Скачать 4.44 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.КАНТА Химико-биологический институт «Согласовано»: «Утверждаю»: Директор Химико-биологического Нач-ник управления института образовательных программ д.х.н. профессор Ванаг В.К. доцент, к.ю.н. Д.Г. Житиневич . __________________(подпись) _________________(подпись) «____»_____________ 2013 г. «___»______________2013 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Философия» для студентов 4 курса очной формы обучения по специальностям: «Биология»(020201.65), «Биоэкология» (020803.65), «Химия»(020100.62) Калининград-2013 Лист согласования Составитель: профессор кафедры философии д. филос. н. Демиденко Эдуард Семенович Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии Протокол №____ от «___»______________2013 г. Зав. кафедрой доц. к. филос. н.___________ В.А.Чалый Рабочая программа одобрена методическим советом Биоэкологического факультета Протокол №_______от «___»________ _____2013 г. Председатель методического совета д. б. н. профессор Ванаг В.К. ________________ Менеджер ООП доцент к. б. н. М.В. Куркина Оглавление I. Программно-планирующий блок I. Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД) «Философия»…… 4. I.1.Краткое содержание дисциплины «Философия» для специальностей «Биология», «Биоэкология» и «Химия»………………………………… 4. 1.2. Пояснительная записка ………………………………………………… 6. 1.3.Требования к уровню освоения дисциплины………….....................8... 1.4.Тематический план лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………10. 1.5. Содержание разработанного преподавателем курса «Философия» 12. 1.6. Методические рекомендации студентам по самостоятельному изучению курса «Философия»………………………………… …….22. 1.7. Список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения студентами дисциплины «Философия»…………………26. 1.8.Тематика рефератов для студентов дневного отделения………………32. 1.9. Глосарий понятий, терминов и персоналий для словаря по Дисциплине«Философия»……………………………………………… 33. 1.10.Контроль текущей успеваемости студентов……………………………43. 1.11. Критерии оценки знаний………………………………………………. 50. 1.12.Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Философия»…51. 1.13. Зачетные вопросы по учебной дисциплине «Философия»………….53. II.Учебно-методический блок…………………………..56. ^ )………………………………… . 56. 2.2.Практикум ………………………………………………………………………172. 2.2.1.Пояснительная записка к практическим занятиям…………………...172. 2.2.2.Тематика семинарских занятий (внутреннее оглавление)…………..175. ^ 182 2.3.1.Методические рекомендации преподавателям……………….182 2.3.2.Методические рекомендации студентам……………………...186 2.4.Глоссарий…………………………………………………………………………193 III.Диагностико-контролирующий блок…………203 3.1.Комплекс тестовых заданий…………………………………… ……… 203 IV.Блок наглядно-дидактического материала………..218 4.1. Демонстрационные материалы(внутреннее оглавление -150 с.)……218 4.2. Словарь философских терминов……………………………………………..354 ^ Настоящая учебная рабочая программа разработана по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся на очном отделении факультета «Биоэкология» по специальностям «Биология», «Биоэкология», «Химия». ^ Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ^ (на основе собственных теоретических исследований социотехнопри- родных процессов в биосфере, техногенного общественного и социоприродного развития, техногенной трансформации человека). ^ индустриальнотехногенного и постиндустриально-техногенного общественного развития, информационно-техногенного общества, техногенной цивилизации (общества), формирование глобального социотехноприродного организма как альтернативы биосфере и биосферной жизни. ^ глобальные процессы, тенденции и проблемы современного развития, идеи становления ноосферы и техно-ноосферы, разрушение биосферы и формирование техносферы и социотехноприродного земного бытия. ^ глобальная трансформация человека, его традиционных социальных и природных качеств в условиях техногенного социоприродного развития, формирование постбиосферного биотехносоциального homo sapiens. ^ Данная учебная программа составлена в соответствии с требованиями кафедры философии и высшего профессионального образования по специальности «Философия» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультета «Биоэкология». Данная дисциплина является обязательной в основной образовательной программе по указанным выше специальностям со статусом федеральной. Философия является важнейшим компонентом современного мировоззрения человека и составной частью духовной культуры человечества, а также системой обобщенного теоретического знания. Она отражает на основе познания всеобщих законов, категорий и принципов сущностные и содержательные аспекты бытия мира, взаимосвязи и взаимодействия человека с миром. Философия призвана помочь человеку сформировать свое собственное мировоззрение, определить разумные, гуманистические в своей основе, цели и смыслы своего существования и активной деятельности человека в мире. Курс философии призван стать важным элементом профессиональной подготовки студентов по специальностям «Биология». Знание основ философии является необходимым условием для формирования личности географа и геоэколога, предпосылкой становления их профессиональных качеств. Темам учебной программы соответствует перечень базовых представлений и знаний предмета, содержания и роли философии в познании мира, современной общественной жизни и человека, решении глобальных и иных актуальных проблем. Предусматривается также наряду с освоением теоретического курса и формированием гуманистического мировоззрения выработка навыков и умений самостоятельного мышления, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения учебного курса. Структура учебного плана включает как общую характеристику философии и формы общественного сознания, так и последовательное раскрытие предмета и содержания курса философии. Видами учебных занятий при изучении курса являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, в качестве промежуточной формы контроля выступают контрольные работы, тестирование, а окончательной – экзамен. Содержание преподавания философии определяются государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования России. ^ - приобретение студентами систематических знаний в области философии, системных знаний о мире и человеке, их понимания как сложнейших системных целостностей, отношения человека к миру. . - формирование гуманистической и социально активной личности будущего специалиста, его обширного гуманитарного, профессионального и культурного кругозора, научно-философского мировоззрения личности специалиста. - дать представление об основных целях и мотивах научного исследования, что позволяет специалисту осуществлять более правильный выбор методов, способов и средств познания и деятельности. ^ - дать студенту представление о философии, ее назначении и содержании курса, раскрыть систему основных мировоззренческих, методологических и инновационных функций философии; - усвоение общефилософской картины мира на основе познания его структуры, всеобщих законов и принципов его состояния и развития; - формирование у студентов философского мышления, выработки общезначимых представлений о главных ценностях биосферной жизни, социокультурных ценностях, соответствующих современному уровню науки, социально-исторической практике и интеллектуальным требованиям специалиста; - дать студентам общее представление об основных этапах формирования предмета философии и философской мысли в мире и России; - раскрыть сущность, смысл жизни и деятельности человека, активность последнего в системе общественного развития и взаимосвязей с природой; - раскрыть особенности современного техногенного развития общества и земного мира, экотехнологических трансформаций человека. О значении философии в деятельности и жизни будущих специалистов свидетельствует тот факт, что на протяжении всей истории вузовского образования (и в первую очередь университетского) философию изучали и изучают студенты всех факультетов. Не случайно данная дисциплина выступает как федеральный компонент высшего профессионального образования. Для студентов факультета «Биоэкология» изучение философии имеет весьма большое значение еще и потому, что данные дисциплины органически связаны со знанием многих философских разделов актуальных жизненных проблем прогресса общества, человека и земного мира. К тому же философия приучает критически мыслить, формирует стремление к системному подходу в деятельности, с гуманистических позиций решать многие жизненные вопросы. Курс «Философия» изучается на 4-ом курсе дневного обучения. Не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, часть вопросов остается для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию, в тематический план изучения курса. Основной формой контроля является экзамен для специальности «Химия», зачет для специальностей «Биология» и «Биоэкология». ^ В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - что собой представляет философия как форма общественного сознания, структуру философского знания, различия в исходных принципах науки и философии, особенности формирования и функционирования философского и научного знаний, взаимоотношений и интеграции данных знаний; - какие философские знания непосредственно пригодятся в деятельности социального работника, психолога, специального психолога, какие же опосредованно будут влиять на улучшение качества его деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: - строить свою практическую работу в соответствии с принципами гуманизма, социальной справедливости и ответственности, принятых в нашем российском обществе норм морали и социокультурных и экологических ценностей; - учитывать в своей деятельности особенности техногенного общественного развития и его воздействия (во многом неблагоприятные) на человека, трансформацию (и даже деградацию) его социальных и природных качеств. ^ К моменту начала изучения дисциплины студенты уже знают историю в объеме средней школы, отечественную историю по программе высшей школы, изучали социологию. Кроме того, для успешного изучения курса философии студенты должны уметь пользоваться первоисточниками, владеть методами первичного их анализа, а также содержательного конспектирования и осмысленного выступления с конспектами на семинарских занятиях. Методика преподавания философии предполагает использование новых информационных технологий, применение методов активизации творческого мышления студентов на основе проблемного метода обучения и особенно диалектического метода. ^ работы студентов (СРС) дисциплины «Философия» для специальностей «Биология», «Биоэкология», «Химия». ^
Отчетность: 1-й семестр – экзамен по Философия для специальности «Химия», зачеты для специальностей «Биология» и «Биоэкология» ^ |
![]() |
Экзаменационные вопросы по дисциплине «философия» Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения, их особенности |
![]() |
Экзаменационные вопросы по философии понятия мировоззрения и его... Философия ХХ – ХХI веков: основные направления и проблемы. Классическая и неклассическая философия |
![]() |
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» Соотношение философии с наукой, религией, искусством. Философия и нравственность |
![]() |
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» Соотношение философии с наукой, религией, искусством. Философия и нравственность |
![]() |
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» Соотношение философии с наукой, религией, искусством. Философия и нравственность |
![]() |
Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «философия» Соотношение философии с наукой, религией, искусством. Философия и нравственность |
![]() |
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» Постпозитивистская философия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд) |
![]() |
Вопросы для зачета по дисциплине «философия» для студентов технических... Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения, их особенности |
![]() |
Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия» |
![]() |
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030100. 68 «Философия» Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского... |