Скачать 169.42 Kb.
|
1. Сущность и функции финансовКатегория «финансы» может рассматриваться с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем. Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. ^ выражаются в следующем:
Перечисленные признаки финансов составляют необходимые условия реализации функций финансов. ^ являются:
Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:
Перечисленные принципы функционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации, домохозяйства. Различают следующие виды финансовых ресурсов:
^ являются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения — заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии. ^ являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др. ^ , представлены: на уровне государства и муниципальных образований — обязательны ми платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне домохозяйств — поступлениями средств от кредитно-финансовых операций. Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны». К ним относят: часть ВВП, представленную валовой прибылью экономики; отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды; налоги на производство и импорт; налоги с физических лиц; сбережения домашних хозяйств и кредиты, полученные из зарубежных стран. Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, обеспечения экономической эффективности и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международных рынков капиталов, повышения качества жизни граждан. В целом состояние экономики страны определяется прежде всего состоянием финансовой системы. В современной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:
^ В современной финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система».1 К наиболее распространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений, возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений. Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на: 1) формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;
Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования). Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:
Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе отдельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы. Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, региональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соответствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов. Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные (85 субъектов РФ) и местные бюджеты (около 29 тыс. районных, городских, поселковых и сельских бюджетов). Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Финансы властных структур включают в себя также государственный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном в качестве заемщика. Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состоят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов населения (или домашних хозяйств). ^ Публичные субъекты - субъект, который действует в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции. Т.к. Носителем публичной власти является государство, то особенности, цели, задачи и формы финансовой деятельности публичного субъекта и государства как такового довольно схожи. ^ - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы. ^ - выполнение программ финансового развития. Особенность деятельности публичных субъектов заключается в том, что публичный субъект обладает прерогативами публичной власти, частные же субъекты находятся в равном положении. Также финансовой деятельности публичных субъектов присущи особенности государственной финансовой деятельности: Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых , осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти .Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов. Функции финансовой деятельности: 1. Образование денежных форм. 2. Распределение ресурсов. 3. Использование ресурсов. 4. контроль за движением финансовых ресурсов. 5. Эмиссия денежных средств (знаков). Аспекты финансовой деятельности: - Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах. - Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег - Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом. ^ : 1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности. 2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил. 3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов. 4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности. 5. Принцип финансовой самостоятельности РФ, СРФ и МО. 6. Принцип планированности финансовой деятельности. Формы финансовой деятельности: 1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА - финансовый план который принят в форме акта (бюджет). 2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы имеющий локальный характер (перевод денежных средств). ^ • Правовые нормы; • Бухгалтерские нормы; • Коммуникационно-технические нормы; • Операционные нормы. ^ Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: 1) методы собирания фондов денежных средств; 2) методы их распределения и использования ^ (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет; б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.; в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг; г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)- д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды; е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение . Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся: а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета; б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд; в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов; г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. ^ Правовое положение и функции Минфина РФ. Федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина РФ. Минфин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Задачи Минфина: совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ гос заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; права, определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и гос внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отчеты об их использовании). ^ В систему налоговой службы входят его территориальные органы, именуемые в совокупности налоговыми органами. Основное звено в системе налоговых органов — территориальные органы по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этими задачами органы налоговой службы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Законодательство (Налоговый кодекс) закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры к взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений. представительные органы МСУ имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию ^ . Банки принято именовать кредитными органами в связи с тем, что характерной для них является деятельность именно по кредитованию. Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Банки перестали быть объектом исключительно гос собственности. Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как ЦБ страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне — ЦБ РФ (Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает: а) ЦБ РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного гос и признан банком по его законодательству. ^ Федеральный закон от 10 июля 2002 г. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Гос не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам гос, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. Однако ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы гос власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов гос власти и МСУ, всех юридических и физических лиц. ^ . В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Минфин РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам и районам в городах. На органы казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и гос (федеральными) внебюджетными фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос внутреннего и внешнего долга РФ; Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. |
![]() | Содержание дисциплины Учение о государстве как основа финансов. Роль финансов в осуществлении государством своих функций. Функции финансов как проявление... | ![]() | Курс лекций. Лекция Финансы и их функции. План. Сущность финансов... Наивысшее развитие финансы получают в капиталистическом обществе. При социализме финансы также выполняли свои функции |
![]() | Тезисы Трактовка термина «финансы» Сущность и функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве | ![]() | Финансовая система: ее звенья и элементы, дискуссионные вопросы структуры финансовой системы Сущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов |
![]() | Контрольная. Регулирующая. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов Сущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов | ![]() | 1. Финансовая деятельность государства и муниципальных Понятие финансов. Значение финансов для современного общества. Функции финансов и их применение в государственном управлении. Состояние... |
![]() | 2. Сущность и функции финансов 13 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Сущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов Ний, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных... |
![]() | 1. Финансы как экономическая категория Роль финансов в системе экономических отношений рыночного хозяйства. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.... | ![]() | Функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных... |