Скачать 215.19 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Вологодский институт права и экономики ФИЛОСОФИЯ Программа вступительного экзамена в адъюнктуру Вологда – 2008 Философия: Программа вступительного экзамена в адъюнктуру. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. – 16 с. Разработали: Б.В. Ковригин – доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории; Н.С. Оботурова – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории; Н.В. Дрянных – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории. Рецензенты: Г.Н. Оботурова – доктор философских наук, профессор зав. кафедрой философии ВГПУ; Н.А. Бушуева – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ВоГТУ. Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории 4 июня 2008 г., протокол № 11 ВИПЭ ФСИН России, 2008 ^ Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Требования к уровню освоения содержания курса. Экзаменуемый должен: а) иметь представление о своеобразии философии и ее месте в культуре; б) понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его основных этапов, быть знакомым с важнейшими источниками философского знания; в) давать характеристику основных философских подходов к бытию, раскрывать их на примере учений и школ в истории философии; г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; д) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; е) знать условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; ж) понимать роль науки в развитии цивилизации, её взаимодействие с техникой, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах. Освоение курса философии должно содействовать:
Курс делится на 14 тем. Изучение курса философии предполагает обращение экзаменуемых к первоисточникам – произведениям классиков мировой философии, а также чтение специальных учебных пособий по философии. В программе представлен список рекомендуемой литературы. ^
^ Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Мировоззрение, его сущность и историко-культурный характер. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия как теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Предмет философии, его изменение в ходе истории. Основные проблемы философии. Структура философского знания. Философия в системе культуры. Функции философии. ^ Тема 2. Философия Древнего мира и античности Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии. Переход к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм; ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Специфика философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-этический характер. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен. Условия возникновения и основные этапы развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – натурфилософия, постановка и решение проблемы первоосновы мира. Классический период – открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон); энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллинистический период античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм). Специфика античной философии: космоцентричность, всесторонность, универсальность. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества. ^ Своеобразие философской культуры средневековья. Теоцентризм как системообразующий принцип средневековой философии, основные этапы ее развития: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Пьер Абеляр, Альберт Великий), классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии, арабская философия, мистика. Основные проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б. Телезио). Натурфилософия (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование новой картины мира. Проблемы общественного развития в философии Возрождения: концепция «открытости» истории (Н. Макиавелли), социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Протестантизм. ^ Научная революция XVII века и ее влияние на специфику постановки и решения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц). Социально-философские концепции «естественного права» и «общественного договора» (Т. Гоббс), «свободной необходимости» (Б. Спиноза). Просветительский характер философии XVIII века. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. ^ Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И. Канта: развитие философии от наукоучения к философии духа. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории. Анропологический материализм Фейербаха. ^ Возникновение и развитие марксизма в XIX в., его социально-исторические предпосылки. Создание основ материалистической социальной философии. Концепция социально-исторической практики. Разработка материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. Трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров в европейской культуре конца XIX – XX вв. Новые типы философствования: сциентистский и антисциентический. Философия позитивизма: сущность, основные этапы развития. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль), второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах), неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (К. Поппер И. Лакатос, Т. Кун). «Философия жизни» и ее разновидности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон). Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). ^ Социокультурные предпосылки становления отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Основные периоды развития русской философской мысли. Философская мысль в России XVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России и философское осознание ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). «Философия естествознания» и ее основные направления. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Влияние русской философии на социально-политическую жизнь, философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли. ^ Тема 8. Учение о бытии (онтология) Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Различные подходы к пониманию происхождения и сущности сознания. Понятие движения. Философские концепции пространства и времени. Проблема единства мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Становление и развитие научной картины мира. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. ^ Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода, разновидности неометафизики: плоский эволюционизм и эмерджентизм. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность. Круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Упорядоченность бытия. Принцип системности. ^ Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Соотношение чувственных, рациональных и иррациональных форм познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Специфика научного познания. Соотношение научного и вненаучного знания. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни. Основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. Основные методы научного познания, их классификация и сущность. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. ^ Проблема человека в историко-философском контексте. Многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские и субъективистские концепции человека. Природное и общественное в человеке. Комплексный характер антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Человек в системе социальных связей. Свобода и творчество как основные характеристики человеческого существования. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и произвол; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Природа ценностного отношения людей к действительности. Ценности как ядро культуры. Современная теория ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм, социологизм. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Искусство и эстетическое освоение действительности. Прекрасное, возвышенное и трагическое как основные эстетические ценности. Религия и разнообразие религиозных ценностей. Особенности религиозного сознания. Религия в современном мире. ^ Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Человеческая деятельность – способ существования и развития общества. Регулятивы деятельности. Общественные отношения и социальные институты. Строение общества, его основные сферы (подсистемы) и их взаимосвязи. Понятие материального производства, его основные характеристики и роль в жизни общества. Технологический и экономический способы производства. Типы хозяйственно-экономической жизни. Социальные общности и их роль в жизни человека и общества. Политика как особый вид социального взаимодействия, основные компоненты политической жизни общества. Право и правовые отношения в обществе. Правосознание. Правовое государство и гражданское общество. Духовная сфера жизни общества, ее основные характеристики. Общественное сознание и его структура. ^ Жизнь общества как исторический процесс. Проблема смысла, направленности и типологии исторического процесса: концепции общественного прогресса и единой всемирной истории (Ж. Кондорсе, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс); концепции локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационному этапу. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума. Место и роль России в мировом сообществе. ^
ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная: К теме 1:
К теме 2:
К теме 3:
К теме 4:
К теме 5:
К теме 6:
К теме 7:
К теме 8:
К теме 9:
К теме 10:
К теме 11:
К теме 12:
К теме 13:
Философия Программа вступительного экзамена в адъюнктуру Корректор О.А. Бобошина Печать Д.М. Брызгалов
![]() Организационно-научный и редакционно-издательский отдел Вологодского института права и экономики ФСИН России 160002 г. Вологда, ул. Щетинина, 2 |
![]() | Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по иностранному языку Вологда 2003 Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по иностранному языку. – Вологда: випэ минюста России, 2003. – 17 с | ![]() | Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по специальности 12.... Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по специальности 12. 00. 08 – «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное... |
![]() | Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по специальности 12. 00. 11 Программа предназначена для подготовки и сдачи вступительного экзамена по специальности 12. 00. 11 «Судебная власть, прокурорский... | ![]() | Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по специальности 12.... Программа предназначена для подготовки и сдачи вступительного экзамена в адъюнктуру Вологодского института права и экономики фсин... |
![]() | Программа вступительного экзамена по дисциплине Иностранный язык Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными... | ![]() | Программа вступительного экзамена в адъюнктуру по научной специальности Электромагнитное поле; уравнения Максвелла; монохроматические поля; энергия электромагнитного поля; плоские, цилиндрические, сферические... |
![]() | Вопросы для сдачи вступительного экзамена в адъюнктуру Академии фсин россии по философии Философия, ее предмет и функции в обществе. Эволюция представлений о предмете философии. Значение философии для деятельности сотрудника... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру разработана на основе... Цель вступительного экзамена в аспирантуру – определить уровень развития у поступающих коммуникативной компетенции. Коммуникативная... |
![]() | Программа вступительного испытания на 2013 год по направлению подготовки... Ученым советом высшего учебного заведения и доводятся до сведения бакалавров не позднее чем за полгода до начала вступительного экзамена.... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Высшей школы менеджмента... Программа вступительного экзамена в аспирантуру Высшей школы менеджмента спбгу по специальности 05. 00. 22 – «Организация производства»... |