Скачать 197.55 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА Философско-богословский факультет С.С.ПименовПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИРаздел III. Философия Возрождения. Раздел IV. Философия Нового времени. Москва, 2003 г. УТВЕРЖДЕНО Ученым советом Российского православного университета св. Иоанна Богослова 13.03.2003 г. Рецензенты: Казарян А.Т., Ph.D., профессор кафедры философии РПИ св.Иоанна Богослова Хлебников Г.В., доцент, кандидат философских наук, ИНИОН РАН Пименов С.С. Программа курса «История западноевропейской философии. Раздел третий. Философия Возрождения. Раздел четвертый. Философия Нового времени». Программа курса «История западноевропейской философии. Раздел третий. Возрождение. Раздел четвертый. Новое время» включает основные понятия, течения и персоналии философии Возрождения и Нового времени, представлены важнейшие этапы истории философской мысли этого периода. Программа содержит вопросы и рефераты для студентов, которые могут быть и темами докладов. Литература, рекомендованная в рамках данной программы, ориентирует студентов на знакомство с классическими работами, научными исследованиями и учебными пособиями по изучаемому курсу. ^ Название темы РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Тема 1. Истоки и характерные черты философии эпохи Возрождения…………4 Тема 2. Николай Кузанский………………………………………………………...5 Тема 3. Эразм Роттердамский……………………………………………………....6 Тема 4. Мартин Лютер и Реформация……………………………………………...6 Тема 5. Томас Мор…………………………………………………………………...7 Тема 6. Мишель Монтень…………………………………………………………...7 Тема 7. Джордано Бруно…………………………………………………………….7 Тема 8. Немецкая мистика…………………………………………………………..8 ^ Тема 1. Фрэнсис Бэкон……………………………………………………………...8 Тема 2. Рене Декарт ……………………………………………………………...….9 Тема 3. Блез Паскаль……………………………………………………………..…9 Тема 4 Бенедикт Спиноза……………………………………………………..…..10 Тема 5. Томас Гоббс ……………………………………………………………..…10 Тема 6. Джон Локк……………………………………………………………..…..11 Тема 7. Готфрид Лейбниц……………………………………………………..…..11 Тема 8. Джордж Беркли……………………………………………………..……..11 Тема 9. Дэвид Юм……………………………………………………………..……12 ^ …………………………………………………………..…12 ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА………………………………………………………....13 Цели и задачи курса и рекомендации по методике обучения Настоящая программа разработана для студентов Российского православного университета св. Иоанна Богослова с целью дать им углубленное знание истории философии. Содержание данного курса составляет история мировой философской мысли античности и средних веков во всем многообразии её основных направлений и школ. Учитывая специфику Православного университета, большое внимание уделяется взаимоотношению философии и религии, отношению к религии тех или иных мыслителей, а также тому, как они решали ключевые для мировоззрения проблемы соотношения мира и Бога, назначения и смысла бытия человека и мироздания. Студентам Православного университета необходимо освоить все богатство философской проблематики и быть свободными от того понимания истории философии, которая содержится в учебных пособиях советского времени. Поэтому большое внимание должно уделяться работе с первоисточниками философской мысли. Учебная работа студента при изучении каждой темы должна обязательно включать прочтение основных философских текстов (указанных в программе), их конспект и написание рефератов. Это позволяет студентам лучше овладевать первоисточниками и выработать навыки самостоятельной работы с текстами. Данный материал предлагается к освоению в течение 1 семестра (по 4 часа в неделю).
Рекомендуемые учебные пособия:
^ Тема 1. Истоки и характерные черты философии эпохи Возрождения. История понятия. «Возрождение». Временные и географические рамки. Идеалы Возрождения - античности, исследование античных текстов. Осознание себя представителями, отличными от эпохи «темного Средневековья». «Возрождение» и «гуманизм»: сходство и отличие понятий. Представители итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265-1321), Франческа Петрарка (1304-1374), Леонардо Бруни (1374-1440) – их краткая характеристика. Характерные черты философии Возрождения. Неприятие схоластического метода философствования. Изменение роли Бога в возрожденческих доктринах: от теоцентризма - к деизму и пантеизму. Доктрина «двух истин». Антропоцентризм, «открытие» человека, творческая активность, идеал универсальной личности, стремление к индивидуальности (портрет как выразитель подобного стремления). Гуманистический оптимизм, натурализм, вера в доброту человеческой природы. Интерес к моральной и социальной проблематике. Отношение к католической церкви. Неприятие церковной иерархии, аскетического идеала. Стремление к примирению всех религиозных традиций. Концепция «всеобщей религии». Лоренцо Валла (1407-1457), критика схоластики, филологическая критика, эпикуреизм. М.Фичино и флорентийские платоники. Воздействие магических и оккультных практик: астрология, герметизм, вера в заклинания, алхимия. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).«Речь о достоинстве человека» (1846): герметические, кабаллистические, магические и христианские истоки. Синкретические тенденции. («Никакая иная наука не удостоверяет нас в божественности Христа, как Магия и Кабала»). Идея всеобщей религии. Никколо Макиавелли (1469-1527). Концепция человека в системе общественных отношений «Государь» (1513, опубл. 1522). Утилитаризм цели и рационализм общественной доктрины Макиавелли. Этика. Человеческие стимулы: собственность и честолюбие. Предпосылки доктрины общественного договора. Концепция светского государства. Религия как инструмент общественной жизни. Судьба (fortuna) и доблесть (virtu) – их взаимное напряжение. Проблема главы государства. Успех как решающий критерий деятельности. Макиавеллизм. Источники:
Литература:
Тема 2. Николай Кузанский (1401-1464) Биография. Источники Николая Кузанского: христианство, платонизм, Эриугена, Дионисий Ареопагит, Майстер Экхарт. Концепция «ученого незнания», апофатизм и катафатизм. Определение интеллекта, рассудка, ума («Об уме», «Об ученом незнании»). Бог как актуальная бесконечность и мир конечных вещей. Учение об абсолютном максимуме (Боге) и абсолютном минимуме и их совпадении. Принцип «все во всем». Вселенная как определившийся максимум, приватная бесконечность. Беспредельность вселенной, центр которой везде. Роль математики. Место человека как посредника между Богом и творением. Проблема пантеизма у Николая Кузанского. Источники:
Литература:
Тема 3. Эразм Роттердамский (1469-1536) Биография. Сочинения Эразма: философско-этические, педагогические, теологические, художественно-назидательные, переводы и комментарии. Источники Эразма: христианство, платонизм, мистицизм, эпикуреизм. Новое понимание задач и способов философствования, «философия Христа». «Оружие христианского воина» (1504): цель, место веры, воли, свободы, благочестия. Эразм и католическая церковь. Полемика с Лютером о свободе воли и предопределании. «О свободе воли» (1534). История проблемы: Августин – Пелагий; Фома Аквинский, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола. Отличие в понимании Бога у Лютера и Эразма: Бог милосердный и Бог карающий. Лютер о божественном предопределении. Эразм о синергийности человеческой воли с божественной благодатью. Социально-педагогические взгляды: природное равенство людей. «Похвала глупости» (изд. 1511). Пацифизм. Источники:
Литература:
Тема 4. Мартин Лютер (1483-1546) и Реформация. Основные деятели реформационного движения: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Уильяи Цвингли, Томас Мюнцер. Причины Реформации: нравственные, догматические, социально-исторические. Биография Лютера. Лютер и предыдущая схоластика. Богослов конфликта и парадокса. Библия как единственный источник Откровения, десакрализация текста Священного Писания, отвержение Церкви как необходимой посредницы между Богом и человеком. Индивидуализм. Человек перед Богом, благодать, "спасение грешника только верой", отрицание свободы воли. Трудовая этика. Лютер в истории. Источники:
Литература:
Тема 5. Томас Мор (1478-1535) Биография. «Утопия» (1516) как продолжение платонической традиции. Попытка решения противоречия между частным и общим. Идеал правителя. Справедливость как основа государства. Государство как «большая семья». Общественный характер труда и потребления. Отношение к частной собственности. Естественность, рациональность. Религиозные идеалы: выборность, веротерпимость. Влияние «Утопии» на общественную мысль. Источники:
Литература:
Тема 6. Мишель Монтень (1533-1592) Биография. Влияния и источники Монтеня: стоицизм, античный скентицизм, эпикуреизм. «Опыты» (1580), рождение философской эссеистики. Литературная форма «Опытов» как выражение духа эпохи: психологизм, конкретность, фрагментарность, афористичность, естественность. Опыт – как основа философствования. Относительность человеческого знания. Сближение Бога с природой и судьбой. Натурализация человека. Этика Монтеня: перенос с небесного на земное, индивидуализм, рационализм. Размышления о смерти. Место религии. Влияние «Опытов». Источники:
Литература:
Тема 7. Джордано Бруно (1548-1600) Биография, религиозно-магические и герметические тенденции. Миф о Бруно. Философские источники Бруно: герметизм, Фичино, Дионисий Ареопагит, Аристотель и схоластика, Николай Кузанский, эпикуреизм. Пантеистический натурализм Бруно. Проблема Единого. Бог как синоним единства; бытие как совпадение материи и формы, возможного и действительного, временного и вечного. Мировая Душа. Вселенная: принципиальное единство, бесконечность, относительность центра, одухотворенность. Монадология. Гносеология Бруно. Познавательные способности: чувства, воображение, рассудок, ум. Место веры, построение «религии ума». «Героический энтузиазм» как слияние с божественной природой. Источники:
Литература:
Тема 8. Немецкая мистика. Мистика церковная и внецерковная. Типология внецерковной мистики. Особенности немецкой мистики. Майстер Экхарт (1260-1327), биография. Учение о Боге, разделение на «божество» и «Бога» (Троицу). Становление бога из божества. Учение о человеке, «искорке» в душе и о мистическом восхождении. Якоб Бёме (1575-1624), биография. «Аврора, или Утренняя звезда в восхождении». Бог и его первооснова, логическое саморазвитие божества. Оценка Гегелем Бёме. Последующее влияние на философию (Шеллинг, Бердяев). Источники:
Литература:
^ Тема 1. Социокультурный аспект. Характерные черты Нового времени. Научная революция. Фрэнсис Бэкон (1561-1626), биография. «Великое восстановление наук». Классификация наук и предмет философии. «Новый Органон», учение о методе. Обоснование эмпирического метода. Индукция. Учение о призраках (призраки рода, пещеры, рынка и театра). Опыты «плодоносные» и «светоносные». Отделение науки от религии. «Новая Атлантида» как выражение философско-научных взглядов Бэкона. Влияние Бэкона: Англия и Франция. Судьба Бэкона в России. Источники:
Литература:
Тема 2. Рене Декарт (1596-1650). Биография, духовная атмосфера Франции. Методическое сомнение и здравый смысл. Дедукция, математика как идеал научности. Учение о методе, его 4 принципа. Cogito ergo sum. Роль Бога как гаранта достоверности и источника познания. Врожденные идеи и происхождение заблуждения. Зависимость Декарта от схоластики. Субстанция. Проблема субстанции: дуализм души и тела. Проблема животности у Декарта. Основания натурфилософии Декарта. Движение и пространство. Первичные и вторичные качества вещей. Отождествление материи с субстанцией. Принцип инерции. Физическая картина мира. Пробабализм. Этика, учение о страстях души и свободной воле. Проблемы декартовской системы: дуализм Бога и мира, дуализм духа и тела. Окказионализм Мальбранша. Влияние Декарта. Источники:
Литература:
Тема 3. Блез Паскаль (1623-1662). Биография, научная деятельность. Паскаль и Декарт, сходства и различия. Логика Пор-Рояля. Божественная благодать и свобода воли. «Мысли», как философское и литературное произведение. Познание: «истины разума» и «истины сердца». «Пари» на Бога. Трагичность и величие человека, «мыслящий тростник». Человек перед Богом, градации человека в зависимости от веры. Ночь Откровения. Пор-Рояль, янсенисты и иезуиты. «Письма к провинциалу». Этика Паскаля. Влияние Паскаля. Источники:
Литература:
Тема 4. Бенедикт Спиноза (1632-1677) Биография. «Богословско-политический трактат», отношение к Писанию, библейская критика. «Этика». Геометрический метод. Субстанция, атрибут, модус. «Природа творящая» и «природа сотворенная». Бог, природа – религиозно-философский аспект. Единство существующего, гилозоизм, детерминизм. Спиноза и Декарт, сходства и отличия. Спиноза и Паскаль: логика над Богом, или Бог над логикой? Виды познания: чувственное, разумное, интуитивное. Проблема свободы воли: «свободная необходимость». Amor Dei intellectualis. Этика. Аффекты. Бог как основа морали. Проблема блаженства. Влияние Спинозы. Источники:
Литература:
Тема 5. Томас Гоббс (1588-1679) Континентальная и островная философии. Номиналистические истоки островной философии (Оккам). Биография. Социокультурный аспект: английская революция «долгий парламент», Кромвель. Гносеология Гоббса. Концепция «двойственной истины». Эмпиризм, дедукция и демонстрация. Мышление как «сложение» и «вычитание». Язык как основа познания. Проблема языка. Номинализм Гоббса. Человек как тело и как машина. Этика. «Левиафан». Учение Гоббса о государстве. «Естественная и «гражданская» стадии. Bella omnium contra omnes. Государство, как выявляющее разумную природу человека. Суверен, его права. Суверен как глава церкви. Источники:
Литература:
Тема 6. Джон Локк (1632-1704) Биография. «Опыт о человеческом разумении». Гносеология Локка. Критика теории врожденных идей. Душа как tabula rasa. Опыт: чувственный и внутренний. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества. Учение о государстве. Естественное состояние равенства. Доктрина либерализма: свобода, собственность, разделение властей, государство как гарант справедливости, право на восстание. Веротерпимость. Разум как высший судья в религиозный вопросах. Педагогические взгляды Локка: изначальное равенство, сочетание практики с обучением, сочетание физического и духовного, математика как фундамент образования. Источники:
Литература:
Тема 7. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Биография: математический, философский, религиозный аспект. Стремление к синтезу философских идей. Гносеология: логическое основание мира, интуиция и закон тождества. Закон достаточного основания как основной закон естествознания. Перцепции и апперцепции. Малые апперцепции, их роль. Метафизика как основа философской системы Лейбница. Субстанция. Монада, ее характеристики: простота, деятельность, индивидуальность, совечность миру, несообщаемость друг с другом, идея всеобщей связи посредством Бога. Натурфилософия: единство, непрерывность, принцип развития на основании целевых причин, принцип «экономии сил». Природа как «привычка Бога». Проблемы теодицеи. Принцип предустановленной гармонии. Свобода и необходимость. Необходимые и случайные истины. Источники:
Литература:
Тема 8. Джордж Беркли (1685-1753) Биография. Цель жизни: пропаганда христианской веры, борьба с материализмом. Сенсуалистический идеализм. Критика абстракций. Понятие материи. Субъективность первичных и вторичных качеств. Отождествление вещей с ощущением свойств вещей. Существовать – значит быть воспринимаемым. Идея Бога у Беркли. Доказательство существования Бога. Человеческая душа. Натурфилософия Беркли. Богословская трактовка законов природы. Идея причинности как действие духа. "Алкифрон, или Мелкий философ". Атеизм есть аморализм. Против секуляризации нравственности. Общественно политические взгляды: "пассивное послушание". Моральные законы столь же универсальны, как положения геометрии. Источники:
Литература:
Тема 9. Дэвид Юм (1711-1776) Биография. Психологизация теории познания. Сенсуализм. "Впечатления" и "идеи". Простые и сложные идеи. Проблема "врожденных идей". Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Принцип ассоциации: по сходству, по смежности, по причинности. Критика идеи субстанции. Центральная идея - идея причинности. Проблема индукции. Вера и привычка. Статус внешнего мира. Этические взгляды. Социальная философия. Источники:
Литература:
^
^
|
![]() | Вопросы к экзамену по истории философии Нового времени: Основные черты философии Нового времени Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история, классификация наук | ![]() | Реферат Учебная дисциплина – «История и философия науки» Философия Нового времени |
![]() | 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия... | ![]() | История и философия науки» («Философия науки») Москва 2004 П78 Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). — М: Гардарики, 2004. — 64 с |
![]() | Внимание студенты III курса вопросы к экзамену по философии Раскройте сущность понятия «философия». Покажите пути решения основного вопроса философии | ![]() | Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030100. 68 «Философия» Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского... |
![]() | Экзаменационные вопросы по философии понятия мировоззрения и его... Философия ХХ – ХХI веков: основные направления и проблемы. Классическая и неклассическая философия | ![]() | Список необходимой литературы по курсу «История немецкой классической... Книга вторая. Глава вторая «О диалектике чистого разума в определении понятии о высшем благе» |
![]() | Программа курса история западноевропейской философии часть первая. Античность. Средние века Семушкин А. В., профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии рудн | ![]() | Вопросы для контрольной по теме: «Философия Нового времени» Методологическое сомнение в философии Декарта. (Формулировка и цель, философские итоги. Проблема достоверности и критерии истинности... |