1. Сущность и функции финансов




Скачать 169.42 Kb.
Название1. Сущность и функции финансов
Дата публикации23.05.2013
Размер169.42 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Финансы > Документы



1. Сущность и функции финансов



Категория «финансы» может рассматриваться с двух позиций:

1) в мате­риальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и

2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы вы­ступают в качестве инструмента распределения и перераспределения на­ционального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движе­ния денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулиро­вания экономических систем.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. ^ Основные признаки финансов выражаются в следующем:

  1. финансы выступают в качестве денежных отношений, возникаю­щих по поводу образования, распределения, использования, пе­рераспределения и накопления денежных средств;

  2. распределительный характер денежных отношений связан с дви­жением реальных денег;

  3. движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

  4. финансы как денежные отношения имеют форму централизован­ных и децентрализованных денежных средств;

  5. финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводствен­ного процесса в экономике;

  6. финансы являются одним из инструментов государственного уп­равления, обеспечивающим выполнение государством его функ­ций и задач.

Перечисленные признаки финансов составляют необходимые усло­вия реализации функций финансов. ^ Основными функциями финан­сов являются:

  1. функция распределения и перераспределения национального до­хода на федеральном, региональном и местном уровнях в форме межтерриториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внут­рихозяйственного движения финансов;

  2. контрольная функция финансов, обеспечивающая проверку со­блюдения законодательства в области финансов и выполнение финансовых обязательств;

  3. регулирующая функция финансов, состоящая в организации фи­нансовых отношений и в воздействии государства на развитие экономики посредством финансовых рычагов.

Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:

  1. принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетание интересов в сфере финансовых отношений на федеральном и тер­риториальном уровнях;

  2. принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной си­стемы, единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен быть финансовый учет;

  3. принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовых отно­шений;

  4. принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств;

  5. принцип целевой направленности, реализующийся в коммерче­ских структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных финансах — как мобилизация доходов в фор­ме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение фи­нансовых ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами;

  6. принцип диверсификации источников финансирования и вложе­ний ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение фи­нансовых рисков;

  7. принцип стратегической ориентированности финансов, предпола­гающий разработку долгосрочных программ развития финансов. Конкретной формой реализации этого принципа явился приня­тый в 2007 г. принцип 3-летнего финансового планирования, кото­рый распространит свое действие и на другие сферы (на деятель­ность «Газпрома», на планирование государственного оборонного заказа и др.);

  1. принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечением гласности, т. е. доступности, финансовой информации;

  2. принцип разграничения полномочий и предметов ведения в об­ласти финансовой деятельности между законодательной, испол­нительной и судебной властями;




  1. принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснован­ную методологию;

  2. принцип экономичности и рациональности, требующий эффектив­ности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;

  3. принцип управляемости финансовыми потоками, предполагаю­щий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств.

Перечисленные принципы функционирования финансов должны ле­жать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, на­ходящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъекта­ми, которые ими располагают, являются государство, органы местного са­моуправления, предприятия, организации, домохозяйства.

Различают следующие виды финансовых ресурсов:

  1. собственные средства;

  2. мобилизационные средства;

  3. средства, поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

^ Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения — заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального харак­тера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибы­лях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

^ Мобилизационными средствами являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др.

^ Средства, поступающие в порядке перераспределения, представле­ны: на уровне государства и муниципальных образований — обязательны ми платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне домохозяйств — поступлениями средств от кредитно-финансовых операций.

Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны». К ним относят: часть ВВП, представленную валовой прибылью экономики; отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды; налоги на производство и импорт; налоги с физи­ческих лиц; сбережения домашних хозяйств и кредиты, полученные из зарубежных стран.

Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов: развития рыночных инсти­тутов, укрепления федеративных основ устройства государства, обес­печения экономической эффективности и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершен­ствования банковской системы, глобализации экономических отноше­ний, формирования внутренних и международных рынков капиталов, повышения качества жизни граждан.

В целом состояние экономики страны определяется прежде всего со­стоянием финансовой системы. В современной России наиболее ост­рыми проблемами в области финансов являются:

  1. обеспечение реального сектора экономики необходимыми финан­совыми и кредитными ресурсами;

  2. переход на среднесрочную систему бюджетного планирования;

  3. достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и госу­дарственных внебюджетных фондов;

  4. совершенствование налоговой системы;

  5. повышение эффективности использования государственной, му­ниципальной и частной собственности;

  6. совершенствование бюджетного федерализма;

  7. обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

  8. укрепление финансового контроля;

  9. развитие системы страхования;

  1. активное вовлечение сбережений населения в денежный оборот;

  2. интеграция в мировую финансовую систему на равноправной основе и др.



^

2. Финансовая система


В современной финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система».1 К наиболее рас­пространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений, возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов де­нежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической систе­ме, состоящей из действующих и взаимодействующих участников вос­производственного процесса и товарно-рыночных отношений. Форми­рование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и на­правлены на:

1) формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также право­вое, институциональное и организационное обеспечение финан­сов;

  1. регулирование макроэкономических процессов посредством ин­вестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кре­дитно-денежной политики;

  2. государственную поддержку национального бизнеса, создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;

  3. проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;

  4. финансирование государственных программ, проектов на феде­ральном и региональном уровнях.

Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой сис­темы присутствуют централизованные финансы (государственные фи­нансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государствен­ные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюдже­том, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и вне­бюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования).

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит фи­нансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, явля­ющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяй­ствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие форми­рование и использование финансовых ресурсов:

  • государства и органов местного самоуправления;

  • хозяйствующих субъектов;

  • населения.

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы обра­зования и использования финансовых ресурсов, собственное функци­ональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе от­дельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономиче­ской сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и рас­ходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, реги­ональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соот­ветствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов.

Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой систе­мы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, орга­нически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные (85 субъектов РФ) и местные бюдже­ты (около 29 тыс. районных, городских, поселковых и сельских бюд­жетов).

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консо­лидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исклю­чением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы вла­стных структур включают также внебюджетные фонды, которые со­здаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обяза­тельного медицинского страхования РФ.

Финансы властных структур включают в себя также государствен­ный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между госу­дарством, юридическими и физическими лицами, при которых госу­дарство выступает в основном в качестве заемщика.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состо­ят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерче­ских организаций и финансов населения (или домашних хозяйств).

^

3. Финансовая деятельность публичного субъекта: понятие, особенности, задачи, формы.



Публичные субъекты - субъект, который действует в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции.

Т.к. Носителем публичной власти является государство, то особенности, цели, задачи и формы финансовой деятельности публичного субъекта и государства как такового довольно схожи.

^ Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.

^ Основная цель - выполнение программ финансового развития.

Особенность деятельности публичных субъектов заключается в том, что публичный субъект обладает прерогативами публичной власти, частные же субъекты находятся в равном положении. Также финансовой деятельности публичных субъектов присущи особенности государственной финансовой деятельности:

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых , осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти .Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Функции финансовой деятельности:

1. Образование денежных форм.

2. Распределение ресурсов.

3. Использование ресурсов.

4. контроль за движением финансовых ресурсов.

5. Эмиссия денежных средств (знаков).

Аспекты финансовой деятельности:

- Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.

- Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег

- Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом.

^ Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами:

1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.

2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил.

3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов.

4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности.

5. Принцип финансовой самостоятельности РФ, СРФ и МО.

6. Принцип планированности финансовой деятельности.
Формы финансовой деятельности:

1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА -

финансовый план который принят в форме акта (бюджет).

2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы

имеющий локальный характер (перевод денежных средств).
^ Средства финансовой деятельности:

• Правовые нормы;

• Бухгалтерские нормы;

• Коммуникационно-технические нормы;

• Операционные нормы.

^

4. Методы осуществления финансовой деятельности


Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:
1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования
^ Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение .
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

^

5. Характеристика органов, осуществляющих фиансовую деятельность



Правовое положение и функции Минфина РФ.

Федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина РФ. Минфин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Задачи Минфина: совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ гос заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; права, определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и гос внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отчеты об их использовании).
^ Федеральная налоговая служба: структура, правовое положение и функции.

В систему налоговой службы входят его территориальные органы, именуемые в совокупности налоговыми органами. Основное звено в системе налоговых органов — территориальные органы по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этими задачами органы налоговой службы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Законодательство (Налоговый кодекс) закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры к взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений. пред­ставительные органы МСУ имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государ­ственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию
^ Банковская система её структура, функции, правое положение.

Банки принято именовать кредитными органами в связи с тем, что характерной для них является деятельность именно по кредитованию. Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Банки перестали быть объектом исключительно гос собственности. Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как ЦБ страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне — ЦБ РФ (Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает: а) ЦБ РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного гос и признан банком по его законодательству.
^ ЦБ. Особенности правового положения, функции.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Гос не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам гос, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. Однако ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы гос власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов гос власти и МСУ, всех юридических и физических лиц.
^ Федеральное казначейство: правовое положение, функции.

В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Минфин РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам и районам в городах. На органы казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и гос (федеральными) внебюджетными фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос внутреннего и внешнего долга РФ; Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Похожие:

1. Сущность и функции финансов iconСодержание дисциплины
Учение о государстве как основа финансов. Роль финансов в осуществлении государством своих функций. Функции финансов как проявление...
1. Сущность и функции финансов iconКурс лекций. Лекция Финансы и их функции. План. Сущность финансов...
Наивысшее развитие финансы получают в капиталистическом обществе. При социализме финансы также выполняли свои функции
1. Сущность и функции финансов iconТезисы Трактовка термина «финансы»
Сущность и функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
1. Сущность и функции финансов iconФинансовая система: ее звенья и элементы, дискуссионные вопросы структуры финансовой системы
Сущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
1. Сущность и функции финансов iconКонтрольная. Регулирующая. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Сущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
1. Сущность и функции финансов icon1. Финансовая деятельность государства и муниципальных
Понятие финансов. Значение финансов для современного общества. Функции финансов и их применение в государственном управлении. Состояние...
1. Сущность и функции финансов icon2. Сущность и функции финансов 13
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Сущность и функции финансов iconСущность и необходимость финансов, их функции. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Ний, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных...
1. Сущность и функции финансов icon1. Финансы как экономическая категория
Роль финансов в системе экономических отношений рыночного хозяйства. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве....
1. Сущность и функции финансов iconФункции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница