Вводная лекция




НазваниеВводная лекция
страница1/6
Дата публикации09.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6



Философия. Казарян Александр Торгомович. I курс МДА.



Античная философия.




ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

В конце семестров — зачеты. Зачет будет состоять из 2 вопросов, первый из которых вы готовите самостоятельно дома, второй же задам вам я, причем из любой пройденной темы.

Мы будем изучать отношение философии к религии вообще (не к православию, т.к. отношение к православию — вопрос, изучаемый на курсе русской религиозной мысли). Философия помогает в поисках смысла жизни — общая преамбула. Во многих вузах философия преподается скрытым марксизмом, как 20 лет назад. Но это большая ошибка, т.к. многие ответы марксизма — большая натяжка. Сейчас редко где философия преподается хорошо. В советское время преподавание Ф. отлично от дореволюционного. Философия в советское время — совсем другое понятие, это более изучение искусственных идей (пусть даже не открытый атеизм). Следствие этого — сейчас нет ни достойных преподавателей, ни хороших учебников. Пишут не историки философии! Пусть не профаны, но и не профессионалы. В научной среде эти учебники вызывают смех, не смотря на гриф министерства образования. И если сейчас не упоминают Маркса и Энгельса, это не значит, что по-другому мыслят. Это еще говорит и о том, что силы, которым выгодны эти идеи, еще живы. Энциклопедия в статье «Атеизм» до сих пор говорит, что А.— дело будущего. Отрадное явление нашего времени — свобода издания литературы: Лосский, Корсавин, Бердяев и другие, не издаваемые в советское время.

Философию можно преподавать лишь людям укорененным в вере. В России в светских универстетах философия преподавалась всегда плохо. Преподавание философии в духовных школах — это вековая традиция. До революции были кафедры философии. (о.Павел Флоренский), а светские философы выступали апологетами (Соловьев). Важно помнить, что нет философов без ошибок, без изъянов, без недостатков. Философия — во многом личное творчество человека, поэтому необходимо и снисхождение к героическим попыткам философов-Дон-Кихотов в их стремлении познать мир. И у самых великих (Платон, Кант), были удивительные промахи и ошибки: государства-утопии, непонимание сути религии и другое. Не нужно судить, например, о Соловьеве только по трактату о Софии. А марксизм вообще трудно назвать философией. Это не наука, а служанка режима. Ф.факультет до 1936 года был закрыт. Советская. Ф. трагична в силу своего рабского положения. Соловьев, Лосев, Шпехт и другие диссиденты высланы, посажены. Духовенству же не разрешали даже высылку, например, Флоренскому не разрешили выезд (Булгакову удалось вырваться), Духовенство было решено уничтожить прямо в России. Итак, положение советской философии трудно к пониманию уже просто по причине гонений. А нынешняя социологическая кафедра МГУ — все тот же (бывший) научный коммунизм, научный атеизм. Те же преподаватели.

^ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Философия возникла в религии. Сам факт возникновения философии нужно осмысливать только с позиции религии. Например: Буддизм, вышедший из философии религия, хотя сами они до сих пор считают себя атеистами. Также и конфуцианство, нельзя сказать что это: философия или религия.

Нужна ли философия? Изучение античности важно для богослова и теолога. Богословие находит свое начало в греческой философской мысли т.к. множество древних отцов-богословов имело лучшее языческое образование (В.Великий и др.каппадокийцы). В.П.Зубов в книге «Аристотель» пишет о изображениях в наших храмах античных философов Платона и Аристотеля. И.Кант: «я ограничивал знания, чтобы дать место вере» — так многих философов нужно понимать с позиции веры. Только советской философии свойственно утверждение, что философия и религия полярны. Некоторые же (Сократ) причислены к атеистам (материалистам) ошибочно.

Средние века тесно связаны с христианством. Появление атеистического направления относится к эпохе возрождения. Фейербах, Ницше, Маркс — позднее явление. Нельзя полагать изначальную противоположность Религии и Философии. Но любая философия, возведенная в ранг догмата — привела бы к тем же последствиям, что и коммунизм, сразу бы возникла цензура на прочие мысли, гонения на диссидентов. Отличие религии как раз в том, что она не есть результат личного творчества! Религия подтверждена Божественным авторитетом, она не претендует на самостоятельность, на самодостаточность. Поэтому Религия и Философия даже не соотносимы друг с другом. Философия не может подменить религию. Но в религии может быть философия, только в меру. (Например: Этьен «Христианская философия»).
Литература по античности:

  • Соколов В.В. «Историческое введение в философию» М.2004.

  • В.Ф.Асмус «Античная философия».

  • Виндельбанд «История древней философии».

  • Эдуард Целлер «Очерк по истории древней философии».

  • С.Н.Трубецкой «История древней филосоофии».

  • С.Н.Трубецкой «Метафизика древней Греции».

  • (Литература по средним векам будет дана позже).



^ МЕСТО ФИЛОСОФИИ В НАУКЕ,

ОТОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ, ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Что такое философия? Однозначного ответа мы не найдем. Ответ содержится во многих учениях и очень трудно прийти к общему выводу. Понять философию можно только путем анализа. Частные определения как правило обедняют суть предмета т.к. отсекают другие частные мнения. Ф. — это наука во всей многогранности этого понятия. Для античности наука это и есть философия, это совпадающие понятия. Философия для древних включала в себя все прочие науки. Есть 3 большие темы философии в любом народе: тема мира, человека, Бога. Есть, конечно философские течения отрицающие Бога (неопозитивизм), но количество их настолько не велико по сравнению с общим направлением философской мысли. Марксизм, Ницшеанство — это даже не отрицание Бога это противление Богу. Целые системы, чтобы опровергнуть одну идею. Но к самой теме Бога эти течения не могут быть равнодушными. И в этом их нечестность уже по отношению к самим себе. Атеизм как теория — явление позднее; за ним всегда следует революция (Франция).

Почему же возникает философия? Как философия связана с религией? Почему в одних странах она получает большее развитие, в других меньшее? Ф. — наука связанная с верой и культурой. Без понимания взаимоотношения религии и культуры мы не поймем и философии. Культурология возникает в конце 19 века. Рассмотрение истории с т.зрения развития культуры со временем стало доминирующим. Теперь не религия, а культура ставится основой всего: религии, хозяйства. Религия становится вторичной по отношению к культуре! Но вся история говорит об обратном. Культура народа выражает, отражает религиозные настроения. Культура — производное от веры. Искусство, музыка возникают много позже религии. Этнографы уже осознали, что нет народа нерелигиозного. Философия же часть культуры. Нет ничего удивительного, если философия перестанет существовать как все имеющее начало. Почему же при наличии религии возникла философия? Изначально понятия религии не существовало. Вера была естественным образом жизни. Нельзя не верить. Сам термин РЕЛИГИЯ возникает как определение того, что не содержит полноты истины (Буддизм — это религия). С религией тесно связано понятие Этики. Вера в своих богов — благочестие. Атеисты неблагочестивы. Отвергающие культ неблагочестивы. Культ — последний бастион религии. Падение культа означает падение религии. Древнее законодательство ставило первым вопросом веру. Вопрос веры во многом вопрос гос.безопасности. Древние осознавали, что падение веры означает смуту. Значит падёт все гос-во. Сократ т.о. осужден как революционер, как подрывающий обороноспособность Афинского полиса. Неблагочестие поэтов (Гомер с его поэтической теологией) также было осуждаемо на розги! (Призыв Гераклита к такой расправе). В древности, в античности не было теологии. Зачем? Это жизнь. Этому не нужно учить. Благочестие, правильность гражданина определялись участием в культе. Поэтическая теология легко ложилась на сознание, потому что была лишь новым описанием старого культа. Но поэтическая легкость развращала отношение к божествам. Философия возникает отчасти ещё и как профилактика благочестия.

Сейчас мы рассмотрим, что такое философия согласно мнения самих философов. Возникла приблизительно в 7 веке до Р. Х. в греции, Индии и Китае. Попытки объяснить одновременность возникновения философии в раз местах малоубедительны. Европейская философия обязана древнегреческой, тогда она воспринималась как наука. Сейчас мы понимаем под наукой нечто другое. Тогда это было знание универсальней «сущего» — всего бытия во всем его разнообразии. Ф. обнимала собой и математику и физику и все остальное. Со временем становятся самостоятельными те области знания, специфичные для ф. как таковой. Этот процесс затянулся до середины 19 века (психология). Логика также очень близка к положению психологии, хотя в ней сохраняется связь с классической логикой, аристотелевской. Универсализм ф. ставит одну проблему: в каком отношении находятся ф. и науки?

До возникновения ф. сущ. много разных областей знания. Науки становятся науками благодаря логике, которая становится наукой только благодаря ф. Только вместе с философией область знания получает ту основу, которая позволяет стать ей наукой. С точки зрения Аристотеля ф. не может быть полезной наукой – не может удовлетворить нашу сиюминутную нужду (одеть, накормить) – она ставит задачи, имеющие отношение к вечности.

Не возникла ли ф. после обобщения, осмысления областей знания? Но ф. изначально возникает как самостоятельная наука. Смешно и нелепо представлять ф. в таком виде: она ждет новых достижений наук, чтобы сделать новые выводы – на стыке наук возникают новые науки, а не почва для ф. С другой стороны 2 крайности. Одна крайность: без философского склада ума человек не сможет продвинуться в науке. Другая: связь науки с ф. случайна, и сейчас нет ничего общего. Но в каждой науке много предпосылок базирующихся на ф. (например, ф.-кое понимание пространства и времени в физике).

Ещё важнее вопрос отношений ф. и религии.

Самые серьезные мыслители не сомневаются. Ф. возникла из древнегреческого мифа. Очень сложно провести границы между мифом и ф. (Трубецкой. Метафизика в древн. Гр.; Мифология Логоса. Лосев.(сложна)Диалектика мифа.) Благодаря поэтам, античная мифология скрывает за собой облик древнегреч религии – она дошла до нас искаженно. Для немцев это религия красоты, свободы. Тот же Гегель в ранних работах соединяет искусство с религией. Нам нужно провести границу. Сейчас античные мифы составляют часть европейской культуры. Но мифы закрывают собой мистерии. Невозможно себе представить, чтобы кто-то относился к мифологии как к религии. Мифология сосуществует религии: перерождаясь из религии мифология становится культурой, существуя параллельно. Мы не можем сказать, что европейская культура возникает из христианства, так как уже существовала античная культура. Античная мифология (кризис религии) становится культурой. Для нас важно, что ф. также становится следствием этого же религиозного кризиса. Это не может быть для нас причиной неуважительного к ней отношения, это объясняет одну загадочную черту, следствие религиозного кризиса. (почему возникла русская философия, это не следствие петровских реформ, кризис по крайней мере способствовал в России ф., преподававшейся совершенно чуждым образом: протестантами в своем большинстве, только в 19 веке русская философия становится русской).

Теоретическое рассмотрение. Атеистическая философия – казалось бы отрицание связи ф. и р. Марксизм (научный атеизм) Но если посмотреть на него: при всей ложности даже марксистская ф. высказывает свое отношение по религиозной проблематике: зачем создавать научное объяснение того, чего нет ( с атеистической точки зрения). Вывод: ф. всегда была связана и буде связана с религией.

Стереотипов надо бояться; 1 пример:  Бог философов, - этот стереотип возник уже в Европе, не где-нибудь, а в философской среде.

Мифологическая эпоха привела к господству политеизма, в отличие от древнего монотеизма. Мифология становилась господствующей, а ф. характеризовалась в более теоретическом виде. В мифологии отразился характер времени. Поэт нуждается в наказании по причине своего отношения к богам. Судьба Сократа: человек приверженный единобожию, в его время вера была утрачена. Единственной опорой религии остается культ, мистерии, без этого религия рухнула бы под напором «художественной» религии. Философия никогда не может заменить религию, она остается наукой – достояние узкого круга лиц. Нельзя отношения между ф. и р. экстраполировать в христианскую эпоху. Философия является частью культуры, она не является следствием религии. Вне культуры философия невозможна. А что такое культура? Только с 19 века история человечества рассматривается как история культур. Яков Бурхард и Ницше – 2 представителя этой точки зрения. Культурологию сейчас читают во всех учебных заведениях. Шпенглер написал «Закат Европы», где вся история рассм как смена культур.

Теоретический взгляд на мир, созерцание имеющее в своей основе отношение к Богу, в силу особенности ф. как науки ведек возникновению новой области, нового взгляда человека к Богу. Проблема становится составной частью ф. Ф. – попытка теоретического решения религиозных проблем, происходит поиск своего пути в условиях глубочайшего кризиса религиозного сознания, который еще не дошел до своей кульминационной точки. В др. Греции не было никакой догматики – это пример того, что религия без догматики очень уязвима. Стремление к единоначалию в ф. очень удивительно: мы видим в скрытой форме стремление к единобожию. Что такое красота, добро, справедливость в устах Сократа? – тенденция свести к одному началу. Философы выступают как еретики в древнегреческом сознании, они инакомыслящие. Государство не могло примириться с тем, что философ подрывал основной принцип власти.

Не надо думать, что философы могли разрешить религиозные проблемы. Нужно различать ф. и р. – различия принципиальны. Можно сравнивать теологию с ф.: в хр-кую эпоху между ними так много общего, что невозможно …

Нужна ли ф. для утверждения веры Христовой? Не знаем, но она есть и мы не можем не считаться с этим фактом.

Догматика в христианстве возникает в связи с философской проблемой. Не нужно рассматривать богословие как перенесение ф. на хр-кую почву. Задача богословия – как защитит свое понимание, как философская терминология приспособлена для богословия? Современное состояние тоже оказывает влияние. Западное богословие (особенно протестантское) полностью зависит от ф. Приемы используются богословские, а содержание ф-кое. Основные понятия экзистенциализма используются во всех областях: апологетика, христология.

А с чем был связан религиозный кризис? Трудность с малым материалом по древней Греции. Безмятежные периоды никак не отражены в истории. В раю не было истории – ничего не происходило. У Гегеля удивительная система – она завершается тем, что выходит за пределы человеческой истории, завершением которой кончается какой-то процесс.

^ Язык философии: часто обвиняют в сложности, надуманности языка и терминологии. Но это обосновано, т.к. сложно найти подходящие слова для выражения мысли. Эта борьба с языком — одна из главных проблем философа. Канта просили упростить его терминологию, настолько она была трудно воспринимаема. Разные понимания одних и тех же терминов — это нужно всегда иметь в ввиду и в хр-ве. Расколы и непонимания из-за неопределенной терминологии — частое явление в истории хр-ва. Понимания Аристотеля отлично от Платоновского восприятия. А чью терминологию берет за основу хр-кий богослов? Поймет ли его другой богослов с другой терминологической системой? Платон — основа русской философской традиции. Но у него же можно встретить массу необъяснимых проектов (например, тоталитарное гос-во). А в связи с паламитскими спорами Платон был вообще осужден, анафематствован. (Доктрина, ересь Варлаама Каламбрийского была основана на Платоне). Теология Платона так близка хр-ву (уподобление Богу — цель верующего!). Но есть поздние тексты совсем не совместимые с хр-вом.

^ Философия и Наука:

Считается, что философия всегда лишь обобщала достижения науки. Наука требует доказательств. Благодаря философии античные знания становятся наукой. Благодаря философии научные знания систематизированы и стали достойны звания научности. Не случайно древние философы были так энциклопедически образованы. Философия понималась как наука в целом. Философия включала в себя и религию и науки. Интересен процесс размежевания науки и религии. Целое больше своих частей. Философия осталась нейтральной и к науке и к религии. Философия относительно науки не должна быть понимаема истолковательно. Важно понять что в науке осталась философия. Философские предпосылки — важная составляющая науки. 19-20 века — время отделения (искусственного) науки и философии. Психология, Логика, Социология вышли из философии. Отделение не принесло им бо́льших достижений. Современная философия находится в глубоком кризисе. Как всякое личное творчество (в отличие от религии) она оскудевает на талантливых мыслителей. После 19 века почти не было настоящих философов. Заблуждение считать, что развитие философии связано с увеличением изданных книг и журналов. Это оскудение связано с оскудением веры. Без веры трудно полноценно мыслить. Сейчас большей частью комбинируют Маркса, Ницше и Фрейда.
Проблема отношения религии и ф. – наиболее существенна. Но она сформулирована слишком обще, само сочетание вызывает массу сомнений. В прошлый раз мы говорили, что в лучшем случае мы можем говорить о богословии и ф., хотя можно рассматривать и в более широком контексте, но с точки зрения отношения веры и разума. Само слово религия зыучит обще, абстрактно. Сейчас мы под этим словом понимаем всё что угодно. В курсе истории религий это хорошо видно: употребление в ед и множ числах требует рассмотрения. Современнй подход – религий много, но в исторической ретроспективе не всегда имело место множ число: в Европе не было другой религии, кроме христианства. Сейчас оно употребляется для обозначения многих учений, и в таком аспекте это слово практически ничего не значит – что угодно, современные религии вообще представляют из себя не пойми что. Это следствие атеистического словоупотребления слова «религия», связ с эпохой Возрождения. Не случайно этот вопрос был связан с вопросом о сущностях. Фейербах исследовал вопрос о сущности религии. Достаточно открыть учебник атеизма, даже учебник культуроведения: ни один представитель какой-либо религии не увидит в нем отражение свой религии – эти учебники критиковали саму сущность религии, не касаясь конкретных религий. Но опыт показывает, что между религиями больше разницы, чем общего. (Представление о том, что буддизм – религия, обязаны заблуждению; сами буддисты говорят их учение – атеизм).

Принципиальные различия в понимании Истины в ф. и хр-ве. В ф. истина всегда – цель и результат. В хр-ве истина – Сам Христос, а в ф. – абстрактный и отвлеченный характер. Чем занимается философ: несмотря на долгий исторический путь ф., есть нечто общее – заключ., в том, что ф. приходит к своему выводу как результат поиска, в то время как в хр-ве Она изначально имеется. Ещё, для ф. нет никаких авторитетов, кроме человеческого мышления, критически относясь ко всякого рода авторитетам. Кант лучше всего выразил это мнение. Ф. в своих построениях должна произрастать на собственной почве, это было сформулировано только в 18 веке (автономная этика). Уже Сократ был в каком-то смысле автономен.

Можно вспомнить слова Пилата: «Что есть истина?» - величайшая загадка. Здесь можно увидеть огромные различия между античными представлениями и новым зарождающимся учением. …Учительство Аристотелем Фомы Аквинского – признанный факт, он сам называл Аристотеля учителем.

С одной стороны, ф. немыслима без поиска истины, с другой стороны, если ф. поймет, что в ней обретена истина в последней инстанции, она может стать страшной разрушительной силой, как марксизм, который решил привести мир в соответствие со своей истиной. Хотя марксизм не был уже ф. – не существуя в научном сообществе он превратился в идеологию.
Др-греч ф. — уникальное явление:

  • Время сущ не сравнить ни с одной философией просуществовало 1000 лет! (всей философии ок 2500 лет)

  • По содержанию: др-гр ф. предвосхищает европейскую по всем направлениям, а кое в чем европейская ф. уступает греческой.

  • Гр.филосоофи определяет развитие европейской ф. В т.числе и в вопросах скептицизма и нигилизма. Античная ф. очень разработана.



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ1
Самое первое деление: древнегреческая и римская. В ф. находим три больших периода:

    1. Досократовская философия. Досократики.

    2. Сократ, Платон и Аристотель. Классика

    3. Поздний Эллинизм. Стоицизм. Неоплатонизм: Плотин, Прокл и т. д.

Досократовская ф. имеет даже другой характер: наиболее сложный период становления ф. (ни одного произведения до нас не дошло). Это было время ярких философов, отвергающее представление о прогрессе ф. Чисто статистически число диссертаций в мире по Платону и Аристотелю ежегодно защищается больше, чем все остальные по философии. Философия — творчество не специалистов по Философии, а самих философов. Поэтому не удивительно, что историки знают о Платоне лучше, чем его знал Аристотель. Поэтому когда Аристотель критикует Платона он не объективен. Те же ошибки находим и у самого Аристотеля. Существует общая традиция, но нельзя понимать это в развитии каждого философа. Это не возможно. Каждый из ф. индивидуален как индивидуально творчество поэта. Любое развитие философии будет новой интерпретацией. Развитие нельзя путать с прогрессом. Развитие ф. в том, что одни и те же вопросы находят новое объяснение. Например, вся античность пишет о душе, это главная тема. Раннехр-кая тематика тоже пишет об этом же. Схоластика, католицизм — тоже, хотя уже не центральный момент. Новое время только ф-я сознания, нет темы души, это не предмет для исследования. В греческой философии мало атеистов. Гр.ф. тесно связана с религией, но что это значит? Это не схоластичесое утверждение «ф – служанка богословия». Самого богословия еще не было. Философия же включала в себя учение о богах. Философы не только не выступали против культа, но говорили, что участие в культе — признак благочестия. (Платон). Философы выступали против поэзии! Против того, что во многом определяло сам характер гр.культуры. Литературе принадлежит воспитательная роль, но ф. порицают поэтов, призывают к наказанию их: они изображают богов как смертных, приписывая им человеческие слабости. Т.о. философия изначально на религиозной позиции. Становится понятно место ф. в греческой жизни. Там нет места атеистам. Если в чем можно упрекнуть философию, так это в особой позиции во взглядах на религию, на её положения. Ф. смотрит на учение со своей позиции. Ф. стремится к монотеизму. Многобожие греков они представляют по-другому. У Платона встречаем даже выражение «Бог-отец». Но ф. всегда на позиции поддержания благочестия. Была ли гр.религия изначально монотеизмом отдельный вопрос. Но философы вводят такое понимание в античной мысли.

Другая существенная сторона гр.ф. это проблема НАЧАЛА. Имеются ли в начале гр.философии понятие начала, первопричины? Последние исследования окончательно запутали этот вопрос: многие считают, что такого понятия у досократиков не существовало. Но тогда не было бы и философии! Ведь ф — это взгляд в суть вещей, в суть самой жизни. Ницше обвинял Сократа в разделении единой философии на земное и небесное. Это ошибка Ницше. Греч.ф. изначально связана со стихиями. Но это можно истолковать и как проявление мифологии: вода Фалеса Милетского совсем не то, что понимает под водой нормальный человек. Всегда в любой философии мы найдем разделение на объяснение начала и составляющих начала. Воду можно понимать не естеством, а как принцип бытия. И вообще рус.понятие «начало» понимает временные характеристики, а гр.ф. под началами понимает свойства «всегдавременные».

Уже в древности у ф. складываются способы обсуждения проблем, которые подлежат формализации2. Принцип ф. — то что связано с бытием мира.

ПРИРОДА с т.зрения грека вечна. Природа — первая тема гр. Филосо́фии.
Для досократовской философии характерны 4 главных тематики:

  1. Учение о начале.

  2. О числе — разработка Пифагора.

  3. О логосе — Гераклит.

  4. О бытии и небытии.


О начале: см.выше.

О числе: пифагореизм отличен от милетской школе. Пифагор: число — ключ, тайна вещей, вся реальность предполагает числовое истолкование. Это, конечно гипертрофированный взгляд на число, для нас же интересно само абстрактное мышление Пифагора.

О логосе: изложено во многих учебниках философии, но не занимает достойного места. Считается, что Гераклит центром своей ф видел огонь. Но это не так. Гераклит совсем не материалист, как принято считать. Даже огонь Гераклит понимал как одно из проявлении божества. Огонь божественен. Он пронизывает все и просвещает собой. (см.об этом далее)

О бытии и небытии. Спор между Элейской школой и Гераклитом. Тема лучше всего представлена у Парменида.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вводная лекция iconВводная лекция
Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов
Вводная лекция iconЛекция 1 “Вводная”
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства – согласно закону РФ 1992 года “О...
Вводная лекция iconПредмет философии
Первая лекция, как вы сами понимаете, должна быть вводная. Однако она может быть весьма важной и даже определяющей во всем нашем...
Вводная лекция iconЛекция №1 (Вводная Часть в боевую магию)
Магия включает человека как частный случай Бесконечности, ибо Магия принадлежит Бесконечности, а Бесконечность являет себя посредством...
Вводная лекция iconПервая вводная лекция о микромире
Анонс. Правильное формирование представлений об основных обитателях микромира: фотонах, электронах, протонах, нейтронах, ядрах, атомах,...
Вводная лекция icon1. Вводная лекция. Роль лисы в традиционных представлениях китайцев
В этой же работе автор подчеркивает, что Конфуций уклонялся от обсуждения сверхъестественного в какой бы то ни было форме, и его...
Вводная лекция iconЛекция «Сущность и проблемы вэд, состояние вэд в России» 1 час. 2...
Лекция «Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация» 1 час
Вводная лекция iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Вводная лекция iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Вводная лекция iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница