1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии




Название1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии
страница1/6
Дата публикации07.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии.

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

В эпоху движения Реформации Католическая церковь вытесняется из государственных институтов. Государство отделяется от Церкви, происходит «разграничение сфер влияния» нецерковного государства и собственно Церкви. Традиционная церковь по своей природе оказывается консервативной, а реформаторская становится во главе социальных реформ. При этом, смена религиозных идеалов волнует народные массы, выливается в распад и разложение народных нравов. Вспыхивают религиозные войны, которые переходят в революционные, прокатываются по всей Европе. В эпоху крушения исторически сложившихся христианских норм, на волне революционного духа, деятели французского просвещения ставят перед общественным мнением радикальный вопрос – нужна ли ему религия вообще? и Франция погружается в хаос.

Католическая церковь не хочет сдаваться, она сплачивает вокруг себя консервативные силы Европы, борется с вольнодумством, встает во главе антиреволюционных сил, в XIX в. она подобным образом противостоит либерализму, социализму, анархии.

Вместе с Реформацией, в XVII веке решительно пробуждается "дух капитализма". К началу XIX в. экономически более развитыми оказываются протестантские страны, тогда как католические и православные в этом отношении отстают. «Это бросалось в глаза при сравнении хозяйственных успехов реформатских Нидерландов и Англии, ставшей промышленной мастерской мира, с католическими Испанией или Италией». Страны, где традиционная Католическая церковь оказалась лишена ведущей роли, стали привлекательными для экономически активных и состоятельных пришельцев (может быть под «экономически активными» следует понимать психологически готовых наживаться за счет ближних? - они некомфортно чувствовали себя в христианских странах). Какую-то роль играла и значительная «дешевизна» протестантской церкви.

Во второй половине XIX в. экономическое развитие передовых государств обернулось усилением социальной дифференциации, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Секуляризованное, моргинальное общество оказалось на пороге глобальных социальных потрясений.

Лучшие мыслители Европы начали приходить к выводу, что религиозность всё-таки играет стабилизирующую и упорядочивающую роль в обществе. Уже Руссо в работе "Об общественном договоре" (1762) начинает рассматривать религию как интегрирующий общество фактор. Родоначальник социологии О. Конт (1798-1857) делает вывод, что без религии (пусть и позитивистски обновленной) общество существовать не может. Перипетии революционных войн XVIII-XIX веков заставили Маркса считать религию закономерным, объективным фактором развития общества, и он делает вывод, что революционная борьба должна быть связана с антирелигиозной. М. Вебер увидел решающую роль религии в изменении и преобразовании социальных систем .

Конт выдвинул эволюционную модель общества, которое проходит в своем развитии 3 стадии 1) теологическая (фетишизм, политеистическая, монотеистическая); 2) метафизическая; 3) позитивная. Религия неотъемлемый и весьма важный элемент общества.В последствии Конт приходит к выводу о необходимости второго теологического синтеза; как духовной опоры социальных связей. Конт еще не создал социологию религии как научную дисциплину, но подготовил почву для ее, возникновения заронив мысль о том что религия – по крайне мере в традиционном государстве является частью его соц.культуры и способна выполнять в обществе определенные , в т.ч. позитивные функции.

Первая стадия "теологическая", на этой стадии человек тщетно пытается достичь "безусловного познания внутренней сущности" явлений и причин их возникновения. На этой стадии религиозное сознание представлено тремя типами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Последний тип знаменует собой уже разложение теологического мышления и переход к спекулятивному умозрению, которое доминирует на "философской" или же метафизической стадии. На третьей и последней стадии этой истории духа в качестве принципа общего человеческого развития человек больше не стремится познать "конечные причины", но, наблюдая явления, установить между ними закономерные связи. Это "позитивная" стадия, господство науки.

Впоследствии Конт, разочаровавшись в надежде на разумную организацию общества посредством просвещения умов, приходит к выводу о необходимости "второго теологического синтеза" как духовной опоры социальных связей. Он предлагает светский, рационалистический вариант "позитивной религии" — культ человечества как единого "Великого существа", огромного социального организма. В этой религии социолог, лучше других знающий механизмы социальной динамики и способный руководить обществом, становится верховным жрецом.

^ 2. Религия как средство социального контроля в социологии Спенсера.

Идея органического единства социальной системы и ее эволюционного прогресса была центральной в социологии Г. Спенсера (1820— 1903). Эволюция ведет к утверждению промышленного типа устройства общества, торжеству принципов индивидуализма и утилитаризма.

Входивший в кpyг родоначальников позитивизма Г. Спенсер. В своих трудах “Основные начала”, “Основания социологии”, “Основания психологии” и других он стремился создать систему “синтетической философии”, развил идеи органической и эволюционной социологии. По его мнению, общество представляет собой организм, сходный со свойствами живого тела, а постоянные отношения между частями общества аналогичны тем же отношениям между частями тела.

Спенсер выделял три вида эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Эволюция человеческих обществ включена в общий эволюционный процесс и представляет собой форму надорганической эволюции.

Согласно Спенсеру, религия утверждает принцип социальной непрерывности, идентичности общества. Она выполняет ряд функций: 1) усиливает семейные связи, интегрирует семью посредством похорон и культового почитания предков; 2) служит основой управления поведением людей, .укрепляя его традиционные формы; 3) обосновывает и усиливает национальное единство, которое первоначально мыслится как религиозное единство; 4) легитимирует институт собственности тем, что табуиэация священных предметов и мест переносится по аналогии на частное владение. Религия в наибольшей мере пронизывает “военизированные” (примитивные) общества, в наименьшей мере индустриальные (современные) общества.

Спенсер разработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть групп институтов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Характеризуя обрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которым понимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний вид правительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольно возникающий, есть правительство обрядовых правил. Этот вид правительства предшествовал всем остальным, всегда принимал и принимает участие в регулировании жизни людей. Политические и религиозные (церковные) учреждения развиваются из обрядовых. Но со временем обрядовые институты утрачивают первостепенное значение, на первый план выходят политические и церковные, а обряд начинает регулировать второстепенные деятельности, хотя и включается в деятельность других учреждений, прежде всего политических и церковных.

Анализируя постобрядовую “регулятивную систему”, механизмы ее социального контроля, Спенсер утверждал, что в конечном счете контроль держится на “страхе перед живыми и перед мертвыми”: первый поддерживает государство, второй — церковь. Эти институты возникли из “эмбриональных” форм, существовавших еще в первобытном обществе. Тогда социальный кон роль осуществлялся обрядовыми институтами, которые старше государства и церкви и часто эффективнее, чем они, выполняли свою функцию. Церемонии регулировали общение, культивировали чувство субординации.

^ 3. Социологические методы и методика изучения религии.

Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще:

  1. Метод опроса: а) стандартизированное интервью

б) письменное заполнение анкеты респондента

Для установления более глубоких причинных сведений этот метод нуждается в дополнении данными, полученными с помощью

  1. Статистического анализа и др.

Весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных.

  1. Наблюдение: а) стандартизированное

б) включенное (живет и работает в среде тех, кого изучает, секты и проч.)

в) скрытое или открытое

можно сопоставить то, что говорят исследующие верующие с тем, что они делают. Однако этот метод требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсевая вторичное (преодолевая при этом собственные, подчас неосознаваемые предубеждения)

  1. Метод экспериментирования почти не применяется по той причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые по этическим мотивам не должны становится объектом манипулирования в каких бы то ни было целях.

  2. Кросс-культурный анализ – сравнение религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях (напр. «спасение» в буддизме и христианстве)

  3. Анализ исторических данных, письменных источников, документов (в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества и т.д.)

  4. Контент-анализ – метод анализа содержания текста разного рода (напр., текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного проповедника и т.д.).

К числу основных методов социологического исследования относятся эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных).

Наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез позволяет получить метод эксперимента. Однако данный метод изначально ориентирован на лабораторные условия, поэтому при его использовании возникает целый ряд этических проблем, связанных с возможным манипулированием людьми в экспериментальных целях.

Самым популярным и доступным методом социологических исследований является массовый опрос. Среди его достоинств отмечают высокие дескриптивные (описательные) возможности, позволяющие оценивать не только социальную статику, но и отслеживать малейшие изменения социальной динамики. Недостатком метода является довольно низкая чувствительность к выявлению уникального и индивидуального.

Под включенным наблюдением в социологии понимается такое исследование, в ходе которого наблюдатель в течение длительного времени явно или неявно участвует в повседневной жизни интересующего его сообщества (например, религиозной организации) и посредством неформализованных интервью-бесед собирает необходимую информацию. К особенностям этого метода относится нестатистический подход при обосновании выводов и построении моделей, а также возможность получить уникальные сведения об исследуемой группе непосредственно от носителей тех или иных верований и представлений. Данный метод широко используется при изучении НРД. Биографический метод имеет много общего с методом включенного наблюдения, но его отличительными чертами являются интерес к уникальным аспектам истории жизни человека, группы, организации и субъективный, личностный подход к описанию явления. Внимание социолога привлекает документальное или устное описание событий. Источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.), материалы интервью и бесед. Специфика метода заключается в том, что он позволяет воссоздать историческую, развернутую во времени перспективу событий. Через рассказы людей социолог реконструирует историю социальных институтов и изменений.

^ 4. Дюркгейм и его определение религии. Социальная функция священного. «Механическая солидарность», религия как фактор интеграции традиционного общества.

Кратко: Дюркгейм формирует следующее определение религии «Религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех кто их принимает». Религия, по Дюркгейму, есть вера в социально значимое, а не в «сверхъестественное».

Исторически первичны коллективистические общества, которым присуща «механическая солидарность». Люди здесь нужны друг другу главным образом потому, что вместе они сильнее, чем поодиночке. В таких обществах взаимопонимание и доверие между индивидами держится на их сходстве: жизнь управляется предписаниями и запретами, которые навязываются индивиду группой и которым он повинуется как высшей силе, символически представленной в тотеме. Эта сила есть не что иное, как власть общества, отторжение от которого равнозначно для индивида смерти. Быть частью такого целого – значит «быть как все».

В обществах современного типа складывается «ограниченная солидарность»: вместе живут родные и именно потому нужные друг другу люди, которые должны находить способ уживаться, несмотря на свои различия.

Э. Дюркгейм, известного французского социолога и философа, одного из основателей социологии религии. В трудах “Метод социологии”, “О разделении общественного труда” излагаются его общесоциологические идеи; рассмотрению проблем социологии религии посвящено сочинение “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии”.

Первобытные религии позволяют выявить свои конструктивные элементы, но и объяснить их. Поскольку факты здесь проще, связи между ними также проступают более явственно. Поэтому для выявления общих признаков религии Дюркгейм исследовал тотемическую систему в Австралии.

Рассматривая имеющиеся определения религии, он подверг критике точку зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие сверхъестественного (т.е. недетерминированного). Понятие об универсальном детерминизме — недавнего происхождения, это завоевание позитивных наук, а противоположное понимание не могло ему предшествовать.

Не удовлетворяло Дюркгейма и определение религии через понятие божества; есть обряды без богов. Не все религиозные свойства проистекают от личностей божеств.

Определяя религию, Дюркгейм прежде всего констатировал, что она главным образом представляет собой “социальный факт”. Элементарные религиозные явления он разделял на две категории: верования и обряды. Первый — состояния сознания, они выражаются в представлениях; вторые — определенные способы действия. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два противоположных рода, обозначаемых обычно терминами “профанное” и “священное”.

Священные вещи защищены и отделены запретами; непосвященный не должен, не может безнаказанно их касаться. Профанные — те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых. Религиозные верования выражают природу священных вещей и их отношение либо между собой, либо с профанными вещами; обряды представляют собой, правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со священными вещами.

Религиозные представления являются коллективными представлениями, выражающими коллективные реальности; обряды — это способы Действия, возникающие только в группах. Они являются делом группы и создают ее единство. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир, его отношения с профанным миром и выражают это общее представление в одинаковых действиях, — есть то, что называют Церковью. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. С помощью разделения священного и профанного Дюркгейм осмысливал соотношение социального и индивидуального и на этой основе дал следующее определение религии. Источником религии Дюркгейм считал общественно-психологический процесс общения, коллективную психологию, возникающую на базе внеэкономической непроизводственной деятельности.

Дюркгейм выделял ряд функций религии, главной из которых считал создание и укрепление общественной солидарности. Религия посредством прежде всего культа конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренируя послушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное единство (сплачивающая функция), поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция), возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм (воодушевляющая, эйфорическая функция). Религия выполняла и выполняет также познавательную функцию.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии icon1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии
Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких...
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconВопросы к зачету по социологии: Предпосылки возникновения социологии
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и от­ветах: Учеб. Пос-е. М.: Гардарика, 1999
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconДля чего нужна социология?
Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconЛекция 1 понятие социологии управления предпосылки возникновения...
Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения...
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология массовой коммуникации»
Социальные и научно-технические предпосылки возникновения социологии массовой коммуникации как науки
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconГ. А. Торогельдиева возникновение и развитие акционерных обществ...
Я более полного понимания сути и правовой природы акционерных обществ, необходимо, на наш взгляд, знать истоки их возникновения....
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница