Скачать 51.26 Kb.
|
ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ - ПРОСВЕТИТЕЛИ XVIII ВЕКА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОГРЕССЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ План: 1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты. 2) Идея общественного прогресса. 3) Понятие цивилизации 4) Представления о государстве.Теория разделения властей. 1) Французское Просвещение и его основные черты. 18 столетие в истории Европы известно под названием "века Просвещения".В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кондорсэ,француских философов,развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений,которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и общественное развитие. * Важнейшим элементом,основной философии Просвещения было убеждение в том,что все существующее в мире не только может,но и должно быть объяснено на основе разума,т.е. рационалистически.Просветители являлись прямыми наследниками "научной революции 17 столетия",связанной с открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл ее может быть прекрасно передан знаменитой фразой Галилея:"Природа,синьор,насмехается на решениями и повелениями князей,императоров и монархов и по их требованию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения".Деятелям "научной революции 17 в." было введено понятие научного закона как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы.Просветители распространили это понятие и на общество.По мнению философов Просвещения,не только природа,но и общество должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу,осмыслено рациона- листически,с точки зрения действующих в обществе законов, * Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то,что оно развивается от менее развитых форм к более развитым,т.е. по пути прогресса.Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса, * Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогресса служил в теориях просветителей обоснованием для критического анализа существующей общественной действительности.Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соответствие требованиям разума,естественным правам человека (к ним относились независимость личности и признание свободы человека),идее прогресса.Современный общественный порядок порицался просветителями.Они критиковали абсолютную власть монарха,сословный строй,ограничение личных прав и свобод,религиозные суеверия и невежество.Просветители сформулировали стройную концепцию реформ,охватывающих все сферы общественной жизни,направленную на достижение так называемого "общественного блага",общественного строя,при котором удовлетворяются потребности каждого члена общества, * Осуществление этой программы реформ они связывали главным условием:Просвещением общества,распространение в различных его слоях научных знаний,норм морали,искоренение суеверий и невежества.Публикация знаменитой "Энциклопедии" под руководством Дени Дидро рассматривалась как первый шаг к просвещению общества, * Особые требования предъявляли просветители к верховной власти.Они по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных правителей,которые на основе общих философских доктрин разрабатывают программу конкретных политических действий и реформ. Сказанного достаточно,чтобы понять,почему именно Просвещение стало идейной основой Французской революции 18 века,направленной против "старого порядка":абсолютизм короля,сословного строя,бесправия крестьян,революции,выдвинувшей знаменитый лозунг "свободы,равенства и братства". Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов - просветителей. ^ Идея общественно - исторического прогресса в определенном смысле была ядром философии просвещения. Далее необходимо включить материал о: а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ, б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей - и дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и современных представлений (см.вопрос о "понятии и критерии общ.-ист.прог.") 3) Понятие цивилизации. Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации.По их мнению,цивилизация представляла собой,с одной стороны,определенный этап в развитии человеческого общества,следующий за дикостью и варварством,с другой ,- всю совокупность достижений человеческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин Цивилизация в первом его значении,они подчеркивали,сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают:возникновение пашенного земледелия,появление государства и писанного права,городов,письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума,они имели в виду признание естественных прав человека,уважение его прав и свобод,осознание верховной властью ответственности перед обществом,открытия науки и философии. ^ Большое значение просветители придавали государству.Напомним,с политикой государства они связывали надежды на успех общественных преобразований и достижение "общего блага". В философии Просвещении развивались различные варианты теории общественного договора.Многие просветители разделяли концепцию Дж.Локка (необходимо подробно рассказать о ней - см.вопрос "теория общ.догов.).Своеобразный вариант теории общественного договора разработал Руссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо - "теория о.д.") В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разделения властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате "О духе законов" он утверждал,что идеальный государственный строй должен быть построен на основе принципа разделения властей,т.е. независимости в своих сферах трех ветвей власти - законодательной,исполнительной и судебной.По его мнению,такое разделение властей устанавливает их равновесие,не дает простора для злоупотребления ,гарантирует соблюдение норм "общего блага".Законодательная власть,опирающаяся на народное представительство,уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они признают независимость третьей,судебной,власти. Теория разделения властей,восходящая к некоторым идеям Аристотеля,является важнейшим элементом современной представительной демократии. Основные понятия: Просвещение,рационализм,теория разделения властей,общественный договор,"общее благо". Вопросы и задания: 1) Дайте определение основным понятиям темы. 2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения? 3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской революции 18 века? 4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществознанием? Используйте материал предыдущих тем. |
![]() | Темы докладов в семинаре "русское искусство XVIII начала XX вв". Темы по искусству XVIII века Ротондальные храмы эпохи классицизма. Двухколоколенные храмы XVIII века. 39. Церковь Мартина Исповедника P. P. Казакова | ![]() | Краткий курс истории России и цивилизации Карта второй половины XVIII... Работа представляет собой краткое изложение книги Г. М. Герасимова «Теоретическая история», в которой предложена новая историческая... |
![]() | Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России... Ссии. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время "просвещенного абсолютизма". Помещичье-крепостнический строй еще не... | ![]() | Возникновение и организационно-структурное оформление статистической... |
![]() | Древнегреческий философы об обществе и общественном развитии Платону и Аристотелю. Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и государство, необходимо увидеть, в чем состояло коренное... | ![]() | Редкие документы XVIII века Помещались материалы по истории Москвы, Московского университета, сведения о культуре и быте России XVIII столетия. В 1905 году и... |
![]() | Материалы журнала «Вопросы психологии» Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую... | ![]() | Социально-экономический факультет Российская журналистика начала XVIII века (Издания Московского университета и Академии наук) |
![]() | «Езда в остров любви» В. К. Тредиаковского как начальный этап формирования... | ![]() | Реферат по политологии на тему: “История социалистических учений” Ii утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века) |