Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина




Скачать 37.23 Kb.
НазваниеУрока: Тема города и деревни в прозе Шукшина
Дата публикации15.05.2014
Размер37.23 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Философия > Урок
Тема урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина.

  1. Прочитайте рассказы В. Шукшина и по плану проанализируйте их: (по вариантам)

  1. специфика композиции

  2. образ главного героя

  3. город и деревня

  4. роль юмора

  5. речь и язык.

  1. Эволюция героя в новеллистике В. Шукшина.

Утверждение позитивных начал русского народного характера в рассказах «Чудик», «Микроскоп».

Усложнение этической оценки «сельского жителя»: противоречивость народного характера, неразвитость нравственного сознания, стихийное и рациональное в структуре личности («Срезал»).

  1. В чем проявляется гуманизм автора? Каково отношение автора к своим героям? Как автор описывает героев, дает ли он им оценки? Язык автора и язык персонажа. Сказ в творчестве Шукшина.

  2. Различаются ли языки сельских жителей и городских? Приведите примеры, разграничивающие эти «языки» (што, счас, займесси, навалисся, гля, глянь и т.п.). Для чего автору нужно подобное разграничение?

«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется - «Чудик». Автор не зря называл своих героев не «чудаками», а именно «чудиками», ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское. Незащищённое.

«Чудик» - это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни… Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение… Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» [Панкин В. 1980, с. 165]

Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих - столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Или Моня, по паспорту Дмитрий Квасов, совхозный шофёр, двадцати шести лет от роду, который потому именно замыслил создать вечный двигатель, что вычитал в книгах будто двигатель такой - невозможен. Это Николай Николаевич Князев из райгородка Н., мастер по ремонту телевизоров, который у себя на дому восемь общих толстых тетрадей исписал трактатами «О государстве», «О смысле жизни» и «О проблеме соборного времени» и многие другие.

Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» - его любимый персонаж.

Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят».

Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни. Но надо уточнить, что герой-«чудик» эволюционирует.

Куда бы ни заносило таких людей, в плохое их занести не может.

Образ создается по определенным «параметрам». Портрет «чудика» составлялся следующим образом.

а) Оценку внешности «чудика» изначально даёт сам автор, поэтому персонажи, изображённые автором очень красивы внешне.

б) Самооценка внешности в рассказах Шукшина не представлена, для них не характерно самоописание, самолюбование. Важными становятся внутренние качества, а не внешняя оболочка героя.

в) У всех героев-«чудиков», абсолютно у всех, есть душа, она-то и делает их странными, не даёт им покоя. Душа эта мающаяся. Сам Шукшин говорит: «Чудаковатость моих героев – форма проявления их духовности».

Хотя герои-«чудики» предстают пред нами выламывающимися из окружающей среды, отторгнутыми и отвергнутыми, «униженными и оскорблёнными» ею, зато они обладают устойчивостью, упругостью, несгибаемостью характеров.

^ Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Основные черты характера «чудика» - смелость и совестливость.

«Стыдно» – это категория состояния, которая обозначает душевное

состояние «чудика». Герою Шукшина всегда стыдно, хоть немного, хоть в малой степени, но всё-таки стыдно. Поэтому любит автор своих героев-«чудиков», потому что они могут понять, признаться в своей несправедливости и неправоте.

Совестливый герой у В. М. Шукшина происходит из простого люда, он выступает «без грима и без причёски».

Совесть – главная черта характера «чудика». Ему всегда стыдно, совестно, неловко от сознания неправоты или чувства стеснения. «Чудик» сам осознаёт это, поэтому испытывает чувство стыда, раскаяния. Он признаётся себе в этом.

Итоги. В центре художественного видения В.М. Шукшина находится человек, его жизнь. Автор условно разделил своих персонажей на «чудиков» и «античудиков». В сферу оценки попадают прежде всего портрет героев, речь, внешний вид и внутреннее состояние.

Таким образом, рассмотрев героя-«чудика», мы пришли к следующим выводам:

во-первых, «чудик» как главный любимый персонаж Шукшина анализируется автором в разных аспектах,

во-вторых, оценочному анализу подвергаются как внешние портретные характеристики персонажа, так и его внутренний мир. При этом отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь значимые фрагменты:

1. имя как отражение социальной характеристики персонажа;

2. душа как неотъемлемая часть неудовлетворённого жизнью человека;

3. глаза как отражение мыслей, состояния, переживания;

в-третьих, «чудик» является объектом оценки автора, персонажей рассказов и самооценки. При этом портрет «чудика» часто не совпадает у разных оценивающих субъектов.

Таким образом, «чудик» - часто простой человек из глубинки неопределённого возраста, красив внешне. Самого «чудика» внешность не интересует, он беспокоится о больной душе. Герой обладает устойчивостью, несгибаемостью характера, основные черты - смелость и совестливость.

Похожие:

Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconВечные истины стихотворений в прозе
Я хочу поделиться с Вами моими впечатлениями, которые вызвали у меня «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconУрока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Зная аксиомы стереометрии и следствия из аксиом, уметь применять их при решении задач
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconУрока Класс: 5 Раздел: «Кулинария» Тема урока: Технология приготовления бутербродов
Учитель приветствует учащихся, проверят отсутствующих, раздает технологические карты, знакомит учащихся с целями урока
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconТема урока. Дом, семья Мелеховых. Цель урока
Цель урока. Работа над главами, где рисуется жизнь семьи Мелеховых, трагическая судьба ее членов. Чтение эпизодов
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconУрока по физической культуре №3 для учащихся 4 класса. Тема урока:...
Цель урока: Увеличить подвижность суставов и укрепить связки используя средства аэробики
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconУрока: Образовательная
Тема урока: Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя. Современное звучание произведения
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconТема урока: Путешествие в Лукоморье
Цель урока: развитие интереса к чтению, любознательности, артистических способностей
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconВсероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина
Из опыта экскурсионной деятельности кгбу «Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина»
Урока: Тема города и деревни в прозе Шукшина iconУрока Тема урока Содержание темы
Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями Самостоятельная работа №2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница