Словарь базовых терминов




НазваниеСловарь базовых терминов
страница1/15
Дата публикации19.03.2013
Размер1.86 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Философия
СЛОВАРЬ БАЗОВЫХ ТЕРМИНОВ

Оглавление


Предисловие………………………………………………………………..

3

1 Предмет и специфика философского знания………………………

4

1.1 Базовые понятия и термины по теме: Мировоззрение и философия…………………………………………………………………………..

4

1.2 Базовые понятия и термины по теме: Общий обзор исторических типов философии…………………………………………………………..

14

^ 2 Проблемы онтологии и гносеологии…………………………………

30

2.1 Базовые понятия и термины по теме: Проблема бытия. Диалектика бытия………………………………………………………………………..

30

2.2 Базовые понятия и термины по теме: Философское понимание материи………………………………………………………………………..

40

2.3 Базовые понятия и термины по теме: Идеальное бытие сознания…………………………………………………………………………..

44

2.4 Базовые понятия и термины по теме: Познание: возможности и границы……………………………………………………………………...

49

^ 3 Социальная философия……………………………………………….

57

3.1 Базовые понятия и термины по теме: Общество как объект познания и целостная, саморазвивающаяся система………………………….

57

3.2 Базовые понятия и термины по теме: Культура и цивилизация…………………………………………………………………………..

70

3.3 Базовые понятия и термины по теме: Философские вопросы техники……………………………………………………………………………

77

3.4 Базовые понятия и термины по теме: Духовная жизнь общества. Наука, искусство, религия, мораль……………………………………….

86

3.5 Базовые понятия и термины по теме: Философские проблемы человека……………………………………………………………………….

97

3.6 Базовые понятия и термины по теме: Ценности……………………...

106

^ Алфавитный указатель…………………………………………………..

113

Введение

Современное философское знание, впитавшее в себя мудрость народов всех времен, дает осмысление важнейшим феноменам и проблемам жизни человека, наиболее общим вопросам науки, морали, искусства, права, государства, религии, политики. Массив знания огромен, концептуально представлен большим количеством философов и ориентироваться в нем сложно.

В данном методическом указании представлены базовые понятия и термины философии в соответствии со стандартом инженерного образования. Материал словаря распределен по темам, что позволяет ориентироваться в проблемном поле философского знания.

Изучение базовых понятий и терминов вырабатывает у студентов навыки теоретического мышления и формирует способность аргументированного доказательства при осмыслении философских проблем, решении философских задач, практических заданий, кроссвордов, представленных в учебном пособии авторов «Философия. Практикум к семинарским занятиям», а также самостоятельному изучению учебного материала по философии.

Повтор некоторых понятий в разных разделах словаря обусловлен потребностью содержательного раскрытия тем дисциплины. Разделы словаря включают методические указания по теме, а также обязательную и дополнительную литературу.

Материалы методического указания могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям и экзаменам, при написании домашней письменной работы.

Определения базовых понятий и терминов даны с учетом материала современных учебников и философских словарей, таких как:

  1. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. – М., 2004.

  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677с.

  3. Философия. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416с. (Словари XXI века).

  4. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Мн: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1280 с. – (Мир энциклопедий).

  5. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Уч. пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 428 с.

  6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 376 с.

  7. Краткий философский словарь /А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; Под ред. А.П. Алексеева. —М.: ТК Велби, изд –во Проспект, 2004. — 496 с.


^ 1 ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1.1 Базовые понятия и термины по теме:

Мировоззрение и философия

Методические указания

Ключевыми понятиями темы являются понятия «мировоззрение» и «философия». Раскрывая содержание уровней мировоззрения, обратите внимание на понятия — «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». При анализе типов мировоззре­ния обратитесь к понятиям — «мифология», «религия», «философия», «мировоззрение мифологическое», «мировоззрение обыденное», «мировоззрение научное», «мировоззрение религиозное». Структура мировоззрения представлена понятиями — «знание», «ценности», «идеал», «убеждения».

Философия, являясь теоретическим ядром мировоззрения, имеет сложную структуру и раскрывается через понятия: «онтология», «гносеология», «аксиология», «философская антропология», «социальная философия», «философия истории», «философия культуры», «философия науки», «философия техники», «философия религии», «праксиология», «эстетика», «этика».

Отвечая на основной вопрос, философское знание разделилось на школы и учения, выраженные в понятиях: «материализм», «идеализм», «монизм», «дуализм», «теизм», «агностицизм», «скептицизм».
Обязательная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. — М., 2004. — С. 4 — 42, 52 — 77.

  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М., 2001, — С. 10 — 27.

Дополнительная литература


  1. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. — 1997. — № 9. — С. 36 — 46.

  2. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии. — 1998. — № 5. — С.42 — 49.

  3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1988. — С. 297 — 314.

  4. Мудрагей Н.С. Трудный путь философии // Вопросы философии. — 2001. — № 10. — С. 140 — 152.

  5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990. — С. 14 — 27.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. — непознаваемый) — философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведен в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
АКСИОЛОГИЯ (греч. — ценность и слово, учение) — философское учение о ценностях как основании целеполагающей деятельности людей. Центральное для аксиологии понятие «ценность» (См. Ценность) фиксирует важнейший аспект существования человека – его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными (См. Идеал) представлениями.
ВЕРА (осн. значения — истина, правда) — это особое состояние психики индивида, группы, выражающееся в твердой убежденности, в несомненном доверии и надежде. В полной мере вера рационально не аргументирована и практически не проверена. Несмотря на это, она выступает важным фактором, действенным стимулом решимости и активности людей. Вера находит выражение в любой сфере жизнедеятельности людей:

  • в экономической — вера в успех реализации произведенного продукта,

  • в политической — вера в харизматического политического деятеля,

  • в моральной — вера в силу нравственных идеалов, образцов, норм,

  • в художественной — вера в реальность происходящих событий,

  • в научной — вера в благотворные последствия достижений науки,

  • в религиозной — вера в бога.



ГНОСЕОЛОГИЯ (лат. — знание, учение) — наука о познании, об источниках достоверного знания, теория познания. Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средство и методы познания, результат знания и его оценку.
ДЕИЗМ (лат. — бог) — философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности течения событий. Его представители хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов).
ДУАЛИЗМ (лат. — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – материи и сознания, физического и психического. Например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежит две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). В большинстве случаев противопоставление этих начал сводится либо к идеализму (например, древнейшие религиозно-космологические учения), либо к высшему (духовному) существу — богу, либо развертывается целиком внутри самого духа (И. Кант).
ДУХ — высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преобразования действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия (См. Бытие) миром моральных, культурных и религиозных ценностей (См. Ценность), а также идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен.
ЗНАНИЕ — можно определить как заслуживающую доверия истинную и достаточно обоснованную информацию (См. Информация) о реальности, как результат духовной деятельности, отраженный в научных теориях (См. Теория), в искусстве, в языке (См. Язык), выражающий момент устойчивости в познавательном процессе. Существует обыденное, научное, неявное знания.
ИДЕАЛ (греч. — образец, норма, идеальный образ) — образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы людей. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению человека действенную силу. В античной философии (См. Античная философия) выделялось единство этического и эстетического идеалов. В средневековье (См. Средневековая философия) главным становится нравственный идеал, выступающий в религиозной форме. Эпоха Возрождения (См. Философия Возрождения) обращает преимущественное внимание на эстетический идеал. Новое время (См. Философия Нового времени) — на идеал научности, а современная философия актуализирует гуманистический (См. Гуманизм) идеал.
ИДЕАЛИЗМ — философское учение, которое все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Основные разновидности идеализма:

  • Объективный идеализм – провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель).

  • Субъективный идеализм — утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (И. Кант). Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм, согласно ему с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений (Дж. Беркли).


ИДЕЯ (греч. — вид, способ действия, качество, идея, созерцание) — в античной философии учение об идее было развито Платоном. Мир идей всегда есть и никогда не становится, является предметом разумного мышления. Между вещами и идеями существует единственное отношение — подражание. Идея рассматривается как первообраз, а чувственный предмет как копия. Идеи Платона – не мысли, а то, что является предметом мысли, когда она свободна от всего чувственного. Свойства идеи: вечная, абсолютная, нематериальная, не подвержена изменениям. У Аристотеля термин «эйдос» имеет значение «форма» - это общее в самой вещи и целевая причина ее становления.
МАТЕРИАЛИЗМ — философское учение, по которому материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка. Выделяют следующие основные формы материализма:

  • материализм Древнего Востока и Древней Греции — окружающий мир рассматривается сам по себе, независимо от сознания и состоит из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)

  • Метафизический (механистический) материализм Нового времени — многообразие свойств и отношений природы сводится к механистической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

  • Вульгарный материализм сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (К. Фохт, Р. Молешотт, Л. Бюхнер).

  • Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах).

  • Диалектический материализм, в котором в органическом единстве представлены материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

  • Последовательный материализм — в его рамках принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм).


МЕТАФИЗИКА — 1) философская наука о сверхчувственных принципах бытия. 2) противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия «метафизика» исторически преемственны: возникнув, как наука о началах всего сущего, метафизика на определенном этапе, на базе механистического естествознания 17 в. была переосмыслена как общий антидиалектический метод. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была противопоставлена вначале идеалистической диалектике Г.Гегеля, а затем диалектико-материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их воля, убеждения, идеалы (См. Воля, Убеждение, Идеал), принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение имеет уровневую структуру и складывается из мироощущения, мировосприятия и миропонимания (См. Мироощущение, Мировосприятие, Миропонимание). Выделяют типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, научное (См. Мировоззрение мифологическое, религиозное, обыденное, научное).
^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ — тип мировоззрения, который строится в основном на преобладании ассоциативных, а не смысловых связей. В нем соединились первобытные верования, образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний. В мифологическом мировоззрении отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности как таковой (См. Мифология).

^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАУЧНОЕ — тип мировоззрения, который выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук (См. Наука) о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. В отличие от всех других типов мировоззрения, в нем система взглядов претендует на теоретическую и философскую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философия — ядро научного мировоззрения.
^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОБЫДЕННОЕ (житейское) — тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью, пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности (См. Ценность).
^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — тип мировоззрения, которому свойственно создание воображаемых образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, эмоциональная насыщенность. Освоение мира в религиозном мировоззрении осуществляется через удвоение мира на «земной» и «небесный». Основу религиозного мировоззрения составляет вера (См. Вера).

В основе религиозного мировоззрения лежит культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Религиозное мировоззрение решает задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.
МИРОВОСПРИЯТИЕ — уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятий (См. Восприятие), где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.
МИРООЩУЩЕНИЕ — уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений (См. Ощущение), где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
МИРОПОНИМАНИЕ — уровень мировоззрения, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением (См. Мышление) и теоретическим познанием.
МИФОЛОГИЯ (греч. — предание, сказание и слово, рассказ, учение) — фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, а также наука, изучающая мифы.

Мифологические представления получили форму таких обобщений:

  • фетишизм — одушевление отдельных вещей, совпадение вещи и «идеи» самой вещи;

  • анимизм — отделение «идеи» вещи от самой вещи;

  • тотемизм — фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или племени;

  • язычество — все специфически человеческое, социальное, личностное, «духовное» для Я (См. Я) приравнено к природному, то есть неразличенность личности и природного бытия. Из вещности, ограниченности божества вытекает необходимость многобожия.


МОНИЗМ (греч. — один, единственный) — учение, рассматривающее многообразие явлений мира, исходящее из одного начала. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов — материалистический и идеалистический (См. Материализм, Идеализм).
ОНТОЛОГИЯ (греч. — сущее и наука) — учение о предельных фундаментальных структурах бытия, о сущности бытия, о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направлениях его развития. Частные науки отвечают на подобные вопросы лишь в рамках собственного предметного поля. Философия ставит данные проблемы в наиболее общей, предельной форме, выделяя всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие взаимоотношения между миром и человеком. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики (См. Метафизика) — науки о сверхчувственных принципах и началах бытия.
ПЛЮРАЛИЗМ (лат. — множественный) — учение, предполагает несколько или множество исходных оснований. Примером могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, воздух, вода, огонь и т.д.
ПРАКСИОЛОГИЯ (лат.— практика и слово, учение) — раздел философии, изучающий человеческую деятельность (См. Деятельность), направленную на достижение цели. Праксиологическое знание обладает структурой:

  • субъект практики — человек или группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого;

  • сама цель как субъективный образ желаемого будущего;

  • целенаправленная деятельность;

  • средства практики;

  • объект практического действия;

  • результат практики.

Философия раскрывает фундаментальные смыслы практики (См. Практика).
РЕЛИГИЯ (лат. — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В мировых религиях выделяются:

  • Религиозное сознание — обыденное и концептуальное;

  • Деятельность — культовая и внекультовая (См. Культ);

  • Отношения культовые и внекультовые;

  • Институты и организации.

Религия выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, культурную, правовую, эстетическую.
СКЕПТИЦИЗМ (греч. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, основанное античным философом Пирроном. Опираясь на идею Демокрита о недостоверности знания, скептики не допускали возможность достоверности знания, отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Иными словами, в основе скептицизма лежит недоверие к любым определенным взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности какого-либо надежного ее критерия. Крайняя форма скептицизма – агностицизм (См. Агностицизм).
^ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение об общественном бытии. Ключевое понятие социальной философии – общественная жизнь, имеющее истоки в понятии общество (См. Общество), понимаемое как особый самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, обладающий универсальными законами организации и конкретными формами их проявления.

Предметом изучения социальной философии является не только общество, но и социум, или социальность вообще, как особая неприродная, точнее надприродная реальность. Социальная философия выделяется как относительно самостоятельная дисциплина в 19 веке (Г.Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер). В 20 веке проблемы социальной философии развивали такие мыслители как О. Шпенглер, А. Бергсон. Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Поппер, Т. Парсонс, М. Вебер, Н. Бердяев, П. Сорокин и др.
ТЕИЗМ (греч. — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир. Теизм отличается от пантеизма признанием трансцендентности бога, а от деизма (См. Деизм) — признанием постоянной активности бога, часто выливающейся в чудо (См. Чудо).
УБЕЖДЕНИЕ — полная и непоколебимая уверенность человека в правоте своих идей, которые, по мнению К. Маркса, овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть. Это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Наличие убеждений является одним из показате­лей социальной зрелости человека, формирования его как личности. Разумеется, прочность убеждений не означа­ет, что они не могут изменяться и уточняться под воздейс­твием новых знаний и фактов (См. Знание, Факт), изменяющейся социальной действительности.
ФИЛОСОФИЯ (греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, теоретическая основа мировоззрения (См. Мировоззрение). Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философия как наука имеет свои внутренние противоречия, главным из которых является спор между основными направлениями – материализмом и идеализмом.
^ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – сфера философского знания, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества. Философия истории выделяет общие законы, черты и свойства, решает проблемы социального прогресса и регресса (См. Общество, Прогресс, Регресс), дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого.

Главные проблемы философии истории: смысл истории людей и методы понимания этого смысла; возможность универсальной истории всего человечества; направленность исторических процессов; типология истории; ценности людей, реализующиеся в истории.

^ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — сфера философского знания, выражающая осмысление сущности и значения культуры. Вопросы философии культуры широкомасштабны: Что есть культура? Почему она возникла? Как устроена и функционирует? Как связана жизнь природы и культура? Ее задача - истолковать культуру как ценность, показать ее перспективы (См. Культура, Ценность).
^ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философская дисциплина, предметом исследования которой является наука (См. Наука) как «триединое целое» — система развивающегося знания, отвечающего критериям научности, форма духовного производства и социальный институт. Философия науки изучает общие закономерности научной деятельности, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, его социокультурную детерминацию, идеалы и нормы, средства и методы (См. Метод) научного познания, способы его обоснования и механизмы развития. В центре внимания философии науки на современном этапе - проблемы особенностей социального познания, специфика их методов, воздействие социально-гуманитарного познания на общественные процессы, оптимальность социального управления и т.п.
^ ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — философское направление, которое может быть представлено как:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Словарь базовых терминов icon656049, г. Барнаул, пр. Социалистический, 87 e-mail: arat22@mail ru
Данный словарь содержит пояснения терминов и понятий, принятых в современном международном туризме. Словарь предназначен для первого...
Словарь базовых терминов iconЕ. Ю. Матвеева Концепции современного естествознания Словарь основных терминов
Кфн, доцент Елена Юрьевна Матвеева. Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов: Учебное пособие/ Сиб. Гути....
Словарь базовых терминов iconАнгло русский словарь для фотошопа
Предлагаю Вашему вниманию словарь англо-русских терминов программы Adobe Photoshop
Словарь базовых терминов iconКаталог электронных пособий и учебников, имеющихся в Гафурийском рцпи
«Электронный словарь» (Толковый словарь, Башкирско-русский, словарь, Русско-башкирский словарь, Орфографический словарь). Электронный...
Словарь базовых терминов iconВводная лекция
Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов
Словарь базовых терминов iconРождество христово
Словарь церковных терминов содержит толкование и информацию о происхождении слов, употребляющихся в православии
Словарь базовых терминов iconСловарь ключевых социологических терминов
Авторитет установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей
Словарь базовых терминов iconСловарь терминов и понятий по истории России
Золотой Орды, которые следили за сбором дани и выполнением воли ханов на завоёванных территориях
Словарь базовых терминов iconСловарь терминов и понятий по всеобщей истории
Франции в XII начале XIII вв. Против них был совершён Крестовый поход, завершившийся разорением этого цветущего края
Словарь базовых терминов iconПрограмма и поурочное планирование
Электронное методическое сопровождение к учебно-методическому комплекту «Технология. Технический труд» 5,6,7 класс (плакаты по безопасной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница