Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма




НазваниеПринципиальные положения классической марксистской теории коммунизма
страница1/8
Дата публикации01.03.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8





Объединение сторонников классической марксистской теории коммунизма

Дьяченко В.И. (Верин)

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ

МАРКСИСТСКОЙ

ТЕОРИИ

КОММУНИЗМА
(В систематизированном виде)

Москва


2012



.

Философские основы теории коммунизма



В основу коммунистической теории Маркс и Энгельс положили диалектический материализм, т.е. философию как теорию, а также материалистическую диалектику, т.е. философию как метод, философский вывод о том, что человеческое общество подчинено объективным законам развития.

Они исходили из того, что человеческое диалектико-материалистическое (научное) мышление способно познать эти законы.

«На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос…» (Энгельс).

Диалектико-материалистическое, научное мышление базируется на том, что окружающий нас мир материален. Он создан природой, а не богом. Единство мира состоит в его материальности.

Материя - это философское понятие, которым обозначается объективная реальность, данная людям в их ощущениях. При этом под материей понимается субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе всего сущего. Субстанция это то, что не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самое себе. Абсолютная самодостаточность. Бытие во всяком бытии. Субстанция несотворима, неуничтожима, вечна, бесконечна, безначальна, беспредельна. Она просто есть. Все есть она. Все остальное – ее продукты и свойства. (И сознание –одно из них).

Природа – есть материя. Она существует независимо от чьего-то мышления. «Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности» (Энгельс).

Способом существования материи, материальной природы является ее движение или самодвижение.

Самодвижение это всякое изменение вообще, всякое взаимодействие объектов.

Самодвижение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Самодвижение осуществляется в пространстве и во времени.

Пространство и время являются формами существования материи.

«Современное естествознание вынуждено было заимствовать у философии положение о неуничтожимости движения; без этого положения естествознание теперь не может уже существовать. Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание». (Энгельс).

Природа общество и человеческое мышление находятся в постоянном изменении, движении. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Инструментом познания законов природы общества и человеческого мышления является диалектический метод. Диалектический метод у его первооткрывателя философа Гегеля был основан на идеалистическом представлении о бытии. Гегель основу всего сущего выводил из сознания. Согласно же материалистической диалектики процесс мышления, то есть идеальное, «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Для материалиста диалектика творцом действительного является бесконечно движущаяся материя, а не процесс мышления, как для диалектика идеалиста (Маркс).

Диалектико-материалистическое мышление отражает в познании объективные законы развития

Развитие – это направленное, закономерное изменение. В результате развития, накопления количественных изменений, возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Развитие, как правило, происходит эволюционно-революционным путем. Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс).

Механизм движения, развития, выражает диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей дает действительное объяснение движения, как любого изменения и развития материи, вскрывая это развитие как процесс саморазвития, самодвижения материи в целом и ее отдельных форм. Процесс самодвижения, саморазвития, осуществляется за счет столкновения и отталкивания противоположностей, различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления в природе, в обществе или в процессе мышления.

Самодвижение, развитие материи происходит в процессе нарастания борьбы и обострения внутренних противоречий, которые неизбежно приводят, в конечном счете, к скачку, к уничтожению данной формы материи, к ее переходу в новую форму.

«Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность, занимает мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, – насильственно, если оно противится этой необходимости». Этот процесс абсолютен так же, как абсолютно движение, развитие (Энгельс)

Диалектический закон количества и качества показывает процесс образования нового качества в результате количественных изменений.

Поступательную (прогрессивную) направленность развития определяет диалектический закон отрицание отрицания. Согласно этому закону развитие не является прямолинейным, оно идет по спирали. Всякое новое, более совершенное, формируется из старого. При этом новое отрицает старое. Однако « первое отрицание происходит таким образом, чтобы второе осталось или стало возможным. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие» (Энгельс).

Развитие природы, общества и человеческого мышления подчинено этим трем основным диалектическим законам.

«Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели: ни в бесчисленных кажущихся случайностях, видимых на поверхности, ни в окончательных результатах, подтверждающих наличие закономерности внутри этих случайностей. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Но как ни важно это различие для исторического исследования, – особенно отдельных эпох и событий, – оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам. В самом деле, и в этой области на поверхности явлений, несмотря на сознательно желаемые цели каждого отдельного человека, царствует, в общем, и целом, по- видимому, случай. Желаемое совершается лишь в редких случаях; по большей же части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления.

Столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий приводят в области истории к состоянию, совершенно аналогичному тому, которое господствует в лишенной сознания природе. Действия имеют известную желаемую цель; но результаты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе нежелательны. А если вначале они, по-видимому, и соответствуют желаемой цели, то, в конце концов, они ведут совсем не к тем последствиям, которые были желательны. Таким образом, получается, что, в общем, и целом случайность господствует также и в области исторических явлений. Но где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы… все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах. Она вынуждена уступить место более высокой ступени, которая, в свою очередь, также приходит в упадок и гибнет. Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества»… (Энгельс).

«Великая основная мысль, что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете, прокладывает себе путь, – эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело – применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования. Если же мы при исследовании постоянно исходим из этой точки зрения, то для нас раз и навсегда утрачивает всякий смысл требование окончательных

решений и вечных истин; мы никогда не забываем, что все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем. Вместе с тем нам уже не могут больше внушать почтение такие непреодолимые для старой, но все еще весьма распространенной метафизики противоположности, как противоположности истины и заблуждения, добра и зла, тождества и различия, необходимости и случайности. Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение: то, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной; то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость, и т. д.» (Энгельс).

Марксистская теория коммунизма основана также на методологии социальной философии. Она представляет этапы развития общественного бытия с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего. На первом этапе всеобщее бытие выступает как непосредственное единство единичных, когда особенное еще не проявилось в последних. На втором этапе происходит отрицание первоначального единства бытия. Единичности выступают через их особенное, и их единство может быть только внешним, вынужденным. На третьем этапе осуществляется возвращение к подлинному единству бытия, которое базируется на самосознании единичностей, достигших внутри себя уровня всеобщего.

^ Таким образом, общественное бытие развивается от общего к частному, а от частного к всеобщему, то есть к коммунистическому бытию.

Термин коммунизм, происходит от латинского слова communis – общий, всеобщий.

Коммунизм - это обобществившееся, то есть очеловечившееся человечество, так как коммунизм снимает частную собственность, стремление человека к индивидуализму, к богатству, к деньгам, к власти, к роскоши, что отчуждает человека от его человеческой сущности, как человека общественного, то есть гуманного, то есть человечного (Маркс).

Расширение круга потребностей частного собственника превращают его в раба неестественных, нечеловеческих надуманных вожделений, отчуждают его от человеческой сущности. «Мы видели какое значение имеет при социализме богатство человеческих потребностей, а, следовательно, и какой-нибудь новый способ производства и какой-нибудь новый предмет производства: новое проявление человеческой сущностной силы и новое обогащение человеческого существа.

В рамках частной собственности все это имеет обратное значение. Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т. е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег. – Таким образом, потребность в деньгах есть подлинная потребность, порождаемая политической экономией, и единственная потребность, которую она порождает. Количество денег становится все большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к ее абстракции, так они сводят самих себя в своем собственном движении к количественной сущности. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой.

Даже с субъективной стороны это выражается отчасти в том, что расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловечных, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений». (Маркс).

Поэтому отношения частной собственности отрицаются отношениями общей собственности, высшей ее формой - общим владением (Энгельс).

«Коммунизм, как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение» (Маркс).

«Сущность человека – это «совокупность всех общественных отношений», ибо в действительности существуют не абстрактные индивиды, а люди, принадлежащие к определенной общественной формации» (Маркс).

Если первобытнообщинная формация формировала общинную человеческую сущность, то рабовладельческая формация уже формировала частную рабовладельческую сущность, феодальная – частнофеодальную, а капиталистическая формация - частнобуржуазную сущность человека. Согласно марксистской теории все частнособственнические формации были построены на общественном разделении труда, опосредствованном товарно-денежными отношениями, т.е. на частной собственности. Это привело к разделению общества на классы, к стремлению господствующих эксплуататорских классов к деньгам, к богатству, к роскоши, к власти, т.е. к социальному паразитированию, что порождало ненависть угнетенного класса по отношению к классу угнетающему. И все это из-за общественного разделения труда, товарного производства и товарного обмена посредством денег (Маркс).

Деньги - « это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком, и человек поклоняется ей”….

«Свободное гражданское общество носит насквозь коммерческий еврейский характер» (Маркс).

Перед человечеством стоит задача построения не гражданского, то есть торгашеского общества, а коммунистического, то есть человеческого общества, освобожденного от торгашества, а, следовательно, от частной собственности. Коммунизм, как обобществившееся человечество, возвратит человеку его человеческую, гуманную сущность. Эмансипация (раскрепощение) евреев, как и всех других национальностей, произойдет при условии освобождения общества от еврейства, т.е. торгашества (Маркс).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconДоклад Дьяченко В. И. на учредительном собрании объединения сторонников...
Дьяченко В. И. на учредительном собрании объединения сторонников классической марксистской теории коммунизма
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconЗанятия проводятся в форме лекций и семинаров с сентября 2012 г по...
Советом рабочих Московского региона для его членов и всех желающих организованы и проводятся занятия по изучению классической марксистской...
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconДьяченко В. И. Философские основы марксистской теории коммунизма
Берлинского университета. Юридические науки интересуют его в общетеоретическом и социальном плане. В большей степени он изучает философию...
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconМодуль 13 Альтернативные концепции в макроэкономике
Джеймс Тобин и Лоуренс Клейн входят в старшее поколение представителей кейнсианства. Милтон Фридмэн является интеллектуальным лидером...
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconПрограмм а курса “Атомная физика” Микромир
Микромир. Масштабы. Константы. Невозможность описания явлений в микромире в рамках классической теории
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconВопросы для экзамена по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов»
При каких условиях принципы классической теории менеджмента наиболее эффективны? Выберите три условия
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconМодуль Классическая и Кейнсианская теории занятости
В соответствии с классической экономической теорией чистый капитализм способен обеспечить полную занятость. Этот вывод основывается...
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconЯ Программа партии как воплощение сталинского творчества в области марксистской теории
Интернете под названием «Оболганная программа», он рекомендует заново свежим взглядом перечитать третью Программу кпсс, что я и сделал....
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconЗакон классической физики канарёв Ф. М. kanarevfm
Этот закон противоречит классической физике. Наоборот, он является следствием законов этой физики. Все составляющие математической...
Принципиальные положения классической марксистской теории коммунизма iconВопросы к экзамену по физике 8 класс Представления о строении вещества....
Агрегатные состояния вещества. Изменение агрегатных состояний вещества и их объяснение на основе представлений молекулярно-кинетической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница