Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования




Скачать 66.18 Kb.
НазваниеСубъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования
Дата публикации13.04.2013
Размер66.18 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Финансы > Документы
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования
Выступление на августовской конференции

25.08.2011

Уважаемые коллеги!

Практически ежегодно мне предоставляется право выступить перед педагогической общественностью на августовской конференции. Поверьте, этим правом я очень горжусь и дорожу. Поэтому и разговор всегда стараюсь вести на такие темы, которые представляются актуальными не только в профессиональном, но и в личностном плане. Тема сегодняшнего выступления дает возможность порассуждать о самом важном для каждого из нас – как быть успешным в профессиональной деятельности.

В теме выступления обозначены два основных понятия: качество образования и субъектная позиция. Начнем с первого.

«Образование – наивысшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В ином случае оно бесполезно» – эти слова Редъярда Киплинга впервые с трибуны августовской конференции прозвучали более 10 лет назад. Тогда мы разбирали само понятие качества образования, знакомились с процедурами независимой оценки результатов образовательной деятельности, такими сегодня привычными ЕГЭ и ГИА. Но по-настоящему осознание важности этого компонента системы образования приходит к нам только сейчас. Давайте попробуем поразмышлять, почему это происходит и что это за собой влечет.

В обыденной жизни такая категория как качество приобретаемого товара или услуги является для каждого человека необходимой и принципиально важной. Мы стремимся постоянно повышать качество своей жизни, выбирая подходящие средства и способы достижения собственных целей. Происходит это, возможно, не всегда осознанно, но чем более активную позицию занимает человек по отношению к своим действиям, тем более он успешен.

Образование, как приобретаемая в течение жизни личностная характеристика, бывает разного качества. Результатом образования на всех его ступенях традиционно считается уровень обученности и воспитанности. Основополагающим же, центральным понятие «качество образования» становится с переходом системы Российского образования в режимы работы, апробированные в КПМО. Напомню эти новые механизмы организации образовательной деятельности:

  • Стандартизация

  • Новые процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров

  • Рациональная инфраструктура

  • Принцип подушевого финансирования ОУ

  • Участие родительской общественности в оценке работы

  • Система независимой оценки результатов образования

  • НСОТ


Все эти механизмы работают на единую цель – обеспечить необходимое качество образования выпускников на всех ступенях. Так, образовательные стандарты определяют требования к условиям и результатам образования, т.е. характеристику требуемого уровня образованности. Подушевое финансирование позволяет привлекать больше финансовых средств тому ОУ, у которого выше качество работы, ведь чем лучше работает детский сад или школа, тем больше родителей стремятся устроить туда своих чад. НСОТ подразумевает, что педагоги, дающие наивысшие результаты, имеют большую зарплату. Кстати, весь 2011 год увеличение заработной платы работников образования как раз и происходит не за счет увеличения должностных окладов, а за счет увеличения именно этой стимулирующей части ФОТ. Т.е. опять же поощряется именно результативная работа. Новый порядок аттестации – пожалуй, впервые в истории российского образования мы столкнемся с жесткой процедурой оценки уровня знаний и умений педагогов. К тому же, как вы знаете, при присвоении квалификационной категории повышена планка и к оценке уровня практических достижений как учителя, так и его учеников.

Одним словом, в сегодняшних условиях качество образования реально становится отправной точкой и одновременно целью работы любого ОУ и каждого педагога.

В конце прошлого учебного года в ходе круглых столов с административными командами школ состоялся серьезный разговор о причинах недостаточно высокого качества образования по ряду предметов в нашей территории. Было обозначено более 30 причин. Предлагаю и вам сейчас ответить на этот вопрос – сформулируйте в течение 1 минуты, почему ваши ученики могут не успевать по вашему предмету. Получилось? Наверняка причин немало и они все разные, но вслух мы их проговаривать не будем. Думаю, что и в ОУ, и на городских методических формированиях вы эти причины обсудите. Сейчас же хочу привлечь ваше внимание к тому, что названные причины – это хороший материал для самодиагностики. Если у вас преобладают причины внешнего характера – плохие родители, нет компьютера в классе и т.д. – то это значит, что вы явно не чувствуете себя хозяином в своем классе на своем уроке, уповая на то, что кто-то извне должен прийти, устранить все причины, а потом, возможно, вам удастся обеспечить нужный уровень обученности. Такая позиция называется позицией объекта.

Если среди перечисленных причин большее место занимают вещи, которые зависят от профессионализма педагога и которые он способен исправить сам, то мы имеем дело с субъектной позицией. Такой педагог является субъектом своей деятельности. Т.е. он осознает себя деятелем, творцом, профессионалом, хозяином положения, распорядителем своей деятельности, понимая и принимая на себя ответственность за достигаемый результат.

В достаточно произвольной и практико-ориентированной основные характеристики субъекта можно обозначить так:

  • Высокий уровень саморегуляции

  • Самостоятельность

  • Ответственность

  • Способность к принятию решений

  • Активность

  • Социальность

  • Одним словом, субъект – это сознательно действующее лицо.


Перечислю внешние признаки субъектной и объектной позиций в профессиональной деятельности педагога:
Субъект:

  • Активное стремление к изучению самого себя

  • Анализ своего опыта

  • Открытость в общении, в т.ч. представлении удачного опыта

  • Поиск обратной связи для объективной оценки своей работы

  • Ясное понимание необходимости саморазвития


Объект:

  • Зависимость профессионального развития от условий и мнения окружающих

  • Потребность в дополнительной поддержке и помощи

  • Неуверенность и страх перед ответственностью

  • Боязнь всякого рода контроля

  • Отсутствие интереса к инновациям, изменениям, саморазвитию.

Итак, рассмотрены оба ключевых понятия темы доклада. Остается увидеть взаимосвязь между ними и понять, действительно ли профессиональная субъектная позиция педагога может служить гарантией качества образования? Для большинства из сидящих в зале положительный ответ очевиден. Причем понятно и то, почему такая позиция стала востребованной именно сейчас, когда российское общество переходит в рационально-деятельностную парадигму, в которой успешность человека напрямую зависит от его собственной жизненной активности. Система образования – не исключение. Вы наверняка заметили, что в последние годы никто из вышестоящих организаций не спускает нам никаких подробных инструкций и рекомендаций что и как нужно делать. Есть стратегические документы (такие как «Наша новая школа», ФГОС), в которых обозначены приоритеты и ориентиры. А способы реализации этих направлений и достижения целей должны быть найдены на рабочем месте учителя, непосредственно в учебном кабинете. Вот и получается, что у педагога сегодня есть два пути:

    1. Осуществление активного самоопределения, выбор, постановка и корректировка собственных целей, выработка стратегии и тактики образовательной деятельности, объективная оценка результатов работы.

    2. Отказ от самоопределения, функционирование и приспособление. При этом постепенно, но неуклонно теряются идеалы, ценности, нравственные ориентиры и приобретаются безверие и опустошенное «я». И вот тогда обретается и нагнетается то состояние хаоса и бессмысленности, которое описывает в одном из своих «гариков» Игорь Губерман:

эпоха не содержит нас в оковах,

но сковывает цепкой суетой

и сутолокой суток бестолковых

насилует со скотской простотой.
Выбор каждого из путей – это дело самого педагога. Не сомневаюсь, что большинство из нас идут по пути самоопределения, т.е. выбирают путь субъекта. Может быть, не всегда это получается, потому что у нас пока немного опыта действия в ситуации свободы выбора. Но в том, что творческий личностный и профессиональный потенциал у лысьвенского педагогического сообщества огромен, сомнений нет.
Думаю, что достаточно сильным аргументом может послужить и тот факт, что быть субъектом в профессиональной деятельности сегодня просто-напросто выгодно. Субъектная позиция позволяет сэкономить силы, время и деньги во всех аспектах жизни педагога:

  • Постоянный самоанализ и объективная самооценка дают возможность найти в своей работе сильные и слабые стороны, а, значит, осознанно выстроить собственный ИОМ

  • Освоенные в ходе самообразования способы работы дают возможность выстроить учебный процесс грамотно и эффективно

  • Потребность в постоянном получении обратной связи (это может быть оценка коллег-профессионалов, или учеников, или общественности) вырабатывает иммунитет к разного рода независимым внешним экспертизам. А это, в свою очередь, помогает выработать иммунитет перед контролем и у учащихся.

  • Высокие результаты обучения дают дополнительный доход (из стимулирующей части)


Закончить свое выступление хочу ссылкой на один из законов природы: выживает сильнейший. В животном мире сильнейший физиологически. В мире людей во все времена – сильные духом, т.е. те, кто способен стать хозяином своей жизни, как в личностном, так и в профессиональном плане. А посему желаю вам сохранять и развивать в себе силу духа, чтобы быть успешными, красивыми и счастливыми везде и всегда! С началом нового учебного года, дорогие коллеги!

Похожие:

Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconРазвитие личностной зрелости педагога детского дома в профессиональной деятельности
Охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconТема школы
«Повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение доступного качественного образования через совершенствование инновационных...
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconТема школы
«Повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение доступного качественного образования через совершенствование инновационных...
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности...
Критерий I. Владение современными коррекционно-развивающими технологиями и методиками
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности...
Критерий I. Владение современными коррекционно-развивающими технологиями и методиками
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности...
К1П1: Доля обучающихся у данного педагога по программам углубленного изучения предмета (7-9 кл.)
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconМбоу яснинская сош №2 База данных по педагогическим кадрам 2013-2014 уч год
Дкп основы профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на новый фгос
Субъектная позиция педагога в профессиональной деятельности как гарантия качественного образования iconСубъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя
Цель предлагаемой работы – прояснение особенностей субъектной структуры рассказа В. Набокова «Бахман». Актуальность данной проблемы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница