Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя




Скачать 38.13 Kb.
НазваниеСубъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя
Дата публикации24.03.2014
Размер38.13 Kb.
ТипРассказ
litcey.ru > Философия > Рассказ
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя

Лисова Олеся Олеговна

Студентка Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия
Цель предлагаемой работы – прояснение особенностей субъектной структуры рассказа В.Набокова «Бахман». Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной изученностью поэтики малой прозы В. Набокова в целом, в том числе - их субъектной структуры.

Выбор материала исследования обусловлен очевидной провокативностью рассказа «Бахман» по отношению к читателю. В этом произведении рассказчик воспроизводит историю любви гениального композитора Бахмана и Перовой, свидетелем которой он сам не являлся, но которую слышал от антрепренера Зака. Перед нами возникает ситуация, которую можно назвать «рассказом рассказа», когда один субъект озвучивает рассказ другого субъекта. Все события жизни композитора в «Бахмане», таким образом, не объективно разворачиваются перед читателем, а оказываются пропущены через призмы восприятия Зака, с одной стороны, и рассказчика – с другой. Такая субъектная структура рассказа ставит пред читателем серьёзную проблему, касающуюся объёма и степени трансформации рассказа Зака в сознании рассказчика, поскольку в некоторых эпизодах рассказчик словно не отделяет себя от Зака, а рассказывает историю так, как будто бы он сам был ее свидетелем.

Попытаемся вкратце охарактеризовать точки зрения Зака и рассказчика. Зак – импресарио Бахмана, его точка зрения на Бахмана и на мир в целом ограничена, поскольку этот персонаж обладает нетворческим, «прозаическим» кругозором. Зак видит «маэстро Бахмана» только с профессиональной стороны, как пианиста и композитора. Действия Зака по отношению к маэстро можно сопоставить с действиями, совершаемыми над вещью: для Зака Бахман – предмет, который нужно постоянно готовить к чему-то и приводить в должное состояние. Можно сказать, что Зак «овнешняет» Бахмана, для него Бахман – лишь коммерческий проект. Для рассказчика важнее оказывается не столько внешняя оценка композитора, сколько мир чувств и переживаний Бахмана и Перовой. Если для Зака было очевидно, что Бахман не любит Перову, а только мучает её, то рассказчик отмечает другое – восторженную улыбку, с которой Бахман глядел на Перову во время их последней встречи и понимание, которое было в эту ночь между ними: «Думаю, что эти двое, полоумный музыкант и умирающая женщина, нашли в эту ночь слова, какие не снились величайшим поэтам мира» [Набоков 1991: 77].

Однако при восприятии точки зрения рассказчика читатель также сталкивается с определённой проблемой – проблемой соответствия слов рассказчика действительности в силу того, что подробности отношений Бахмана и Перовой и характеристики внутренних состояний героев часто даются в сопровождении слов с вероятностной модальностью: «Вероятно, он понимал по-своему волнение ее тела, трепет и жар болезни, мысль о которой не приходила ему в голову» [Набоков 1991: 77]. Это связано с тем, что рассказчик часто додумывает то, что мог чувствовать Бахман в тот или иной момент, сам объясняет мотивы поведения Перовой. В таких случаях он берет на себя функцию всезнающего автора-творца, восполняющего недостающие подробности рассказа Зака, активизируя сферу своего воображения.

Очевидно, что рассказчик переосмысливает рассказ Зака, часто акцентируя внимание именно на своей точке зрения на события, вводя такие слова и выражения как «я думаю», «я особенно ясно представляю себе». С другой стороны, то, что говорил ему Зак, он часто оформляет словами «Зак рассказывал», «Зак думает», «Зак уверяет». Анализ рассказа показывает, что, несмотря на частое утверждение рассказчиком своего субъективного отношения к событиям жизни Бахмана и Перовой, точка зрения Зака существует на равных правах с точкой зрения рассказчика. Не случайно рассказ завершается высказыванием не рассказчика, а Зака. Это единственная полная цитата фразы Зака в тексте, переданная рассказчиком без изменения, на что указывают кавычки. Можно сказать об определённом парадоксе в субъектной структуре рассказа «Бахман». С одной стороны, такое закавычивание свидетельствует о ценностном дистанциировании позиции рассказчика от позиции Зака. С другой - то, что последняя встреча с Бахманом «в миру» дается с точки зрения Зака, одновременно утверждает ее равноправие в субъектной структуре новеллы с точкой зрения рассказчика.

Такая субъектная структура в рассказе В. Набокова имеет важные художественно-смысловые функции, понятные в контексте неклассической художественности. Для автора-творца в рассказе «Бахман» важным оказывается утверждение принципиальной множественности точек зрения на мир, в связи с чем переосмысливается само понятие «реальности», предстающей в художественном мире В. Набокова как множество индивидуальных миров, а соответственно и восприятий мира. Отметим, что такой тип отношения к «объективной» реальности отрефлектирован самим Набоковым в его лекциях по литературе. Как сказано в лекции «Франц Кафка», «субъективная жизнь настолько интенсивна, что так называемое объективное существование превращается в пустую лопнувшую скорлупу» [Набоков 1998: 327]. Вот почему такую субъектную структуру можно рассматривать как форму своеобразной игры автора с читателем, «остраняющей» наше привычное восприятие реальности и стремление вывести абсолютно достоверное знание о структуре этой реальности из её субъективных «прочтений». Вот почему художественно-смысловой акцент в рассказе «Бахман» делается прежде всего на субъектной динамике, динамике развёртывания разных точек зрения, что характерно, с точки зрения Н.Д. Тамарченко, для неклассической эпики в целом, важным становится не только «событие, о котором рассказывается» (история Бахмана), но «событие самого рассказывания» (М.М. Бахтин).
Литература

Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

Набоков В. В. Рассказы. Воспоминания. М., 1991.

Похожие:

Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconРецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа»
Я хочу рассмотреть черновой автограф рассказа В. Набокова «Наташа», который был обнаружен А. Бабиковым среди рукописей в вашингтонском...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconСубъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия...
Дорожу. Поэтому и разговор всегда стараюсь вести на такие темы, которые представляются актуальными не только в профессиональном,...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconСидорова Ольга Юрьевна моу сош№31 Повышение мотивации школьников...
Статуса читателя. Повышение интереса к чтению, перечитыванию, к осмыслени художественных традиций может произойти благодаря приобщению...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя icon7. Теория конкурентных преимуществ М. Портера
М. Портер, 2000). Исходные моменты, определяющие выбор конкурентной стратегии: 1) структура отрасли, в которой действует компания...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconОбщее время выполнения работы — 240 минут (4 часа) Задание
«Белая радуга» (текст рассказа прилагается), обращая внимание на его композицию, художественные образы и мотивы, своеобразие сюжета...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя icon«академия спорта»
Субъектная технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала при главенствующей роли последней
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconСолярные знаки и символы в аспекте интертекстуальных включений в романе «Лолита» В. В. Набокова

Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconСредства репрезентации эмоций адресанта в типе текста «письмо читателя»
Одним из наиболее эффективных способов изучения особенностей использования языка в сми является описание отдельных типов медийных...
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconКонспект урока литературы в 8 классе по теме: Особенности творческого...
Особенности творческого пути А. П. Чехова на примере рассказа «Человек в футляре»
Субъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя iconКурс теории дрессировки собак военная собака второе издание заново...
Внимание читателя к быстро разошедшемуся первому изданию моей книги и та масса писем, которую я получаю до сих пор, указывает на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница