Скачать 0.72 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ >а-1 ли 1 эо-1 Основным содержанием нашей эпохи, как подчеркивается в Программе КПСС, является борьба двух общественных систем •— социалистической и капиталистической (157, 322) '. Между идеологами, выражающими интересы этих двух систем, идет ожесточенная борьба (157, 357). Однако возможности аргументированного обоснования и защиты у сторонников капиталистического и социалистического строя принципиально различны. Для представителей современного буржуазного общества, которое, как показывает ход исторического процесса, обречено на гибель, возможности выявления позитивных сторон системы постоянно сужаются, а негативных — расширяются. Это неизбежно приводит идеологов капитализма иногда к сознательному, а иногда и к бессрз- | нательно-субъективному .извращению объективного содержания | событий. Перед идеологами научного социализма, коммунизма, общества будущего стоит иная задача — раскрывать и разрабатывать объективные закономерности развития социалистического строя и всего современного мира. Таким образом, с одной стороны, выявляется позитивный смысл данной системы, а с другой — закладывается основа для преодоления субъективизации, извращающей объективное содержание событии, если она, по тем или иным причинам, возникает. Идеологии научного социализма противостоит находящаяся в глубоком кризисе буржуазная идеология. В Обращении международного Совещания коммунистических и рабочих партий «О 100-летии со дня рождения Владимира Ильича Ленина» говорится: «Коммунисты видят свою задачу в том, чтобы в борьбе против любых противников твердо отстаивать революционные принципы марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, неуклонно претворять их в жизнь, постоянно развивать марксистско-ленинскую теорию, обогащать 1 В скобках первое число, выделенное курсивом, означает порядковый номер в списке литературы, который помещен в конце книги, где указаны выходные данные цитируемого произведения; последнее число — страница; стоящая перед ним цифра указывает на номер тома. Если требуется, то даются добавочные уточнения, исключающие двусмысленность. Нумерация сносок сквозная отдельно в пределах введения, глав и заключения. — Ред. ее на основе современного опыта классовой борьбы и строительства социалистического общества. Коммунисты всегда будут верны творческому духу ленинизма» (159, 333). А это требует от коммунистов всех стран приложить максимум усилий для борьбы с капитализмом вообще и для борьбы с буржуазной идеологией в частности. Исследование причин и закономерностей непримиримой борьбы (буржуазной « научно-социалистической идеологии требует анализа понятия религиозная идеология. Правильное понимание религиозной 'Идеологии с позиций марксистской философии предполагает знание соотношения общественной психологии и идеологии, религиозной идеологии и религиозной психологии, религиозного сознания. Религия как форма общественного сознания, религиозный культ, церковь, клерикализм и т. д. должны быть поняты в их отличии и сходстве с другими формами общественного сознания и общественными учреждениями. Не менее важно знание социальных и гносеологических корней религии. Все это азбука для марксистской философии, и мы отсылаем читателя к 'соответствующим источникам2. В данном случае для нас особый интерес представляет вопрос о месте и роли религиозной идеологии в борьбе двух основных идеологий современности: социалистической и буржуазной. Прежде всего о марксистско-ленинском понимании идеологии. В противоположность всевозможным фальсификаторам и особенно современным ревизионистам представители творческого марксизма развили выработанное еще классиками марксизма-ленинизма понятие научная идеология. Это важнейшее понятие марксистско-ленинской философии совершенно не содержит в себе того внутреннего противоречия (108), которое приписывают ему противники марксизма, особенно ревизионисты. Спору нет, что в письме Ф. Энгельса Ф. Мерингу от 14 июля 1893 года (1, 39, 82—86), да и в других произведениях классиков марксизма, термин «идеология» применяется в негативном смысле — как отчужденное общественное сознание (435). Но критики марксизма сознательно не замечают позитивного содержания, вкладываемого в это понятие классиками марксизма. 2 Перечисленные вопросы исследуются и решаются в учебниках по философии (221), (222), (77), (107), философских словарях (124), (125) и отдельных работах. Отметим работы С. И. Никишова (197), (198), Б. М. Кедрова (105), Д. М. Угриновича (259), (257), (258), А. Ф. Окулова (204), Л. Н. Великовича (49), (50), (51), М. П. Мчедлова (172), (173), (174), И. А. Крывелава (127), И. Р. Ланрецкого (/36), Н. А. Ковальского (112), Джованни Гр.илли (73), , М. В. Андреева (8), С. Маркевича (154), В. Д. Баженова (18), Д. Е. Фурмана • (266), Г. Л. Андреева, В. Е. Ладоренко, Л. П. Поляковой (6), И. М. Кичановой (111), В. И. Свинцова (238), М. В. Желнова (90), Яна Гурановского (75), Б. Т. Григорьяна (72), Е. Дулумана, Б. Лобовика, В. Танчера (82), В. И. Евдокимова (84) и других. Многое для понимания указанных вопросов дают работы зарубежных авторов: А. Казанова (3/7), Б. Рассела (233), Хьюлетта Джонсона (76) и некоторых других (471), (402), (343), (347), (473), (410), (430), (342), (453), (425). Маркс и Энгельс всегда показывали отражающееся в •идеологии реальное содержание действительности, выводили содержание всякой идеологии из противоречий действительности. А это в корне меняет дело. Материалистическое понимание исторической функции идеологии позволило Марксу и Энгельсу не только разработать на научной основе само понятие «идеология» в различных аспектах, значениях и смыслах, но и разработать систему научных коммунистических воззрений, выражающих коренные интересы пролетариев всех стран. Тем самым, пишет Т. И. Ойзерма-н, «не называя свое учение идеологией, Маркс и Энгельс по существу противопоставляют буржуазному сознанию научную идеологию пролетариата, размежевываясь при этом с теми ненаучными идеологиями, которые господствовали в то время в рабочем движении» (218, 317) 3. Развивая марксизм, В. И. Ленин обосновал и сформулировал в сущности уже намеченное основоположниками марксизма понятие «научная идеология», которое, как отмечает Т. И. Ойзерман, «предполагает познание своего собственного исторического, классового содержания, происхождения, значения, отношения к другим идеологиям, классам, эпохам. Она, следовательно, свободна от идеалистических иллюзий и претензий на непреходящее, вне-историческое значение. В этом смысле можно сказать, что научная идеология есть высшее достижение научного исследования общественно-исторического процесса, так как она включает в себя и научное понимание его специфической идеологической формы. Такова научная социалистическая идеология» (218, 320). Из сказанного следует, что марксизм-ленинизм является и наукой и научной идеологией одновременно. Поскольку всякая идеология представляет собой руководство к социальному действию, т. е. «систему регулятивных идей, представлений, идеалов, императивов, выражающих положение, потребности, устремления определенного класса, социальной группы или всего общества» (218, 318), то ее значение «объективно обусловлено историческими границами ее возможного социального применения. В этом смысле всякая идеология исторически преходяща» (218, 321). Научная социалистическая идеология не составляет в этом смысле исключения. Иначе обстоит дело с марксизмом как наукой, значение которой, как и всякой науки, определяется «исключительно границами содержащейся в ней объективной истины и возможностями ее дальнейшего развития» (218, 321). В этом смысле марксизм как наука имеет непреходящее значение, непре- 3 «Именно поэтому, — продолжает Т. И. Ойзерман, — совершенно несостоятельны утверждения критиков марксизма, будто бы Маркс и Энгельс принципиально отрицали всякую идеологию: с таким же основанием можно было бы, например, утверждать, что они отрицали всякую философию, между тем как на самом деле марксизм есть отрицание философии в старом смысле слова. Это вполне уместная, по нашему мнению, аналогия указывает на конкретный, диалектический характер отрицания. Это — отрицание отрицания, т. е. создание принципиально новой, научной идеологии» (218, 317). рывно развивается, совершенствуется и не ограничивается рамками той или иной эпохи. Итак, марксистско-ленинское учение представляет собой диалектическое единство научного и научно-идеологического и только исходя из этого положения можно понять отношение марксистской научной идеологии к ненаучным буржуазным идеологиям всевозможных оттенков4. Указанное положение позволяет выяснить марксистское отношение к ненаучной (даже антинаучной) религиозной идеологии, а также понять отношение последней к научно-социалистической и ненаучной буржуазной идеологиям. Вопрос о взаимоотношении между научной социалистической идеологией и ненаучной буржуазной идеологией, сохраняющей качество отчужденной формы общественного сознания, вопрос о непримиримой борьбе между этими идеологиями двух основных антагонистических классов, включающий и аспект борьбы научного с ненаучным, глубоко разработан в нашей философской литературе. Поэтому мы не будем останавливаться на нем более подробно, а перейдем к анализу специфических особенностей религиозной идеологии. Под религиозной идеологией понимается обычно главным образом богословская доктрина, развиваемая церковниками и теологами (257, 61), отстаивающими стержень, ядро всякой религии, всякого религиозного комплекса — религиозное сознание, общим признаком которого «является вера в сверхъестественное» (257, 45—46). Однако при этом следует помнить, что религиозная идеология всегда имеет объективные, относительно самостоятельные закономерности своего развития, не зависящие ни от каких церковников и теологов. Опираясь на проводившееся К- Марксом различие между теоретически разрабатываемыми и стихийно формирующимися идеологическими убеждениями (/, 8, 148), (подчеркнем, что религиозная 'Идеология »е является только системой теоретических воззрений, выработанных теоретиками-идеологами, а включает в ее'бя обыденное религиозное сознание масс, хотя и не сводится к нему. Эта черта религиозной (и не только религиозной) идеологии является существенной для понимания закономерностей идеологической борьбы. Она всегда, сознательно или бессознательно, учитывается идеологами, поскольку конечной целью разработки всякой идеологической системы является влияние на массы. У ненаучной буржуазной идеологии и ненаучной (антинаучной) религиозной идеологии не может не быть много общего, родственного — и та, и другая являются отчужденной формой общественного сознания. Благодаря этому своему качеству они, 4 «Если в буржуазных учениях необходимо отличать научное от идеологического,— пишет Т. И. Ойзерман,— то в марксистско-ленинском учении речь идет о различении научного и научно-идеологического; последнее определяется как научное выражение интересов, потребностей, положения определенного класса, основанное на научном исследовании общественных отношений» (2/8, 321, прим.) с одной стороны, всегда, несмотря на те или иные расхождения, в конечном счете находят друг с другом контакты, а с другой — принципиально непримиримы с научной социалистической идеологией. Однако при этом нельзя забывать и того, что в отличие от буржуазной идеологии, присущей исключительно эксплуататорскому классу буржуазного общества, религиозная идеология, религия, хотя и выражает в эксплуататорском обществе интересы эксплуататорских классов, «представляет собой такого рода общественное сознание, которое присуще и эксплуатирующим, и эксплуатируемым. Религия отражает не особое положение того или иного класса, а антагонистический характер общественных отношений, господство стихийных сил общественного развития над всеми людьми... Религиозная идеология, с одной стороны, закрепляет социальное неравенство, эксплуатацию, угнетение, а с другой — оказывается неадекватной формой протеста против того, что она же освящает, как об этом свидетельствует история ересей, религиозное облачение ранних буржуазных революций и т. д.» (218, 314—315). Тем самым находит свое объяснение как возможность использования в своих целях буржуазной идеологией иллюзорности единства эксплуататоров и эксплуатируемых на базе религиозной идеологии, так и тот факт, что непримиримая в своей борьбе с буржуазной и религиозной идеологиями научная социалистическая идеология не может не понимать положение увлеченных религиозной идеологией эксплуатируемых масс, не может не указывать реальных путей к их освобождению от этого, как писал К. Маркс, «опиума народа» (/, 1, 415). В связи с изложенным подчеркнем (отмеченные, конечно, и до нас) две специфические особенности религиозной идеологии. Во-первых, несмотря на внешнюю сторону богословия, на ее форму, религиозная идеология (особенно теология), основанная на вере в сверхъестественное, «пытается доказать принципиально недоказуемое, рассуждает об объектах, которые не существуют, провозглашает догматы... опровергаемые всей совокупностью научных знаний и общественной практикой. Отсюда вытекают имманентно присущие богословию противоречия: между формой теологических построений и их содержанием, между методом доказательств и их целью, между внешней, кажущейся логической структурой рассуждений и внутренней их алогичностью. Эти противоречия пронизывают теологию вообще и, в частности, христианскую теологию на всем протяжении ее исторического существования. В свете этих противоречий становятся более понятными те колебания между ограниченным «рационализмом»5 5 «О «рационализме» в сфере теологии,— пишет Д. М. Угринович,— можно говорить лишь условно, имея в виду рационализм в кавычках. Даже наиболее «рационалистические» теологические системы (например, томизм) исходят из того, что человеческий разум может постичь только некоторые из религиозных догматов. Помимо «истин», постигаемых разумом, с точки зрения томизма, существуют «истины откровения», которые могут быть постигнуты только в акте веры» (257, 62, прим.). и крайним мистицизмом, .между строгой авторитарной догматикой и субъективизмом, которыми отмечена вся история христианского богословия» (257, 61—62) 6. При этом следует учитывать, что «всякому богословию в прошлом и в настоящем присуще характерное противоречие: богословие не может быть подлинно рационалистическим, ибо последовательный рационализм подрывает устои религиозного вероучения; но оно не может идти до конца и по пути иррационализма, ибо этот путь ведет к субъек- У тивизму, а субъективизм противоречит ортодоксально-церковной теории, согласно которой существует лишь одна «истинная» религия—«религия откровения»^(257, 62). В плане борьбы буржуазной и научно-социалистической идеологий эта особенность преломляется в разных аспектах. ^ Буржуазная идеология, хотя и будет критиковать^дсевдрдадио-С налдз^4^е^щгиозной идеологии, но пределы такой критики всегда будут довольно ограничены, поскольку самой-то буржуазной идеологии как идеологии класса, обреченного на гибель, свойственно «извращающее отражение действительности». В этом отношении она, как мы уже отмечали, «родственна» религии, и наоборот. Идеология же научного социализма не скована в критике религиозной идеологии, поскольку в качестве идеологии нового общества она менее всего заинтересована в искажении объективного положения дел, она не вступает в конфликт с наукой. Несмотря на отчаянные попытки религиозная идеология оказывается не в состоянии рационально противопоставить что-либо науке, научно-социалистической идеологии. Будучи сама извращенным отражением действительности, религиозная идеология начинает обвинять в этом грехе других. Она объявляет, что идея счастливого социалистического общества и разработка научного пути его построения — это иллюзия, а социализм — это псевдорелигия, иррациональное увлечение масс. Таковы некоторые следствия одной из специфических особенностей религиозного сознания. Во-вторых, из специфического отношения к сверхъестественному, которое свойственно религии, вытекает, что «религиозный человек не только верит в существование сверхъестественного, не только представляет его, не только эмоционально переживает свое отношение к нему — он находится со сверхъестественным в 6 «В развитии христианского богословия, — пишет Д. М. Угринович, — мы можем обнаружить две основные тенденции, в значительной мере противостоящие друг другу, хотя нередко и переплетающиеся между собой, в результате чего подчас возникали весьма сложные и .пестрые теологические системы. Одна из указанных тенденций может быть условно названа рационалистической, другая — иррационалистической, или «мистической». Если представители первой тенденции (к их числу в средние века принадлежал Фома Аквинский и некоторые другие схоласты) пытались более широко использовать рациональные аргументы для обоснования христианских догматов, то сторонники мистицизма (например, Тертуллиан, Бернар КлерпвЬкий и др.) апеллировали главным образом к иррациональному, к слепой вере? (257, 62). 8 особых отношениях, которые можно условно назвать иллюзорно-практическими1... Любая массовая современная религия (в том числе и христианство) обязательно предполагает указанные иллюзорно-практические отношения к объекту веры — богу» (257, 51—53). Прежде всего это умилостивительный, или пропициаль-ный культ, присущий всем современным религиям, но не только он. В плане борьбы буржуазной и научно-социалистической идеологий указанная особенность религиозной идеологии отра зится в разных аспектах. Буржуазная идеология, хотя и будет критиковать религиозную идеологию за «бездеятельность», но очень ограниченно. Ее собственная деятельность, при невозмож ности познать объективные закономерности развития общества, по существу сама оказывается, в значительной степени, «иллю зорно-практической». Буржуазная идеология мечтает о том, что бы народные массы занимались именно «иллюзорно-практиче ской» деятельностью, а не революционной практикой. Даже если буржуазия и участвует в революции, она всегда заинтересована в том, чтобы в нужный момент столкнуть массы на путь этой «иллюзорно-практической» деятельности. Исходные посылки бур жуазной идеологии и в данном отношении «родственны» с рели- 1ИОЗНОЙ идеологией. Другое дело идеология научного социализ ма. Она стремится освободить трудящиеся массы от «иллюзорно- \ практических» действий и дать им возможность осознать их истинные интересы. У нее нет забот о культивировании «иллю зорно-практических» действий масс. Но научно-социалистическая идеология не 'может 1»е учитывать «иллюзорно-практические» дей ствия масс, если 'Нельзя преодолеть это качество в данных усло виях. Она ставит своей задачей «а опыте самих действий масс убедить их в будущем в своей правоте. Оказавшись не в состоянии противопоставить что-либо разумное научному социализму, рели гиозная идеология объявляет деятельность на основе научного социализма «псевдодеятельшстью», не способной якобы дать истинного счастья человеку. Вот образчик казуистики^ религиозных^/-^ д _ идеологов. Таковы некоторые следствия другой специфической! ' ' • особенности религиозного сознания. Итак, на основании указанных особенностей религиозной идеологии можно сделать уже некоторые выводы. Религиозная идеология, с одной стороны, неразрывно связана со всем комплексом экономических, социальных, политических и идеологических проблем современного мира. Религиозная идеология испытывает на себе во всей полноте влияние борьбы двух основных идеологий современности — социалистической и буржуазной. Более того религиозная идеология сама принимает активное уча- 7 При этом Д. М. Угринович ссылается на К. Маркса, который «называл художественное и ' религиозное освоение мира «практически-духовным» его освоением и противопоставлял им чисто духовное освоение объекта с помощью абстрактного мышления (/, 12, 728)» (257, 51). стие в этой борьбе. Однако, с другой стороны, именно особенности религиозной идеологии заставляют нас признать, что ее содержание не сводится только к противоречиям между социалистической и буржуазной идеологиями, отражающими так или иначе противоречивость борьбы двух основных общественных систем современности. Религиозная идеология обременена множеством своих собственных противоречий и интересов, которые присущи только ей. Более того, содержание религиозной идеологии не сводится к противоречиям буржуазной идеологии наших дней, хотя несомненно, что характер любой современной религиозной идеологии обусловлен кризисом буржуазной идеологии. Следовательно, при всей зависимости религиозной идеологии от борьбы между двумя основными идеологиями у нее есть целый ряд собственных, присущих только ей противоречий, коренящихся в необходимости оперировать верой в сверхъестественное. Эта борьба между «противоречиями мира» и «противоречиями клира» является важным для понимания сущности религиозной идеологии и ее нельзя сбрасывать со счета, ссылаясь на их незначительность. История борьбы социалистической и буржуазной идеологий показывает, что религиозная идеология может оказаться соединенной как с типично буржуазной, так и с различными видами «социалистических» идеологий, исключая научный социализм. У этого явления есть целый ряд причин. Христианство как религия, например, принципиально может включать в себя идеи «христианского социализма» ранних христиан. Религиозная идеология, как мы указывали выше, внутренне алогична и эклектична, что создает простор для всевозможных «теоретических комбинаций». Кроме того, до сих пор религиозная идеология «остается наиболее общей идеологией старого мира» (137, 4), охватывая и те слои населения, которые объективный ход развития поворачивает лицом к социалистическим идеалам. Боевая атеистическая пропаганда и агитация, научная критика религиозной идеологии должны вести и ведут борьбу против алогичности религиозного мировоззрения, против псевдонаучного содержания любых современных разновидностей «христианского социализма» (76). Между религиозной и научной марксистской идеологиями не может быть мира. Тем не менее, с марксистской точки зрения, при всей важности борьбы с религиозной идеологией, она не должна ни заслонять, ни подменять борьбу классово-идеологическую. Классовые интересы трудящихся в борьбе с эксплуататорами всегда выше религиозных споров8. Существенное влияние на поведение и действие религиозного человека оказывает и указанная выше особенность религиозного сознания, связанная с так называемым «иллюзорно-практиче- 8 Об общем состоянии атеистической работы в Советском Союзе и задачах атеистической пропаганды и агитации смотри, например, работы А. Ф. Окулова (203, 7—35), В. И. Евдокимова (84, 3—16). 10 ским» отношением к сверхъестественному. Такие, неизбежные для религиозного человека, отношения хотя и не существуют вне классовых отношений, тем не менее не сводятся к ним. «Иллюзорно-практические» отношения к сверхъестественному несут в себе свои собственные, специфические противоречия. Здесь специфические «религиозные отношения» могут вступить в противоречие как с социалистической, так и буржуазной идеологиями. Это не исключает, лраада, что в принципе действие верующего, совершенное во имя .религиозной идеи, объективно может служить, например, делу укрепления сил, действующих во имя социалистических идеалов. Но здесь есть и предел, за которым религиозная идеология рано или поздно неизбежно приходит в противоречие с социалистической идеологией, если речь идет о научном социализме. Иллюзорно-практическая деятельность не в состоянии, конечно, без конца заменять реально-лрактическую, творческую деятельность, вдохновляемую базирующейся на научной основе социалистической идеологией (6, 110—140). До сих пор наша задача заключалась в том, чтобы, принимая в качестве главной и решающей причины, влияющей на религиозную идеологию, всю совокупность социальных противоречий, хотя бы в общей форме указать на относительную самостоятельность специфических противоречий религиозной идеоло-1ии, указать на возможность возникновения и изменения некоторых общественных явлений, которые связаны с действием именно этих специфических противоречий. Однако следует особо подчеркнуть, что приведенные выше рассуждения необходимо рассматривать в плане анализа одного из аспектов марксистского тезиса о социальных, и гносеологических, .корнях религии и -религиозной идеологии в частности. Только держа в уме этот основательно разработанный марксистскими философами тезис9, можно правильно понять и частный аспект проблемы. Обращение к рассмотрению некоторых вопросов, связанных с выяснением места и роли религиозной идеологии в борьбе между основными идеологиями современности — социалистической и буржуазной, несмотря на свое первостепенное значение, не должно увлечь нас от анализа проблем, более тесно связанных с темой нашего исследования. Наша задача рассмотреть прежде всего место и роль католической религиозной идеологии, что неизбежно ставит вопрос о некоторых объективных предпосылках особой роли католицизма и его идеологии в мире наших дней. Подобно всем другим религиозным и нерелигиозным течениям, католицизм в лице римско-католической церкви несомненно субъективно стремится распространить, расширить свое влияние или по крайней мере сохранить имеющееся. Однако такое есте- 9 См., например, работы: С. И. Никишова (197), Д. М. Угриновича (259), И. А. Крывелева (127) и др. |
![]() | История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры... Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение было ранней формой буржуазной идеологии, или, точнее, первой формой буржуазного... | ![]() | Буржуазное течение в скандинаских странах, культивирующее идеи их... Скандинавизм связан с эпохой капитализма и является одним из существенных элементов буржуазной идеологии. Возникновение Скандинавизм... |
![]() | 2. Исследование социально-психологических причин Введение 3 | ![]() | Ленинская теория социалистической революции Силы сопротивления раздавят самодержавие и парализуют неустойчивость буржуазии. “От революции демократической мы сейчас же начнем... |
![]() | Дьяченко В. И. кандидат юридических наук Марксизм об уничтожении... Актуальность данной темы обусловлена ее значением для понимания экономических закономерностей перехода от капитализма к коммунизму,... | ![]() | Исследование закономерностей формирования и путей оптимизации производственного... Предмет, объекты и методы товароведения, связь товароведения с другими |
![]() | Исследование причин возникновения мировых финансовых кризисов Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия | ![]() | Социально-политическое учение Дж. С. Милля И. Бентама, идеи Милля были следующим этапом развития утилитаризма в буржуазной политической теории. Милль внес важный вклад в азвитие... |
![]() | Социально-политическое учение Дж. С. Милля И. Бентама, идеи Милля были следующим этапом развития утилитаризма в буржуазной политической теории. Милль внес важный вклад в развитие... | ![]() | Французская революция оказала огромное влияние на Италию. Там зародилось... Наполеоновское владычество положило начало буржуазной перестройке итальянского общества, были отменены сословные привилегии, ликвидированы... |