Вопросы по истории религии




НазваниеВопросы по истории религии
страница1/8
Дата публикации04.03.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Вопросы по истории религии.
1. Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.

Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный оратор Лактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. Действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.

Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, выраждаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики. 1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал обхективно не существует, но является не более как теоретической моделью. 2-й Складывается философско-догматическая система. Христианство – образец такой чистемы: учение о Боге, об отношении Бога к миру, учение о мире и человеке, о его конечных судьбах, о спасении и воссоединении с Богом. Ислам и иудаизм также имеют отточенные формы учения. В исламе нет спасения и воссоединения с Богом, есть только чувственный рай, где нет Бога. В буддизме и даосизме есть спасение, но Бога нет. В иудаизме есть все, но только для евреев. Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев. В вишнуизме есть все. 3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия; 4-й – религиозная организация (самая слозная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.

Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизм – это учение, отждествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, шиваизм – каздый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обозествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога. Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.

Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт.

Редукционизм (от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.

Агностицизм, философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.

Психологизм, воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существания Бога: поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

^ Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию. ...

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. … особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении.
^ 2. Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни. Все великие религии были культурообразующими (социокультурными). ... История человечества фактически подтверждает первоисточное значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно.

(Шахнович) Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Функции

Социологи религии

Содержание функции

Компенса-торная

К. Маркс

Религия является иллюзорным восполнением социального бессилия личности;: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»

Мировоз-зренческая, или смыслопо-лагания

М. Вебер,

Р. Белла,

Э. Фромм

Предназначение религии в том, чтобы придать смысл человеческой жизни, разрешить проблему иррациональности человеческого существования, … выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений

Интегрирующая, или цементирующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

Т. Парсонс

Религия призвана укреплять социальное единство. ... Ритуал позволяет восстанавливать социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни

Регулирую-щая, или дисциплини-рующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

А. Р. Радклифф-Браун

Религия мотивирует действия индивида таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества

Социализа-ции

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,


Религиозный ритуал подготавливает индивида к социальной жизни, налагая на пего ограничения

Трансляции

Э. Дюркгейм

передачу социально значимой информации из поколения в поколение

Эйфоричес-кая

Э. Дюркгейм, Б. Малиновский,


Важная функция ритуалов состоит в создании радостного чувства социального благополучия. …когда группа сталкивается с социальным неблагополучием или со смертью сородичей

Легитими-рующая

Т. Парсонс

Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедям.

Моторная, или социальной динамики

М. Вебер

Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она может выступать в качестве стимулирующего общественное развитие фактора. …может стать необходимой предпосылкой для развития новых экономических отношений


^ 3. Основные религиозно-философские представления китайцев: культ Императора и предков.

(д. Плотников) К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) – конфуцианство (жу цзяо – «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо – «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо – «учение Будды»). Конфуцианство и даосизм – это не разные религии, а именно «учения», то есть религиозно-философские школы, сложившиеся в рамках китайской религиозной традиции. Буддизм – это религия, пришедшая в Китай из Индии. Буддизм оказал значительное влияние на китайскую религию, но в еще большей степени сам китаизировался. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». В пределах китайской религии определенно можно говорить о религиозной принадлежности только даосского духовенства, буддийских монахов и небольшого числа мирян.

^ Периодизация истории традиционного Китая

В конце III тыс. до н.э. на территории центральных равнин Китая начинало складывться протогосударство, племенной союз. Этот период называют Шан-Инь – по имени клана. Царство Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Около 1028 г. до н. э. князь Чжоу сверг последнего царя династии Шан. В период династии Чжоу были заложены основы практически всех философских школ и мистический учений. Западное Чжоу (11-3 вв. до н. э.) завоевавшая Инь (запад) в 771 г. до н. э. под ударами кочевников распалось. Последующая эпоха Восточной Чжоу была временем борьбы княжеств за гегемонию, когда власть царя была номинальной. Особенно кровопролитным был период Воюющих царств (VI ― III вв. до н. э.), завершившийся в 221 г. до н. э. приходом к власти Цинь Ши Хуанди. династия Цинь. К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Цинь существовавшей непрерывно до революции 1911 г.

^ Культ Неба, царя и предков. В эпоху Шан почитали духов земли, водоемов и гор, но особенно ― духов предков. Над духами и людьми царил высший небесный бог Шанди (Верховный Владыка), или Тянь (Небо), который почитался как первопредок царей (ванов) и всего народа шан. Шанди управлял природными явлениями, от него зависели урожай, успех охоты, исход родов, победа на войне; он посылал болезни и смерть. Чтобы узнать волю Неба, шанцы гадали по костям животных. Верховным жрецом Шанди, духов земли и царственных предков был сам ван, Сын Неба. В жертву Небу и духам приносили еду, вино и пленных.

Загробная жизнь рисовалась шанцам по-видимому неотличимой от земной. Об этом свидетельствуют царские гробницы, в которых, вместе с умершим, хоронили его жен, воинов, слуг, собак, лошадей, колесницы, драгоценности и оружие.

При Чжоу возрастает почитание Шанди-Неба как вездесущего и всеведущего Владыки, обитающего на Полярной звезде, ставящего и низлагающего царей, хранящего нравственный закон и порядок в мире.

Начиная с эпохи Чжоу и до падения монархии в 1911 г. императорский дворец рассматривался как священный центр мира. Государь ― Сын Неба ― низводит на своих подданных и на варваров «четырех сторон» благую силу Неба ― дэ. Если царь следует небесному Повелению и совершает должные ритуалы годового круга, то вся Поднебесная (обитаемая земля) приходит в гармонию и варвары добровольно покоряются владыке Цветущего государства средины (самоназвание Китая).

При Чжоу человеческие жертвоприношения исчезают. Складывается духовенство, состоящее из чиновников (жрецов и гадателей) и шаманов (знахарей и заклинателей злых духов).

В эпоху Чжоу завершается формирование представлений о сложносоставности человека. Согласно этим представлениям, уходящим корнями в шаманизм, в человеке соединяются «небесная» субстанция хунь, состоящая из нескольких, как правило трех, «разумных душ», и «земная» субстанция по, включающая обычно семь «животных душ».

Считалось, что души-по возникают в момент зачатия, а души-хунь ― при рождении. Во сне или при обмороке хунь покидают тело, но по продолжают поддерживать его существование. После смерти хунь становятся благим небесным духом шэнь, а по образуют опасный дух гуй. Свое существование на небе продолжают духи-шэнь только царя, его приближенных и некоторых выдающихся людей. Существование прочих душ обеспечивается выполнением положенных заупокойных ритуалов, исполняемых китайцами и поныне.

Погребальных церемонии особенно продолжительны, сложны и дорогостоящи в случае смерти родителей. Первые три дня никто из членов большой китайской семьи ничего не должен есть. Старший сын покойного подносит ему рис, вино и чай. После целого ряда приготовлений тела, умершего кладут в гроб вместе с его любимыми, обычно дорогими, вещами. Гроб закрывается, но еще несколько недель покойника посещают и оплакивают близкие. Домашние спят рядом с гробом. Похороны совершаются в день, назначенный в соответствии с предписаниями астрологии и геомантии (фэншуй). Затем в течение трех лет продолжается траур, на время которого сын, если был чиновником, то оставлял службу. В первый год траура нельзя пить вино и есть мясо, плоды и овощи, во второй запрещается только вино и мясо. Все три года предписывается носить траурные одежды белого цвета, воздерживаться от празднеств и увеселений, претерпевать и другие лишения. Далее из поколения в поколение продолжаются регулярные поминовения.

Начиная с эпохи Чжоу считалось, что духи-шэнь пребывают в особых поминальных табличках, которые помещаются на алтарях в семейных храмах предков или, по бедности, в домах. Местом обитания духов-гуй представляются могилы. Глава семьи должен ежедневно поклоняться табличкам, а вся семья дважды в месяц совершать жертвоприношения в храмах предков и в особые дни ― на могилах.

Китайцы верили, что если заупокойные ритуалы не были совершены или прекратились, то дух-шэнь постепенно растворится в небесной субстанции, а дух-гуй превратится в злого призрака, который будет являться и мстить живым. Особо опасными считались духи-гуй убитых, нищих и преступников. Считалось, что изгнанный заклинателем, гуй уходил в подземный мир Желтых источников, где влачил некое подобие существования, пока вовсе не растворялся в земной субстанции.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Вопросы по истории религии iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
Вопросы по истории религии icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
Вопросы по истории религии icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
Вопросы по истории религии iconВопросы к государственному экзамену по специальности «Религиоведение» 2008-2009 уч год
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
Вопросы по истории религии iconНачало психологии религии обычно связывают с появлением исследований,...
Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных...
Вопросы по истории религии iconПримерные темы письменных работ по истории и теории религии
Погребения Верхнего Палеолита. Реконструкция представлений о смерти и воскресении
Вопросы по истории религии iconЛитература по «Методике преподавания истории и обществознания» Актуальные...
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А. Г. Колоскова. – М., 1984
Вопросы по истории религии icon"люди в истории 26" Сексуальности, культуры и религии 26 Античная...
Окончил исторический факультет Ленинградского Пединститута имени А. И. Герцена (1947) и две аспирантуры, по новой истории и по философии...
Вопросы по истории религии iconПрограмма курса "метафизика религии. Общее и сравнительное религиоведение."
План курса лекций по "метафизике религии; общему и сравнительному религиоведению"
Вопросы по истории религии iconШаге, превращая детские вопросы в неразрешимые загадки. Почему религии...
Вас сегодня о самом лучшем, чему Вы научились в жизни, что бы Вы ему рассказали? И что бы Вы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница