1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании




Скачать 223.13 Kb.
Название1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Дата публикации22.04.2013
Размер223.13 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании.

Из религиоведческих дисциплин на сегодняшний день выделяют: философию религии, социологию религии, психологию религии, историю религии, феноменологию религии (с 1-й четверти XX в.), с середины XX в. теологию религии. Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии религии, геософии, историософии религии и т.д.

У. Джеймс в нач. XX в. ввел понятие «опыта». До этого в философии религии можно сказать господствовали идеи рационализма. А именно – у Гегеля: религия как этап самопознания абсолютного духа. Категория «опыта» потребовала нового философского подхода к онтологии и им стала феноменология – наука о феноменах, как идеальных структурах опыта, несводимых к рационалистическим обобщениям. Дильтей отверг в науках о духе естественнонаучные методы.

Ван дер Леув: для познания религиозного опыта следует использовать метод интроспекции, эмпатии – вживания. Религиоведение предстает как дескриптивная дисциплина.

Вах считал возможным рассмотрение чужого религиозного опыта через собственный, как самопознание. Каждый человек – образ Божий и каждый имеет жажду Бога. И. Вах предложил для понимания религиозного опыта использовать теорию герменевтики. Интерпретативное понимание как экзистенциальный диалог, который подразумевает наличие личностных горизонтов и их взаимопроникновение.

Герменевтический метод реализуется - как вхождение в онтологию религиозного текста. Гадамер выдвинул метод герменевтического понимания, как погружение во внутренний мир автора текста (напр. священного текста). Современная русская философия (в лице С.С. Хоружего) отталкивается от учения исихазма (например аввы Евагрия). Понимания оказывается доступно через синергию – онтологический диалог.

Для Отто религиозное выражается через понятие о священном. Рациональная теология, нравственность являются редукцией этого понятия. Отто изучал не идеи Бога и религии, а религ.опыт, ввел ряд терминов: мysterium tredendum - благочестивый трепет, ужас, мysterium fascinans - ослепляющее, увлекающее, восхищающее, numineuses – божественность, божественная воля; sacrum – иное, священное, homo religiosus – «чел-к религ-ный»;

1) религия – есть преодоление смертности чел-го сущ-ния, страха конечности, жажда Бога, совесть, трепет = религиозность (Рудольф Отто, Шлеермахер); 2) Жирардус ван дер Леув цель изучения религии в понимании религ-х феноменов (идеи Гуссерля, Ясперса, Дильтея, Шпренгера) = истолкование религиозного опыта через сопереживание («проникновение во внутрь» = эмпатия) как герменевтическая задача, отрицал любую редукцию (социальную, психологию, рациональную = любую попытку объяснить религию чем-то иным, чем она есть), главная задача – объяснить внутреннюю структуру всех религ. феноменов через 3 главных структуры: эволюции, анимизма, деизма; 3)Чикагская школа, Йоахим Вах – создатель теоретического религиоведения, «Сравнительное исследование религий» = опред. 4-е критерии религ.опыта; из единства чел-кой природы якобы следует возможность активизировать в сознании исследователя все многообразие религ.опыта = герменевтика как сочетание рационального и интуитивного; 4) М. Элиаде: «религия и мифология скрыты в подсознании»; миф – способ бытия, структуры религ.опыта = паттерны: мировое дерево, мировая ось; иерофания как проявление «священного»; миф о вечном возвращении.

Жерард ван дер Леув выделил три типа наук о религии. Во-первых: история религии – собирает всё факты. Во-вторых: теология религии – рассматривает объект религиозного почитания. И, наконец, феноменология религии. Она находится между двумя первыми. Она рассматривает смыслы религиозного опыта из него самого. В её центре – переживание священного.

Из Аникеевой: Общее, или теоретическое, религиоведение рассматривает свой предмет – религию - обобщенно, абстрактно, вне его частных «конфессиональных проявлений», через призму общих проблем философии, социологии и.т.д. Анализ конкретной религиозности в ее историко-философском аспекте и ее теоретического ядра (метафизики) здесь представлен в меньшем объеме.

Так, учебник «Основы религиоведения» под ред. И.Н.Яблокова, а также книги Митрохина Л.Н. «Философия религии», Гараджи В.И. «Социология религии» - делают упор на общую философию и социологию религии, рассматривают атеистическую доктрину (что не совпадает с метафизикой религии).
2. Синтез искусств – содержательная черта мировой художественной культуры.

- органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Не сводится к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художеств. организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, обращаясь ко всей полноте его чувств.

СИ обеспечивается целостность мировоззрения и мировосприятия.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, опера…); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные иск-ва по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора.

Изначально все виды искусств непосредственно вплетались в религиозный ритуал. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало СИ начиная с культур Древнего Востока.

Трубецкой писал об архитектурности иконы.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал иск-ва и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической «соборной» универсальности ср.-веков. СИ. Складываются новые нормы синтеза. СИ связывается с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы СИ.
3. Как вы оцениваете роль русской художественной культуры в развитии мировой

художественной культуры.

Глубокий анализ провести не легко в силу дефицита объективной информации на этот счет.

1. Русская литература. Во всем мире известны Пушкин, Толстой, Достоевский. Ряд русских писателей представлялся к Нобелевской премии.

2. Русская музыка. Проводятся международные конкурсы им. П.И. Чайковского. Зарубежные исполнители включают музыку русских композиторов в свой репертуар.

3. ^ Русский театр. Неизменным успехом пользутся гастроли русских театров за рубежом (опера, балет, драма и т.д.). Имена Дягилева, Стравинского, Павловой – гремели по всему миру.

Пъессы русских авторов (Чехов) ставятся зарубежными коллективами.

4. Изобразительное искусство - выставки.

5. Декоративно-прикладное творчество.

6. Архитектура. Огромное множество национальных объектов архитектуры, целые архитектурные ансамбли внесены в сокровищницу ЮНЕСКО. В России сложились масштабные архитектурные комплексы уникальной городской застройки. Например, крупнейшим в мире живым и жилым городом-музеем можно назвать центр Петербурга, востроенный талантливейшими зодчими мира.

Список можно продолжать неограниченно долго.

На международных аукционах: Содбис, Кристи: торгуют изделиями Фаберже,…, картинами русских художников.

Художественный критик В.В. Стасов (1824-1906) в 1899 г. в статье «Нищие духом» писал: «Нет ныне ни одной сколько-нибудь значительной художественной выставки в Европе, куда не приглашали бы, ещё задолго до выставки, наших художников, где им не давали бы почетного места, где не ценили бы их, где не помещали бы в художественных изданиях лучшие их произведения, - а их много… Если взять одних только Репина, Верещагина и Антокольского, то список всего о них написанного и с них нарисованного не только в Европе, но и в Америке - огромен»

«Daily-Telegraph» ещё в 1872 г. писало о Всемирной выставке в Париже: «не только по живописи, но и по другим искусствам, Россия выступила нынче с таким могучим превосходством, которое вынудит общее почтение и наверное доставит ему аплодисменты критики… русские картины и бронзовая скульптура получили победную пальму над всеми остальными европейскими конкурентами». В 1879 г. «Сhelsea News» писала о выставке картин Верещагина в Кенсингтонском музее Лондона: «Нам приятно видеть, что эта значительная коллекция нашла себе место, для временной выставки, поблизости наших художественных школ, и серьезно надеемся, что английские молодые художники будут посещать эту выставку. Здесь они найдут себе урок более полезный, чем всякие сухие наставления, какими их могут попотчевать члены королевской Академии художеств» (цит. по изданию «В.В. Стасов. Избранное»).
4. Структура и функции религии.

Функции религии. 1. мировоззренческая: задаёт предельные критерии, абсолюты с точки зрения которых понимается человек, мир, общество. Обеспечивается целеполагание и смыслополагание. 2. компенсаторная: восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей. 3. коммуникативная: два плана общения верующих друг с другом и верующих с гипостазированными существами.4. Регулятивная: с помощью определённых идей, ценностей, установок, ритуалов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. 5. Интегрирующе-дезинтегрирующая: интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отд. соц. групп и общества в целом. 6. культурообразующая: религия способствовала развитию письменность, книгопечатания, искусства. 7. легитимирующе-разлегимитирующая: узаконение некоторых общественных порядков, отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование в соответствии с которым даётся оценка явлениям бытия.

Религия предполагает наличие религиозного мировоззрения, его изложение в той или иной форме, с большей или меньшей степенью символичности, общность последователей, религиозную практику, объекты священного поклонения.

По Аникеевой: При рассмотрении любой религиозной конфессии можно выделить следующие уровни изложения религиозного мировоззрения и духовного опыта общения со священным: а) символы, мифологемы, архетипы (общие черты в различных религиях); б) религиозная теория, или гносис, в) теоретико- (или философско-) богословские и вероучительные системы, г) религиозная философия. Понятие б) обозначает религиозное знание как таковое, заключенное, как правило, в сакральных текстах и не обязательно выраженное в абстрактных философских понятиях, но имеющее контаминации с философией исторически либо логически (например, в упанишадах). Понятие в) относится к более развитым религиям в культуре и цивилизации и обозначает определенную ступень теоретической систематизации какой-нибудь конфессии, зафиксированную в особых литературных памятниках (например, буддийская средневековая философия, христианское святоотеческое богословие и др.). Понятие г) определяет образованную новоевропейской рефлексией творческую деятельность в отношении религии и наиболее от нее удаленную по своему методу, но нацеленную на ее адекватное воспроизведение.».
5. Основные методологические принципы преподавания мировой художественной культуры в школе.

Методологической основой обучения должно быть учение о передаче духовного опыта, воспитании духовно развитой личности. Попыткой построения такого учения может быть результат всестороннего обобщения исторического опыта миссионерской работы Православной Церкви (богословие миссии ещё недостаточно разработано), её апостольства. Но частные вопросы могут быть решены с привлечением существующих теорий познания, оправдывавших себя в каких-то отдельных случаях.

Методы обучения должны рассматриваться как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая ведет к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей.

Л.С. Выготский: «… то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные различия учащихся. Учет направленности интересов и склонностей.

Эстетические идеалы (отношения к миру, людям, к самому себе, представлений о добре и зле, счастье) формируются только в процессе духовного общения, а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения, потому что приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно на основе переживания.

Духовное общение, основанное на сопереживании друг другу, связано главным образом с подсознанием воспитуемого, и «именно благодаря подсознанию внешние по отношению к субъекту социальные нормы становятся внутренним регулятором его поведения». Духовное общение является непосредственным орудием воспитания. Оно по-своему формируется в каждой конкретной ситуации, по отношению к каждому конкретному человеку – в зависимости от самых разных причин.

«Художник распахивает перед людьми свою душу, как перед ближайшими друзьями, исповедуется перед ними, искренно и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности...»… путь диалога, на котором царят содружество, сопереживание и сотворчество всех идущих по этому пути… Принципы преподавания МХК должны строиться на общении… Общение — это такое взаимодействие людей, которое по своей структуре симметрично, в нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности… добиться общности людей, выработать общие ценности, единые жизненные позиции, при этом каждый из них, остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в другом…В общении «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела», связь между ними схематично можно представить не в виде однолинейной последовательности, а в виде треугольника, вершиной которого будет Бог.
6. Что является, на ваш взгляд, целью изучения мировой художественной культуры в школе? Почему изучение МХК в образовательных учреждениях содействует эстетическому и духовно-нравственному развитию личности школьника? Ваши суждения и доказательства.

Овладение богатством общечеловеческой культуры, всесторонне развитие личности, формирование духовных потребностей, выработка ценностной структуры мировоззрения, стремление к самообразованию, творческой деятельности.

Основная цель курса – формирование представления о х.к. как части (форме?) духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся (формирование комплекса эстетических ценностей), повышение уровня их художественного (нравственного) развития.

Курс МХК ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художествен-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

Курс МХК направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на кулььтурно-эстетические достижения народов разных стран, но формирование умений понимать и оценивать творения художников разных эпох. Он должен помочь молодому человеку ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современный культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения. В процессе изучения мировой художественной культуры молодой человек может стать активным субъектом художественной жизни. Постижение художественного опыта помогает развитию у школьников творческих способностей.

Изучение курса соберет воспринятое в такое единство, которое в дальнейшем составит фундамент духовного богатства личности. Это явится также основой её стремления быть не только потребителем, созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем новых.

Эта дисциплина всем материалом и способами его подачи должна быть устремлена на гармоничное «встраивание» мира каждого человека, мира личности в мир социума, человечества, космоса.

Обогащение разговорной практики и формирование способностей общения. Формирование у ребят способности к саморефлексии, т.е. к осмыслению содержания собственных чувственно-эмоциональных переживаний.
7. Раскройте содержание понятия «эстетическая ценность» на примере произведений мировой художественной культуры.

Эстетическое – одно из проявлений ценностного отношения человека к миру – в сфере художественной деятельности людей. Художественное произведение становится результатом переживания встречи внешнего с внутренним эстетическим идеалом. Если в процессе художественной деятельности происходит обнаружение и выделение в окружающем мире объектов отвечающих внутреннему представлению субъекта о красоте, внутренним «эстетическим ценностям», то такая художественная деятельность становится процессом эстетического познания мира. Одновременно может совершаться эстетическое развитие самого субъекта эстетического познания. При наличии широкого спектра эстетически значимых объектов в окружающей субъекта действительности - можно говорить о достижении субъектом состояния гармонии своего бытия.

Без наличия у человека адекватной законам бытия совокупности эстетических идеалов (ценностей) не имеет смысла рассчитывать на достижение гармонии в его жизни. Его эстетическая активность будет так или иначе приводить его только к разочарованиям.

Следовательно, развитие творческого начала без овладения необходимыми эстетическими ценностями не принесет человеку чувства самореализации. Творческие усилия не достигнут цели.

Взаимоотношение эстетической активности человека и художественной его деятельности – довольно сложно. Эстетическое чувство выражается в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, и т.д. – в зависимости от духовной парадигмы общества.

Эстетические идеалы можно понимать как идеалы, принадлежащие духовному миру. Эстетические ценности – как разновидность ценностей духовного мира, имеющих приложение к миру практической деятельности. Имеют отношение к сущности красоты и природы искусства. Выступают как аргументы в вопросах философского оправдания и обоснования того или иного метода творчества, стиля, направления. Столкновение различных эстетических программ отчётливо выражает борьбу идеологий. С позиции эстетических ценностей квалифицируется красота и плоды художественного творчества. Баумгартен (сер. 18 в.) определял эстетику как теория чувственного познания, учение о прекрасном и об искусстве. Искусство – как воплощение красоты, эстетических идеалов.

Слишком разнообразна и многостороння жизнь человека, чтобы её эстетическое осмысление можно было уложить в единую схему

Эстетический характер всех способов жизнедеятельности заключается в том, что истиное творчество есть стремление к совершенствованию, гармонизации всего многообразия человеческих взаимодействий с миром, а значит, и самого человека.

Подлинно прекрасно, наверное, не то, что просто актуально, как актуальны злоба, интриги и измены в человеческом мире. Подлинно прекрасно даже и не то, что прекрасно изображено, будучи, по своему содержанию, бедствием и низостью, а то, что радует и утешает душу, что прекрасно по своей внутренней красоте, когда прекрасная форма отвечает ещё более прекрасному содержанию. Прекрасное не должно разжигать кровь и потрясать воображение. В разжении крови нельзя нормально существовать и в потрясении ума невозможно делать никаких дел. Прекрасное должно помогать творить совершенного человека в совершенном его бытии. Содержанием прекрасного в этом случае становятся ценности зовущие к совершенствованию – сперва духовному, а за тем и к прочим.
8. Художественно-педагогическая драматургия уроков религиоведения и МХК в старших классах.

Метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской (Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» / Музыка в школе, 1984, № 4.)

Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках — этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата — целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну — на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении — историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом.

Автор речевого текста — учитель, являясь «доверенным лицом» «партнера» искусство, он стремится «передать то дрожание своих нервов, тот трепет своего сознания, который он получает от художественного произведения»3, и так, через себя, наполнить его пафосом урок.

Да, учитель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению — артистизм.

Организация сопереживания. Среди прочих выделим задания на «магическое "если бы"» — так подобные задания назвал в своей театрально-педагогической системе К.С. Станиславский.

Они формулируются обычно в виде обращения-призыва к ученикам — представить себя там-то или тем-то, перенестись туда-то и часто подкрепляются рассказом учителя, дающим пару воображению учащихся. Работа воображения, вера в предлагаемые обстоятельства, несомненно, повлечет за собой работу эмоций и чувств, родит «истину страстей», «правду» переживания.
9. Новые технологии в изучении изобразительного искусства на уроках МХК

Сегодня школы, гимназии, лицеи и колледжи должны иметь современные средства, видеотеки, фонотеки, компьютеры, разнообразные цифровые носители с самыми разными обучающее-воспитывающими прогшраммами, в том числе и интеллектуально-игровыми, собрания записей классической и современной музыки, слайдовые комплекты по мировой и отечественной культуре, по природе Отечества и других стран. Все это необходимо, чтобы естественно и органично вводить ребят в родную культуру и культуру других стран и народов, в систему общечеловеческих ценностей.

Удобно пользоваться мультимедийным проектором для демонстрации художественных произведений живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного творчества. Для этих целей могут быть использованы, в частности, электронные сборники, выпускаемые издательством Директ-Медиа, например: «Библейские сюжеты в искусстве», «Древнерусская культура и искусство», «Иллюстрированная библейская энциклопедия» и др, а также издательства «Кирилл и Мефодий». Хорошо использовать современную аудио-технику, в комплексе с видео-показом. Это может быть реализовано, например, в формате программы Power Point, Рower Director и др. подобных.

Очевидно, что наш предмет должен быть интересным, интересно представленным, и, что важно для сегодняшнего человека, представленным как современная разработка. Молодого человека с пеленок теперь приучают к постоянному обновлению жизни, впечатлительности. Это, конечно, беда, но приходится это учитывать.

По темам уроков на основе собранной базы видео-данных (можно в процессе подготовки к уроку отсканировать иллюстрации учебных пособий, художественных альбомов или рекламно-туристических изданий, что даст максимальное качество видео-информации) делается подборка слайдов. Слайды, с использованием технологии анимации выстраивются в соответствии с развертыванием содержания урока в формате программы Power Point. При этом могут подсоединяться фрагменты музыкальных произведений. В демонстрацию могут включаться подходящие видеофрагменты. Например, из подборки Православного календаря Елены Козенковой или вообще фрагмент любого видеофильма.

Могут быть показаны и сами видеофильмы православной и культурно-исторической ориентации, но их стоит предварительно подредактировать, подогнать под формат урока.

В частности, например, возникла необходимости ознакомления старшекласников с основами антисектантской подготовки, и в рамках интегрированного занятия по ОБЖ старшеклассникам может быть показан документальный фильм из альбома Александра Егорцева "Свобода от совести". Правда, перед демонстрацией его приходится редактировать. Некоторые особенно страшные вещи приходится исключать из показа. Или, например, мы с детьми обнаруживаем неуверенное представление о личности князя Александра Невского. Тогда я показываю детям сталинский фильм "Александр Невский".

Вместе с тем, надо помнить, что главное в ходе урока – духовный контакт. И никакими техническими средствами он не может быть подменен. Не может быть скомпенсирован его дефицит. Приходилось видеть замечательные уроки, проводимые без дополнительных технических средств.
10. Музейная педагогика как фактор успешности изучения мировой художественной культуры.

Этот фактор наиболее полно работает только в крупных городах, где имеются существенные собрания объектов именно мировой художественной культуры. Сельская наша местность кажется в этом отношении очень бедной. Как правило представляется невозможным даже собрать необходимую сумму денег для организации экскурсионной поездки даже в ближайший культурный центр – с возможным посещением его музеев.

В принципе, современные технологии могут позволить организовать и провести даже и виртуальную экскурсию в любой существующий или даже в виртуальный музей.

Но, не надо забывать, что и мы сами являемся представителями этой самой мировой культуры. Господь сподобил нас счастья родиться в великой стране с богатой историей и богатейшей культурой, подойти к которой можно с самых разных сторон. Не обязательно этим гордится, но не признавать факта богатства проявлений высокой духовной культуры нашей страны – значит быть неразумными и неблагодарными рабами (Мф. 24:45).

Практически в каждом уголке нашей Родины можно обнаружить элементы её художественной культуры – в произведениях каменного или деревянного зодчества, в природно-архитектурных комплексах застройки городов и деревень, в декоративной отделке сохранившихся исторических памятников, в художественных сокровищницах храмов старых или новых (как представителей сложившейся культуры), в отдельных иконах.

В любой, самой бедной школе может быть создан свой музей пусть даже просто из предметов народного быта, в которых можно обнаружить чудеса декоративно-прикладного творчества. Пусть даже там будут просто представлены хорошо оформленные фотографии или даже рисунки шедевров мировой культуры или, к примеру, модели архитектурных комплексов, храмов и крепостей, сделанные самими детьми. Наверное, не надо много говорить о том какую глубину освоения содержания архитектурного памятника можно получить, если предложить ребенку сделать его изображение. Тем более, если он может рассчитывать, что это изображение попадет на выставку.

Объектом музейной педагогики могут стать и просто природные объекты и ландшафтные памятники, если учитель сумеет построить связь между этими объектами и конкретными произведениями художественной культуры.

В конце концов, объектами посещения могут стать дома живых носителей художественной культуры: представителей песенной, музыкальной или эпической традиции.
11. Проанализируйте одну из программ по предмету «Мировая художественная культура». Определите её содержание, критерий отбора художественного материала, принципы построения, основные методические направления, формы организации учебно-воспитательной работы.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура, 9 класс. М. Авторский коллектив: Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая и др. Изд. дом «Дрофа», 1999.

Здесь сочетаются два подхода: исторический и тематический, Это поможет учащимся научится связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география, краеведение, граждановедение и т.п.).

Охватывает широкий спектр явлений МХК.

На конкретных примерах показано многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации в их историческом развитии. Отечественная культура выделена в особый раздел, но она также рассматривается во взаимосвязях с художественной культурой Византии, средневековой Европы, с культурой Возрождения, Просвещения, с культурой стран и народов XIX и XX вв.

В программе названы основные художественные явления, произведения и мастера искусств разных народов с древнейших времен и до наших дней, но учитель имеет право предложить для освоения не весь перечень, а выбрать из него произведения, которые он возьмет за основу авторского прочтения программы. Это один из путей творческого освоения курса.

Базовые проблемы курса поставлены во введении. В дальнейшем теоретические положения раскрываюися на конкретном материале художественной культуры
Но, практически ни в одной из известных официально изданных в настоящее время для преподавания МХК программ никак не анализируется сам эстетический идеал, значение его содержания для духовного мира человека, для его нравственности. Около этого может говориться великое множество однокоренных слов, но суть самой категории нравственности каждый раз оказывается неопределима. Как правило, понятие эстетики редуцируется в понятие утонченной чувственности, и чувственное называется духовным. Но из чувственного невозможно вывести религиозное – во имя которого создавалась основная масса художественных произведений. Конечно, теперь не приходится рассчитывать на обнаружение в соответствующих источниках изложения нравственных заповедей Евангелия, но нет даже признания того факта, что слова «духовно-нравственное» по своему первому основанию означают «религиозно-нравственное».
12. Составьте тематическое планирование курса МХК.

Переработка программы из пособия: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура, 9 класс». Авторский коллектив: Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая и др. М.: Изд. дом «Дрофа», 1999.

Раздел I. Художественная культура древнего мира: основные черты.

Тема 1. Культура Двуречья (шумерская и ассиро-вавилонская)

Тема 2. Древний Египет – страна сфинксов и пирамид

Тема 3. Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и художественные открытия искусства античности.

Тема 4. Культура Древнего Рима.

Раздел II. Художественная культура стран Востока.

Тема 1. Открытие Индии

Тема 2. Художественная культура Китая: по пути Дао.

Тема 3. Художественная культура Японии.

Раздел III. Культура средневековья.

Тема 1. Западной Европы в раннее средневековье.

Тема 2. Рождение христианской Европы. Христианизация языческого наследия.

Тема 3. Византия: место встречи Востока и Запада

Тема 4. Художественная культура византийского средневековья, её влияние на западную и восточную культуры.

Тема 5. Расцвет западной средневековой художественной культуры.

Тема 6. Художественная культура балканских народов.

Раздел IV. Художественная культура эпохи Возрождения

Тема 1. Возрождение в Италии.

Тема 2. Северное Возрождение.

Раздел V. Западноевропейская культура XVII-XVIII вв.

Тема 1. Барокко

Тема 2. Классицизм

Тема 3. Художественная культура эпохи первой французской революции.

Раздел VI. Художественная культура XIX в. (Западная Европа).

Тема 1. Романтизм в различных видах художественного творчества.

Тема 2. Реализм и его исторические судьбы.

Тема 3. Новые идеи в искусстве конца XIX – XX в.

Тема 4. Художественный язык модерна.

Раздел VII. Вершины художественной культуры России.

Тема 1. Истоки древнерусской культуры.

Тема 2. Становление древнерусской культуры.

Тема 3. Русская средневековая иконопись.

Тема 4. Эпическая поэзия Руси и её связь с прикладным творчеством.

Тема 5. От Руси к России.

Тема 6. Искусство «бунташного века».

Тема 7. Век Просвещения.

Тема 8. Расцвет академической художественной культуры в XIX в.

Тема 9. Русская музыкальная классика XVIII - нач. XX вв.

Тема 10. Серебряный век (Русская культура на рубеже веков)

Тема 11. Новое открытие иконы на рубеже XIX-XX вв. Возрождение национальных мотивов в свете новых художественных традиций.

Раздел VIII. Художественная культура стран Америки.

Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки.

Тема 2. Многообразие национальных и эстетических факторов становления и развития художественной культуры Америки.

Тема 3. США – родина современной массовой культуры.

Раздел IX. Художественная культура XX в. (Западная Европа и Россия)

Тема 1. Основные течения в развитии художественной культуры XX в.

Тема 2. Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на формирование современного менталитета.

Тема 3. Судьба реализма XX в.

Тема 4. Художественная культура на пороге XXI в.

Тема 5. Процессы духовного возрождения в культуре России кон. XX – нач. XXI вв.

Похожие:

1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании icon Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика...
Цор n33. Новый цифровой образовательный ресурс под Linux. Биология Часть I глава Жизнь,ее св-ва,уровни организации, происхождение...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconИстория религий
Рия религий рассматриваются понятия предмета, основные категории и методы современного научного религиоведения, история осознания...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconВопрос № Предмет и методологические принципы эт экономикс включает...
Экономикс включает в себя синтез достижений всех экономических наук, раскрывает законы бизнеса, методы хозяйствования и экономическую...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconСодержание
Человеком Природы, т е пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании)...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconПрограмма на 2013/2014 уч год по курсу «Методы оптимизации» для студентов...
Введение. Постановка и общие методы решения задач оптимизации (1 лекция): Предмет изучения, основные термины и обозначения, связь...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconПредмет и значение системного анализа как методологии, научной области,...
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconХарактеристика элементов налога. Принципы и методы налогообложения....
Объект налога это действие, состояние или предмет, который подлежит налогообложению. Источник налога это место нахождения субъекта...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании icon1. Показать развитие и классификацию однопроцессорных архитектур...
Архитектура общая функциональная и структурная организация машины, определяющая методы кодирования данных, состав, назначение, принципы...
1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании iconПоложение о закупке Федерального государственного унитарного предприятия
Предмет, объект, область применения, цели и принципы регулирования, субъекты деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница