5

Основные законы логики

14

4

4

6

6
^

Основы теории аргументации.


8

4




4

7

Логические основы аргументации.

10

4

2

4




Зачёт

8




2

6




Всего:

64

20

8

36

Заочная форма обучения (срок обучения – 6 лет)

№ п/п

Названия тем

Всего часов

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

1

Предмет и значение логики.

8

2




6

2
^

Понятие как форма отражения действительности.


6







6

3

Суждение.

6







6

4

Умозаключение.

8

2




6

5

Основные законы логики

6







6

6
^

Основы теории аргументации.


6







6

7

Логические основы аргументации.

6







6




Зачёт

2

2










Всего:

64

6




58

Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)

№ п/п

Названия тем

Всего часов

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

1

Предмет и значение логики.

8

2




6

2
^

Понятие как форма отражения действительности.


6







6

3

Суждение.

6







6

4

Умозаключение.

8

2




6

5

Основные законы логики

6







6

6
^

Основы теории аргументации.


6







6

7

Логические основы аргументации.

6







6




Зачёт

2

2










Всего:

64

6




58

^ 3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
3.1. Содержание тем

Тема 1. Предмет и значение логики

Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления.

Возникновение логики как науки. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. Современный этап развития формальной логики.

Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость.

^

Тема 2. Понятие как форма отражения действительности


Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки общие, частные и единичные, существенные и несущественные, необходимые и случайные. Свойства и отношения как признаки. Содержание понятия и состав преступления. Объем понятия. Классы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Операции с классами. Род и вид. Вид и подвид данного вида.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие общие понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество (равнозначность), перекрещивание (пересечение), подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность), соподчинение. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий.

Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение как определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как разновидность определения через род и видовое отличие. Правила явного определения. Ошибки, связанные с нарушением этих правил. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.

Приемы сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Связь определений (дефиниций)  с формированием и развитием понятий. Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений. Роль определений в юридической науке и практике.

Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении.
Тема 3. Суждение

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Состав простого суждения. Виды простых суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждение с отношением (релятивное), суждение существования (экзистенциальное).

Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Выделяющие и исключающие суждения. Распределённость терминов в суждениях. Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях.

Сложные суждения и их виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция), условные (импликация), эквивалентные и отрицательные. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности). Строгая и нестрогая дизъюнкция (исключающе-разделительное и соединительно-разделительное суждение). Импликация и условное суждение. Понятие необходимых и достаточных условий.

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.
Тема 4. Умозаключение

Умозаключение как форма  мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, обосновывающее знание (логическая связь между посылками и заключением). Понятие логического следования. Простые и сложные умозаключения. Виды  умозаключения:  непосредственные и опосредованные, демонстративные и недемонстративные, дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии.

Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по “логическому квадрату”, отрицание сложных суждений, контрапозиция условного суждения.

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма.  Фигуры и модусы силлогизма.  Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем. Сокращенный силлогизм (энтимема); восстановление энтимемы до полного силлогизма. Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сорит и эпихейрема) силлогизмах.

Умозаключения из сложных посылок; чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения; модус утверждающий и модус отрицающий, их правильная и неправильная схемы. Разделительно-категорические умозаключения; утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы, их правила. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения; простая и сложная, конструктивная и деструктивная дилеммы. Правдоподобные (индуктивные) умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индукции:  полная и неполная индукция.

Полная индукция. Структура умозаключения. Понятие о математической индукции.

Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная индукция (индукция через простое перечисление) и научная индукция.

Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных сообщений.

Научная индукция. Принципы отбора и исключения, ограничивающие возможность случайных обобщений.

Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости - основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Объединённый метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.

Условие повышения вероятности заключений, полученных с помощью неполной индукции. Основные ошибки, допускаемые в неполной индукции.

Умозаключение по аналогии,  его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.
Тема 5.^ Основные законы логик

Законы логики, их природа. Закон тождества. Идентификация (отождествление) лиц и предметов в профессиональной сфере. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Понятие софизма и паралогизма. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности..

^

Тема 6. Основы теории аргументации


Доказательное рассуждение - логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки в аргументации. Виды аргументации: прямая и косвенная.

Критика и опровержение. Критика аргументов и критический анализ демонстрации. Опровержение тезиса: прямое и косвенное.

Тема 7. ^ Логические основы аргументации

Аргументация и процесс формирования убеждений. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательное рассуждение - логическая основа формирования научных убеждений.

Доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое, косвенное. Разновидности косвенного доказательства: от противного (алогическое), разделительное доказательство (методом исключения).

Состав  аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), опровержение аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.

Правила и ошибки в аргументации:  правила и ошибки по отношению к тезису (полная и частичная подмена тезиса) и по отношению к аргументу, правила и ошибки демонстрации.

Логические ошибки: софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.

^ 4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Понятие как форма мышления»
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “логика”
Основной целью учебной дисциплины "Логика " является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Цель дисциплины: Основной целью дисциплины «История бухгалтерского учета» является ознакомление аспирантов с основными проблемами...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconПрограмма по дисциплине «Логика»
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
«Энциклопедия философских наук», которое и представляет собой завершенную систему гегелевской философии. Центральным и наиболее важным...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с содержанием данного вида профессиональной деятельности, особенностями...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с содержанием данного вида профессиональной деятельности, особенностями...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconЛогика смысла в романе А. Белого «Петербург»: разрыв, обратимость, парадокс
Мы хотим предложить потенциально плодотворный метод прочтения этого романа, исходя из концептуальной логики смысла, предложенной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Агроинженерия. Дисциплина по выбору «Методы коммерциализации новой технологии» дополняет дисциплины базовой части «Логика и методология...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной целью учебной дисциплины «Логика» является ознакомление студентов с основными понятиями логики, основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения. iconЯкутский филиал спб ауиэ кафедра экономики утверждаю
Общие методические указания по изучению дисциплины, Методические рекомендации по практическим занятиям по дисциплине, Методические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница