Экзаменационные вопросы к курсу «История философии»




Скачать 202.22 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы к курсу «История философии»
Дата публикации02.03.2013
Размер202.22 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
litcey.ru > Философия > Экзаменационные вопросы
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии»

II курс:

Примечание: данные ответы существуют не для списывания во время экзамена, а для быстрой актуализации знаний перед входом в аудиторию с преподавателем.

1. Возникновение философии. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей).


Философия – любомудрие.

Греки отдавали отчет, что мудрость у Бога.

Термин «философствовать» - у Геродота, осознанно «философия» – у Пифагора. Платон считает, что Сократ.

Сократ: исследование самого себя

Платон: учение о вечно сущем и неизменном

Аристотель: наука, исследующая все сущее как таковое

Плотин: Философия занимается самым важным

Иоанн Дамаскин: Философия есть познание сущего в качестве сущего, т.е. познание природы сущего. Философия есть любовь к мудрости, но истинная Премудрость – Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия.

Философия всегда умозрительна. Философы могут противоречить друг другу.

Чтобы природу обожествить, нужно иметь само представление о Боге.

Люди ищут причину явлений, из этого и начинает возникать философия.

^ Греческие религии (политеизм):

  • Зевса (Гомер, Гесиод).
    Гомер: «Одиссея» и «Илиада» Океан всему прародитель, Земля из Аида и Тартара, венчает все Эфир. Бог смерти Танатос брат бога сна Гипноса, Антропология: душа («псюхе» бесплотный образ тела, «тюмос» волевое начало и «нус» ум) и тело. Боги не всесильны – подчиняются судьбе.
    Гесиод: «Труди и дни», «Теогония». хаос (пропасть между землей и небом), из него рождаются боги: Гея (земля), Тартар, Эрос, Нюкта (ночь), Эреб (мрак). Гея порождает Урана (небо) и Понт (море), потом Титанов, Киклопов, гекантонхейров (их всех Уран не выпускает из чрева Геи), титана-Крона. Крон выпускает титанов, одновременно появляются Старость, Смерть, Печаль. С титанидой Реей рождает олимпийцев. История повторяется, и Зевс сгоняет всех предков в Тартар. Сын Зевса Аполлон – второй верховный бог. Храм Аполлона в Дельфах, пифии прорицали волю Аполлона.

  • Деметры. Из мифа о похищении Аидом Персефоны, дочери Деметры. Елевсинские мистерии.

  • Диониса (орфики). Вакханалии, в экстазе приятно замечаешь наличие души. Тело есть могила души. Орфей развил и систематизировал. В отличие от Гомера, загробный мир лучше земного. Классические реинкарнанты.

^ Школы философии:

  • италийская (из дионисийской религии - Пифагор)

  • милетская (из аполлоновской – Фалес).

Семь мудрецов (VII-VI до Р.Х.): Фалес, Солон, Биант, Питтак, иногда: Клеобул, Хилон…

Мера лучше всего. Открытие гармонии в мире и человеке. Познай самого себя. О тайном догадывайся по явному.

Античная философия: VII в до н.э. – 529 г.н.э. (закрытие имп .Юстинианом Академии в Афинах)

  1. Досократики: Милетская школа (Мал.Азия – Ионика); Фалес, Анаклимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Пифагорейцы

  2. Классический: Сократ, Платон, Аристотель

  3. Эллинистический (завоев. Александра Македонского): стоики, эпикурейцы, скептики, эклептики, неопифагорейцы, неоплатонизм (Прокл, Плотин)

^

2. Милетская школа. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз.


Фалес Милетский (к.VII – 1пол.VI или 625-547) – один из семи.

Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астроолгия», «Астрономия»

Учился в Египте. Внес доказательность. Указал дни равноденствия и солнцестояния, ввел 365х12 календарь.

  1. Начало всех вещей – вода.

  2. Все в мире полно богов (магнит притягивает железо). Бог – ум космоса, космос прекраснее всего, т.к. – творение бога.

  3. Теоремы (круг делится диаметром пополам; в равнобедр. ∆ углы при основании равны; при Х двух прямых верт. углы равны; 2 ∆ равны по двум углам и одной стороне).

^ Анаксимандр (610-546)

Труд: «О природе»

Первоначало: апейрон («беспредельный»). Начало – не стихия. Всякая вещь или начало или происходит из начала, следовательно начало бесконечно – божество.

Нарисовал геогр. карту. Геоцентрист. Создал солнечные часы.
^ Анаксимен (586-528)

Первоначало: воздух (невидимый, бесформенный, бесконечный)

Все полно богов и бог есть душа мира.

Душа – дыхание, душа мира – воздух.

Разряжаясь воздух – огонь, сгущаясь – ветер, облака, вода, земля, камни и пр.
^ Пифагор Самосский (VI в)

Путешествовал в Египте, Вавилонии, м.б.Индии.

Встречался с Зороастром (Ипполит «Опровержение всех ересей»)

Пифагорейский союз – о.Самос г.Кротон, имел большое влияние. Были философы-женщины.

Учение эзотерично, закрыто. Филолай по нужде продал три трактата Пифагора.

  1. ^ Первоначало - число –. Познание бога через математику. Музыка – часть математики. Музыка сфер (планет), в центре огонь и 10 сфер. 10 – самое совершенное число. Числа: четные и нечетные, 1 – объединяет все числа, равенство; 2 – изменчивость, неравенство; 3 –все совершенное.

  2. ^ Учение о душе. Метемпсихаст (реинкарнант). Люди не помнят воплощения. Пифагор помнит, первое его воплощение – Гермес.

  3. Учение об образе жизни. Главная цель – стремление к истине, приближение к богу. Строгий режим жизни.

Пифагор – только любитель мудрости, ибо мудрец – бог.
^

3. Философия Гераклита.


Гераклит Эфесский (540-480) был даже базилевсом, умер от водянки, «плачущий философ». И философы, и отцы Церкви его цитируют, даже Ленин.

^ Труд: «О природе»: о вселенной, о государстве, о богословии.

Учение:

  • о всеобщем изменении – «на входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз – другие воды». Ночь – в день, жизнь – в смерть, боги – это бессмертные люди, люди – смертные боги.

  • о противоположностях – вещи всегда несут противоположности

  • о Логосе – миром управляет некий Логос. Имеет огневидную природу. Сказал фразу о Логосе вследствие презрения к толпе. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны»

  • о природе – первоначало – огонь, мир через каждые 10800 лет сгорает, огонь – в воздух, воздух – в воду, вода – в землю. Космос в целом вечен.

  • о человеке – душа – воздух, но имеет огневидное начало. Мудрая душа сухая, глупая – влажная. Люди спят, не знают, что делают. Для бога все прекрасно и справедливо.

«Многознание уму не научает, иначе бы оно научило бы Пифагора и Гесиода, Ксенофана и Гекатея»

^

4. Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.


Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.

Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.

«^ Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».

Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.

Парменид. Ученик Ксенофана.

Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.

Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.

^ Бытие имеет форму шара.

Зенон Элейский (490-430). Ученик и приемный сын Парменида.

Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.

Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.

Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. ^ Апории – около 47, до нас дошло около 9.

Апории против множественности, против движения.

  1. Есть пустота – есть пространство без вещ-ва. Пространство тоже где-то находится. Пространство отдельно от вещ-ва немыслимо.

  2. О мыслимости множества – каждый элемент делим до бесконечности, до небытия, как мыслить множество элементов всех элементов множества. Каждый элемент – не имеет величины, но кол-во – число конечное.

  3. Дихотомия – деление пополам. Движение не сможет начаться.

  4. Ахиллес и черепаха.

  5. Покоящаяся стрела.

  6. Стадий. Относительность движения

  7. Просяное зернышко. Шум от одного зернышка.



^

5. Античная натурфилософия. Эмпедокл. Анаксагор.


Эмпедокл (490-430). Учился у пифагорейцев и Парменида. Божественное происхождение.

Труды: «О природе», «Очищение» - мистико-религиозное

Чувствам следует доверять, но они ограничены. Существует движение, множественность вещей.

^ Мир из 4-х стихий, управляется Любовью (слияние) и Враждой (разделение). Небытия нет, бытие – когда главенствует Любовь (мир - 4 этапа от полного слияния до полного разделения)

Эволюция: сначала появляются руки, ноги и головы, стихийно соединяются, выживают сильнейшие ;о)

Принцип познания: «Подобное познается подобным»

^ Анаксагор (500-428). Первый афинский философ. Отвергал греческих богов – был изгнан.

«Ты лишился своих граждан» - «Не я их лишился, а они меня»

Учение:

  • ^ О подобочастных (гомеометриях). Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. В каждом элементе – вся вселенная.

  • Об Уме. Все упорядочено, Ум (Нус) управляет всем. Существует сам в себе, ни от чего не зависит, не смешан ни с чем. Содержит полное знание. Благодаря ему человек познает. В дальнейшем считает, что ум дает толчок миру, а далее не вмешивается (деизм)

Объяснял солнечные и лунные затмения.

^

6. Материализм и атомизм Демокрита.


Атомизм: Левкипп («Большой мирострой», приписывают и Демокриту) и Демокрит.

Демокрит (470-…). Смеющийся философ. Израсходовал наследство на путешествия, видел Анаксагора, Сократа.

Жители города по возвращении не выгнали, а наградили – за «Большой мирострой»

Труды: «Большой и малый мирострой», «Об уме», «О природе», «Геометрия», «Числа».

Платон хотел его труды сжечь.

Доводы разума главнее чувств.

^ Бытие целокупно, делимо до атома. Небытие есть (разделяет бытие). Сгущение, разрежение, запах. Душа и огонь из круглых атомов.

Атомы сталкиваются - причина движения. С крючками, угловатые и круглые.

Деление участка пути не бесконечно.

Возникновение мира. Атомы группировались в вихре по подобию, из земли пузыри с организмами.

^ Детерминист. Все происходит согласно необходимости. Необходимость – из движения атомов. Событие – пересечение причинно-следственных цепочек. Случайного нет.

^ Звук – колебание атомов. Зрительный образ – идолы, истекающие от тела.

Идолы некогда великих людей – боги.

Есть этика, не связана с атомизмом. Цель жизни – благо, удовольствие, но через умеренность в жизни.

^

7. Философия софистов.


В процессе развития полисов и общения их, появляются софисты, мудрецы – учат за деньги знаниям.

Часто взгляды их противоположны. Для доказательства обратного - риторика.

Представители: Протагор, Горгий, Гиппий.

Протагор (из Абдер). Материалист. Бытие постоянно меняется.

^ Все истинно, т.к. все вещи заключают в себе противоположности. Соц.заказ.

«Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»

Истинно то, что выгодно человеку.

Создали условия для открытия законов мышления, формальной логики.

^

8. Философия Сократа.


Сократ (469-399). Из Афин не выезжал. Был гоплитом (тяжеловооруженным воином). Был в совете во время 30-ти тиранов. Потом ушел и вел вольный образ жизни.

Письменность обрекает не на мысль, а на собирание фактов.

Философию переводит на изучение человека. «Познай самого себя»

Василий Великий: про избиение Сократа пьяным человеком… «делал такой-то»

Чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богам.

«Сократ умнее других, т.к. знает, что ничего не знает.» Знает все лишь Бог.

Философия – искусство умирать.

Истина и нравственность существуют объективно, независимо от человека.

Познавать объективную истину невозможно через природу. Самопознание.

Свое искусство – повивальной бабки – помощь в рождении истины. Диалог.

Аргументы обнаруживаем в себе. Если истина существует, то существуют и законы мышления.

От конкретного к абстрактному.

Если бы люди знали истину, они стали бы творить только добро.


^

9. Сократические школы


Мегарики, киники и киренаики.

Мегарская школа (спорщики, эристики). г.Мегары. Основана Евклидом (влияние Горгия, Парменида, Зенона)

Доказательство единства сущего и отсутствия множественности вещей.

^ Дискредитация органов чувств.

Парадоксы: «Я лгу», «Потерял ли ты рога?»
Киническая школа (циники, «собачьи философы»). г.Киносарга.

Представители: Антисфен (444-368), Диоген Синопский.

Философия как средство достижения счастья.

Общих понятий нет, есть только конкретные. Соединить общее и конкретное возможно только внутри человека.

Благо человечества – фикция. ^ Благо единоличное. Отказаться от общих понятий, следовать собственным.

Мальчик, пьющий из ладошки обошел по простоте жизни Диогена с кружкой.

Искал с факелом людей. Проданный в рабство, говорил «Купите себе хозяина».

Зенону «Движенья нет» - стал пред ним ходить.

Ни в чем не нуждаются только боги.
Киренаики. Основатель Аристипп из Кирен – Сев.Африка.

Счастье достижимо только лично. ^ Задача философии – правильное стремление к удовольствию. Аристипп кормился у местного тирана. «Я знаю, что мне нужно, он не знает». «Мне нужна курица, тебе нужны деньги». Последовательный гедонист.

^

10. Критика Платоном сенсуализма в диалоге «Теэтет».


Платон (прозвище, имя – Аристокл) (427-347)

Хорошее образование, гимнастика, с 20 лет до 28 ученик Сократа.

Путешествовал, на Сицилии познакомился с тираном Дионисием, потом был изгнан.

Основал в Афинах «Академию».

34 диалога (23 подлинные), 1 монолог «Апология Сократа», 13 писем.

^ Диалоги (ищет истину):

  1. Чаще пишет об учителе: «Апология Сократа», «Гиппий Меньший», «Лисий», «Хармид», «Алкивиад», «Протагор», «Лахес» (что такое мужество), 1 гл. «Государство»

  2. Больше развивает собственную философию: «Горгий», «Менон», «Кратил», «Гиппий Больший» - «эйдос»

  3. Зрелый философ: «Пир», «Федон», «Федр», главы «Государство» (что такое справедливость)

  4. Самостоятельный философ: «Теэтет» (что такое знание), «Софист», «Тимей», «Парменид», «Политик», «Критий»

  5. ^ Сократа нет. «Законы»

Структура: Учение об идеях, Теория познания, Физика, Космология.

В.С.Соловьев и Трубецкой: ключевой диалог «Теэтет», путь рациональный.

В.Ф.Эрн: ключевой диалог «Федр», путь озарения.
«Теэтет» (4-я группа диалогов). Критика сенсуализма.

«Что такое знание?»

- «Чувственное восприятие» - «Значит ложного знания быть не должно, т.к. чувства нас не обманывают; все изменяется, значит нет постоянного знания… но оно есть; Есть память – без ощущений »

- «Знание есть истинное мнение» - «Критерий отличия истины от лжи; чтобы отличать, нужно уже иметь некоторое знание»

- «Знание есть истинное мнение с доказательством» - «Мы знаем вещи, не умея их доказывать»…
^

11. Учение Платона об идеях.


Платон (см. 10)

Истина существует. Люди могут друг с другом спорить, есть математика, значит есть истина.

Истина существует объективно, принадлежит другому миру – и в человеке, и вне его.

Каждый предмет имеет нематериальную сущность – идею.

Идея – умопостигаемая сущность предмета. Предмет познаваем, т.к. идея вне нас.

Души до рождения обитали в мире идей и видели их, потом забыли.

^ Материя без идеи – небытие. Идея – причина существования предмета, цель развития, идеал.

Мир идей – божественный.

Бытие чувственной вещи – не знание, а мнение.

Взял у Сократа:

  1. Знание должно быть выражено в понятиях

  2. Познание вещей возможно, когда они причастны чему-нибудь одному

  3. У всех людей одна способность познания истины

«Федон». Все телесное из частей, подвержено изменению, идея вечна, неизменна, истинна.

Идеи с материей – множественность вещей. Идея бытия дает существование остальным, причастна идее блага. Идея блага превосходит бытие и истину.

Миф о пещере с узниками, прикованными к стене и видящими тени.

«Парменид». «Есть ли идея стихий?», «Есть ли идея грязи и сора?» - «Нет». «Идея великого должна быть причастна идее великости и далее в бесконечность».

«Софист» «Заблуждение – знание о небытии». «Все в мире причастно 5 идеям: бытия, покоя, движения, тождественного и иного»

В конце концов все причастно идее блага… зло в мире, потому что человек не знает идею добра, направляет познавательные способности на мир мнимый, мир вещей.

Но проблема зла Платона не в человеке, а в мире, в теле – корень многих ересей.

^

12. Учение Платона о душе.


«Федр». Душа бессмертна в обе стороны. Возничий и два коня – душа, но у богов оба коня благородных, у человека кони – белый и черный. В теле душа вспоминает идеи. Душа имеет источник движения в себе, поэтому вечна.

«Менон». Сократ задает вопросы юному рабу и он доказывает теорему.

«Федон». Философ стремится к умиранию, тело мешает познать истину. Доказательства бессмертия души: 1. Все из противоположного, значит за смертью – жизнь; 2. Знание – припоминание, значит душа была и до рождения; 3. Сложные вещи меняются, простые – нет, душа вечна; 4. Душа есть идея души, идея жизни. Противоположности не касаются идей.

«Государство». Душа не портится, зло на нее не воздействует, значит она бессмертна.

Три начала души:



^

13. Учение Платона о государстве. Этика.


«Государство» - что такое справедливость, составляющие души по отношению к гос-ву (три рода людей).

Государство возникает вместе с разделением труда, когда потребности превышают возможности. Ненужные профессии.

Стражи. из которых философы, ремесленники.

^ Задача философа – построить идеальное государство.

Люди должны понять, что философы должны управлять.

Больных и увечных детей быть не должно, семья – причина многих зол, отделение ребенка от родителей, воспитание мальчиков и девочек вместе. Гармоничное сочетание гимнастики и искусств.

Идеальное гос-во монархичное, одно разумное начало.

Тимократия – Олигархия – Демократия – Тирания.

^

14. Аристотелевская классификация наук.


Аристотель (384-322). г.Стагиры. Владел врачебным мастерством.

367 г. – в Афины, на 20 лет – ученик Платона

После смерти Платона – в г.Ассос к тирану Гермию.

в 343 г. уехал в столицу Македонии Пеллу. Воспитывает Александра. «Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал то, что придает этой жизни цену».

335 г. – открывает «Ликей» в Афинах – перипатическая (прогуливаться).

322 г. - умирает

Труды:

  1. Ранние диалоги (не сохранились)

  2. Естественнонаучные сочинения: «История животных», «Описание государственных устройств», м.б. глава «Политика»

  3. Философские работы:

    1. логические («Органон»)

    2. философские («Метафизика») – Андроник Родосский не знал, куда поставить – поставил на полку после физики.

    3. физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»)

    4. психологические («О душе»)

    5. эстетические («Поэтика», «Риторика»)

    6. этические («Никомахова», «Эвдемова», «Большая» этики)

    7. политико-экономические («Политика», «Экономика»)

Классификация наук:

Логика – инструмент познания, не входит в классификацию

Знание

Науки

Примечание

Практическое

этика, экономика, политика

Знание ремесленника, умение жить в этом мире

Творческое




Знание ремесленника

Теоретическое (знание свободного человека)

физика, 2-я философия

о существующем самостоятельно, но подвижном

математика

о существующем несамостоятельно, неподвижном

1-я философия, метафизика – теология

о существующем самостоятельно и неподвижном

Боится излишне разделять два мира (как Платон) – исследует сущее само по себе.

Бытие и мышление тождественны.

^ Закон непротиворечия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»

Законченные различия – противолежащее

  1. Противоположность (между есть среднее – сумерки)

  2. Противоречие (среднего нет – живой-мертвый)



^

15. Теология Аристотеля.


(см. 14)

Полностью свободное существо – Бог.

Главная цель теоретического знания – благо.

Знание для цели – знание несвободное. Человек, обладая теоретическим знанием уподобляется Богу.

Философия – знание о самой себе. Иметь источник бытия в самом себе может только Бог, поэтому основной предмет философии – Бог.

^ Доказательство бытия Бога: каждое движение и каждая вещь имеет в начале другое движение и т.д., но бесконечность немыслима, следовательно не существует. Необходимо признать первопричину. Она неподвижна. Как душа движет человека, оставаясь неподвижной, так и у мира должен быть «неподвижный перводвигатель»

^ Бог у Аристотеля – чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир. Мысль, занимающаяся сама собой, т.к. мыслит наиболее достойное. Бог Аристотеля – философский Бог. Форма форм и цель, к которой стремится мир. Противоположен как первая сущностная причина материальному началу, которое является совечным Богу.

Фома Аквинский в 5 доказательствах бытия Бога возьмет 3 у Аристотеля: от движения, от причины и от цели.

^

16. Учение Аристотеля о четырех причинах.


  1. Сущностная причина

  2. Материальная причина

  3. Деятельная причина

  4. Целевая причина.

Причина

Первый поставил вопрос

Материальная

^ Милетская школа (Фалес и др.): вода, огонь, воздух и пр.

Движущая

Анаксагор – Ум (Нус)

Эмпедокл – борьба Любви и Вражды

Гесиод – Эрос влекущий вещи друг к другу

Сущностная

Платон – идея

Целевая

Стагирит – первый указал все.

Платон – благо, но Аристотель его критикует


Критика Платона: идеи удваивают сущности, не должно быть идей у вещей преходящих, Платон не объяснил через идеи существование движения, очень много идей и их иерархичность сложна.

«Третий человек» - идея причастности человека идее человека.

Сущность должна быть познаваема умом и существовать отдельно.

Варианты сущности:

  • материя – не может, т.к. непознаваема

  • вид,

  • род, всеобщее – познаваемы, но не существуют самостоятельно.

  • суть бытия вещи.

Источник существования мира – вид или суть бытия.

Конкретная вещь непознаваема, познаваемо то, что имеет степень общности.

Разные мысли Аристотеля: сущность вещи – сама вещь, сущность вещи – вид.

Вид – форма, придает видовое своеобразие вещам.

Сущность вещи мы можем понять, дав определение вещи (Адам обладал сущностным видением – давал имена)

Материя.

  • первая материя (материальное начало, пассивное, абсолютно лишенное формы, непознаваема, но ее существование познается умом, сближается с небытием)

  • последняя материя (то, из чего состоит конкретная вещь)

Материя – принцип индивидуализации предметов в мире. Парадокс между бесформенностью и пассивностью и индивидуализацией. Фома Аквинский поправил: существовать – уже быть деятельностным началом, поэтому материя сотворена.

Материя – возможность. В действительности есть только сущность вещи, форма. «Возможность и действительность».

Энтелехия – переход из возможности в действительность благодаря третьей причине – движущей.

^ Движущая причина вытекает из самой формы тела. Целевая причина также существует в форме вещи.

Материя не может существовать без формы, а форма может мыслима без материи.

Форму мыслит разум. Разум – форма всех форм, чистая действительность, не содержащая в себе никакой возможности.

^

17. Физика и космология Аристотеля.


Труды: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».

Физика – учение о природе, противоположность – искусство.

Источник движения для природы в самом себе, для искусства – в человеке.

Движение:

  • в отношении сущности (возникновение и уничтожение)

  • в отношении количества (увеличение и уменьшение)

  • в отношении качества (превращение)

  • в отношении места (пространственное движение).

Все движения сводятся к пространственному, сущностное – предмет для первой философии.

Движение в пространстве непрерывно, проблема непрерывности упирается в проблему бесконечности.

Бесконечности нет, т.к. не имеет формы, непознаваема, нет сущности, следовательно не существует.

^ Бесконечность актуальная невозможна, потенциальная возможна – идея бесконечного.

«Ахиллес и черепаха» - если делить отрезок до бесконечности, то будет и бесконечное время – решение апории.

«Стрела» - Зенон ошибся, отождествив пространство и место. И покой, и движение существуют в некотором времени, в «теперь» нет ни покоя, ни движения.

^ Время бесконечно (потенциально) в обе стороны, значит, и движение бесконечно.

Поскольку движение бесконечно, бесконечна и материя, т.к. они неразделимы. Даже если мир создан, то существовало сущностное возникновение, значит, до этого было движение.

^ Первично движение (небесных сфер), а не время.

Космология: Мир из 4-х элементов (вода, огонь, земля, воздух). Небесные сферы из эфира – он ни во что не превращается. Совершенное и вечное движение – по кругу, значит, небесные тела движутся по кругу. Птолемей предположил, что орбиты планет колеблются вокруг центров, которые – вокруг других центров.

^ Бог движет сферы, сферы передают движение на землю.

Движение в вакууме невозможно.

Вселенная и пространство неоднородны, значит у каждой вещи есть место (у камня внизу - падает).

Земля круглая, т.к. шар – совершенная форма.

Отличие от соврем.физики: 1. не математическая, 2. качественна, 3. движение только под воздействием силы, 4. от очевидного для нас – к очевидному по природе.

Аристотелевская физика чувственная, опытная. Современная – умозрительная.

^

18. Психология и этика Аристотеля.


Душа – энтелехия (целеустремленность, активное начало) естественного тела, обладающего возможностью жизни.

Душа – суть бытия и форма такого естественного тела, которое имеет начало движения и покоя в себе, но не такого тела, как топор.

Душа – не материя, а форма совершившаяся. Тело должно иметь возможность жизни, чтобы иметь душу.

Развитие души:

  1. Растительная (питаться, расти, размножаться и умирать)

  2. Животная (ощущает, отношения к ощущениям)

  3. Разумная (существует отдельно от тела, тело – орган разумной души). Ум активный – в Боге, знание актуальное, ум пассивный – должен стремиться к активному, знание потенциальное. Ум – форма форм, живет вечно, после смерти сливается с Богом, т.к. – частичка всеобщего закона мышления, разума, Бога.

1 и 2 умирают с телом, 3 – не умирает, переселения душ нет.
Гносеология: связана с гносеологией. Знание проходит от ощущения до философского знания.

Знание должно быть основано на аксиоме непротиворечивости суждения.

Опыт – воспоминания об одном и том же предмете.

^ Опыт обрабатывается общими понятиями – появляется общее знание.

Ощущения воспринимают форму, душа при помощи общего чувства воспринимает форму.

Знания выявляются благодаря единичному.

^ Не согласен с атомистами, что качества первичные в объекте, вторичные – в субъекте. Первичные и вторичные – есть объективно, но вторичные актуализируются в процессе познания.

Потенциальный разум имеет потенциальные знания, в процессе познания актуализирует.

^ Полное актуальное знание – в Боге.

Классическая концепция истины – истина есть соответствие наших взглядов тому, что имеет место в действительности.
^ Этика: из психологии.

Человек – существо свободное, высшей необходимости нет.

Добродетель не дается от природы, заложена потенциально, достигается через воспитание и образование. Поиск середины между избытком и недостатком.

^ Добродетель животной души – этическая, достигается путем воспитания – функция гос-ва и семьи

Добродетель разумной души – дианоэтическая. Добродетель – мудрость, дает блаженство.

  • рассудочная – практическая – жизнь в мат.мире: в обществе, семье.

  • разумная – созерцательная, познавательная.

В человеке есть воля и разум.

Есть пороки сами по себе: убийство. воровство и пр.
Государство: энтелехия души.

По принципу семьи. Добродетель женщины в молчаливости.

Три правильных: монархия, аристократия, республика

Три неправильных: тирания, олигархия и демократия.

Государство должно давать счастье людям. Рабство свойственно людям по природе. Варвар – раб, эллин – свободный.





Похожие:

Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы по философии
Философия и ее специфика. Предмет и основные функции философии. Место философии в духовной жизни общества
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Объективная необходимость «великих реформ». Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconВопросы к экзамену по курсу «История философии Нового времени»
Г. В. Лейбниц. Метафизика как учение о Боге и субстанции. Её главенствующее место в иерархии наук
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы по курсу
Соотношение институтов, форм и методов в государственном и муниципальном управлении
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы по курсу
Сущность, роль и значение контроля и ревизии бюджетных и некоммерческих организаций
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconПримерные вопросы для экзамена по курсу "основы философии"

Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconВопросы к экзамену по истории философии Нового времени: Основные черты философии Нового времени
Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история, классификация наук
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы для студентов по курсу «философия»
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconЭкзаменационные вопросы для студентов по курсу «философия»
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения
Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» iconВопросы к зачету и экзамену по философии для заочного отделения
Основной вопрос философии. Материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница