Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников




Скачать 267.87 Kb.
НазваниеРегиональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
страница1/3
Дата публикации09.04.2013
Размер267.87 Kb.
ТипКонкурс
litcey.ru > Финансы > Конкурс
  1   2   3


Региональный тур

Российского конкурса исследовательский работ

и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»
Секция экономики
Управление личными деньгами младшего школьника

Лунев Евгений Игоревич

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 79»,

3 Б класс

Научный руководитель:

Звягина Лариса Георгиевна,

учитель начальных классов


г.Новокузнецк

2009

Оглавление


Введение…………………………………………………………………..

3

1 Основы управления личными деньгами младшего школьника…

4

1.1 Причины появления личных денег у школьников………………

4

1.2 Этапы и правила управления личными деньгами

младшего школьника………………………………… …………..


6

2 Оценка финансовой грамотности младшего школьника…………….

8

2.1 Особенности управления личными деньгами

младших школьников……………………………………………..


8

2.2 Рекомендации по управлению личными деньгами……………..

10

Заключение………………………………………………………………..

13

Список используемой литературы………………………………………

15

Приложения…………….………………………………………………….

16


Введение

Деньги – одна из самых загадочных вещей в мире. Во-первых, ни один человек не может прожить в современном мире без денег, но многие считают их злом. Во-вторых, люди становятся плохими, если у них очень большое или очень маленькое количество денег, но никто не знает, как определить нужное их количество. В-третьих, все хотят иметь больше денег, но они приносят пользу только тогда, когда расстаешься с ними. Но самое главное и самое странное – нигде не учат людей, как им управлять своими деньгами в обычной жизни. А ведь это очень важно, потому что часто потратить хочется гораздо больше денег, чем у тебя есть. Если не знать, как это правильно сделать, можно остаться и без денег, и без нужных вещей. Например, просто проиграть все свои деньги в автоматах, потому что очень захотелось поиграть. И остаться без школьных обедов, на которые тебе дали деньги родители, потому что признаться им стыдно. Поэтому я считаю, что учиться управлять своими деньгами надо с детства, с того времени, как родители начинают давать детям деньги на карманные расходы. Если научиться управлять маленькими суммами уже сейчас, то в будущем, когда станешь взрослым, управлять большими деньгами будет легче, и можно будет жить лучше.

Цель – определить проблемы управления личными деньгами младших школьников и предложить пути их решения. Задачи – показать причины появления личных денег у школьников; сформулировать правила управления личными деньгами младших школьников; разработать анкету «Как я управляю личными деньгами» и провести анкетирование третьеклассников; определить недостатки в управлении личными деньгами третьеклассников и способы их преодоления. Объект – личные деньги младшего школьника. Предмет – правила управления личными деньгами. Характер исследования – прикладное. Методы исследования – литературный обзор, обобщение, анкетирование, сравнение. Теоретическая база – труды отечественных ученых в области управления финансами.

^ 1 Основы управления личными деньгами младшего школьника

1.1 Причины появления личных денег у школьника

Личные деньги начинают появляться у человека в дошкольном или младшем школьном возрасте. Взрослые дают ребенку «денежку», чтобы он купил себе что-нибудь, чего он сам захочет. Поэтому сначала причина появления личных денег – это обычное воспитание. Ребенок, у которого есть личные деньги, становится более самостоятельным. Он должен сам сделать выбор – чего он хочет. Он должен сравнить цену вещи и количество своих денег, а если их недостаточно, – выбрать другую вещь или отложить покупку. Если денег достаточно, надо вступить в разговор с незнакомым взрослым – продавцом. Нужно понятно, не стесняясь, объяснить ему, какую вещь подать, проверить сдачу, а если продавец ошибся, то прямо сказать ему об этом. Личные деньги также развивают чувство ответственности. Взрослые не зря всегда говорят детям, давая им деньги: «Смотри не потеряй, хорошо пересчитай, спрячь получше». Взрослые своим примером обычно показывают детям, что с деньгами следует обращаться очень аккуратно. Ведь деньги – это очень ценная вещь, потому что ее можно обменять на любую другую вещь.

Есть и другая причина появления личных денег у дошкольников и младших школьников – награждение ребенка. Несмотря на то, что специалисты считают такую причину неприемлемой, часто родители дают детям деньги за хорошее поведение, хорошие оценки, помощь по хозяйству. С одной стороны, обучение в школе – это работа ребенка, а значит, он может заработать на этом. Взрослые говорят: «Будешь хорошо учиться – значит сможешь получать много денег в будущем». С другой стороны, выходит, что получение денег более ценно, чем получение новых знаний и умений, чем понимание окружающего мира и своего места в нем? Если говорить о награждении деньгами за хорошее поведение и помощь родителям, то оно точно не воспитывает самостоятельность и ответственность. Уважение к родителям, чувство сопричастности к происходящему дома, понимание необходимости помогать старшим просто заменяются денежной выгодой. Человеческие, душевные качества такого «помощника» ухудшаются.

Когда ребенок становится старше, причин появления у него личных денег становится больше. Добавляется такая причина, как плата за самостоятельность. Школьник сам пользуется общественным транспортом, значит, ему нужны деньги на оплату проезда. Он сам долго гуляет, и, возможно, нужны деньги на перекус. Он ходит на дни рождения к одноклассникам, сам выбирает подарки, которые тоже требуют затрат. Для этого взрослые дают школьнику необходимые суммы денег, которые соответствуют расходам лишь примерно, но не точно. Поэтому, если экономно расходовать выделенные деньги, можно забрать остаток на личные нужды (часто родители не возражают против этого).

Другая причина, приводящая к таким же следствиям, – это предоставление самостоятельности в приобретении нужных школьнику вещей. Многие небольшие покупки школьник средних и, тем более, старших, классов может и должен делать самостоятельно. Например, купить продукты для своих утренних бутербродов, корм для домашнего питомца, школьные принадлежности, вещи для своего хобби и т.д. В отличие от предыдущей причины, которая обязательно возникает у каждого школьника, эта может проявляться в большей или меньшей степени. Например, родители сильно заняты, в целом доверяют ребенку, развили в нем самостоятельность и умение управлять деньгами. В таком случае они могут делегировать ему большие полномочия по снабжению домашнего хозяйства нужными вещами, а, значит, предоставлять для этого значительные суммы денег. Возможна и обратная ситуация. В целом появление у школьников средних и старших классов целевых денег и целевых расходов, суммы которых часто не совпадают, и задачи управления ими, становятся аналогичными задачам взрослых людей.

Третья причина – подработка старших школьников. В последние годы Службы занятости предоставляют все больше таких возможностей детям старше 14 лет, особенно, во время летних каникул. Определенную часть заработанных денег дети часто отдают родителям (за питание, проживание и т.п.), а другую оставляют себе. Однако полностью обеспечить полученными за счет подработки деньгами жизнь школьника обычно не удается, в отличие от денег, которые получают за свою работу взрослые люди. Кроме того, все школьники, как правило, расходуют личные деньги на цели потребления, в то время как взрослые, кроме этого, осуществляют вложения с целью получения дохода в будущем (в основном, вклады в банк).

Таким образом, особенностями управления деньгами младших школьников являются:

  • развитие самостоятельности и ответственности как основная цель управления;

  • отсутствие целевых денег и целевых расходов;

  • отсутствие вложений денег с целью получения дохода.



^ 1.2 Этапы и правила управления личными деньгами

младшего школьника
Этапы управления личными деньгами младших школьников в целом повторяют задачи управления персональными финансами в целом:

  1. анализ движения личных денег;

  2. планирование поступлений и выплат;

  3. определение целей и задач расходования денег;

  4. контроль движения личных денег.

Для реализации первого и четвертого этапов школьникам можно рекомендовать записывать свои поступления и траты в специальный блокнот. Правда, оценить результаты своих действий вряд ли они смогут самостоятельно. Второй и третий этапы имеют свои особенности. Планировать выплаты денег, направление расходов («Чупа-чупс» или «Лего») можно только в том случае, если примерно известны их поступления в будущем. А здесь многое зависит от политики родителей. Поэтому второй и третий этапы ребятам нужно согласовывать с родителями.

Проблема заключается в том, что младшие школьники, несмотря на то, что уже имеют личные деньги, приобретают опыт управления ими методом «проб и ошибок», часто наступая по нескольку раз «на одни и те же грабли». Они просто не знают, а потому и не осознают важности приведенной выше универсальной схемы управления личными деньгами. Родители не всегда могут правильно объяснить ее из-за недостатка педагогического таланта, а также из-за собственной финансовой неграмотности (на которую еще несколько лет назад указывал Президент В.В. Путин). Поэтому неудивительна и финансовая неграмотность школьников.

Можно выделить следующие правила управления личными деньгами:

  1. Всегда планировать и контролировать движение своих денег (владеть информацией о нем).

  2. Стремиться соблюдать баланс накоплений и расходов (разделять деньги на накапливаемую и потребляемую части так, чтобы достигать своих финансовых целей).

  3. Не тратить получаемые деньги сразу, спонтанно, без обдумывания.

  4. Стараться не тратить ВСЕ личные деньги, всегда оставлять хотя бы небольшой запас.

  5. Не хранить деньги долго (больше полугода), т.к. цены постоянно растут.

  6. Обеспечивать безопасность хранения денег (дома, на улице, в магазине, транспорте, школе).

Несмотря на то, что в теории управления финансами этапы и правила управления деньгами являются общеизвестными, вопрос их практического использования младшими школьниками является недостаточно изученным.

2 Оценка финансовой грамотности младшего школьника
^ 2.1 Особенности управления личными деньгами младших школьников
Для того чтобы выяснить, как младшие школьники управляют своими личными (карманными) деньгами, была составлена анкета, форма которой представлена в приложении А. В анкетировании приняли участие 25 учеников 3 класса «Б» школы № 79, в т.ч. 17 мальчиков и 8 девочек. Обработка ответов, результаты которой даны в приложениях Б-В, позволила сделать следующие выводы.

Как показывает рисунок В.1, более чем у половины школьников карманные деньги появляются от случая к случаю, т.е. постоянного управления ими они не осуществляют. Трое ребят ответили, что у них не бывает карманных денег, но из их ответов на следующие вопросы понятно, что это не совсем так.

Главным источником карманных денег являются родители (38%). На втором месте – другие родственники (18%), на третьем – сдача от покупок и находки (15%) – см. рисунок В.2.

Согласно рисунку В.3, более половины детей (54%) получают от родителей карманные деньги «просто так», что является вполне нормальным явлением и подтверждает сделанный в первом разделе вывод о том, что главной причиной появления денег у младших школьников является воспитание у них самостоятельности и ответственности. Настораживает, что почти половина респондентов получают карманные деньги как зарплату за разные достижения (оценки, поведение, помощь по дому).

В основном сумма получаемых школьниками за один раз карманных денег не превышает 50 рублей (60%). Четверть опрошенных указывает более крупные суммы – от 100 до 200 рублей (рисунок В.4), а один респондент отметил сумму 500-1000 рублей. Такой разброс ответов становится понятным, если взглянуть на рисунок В.5. По нему видно, что в основном карманные деньги школьники получают нерегулярно, а значит, и суммы могут быть разными.

Сразу полученные деньги не тратит практически никто (рисунок В.6). Однако 40% третьеклассников не имеют какой-то четкой линии поведения, и действуют в зависимости от обстоятельств.

Цели использования денег показаны на рисунке В.7. На первом месте (почти 30% ответов) – лакомства, на втором (по 20%) – игрушки, и, что интересно, подарки для других людей (друзей, родственников). Среди собственных вариантов ответов указаны принадлежности (школьные?), вещи (одежда?), передача денег родителям, когда они об этом просят.

Ответы ребят на вопрос: «Сразу ли тратишь полученные деньги?» подтверждаются ответами на вопрос: «Копишь ли ты деньги?». Рисунок В.8 показывает, что 36% респондентов больше тратят, а 64% - больше копят. Накопления говорят о вдумчивом отношении к личным деньгам. Инфляция – рост цен – может и не дать возможность накопить – здесь все зависит от времени накопления.

Несмотря на утверждения о частых накоплениях, имеющаяся сумма карманных денег относительно невелика – в среднем она составила около пятисот рублей (минимум 10 рублей, максимум 7000 рублей). Рисунок В.9 показывает, что треть опрошенных указывала сумму около 50 рублей.

Как показывает рисунок В.10, более 95% школьников смогли точно или примерно указать имеющуюся у них сумму карманных денег, что говорит об их контроле своих финансов.

Также об этом говорит рисунок В.11. Почти 60% респондентов хранят свои деньги в копилке. Кстати, возможно поэтому некоторые не смогли указать их сумму – бывают копилки, сосчитать деньги в которых можно, только разбив их. Такие копилки подходят детям, которые никак не могут научиться копить свои деньги.

Об определенной финансовой дисциплине говорит и рисунок В.12. Никто не носит с собой все свои деньги. Те, кто носит с собой часть денег, возможно, гуляют и передвигаются на улице и в общественном транспорте самостоятельно, без взрослых.

Более 75% школьников довольно хорошо представляют себе уровень цен на интересующие их вещи (рисунок В.13). Это облегчает им достижение покупательских целей – известно, сколько денег нужно накопить, за какой период это можно будет сделать.

Рисунок В.14 показывает, что школьники хорошо знают правила безопасного хранения денег. Более 80% опрошенных указали, что не говорят о деньгах с другими людьми.

Возможно, это результат родительского воспитания, ведь по рисунку В.15 видно, что более 90% школьников беседовали на эту тему с родителями.

Однако рисунок В.16 показывает, что 64% респондентов не смогли написать главное, на их взгляд, правило управления своими деньгами. Несмотря на то, что многие правила управления личными деньгами ребятам известны, они не сведены у них в систему, не используются в повседневной жизни, а вспоминают о них от случая к случаю. Ребята, написавшие правила, в первую очередь, отметили вопросы собственной безопасности, связанные с деньгами (8 ответов), и в меньшей степени обратили внимание на управление движением своих денег (5 ответов).

Таким образом, школьники в целом готовы к управлению собственными деньгами, поскольку обладают основными знаниями в этой области, но эти знания не сведены у них в систему, которую можно легко и эффективно использовать каждый день.
  1   2   3

Похожие:

Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconНаучный
Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconПоложение  о I областном Конкурсе  исследовательских работ и творческих...
Настоящее Положение определяет цели и задачи I областного Конкурса  исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и...
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconО проведении республиканского конкурса исследовательских работ и...
Настоящее Положение определяет цели и задачи, организационно-методическое обеспечение, порядок проведения и финансирования, участия...
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconСтартовал Всероссийский конкурс национальных, творческих и исследовательских...
Российского дома народного творчества проводит Всероссийский конкурс национальных, творческих и исследовательских проектов «Жемчужина...
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconРезультаты участия в творческих конкурсах в 2011-2012 уч году
Зональный этап конкурса научно-исследовательских проектов школьников «Эврика» малой академии наук учащихся Кубани
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconПрограмма по фольклору. Приложение 4
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconАдминистрация муниципального образования «суоярвский район» постановление
...
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconКурсовой проект на тему: “Интернет компьютерная зависимость у детей...
В данном курсовом проекте мной будет рассмотрена компьютерная и интернет зависимость у детей младших классов и дошкольников
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconГрафик родительских собраний на 2011-2012 учебный год
Эстетическое воспитание в семье и развитие творческих способностей младших школьников
Региональный тур Российского конкурса исследовательский работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников iconГоувпо «удмуртский государственный университет» Филиал гоувпо «УдГУ»...
Наименование темы: Развивающие компьютерные программы в системе обучения информатике дошкольников и младших школьников
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница