Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года




Скачать 89.22 Kb.
НазваниеИнтернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года
Дата публикации10.04.2013
Размер89.22 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Финансы > Лекция




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ

И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК»
14 апреля 2011 года

  1. Инновационные технологии в образовании.


ЛЕКЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сибирский университет потребительской кооперации,

г. Новосибирск, account@sibupk.nsk.su
Научная картина мира, по мнению видного отечественного философа В. С. Степина, может быть рассмотрена «как форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному историческому этапу ее развития, форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска»1.

В этой связи представляется возможным говорить о научной картине мира бухгалтерского учета как о совокупности знаний о сборе, регистрации и обобщении информации (в денежном выражении) об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Управление знаниями подразумевает использование интеллектуального капитала для прямой генерации положительных результатов, а также применение знаний к выработке стратегии, процедур, принятию решений на основе разработанных форм и методов обучения и раскрытия интеллектуальных возможностей.

Форма получения знаний должна быть представлена методами, способными восполнить или ликвидировать их неполноту и нечеткость, пополнить и уточнить знания для решения проблем познания, возникающих с целью совершенствования профессиональной деятельности обучаемого.

В последние годы все большее число психологов приходят к выводу, что не может быть однообразия при обучении и самообучении индивидов в силу качественного различия их интеллектуальных возможностей и невозможности единого измерителя для интеллекта. Как показывает анализ литературы по психологии, лингвистике и коммуникациям, существует множество теорий, объясняющих моделей и практических рекомендаций (иногда диаметрально противоположных) по развитию памяти, мышления, языковых возможностей и др. Многие рекомендации базируются на активном участии обучаемого в изучении предмета и совершенствовании своих познавательных и коммуникативных возможностей. Думается, что подобные методы нельзя как переоценивать, так и недооценивать. Но их надо осваивать и использовать исходя из внешних и внутренних условий и возможностей.

Одним из методов познания теоретического материала является лекция – способ трансляции информации и обучения.

Лекция обычная, классическая – диктовка под запись определений, понятий, перечня действующих нормативных документов, первичных учетных документов, типовых проводок, форм бухгалтерской отчетности и т.п. Отрицательных моментов таковой лекции, на наш взгляд, достаточно, но основное – это отсутствие понимания обучаемого объекта познания в целом.

Каждая тема раздела дисциплины рассматривается отдельно, самостоятельно, что не создает понимания целостности и взаимоувязки между отдельными участками бухгалтерского учета (темами), не приводит к желаемому результату, т.е. познанию процесса оптимальной организации бухгалтерского учета и практической значимости получаемой учетной информации для управления предприятием.

Таким образом, встает вопрос, в какой форме проведения лекция наиболее продуктивна.

Профессиональная деятельность в научном, социальном, экономическом, производственном проявлении предполагает широкое внедрение в современную практику образовательного процесса новых, в первую отличных по своим свойствам от других видов, лекций.

Идея укрупнения единиц знания принадлежит В.Ф. Шаталову, который использовал ее для того, чтобы сократить сроки обучения. Изучение учебного материала укрупненными единицами позволяет обучающимся видеть целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.

Нами предлагается крупноблочное введение теоретических знаний (развивающих модулей) по вопросам бухгалтерского учета.

Лекция в форме крупноблочного введения теоретических знаний, на наш взгляд, может преподнести информацию к познанию так, чтобы:

– обеспечить обучение, формирование системы знаний по предмету (теме) изучения на высоком уровне сложности;

– научить аргументировано озвучивать, излагать и представлять материал письменно, в виде иллюстраций, рисунков, графиков, таблиц, расчетов, алгоритмов, слайдов и т.п.;

– развить способность и потребность к самостоятельной работе, исследованию (открытые перспективы).

Крупноблочно может быть представлена вводная лекция, обзорная лекция, установочная лекция, текущая лекция.

Любая из названных лекций по методу изложения, на наш взгляд, должна носить проблемный характер.

Это означает, что весь материал необходимо разделить на части – дозы, каждая из которых – проблемная ситуация – модуль. Из модулей формируется блок представления материала для познания в зависимости от поставленных задач.

Крупноблочное введение теоретических знаний – это программа, алгоритм для изучения дисциплины, раздела, темы. Блок, включающий модули, демонстрирующие дисциплину в целом или разделы, отдельные темы постоянно, т.е. в течение времени, отведенного на изучение учебной программой, находится «на виду» у обучаемого.

Преподаватель, в зависимости от профессионализма, индивидуальных способностей и возможностей, по одному и тому же блоку каждый раз по-разному может озвучить, прокомментировать, организовать беседу, поставить проблемы, привести примеры и т.д. Это позволяет обучаемым, не беспокоясь о времени для конспектирования, думать и логически увязывать разделы дисциплины, темы раздела или вопросы темы, т.е. познавать теоретическую и практическую существенность информации для приобретаемой специальности.

Разработанный блок введения теоретических знаний может быть использован, как уже говорилось, во время установочной, последующих текущих, заключительной лекции, а также достаточно успешно прошел апробацию во время установочной лекции для заочной формы обучения.

Идею, предлагаемой нами формы проведения лекций можно рассмотреть на примере установочной лекции по дисциплине «Бухгалтерский учет» специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Согласно учебной программе раздел «Финансовый учет» включает следующие вопросы к изучению:

1. Цели, концепции и принципы финансового учета. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах.

2. Учет денежных средств.

3. Учет текущих обязательств и расчетов. Учет заработной платы.

4. Учет материальных оборотных активов.

5. Учет основных средств и нематериальных активов.

6. Учет финансовых вложений.

7. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг), реализации продукции (работ, услуг).

8. Учет капитала, фондов и резервов.

9. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и распределения прибыли.

10. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно тематическому плану на указанный материал при очной форме обучения приходится 24 академических часа лекций.

Блок под названием, аналогичным названию раздела «Финансовый учет», может быть представлен десятью модулями, название которых соответствует названию дидактических единиц, предусмотренных учебной программой для соответствующей специальности.

Содержание модулей и его представление зависит от видения преподавателя (текст, рисунок, график, формула, расчеты, комиксы, кроссворды, меню поиска, например, «кликни КонсультантПлюс» и т.п.), а, главное, от поставленных целей. Развитие модулей предполагает детализацию теоретического материала по темам, а внутри темы – по вопросам и т.д.. Блок тот же, а его трансляция – педагогическое творчество. Его использование в виде учебно-методического обеспечения рекомендуется и во время проведения семинаров, практических и лабораторных работ.

Лекция в форме крупноблочного введения теоретических знаний реализует, по крайней мере, четыре основные цели, которые могут быть достигнуты совместными усилиями лектора и аудитории:

– усвоение теоретических знаний в результате многократного повторения;

– развитие теоретического мышления, направленного на формирование практического мышления в целях определения способа действия;

– формирование познавательной и профессиональной мотивации;

– формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Большинство компетенций формируются, как правило, не отдельной дисциплиной. Компоненты компетенций формируются и развиваются при изучении различных дисциплин, а также в различных формах учебной деятельности, в том числе и во время лекции. В нашем случае, уместно признать реальную возможность формирования и развития ряда компетенций.

Апробация крупноблочного введения теоретических знаний, по приведенному примеру (раздел «Финансовый учет» по дисциплине «Бухгалтерский учет» специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»), показывает, что предлагаемая форма подачи лекционного материала позволяет овладеть такими общекультурными компетенциями как:

– культура мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

– умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

– способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

– стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;

– умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности;

– овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

– способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры.

Важно и то, что предлагаемая нами форма введения теоретических знаний гарантирует приобретение и развитие профессиональных компетенций:

– способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

– способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

– способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

– способность использовать основные методы управления оборотным капиталом, к принятию решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;

– способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;

– способность решать управленческие задачи;

– владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

– способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации;

– владение навыками составления финансовой отчетности и различными методами и способами финансового учета, определения финансовых результатов деятельности организации.

В целях реализации компетентностного подхода требования ФГОС предусматривают использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которыми являются, на наш взгляд, лекции в форме крупноблочного введения теоретических знаний как элемент инновационных образовательных технологий.
Список литературы
1. Волохова Е.А., Юнкина И.В., Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г., с. 242.

2. Сипко Л.А., Лычагин М.В., Надеждина С.Д. Бухгалтерский учет: проблемы и методы систематизации знаний (С участием А.М. Лычагина и Л.Л. Лычагиной) / ИЭОПП СО РАН, Сиб. ун-т потребительской кооперации. — Новосибирск, 2005, с. 34.

3. Сипко Л.А., Вершинина Г.Н. Теоретико-прикладные аспектымеждународных стандартов учета и финансовой отчетности (на примере общественного питания); науч. ред.М.В.Лычагин. – Новосибирск: СибУПК, 2009.– 184 с.

3. Степин В. С. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2000, с. 197.

3.






1


Похожие:

Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconXxi век живи — XXI век учись!
...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconУчебник по обучению грамоте и чтению: Букварь // «Ассоциация XXI...
Соловейчик // Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь // «Ассоциация XXI век»,2011г
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconXxi международная конференция
М. В. Ломоносова будут проводить XXI международную конференцию «Новое в магнетизме и магнитных материалах» (hmmm-xxi) – (до 2006...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconКонференция проводится в соответствии с Постановлением Кабинета Министров...
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения региональной конференции-фестиваля молодежи и школьников, юных исследователей...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconКонкурс 2011 года на присуждение премий Федерального министерства...
Объявлен конкурс 2011 года на присуждение премий Федерального министерства экономики и технологий Германии за инновационный проект...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года icon«Инновационный потенциал гимназии №7 города Торжка в реализации требований нового фгос»

Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года icon«Великая Отечественная война. 1941 – 1945». Выставка вызвала немалый...
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль краеведения в формировании гражданского и патриотического самосознания»....
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconРабочая программа предшкола «Ступеньки детства»
«Ступеньки детства» по редакцией Н. М. Конышевой (Ассоциация XXI, 2010г.). Авторы программы : д п н., проф. Н. М. Конышева; к п н.,...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconКонференция, прошедшая 20-21 Апреля 2012 года в г. Белгород,по адресу...
Конференция, прошедшая 20-21 Апреля 2012 года в г. Белгород,по адресу : «Европа парк-отель» Россия,г. Белгород ул. Волчанская 292...
Интернет-конференция «инновационный потенциал молодежи: XXI век» 14 апреля 2011 года iconНаправления повышения эффективности использования оборотных активов зао «Мегагранд XXI век» 10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница