Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента




Скачать 446.04 Kb.
НазваниеСанк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента
страница1/3
Дата публикации05.03.2013
Размер446.04 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Финансы > Документы
  1   2   3


М И Н И С Т ЕРС Т В О О Б РАЗ О В А Н И Я И Н А У К И РФ
С А Н К Т-П Е Т Е Р Б У Р Г С К ИЙ УНИВЕРСИТЕТ

У П Р А В Л Е Н И Я И Э К О Н О М И К И
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра менеджмента


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____ » _____________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Для направления подготовки 080200 .62 Менеджмент
Профили подготовки Государственное и муниципальное управление

Информационный менеджмент

Логистика

Маркетинг

Производственный менеджмент

Управление малым бизнесом

Управление проектами

Управление технологическими инновациями

Управленческий и финансовый учет

Управление человеческими ресурсами

Финансовый менеджмент
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Форма обучения Очная


Санкт-Петербург

2011

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 080200.62 Менеджмент в соответствии с рабочими учебными планами направлений подготовки: 080200.62 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр», профиль подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Информационный менеджмент», «Логистика», «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Управление проектами», «Управление технологическими инновациями», «Управленческий и финансовый учет», «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», утвержденным ректором Санкт-Петербургского университета управления и экономики «1» марта 2011  г.
Обсуждено

на заседании кафедры менеджмента

«__»________ 201__ г., протокол № __
Зав. кафедрой _________________ / Голубецкая Н.П.
ОДОБРЕНО

методическим советом факультета менеджмента

«__»________ 201__ г., протокол № __
Председатель

методического совета _________________ / _____________
^

1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью курса является формирование первоначального представления о профессии управленца, структуре и характеристике системы образования, освоение студентами исторических тенденций становления и современных направлений развития менеджмента в России и за рубежом.
В процессе обучения студенты решают следующие основные задачи:

  • знакомятся с существующими уровнями образования и требования к аттестации в вузах;

  • приобретают обзорную информацию и управлении как будущей профессии;

  • узнают об управленческих проблемах Цивилизации, организаций и отдельных людей;

  • получают основные сведения об университете.


2. Место дисциплины в структуре ООП: В 1.9 Введение в менеджмент адресована студентам первого курса.

Учебные курсы, на которые она опирается: история, философия, иностранный язык, логика, русский язык и культура речи, культурология, история экономики.

Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:


Наименование компетенции

Код компетенции

способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации

ОК-19

Владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения

ОКВ-1

Способен к постоянному личностному (нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, культурному, физическому) и профессиональному (повышение квалификации и мастерства) саморазвитию на основе умений критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства и методы саморазвития и самосовершенствования

ОКВ-2

Способен к письменной и устной коммуникации, пониманию и анализу научной литературы по специальности на иностранном языке; умеет адекватно ориентироваться в стандартных бытовых ситуациях в иноязычной среде; владеет навыками общения на иностранном языке в сфере деловой коммуникации; владеет знаниями иностранного языка для обеспечения профессиональной деятельности

ОКВ-4

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социальнозначимые проблемы и процессы

ОКВ-11

Способен анализировать и оценивать события и процессы, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности и роль страны в современном мире

ОКВ-12

Владеет наследием отечественной гуманитарной научной мысли, знанием базовых ценностей мировой культуры, осознает их значение для сохранения и развития современной цивилизации и общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; демонстрирует готовность принять нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и культурному наследию

ОКВ-14


^ Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по введению в менеджмент:
Знать:

  • основные концепции делового речевого взаимодействия включая вопросы лидерства и управления конфликтами

  • основные этапы развития делового общения как области знания и профессиональной культуры

  • систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления

  • основные методы поиска, обобщения и анализа информации

  • условия и движущие силы личностного развития


Уметь:

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

  • логически обосновывать свои мысли в контексте речевой и профессиональной деятельности

  • формулировать цель и находить пути ее достижения

  • принимать свои индивидуальные качества, эффективно использовать не только свои достоинства, но и недостатки

  • анализировать процессы и явления, происходящие в обществе


Владеть навыками:

  • эффективной самопрезентации

  • приемами обобщения, анализа, критического восприятия информации

  • навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии

  • приемами эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния

  • общения на иностранном языке в сфере деловой коммуникации



Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: теория менеджмента, история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (ОК) (согласно ФГОС ВПО):


Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОК-2

Способен к постоянному личностному (нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, культурному, физическому) и профессиональному (повышение квалификации и мастерства) саморазвитию на основе умений критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства и методы саморазвития и самосовершенствования

ОК-12

Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности


В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • законы и закономерности управленческой деятельности;

  • основные этапы развития менеджмента как науки;

  • личностные и профессиональные качества успешного менеджера

  • роль, функции и задачи менеджера в современной организации;

    • этику бизнеса в системе корпоративной социальной ответственности.

    • особенности современной научной картины мира и её влияние на развитие научного знания

    • основные научные революции, приведшие к смене научной картины мира


Уметь:

    • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

    • анализировать современные тенденции развития организаций

    • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

    • применять полученные знания для эффективного решения управленческих задач



Владеть:

  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

  • навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

  • навыками самоуправления и планирования личностного и профессионального развития.

  • применения знаний о современной картине мира в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.



^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

2







^ Аудиторные занятия (всего)

24/1

24

В том числе:







Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ)

12

12

^ Самостоятельная работа (всего)

44/1

44

Вид аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

68

68

2

2



^ 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов / тем дисциплины


п/п

Наименование
темы
дисциплины


Содержание темы

1.

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Введение в менеджмент»


Предмет, цели и задачи курса. Понятие учебного плана. Порядок взаимодействия с преподавателем. Порядок аттестации по дисциплине.

Необходимость и возможность познания мира. Коммерческая целесообразность изучения человека, организаций и человеческой цивилизации. Соотношение технических и гуманитарных знаний.

Понятие и виды уровней образования. Соотношение аттестационных требований, предъявляемых к выпускникам средних и высших образовательных учреждений. Научные квалификации и послевузовское образование в России и за рубежом. Возможности для ускорения образовательного процесса и повышения эффективности затрат студента на обучение.

2.

Тема 2. Общие сведения об учебном процессе и аттестации студентов в университете


Роль отдельных учебных дисциплин в формировании инструментария менеджера. Обзор учебного плана. Дисциплины 1 курса. Дисциплины старших курсов. Характеристика основных способов проведения учебных занятий в вузе: лекции; семинары; учебная практика. Методы повышения эффективности труда студента во время учебных занятий.

Основные способы аттестации студента. Виды зачетов и экзаменов. Требования, предъявляемые к студенту при сдаче зачетов и экзаменов. Государственные экзамены. Порядок выполнения и сдачи контрольных, курсовых и дипломных работ. Студенческие сессии: понятие; виды; грамотное распределение усилий студента. Пересдача зачетов и экзаменов. Последствия нарушения требований учебного плана. Правовые основания, условия и порядок отчисления неуспевающего студента. Академический отпуск. Возможность восстановления ранее отчисленных студентов. Конфликты в вузе: основные причины возникновения и способы разрешения.

3.

Тема 3. Основные сведения об университете.


Польза от изучения системы управления, традиций и обычаев университета. Основные характеристики организационной структуры университета. Подразделения, непосредственно взаимодействующие со студентом во время учебного процесса. Деканат. Кафедра. Куратор группы. Преподаватели. Экономические подразделения. Информационные подразделения и службы. Службы содействия занятости и трудоустройству. Ректорат и другие элементы аппарата управления института.

Правили внутреннего распорядка университета. Понятие и основные характеристики корпоративной культуры вуза и её возможное влияние на судьбу выпускника. Основные традиции и обычаи университета. День первокурсника.

4.

Тема 4. Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента


Общие и индивидуальные цели студентов университета. Понятие и виды ресурсов студента университета. Понятие и необходимость самооценки эффективности использования студенческих ресурсов. Критерии эффективности использования личных ресурсов. Студенческие методы и приемы управления эффективностью использования личных ресурсов. Выбор личных целей и разработка планов в процессе обучения. Самоорганизация, самомотивация и самоконтроль студента.

Понятие и виды источников информации. Методы поиска и приобретения информации в вузе. Технология работы в библиотеках. Основные журналы и газеты по специальности. Интернет как источник информации о лучших студенческих работах. Стенды и доски объявлений.

Роль и виды студенческих коммуникаций. Способы повышения эффективности их использования. Оптимизация системы отношений студента с другими студентами: своей группы; своего курса; своего института и других вузов. Студенческие организации.

5.

Тема 5. Понятие и необходимость управления.


Понятие и свойства организации. Экономические причины появления организаций и критерии их успеха. Понятие и необходимость управления. Основные управленческие функции. Способы повышения эффективности управления. Проблемы выявления и учета факторов, необходимых для принятия решений. Требования, которым должен отвечать успешный управляющий. Инструменты и методы, применяемые современным управляющим. Роль теорий управления.

Понятие и виды управленческих проблем. Глобализация как основной источник социально-экономических, технических и информационных проблем предприятий. Проблемы, порожденные компьютеризацией. Экологические проблемы человечества и организаций. Социально-экономические преобразования в России и их последствия. Актуальные проблемы предприятий и влияние на конъюнктуру рынка труда.

6.

Тема 6. Научно-исследовательская работа как способ повышения квалификации и ускорения карьерного роста


Требования, предъявляемые рынком труда к квалификации специалистов с высшим образованием. Научный и околонаучный характер работы менеджеров и управленческих консультантов. Влияние научного образования менеджера на возможность получения работы и последующую карьеру. Основные способы получения научной квалификации. Целесообразность и возможность подготовки в вузе к поступлению в аспирантуру и докторантуру.

Виды работ, выполняемых студентом в вузе. Коммерческий и научный результат исследовательской работы студентов. Возможность получения и опубликования научного результата при выполнении контрольной, курсовой и дипломной работы. Другие студенческие научные публикации.

Студенческое научное общество института. Профессиональные олимпиады и конкурсы в институте. Научные конференции.


^ 5.2. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1


2

3

4

5

6

1

теория менеджмента




+

+




+

+

2

история управленческой мысли

+

+













3

теория организации










+

+

+

4

организационное поведение




+







+

+

5

управление человеческими ресурсами







+

+




+


^ 5.3. Темы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела и темы
дисциплины


Количество учебных часов

Всего

В том числе по видам аудиторных занятий

СРС

Лекции

Практ. зан.

Лаб.
зан.


Семин. зан.

1.

Предмет, цели и задачи курса «Введение в менеджмент»

12

2

2







8

2.

Общие сведения об учебном процессе и аттестации студентов в университете

12

2

2







8

3.

Основные сведения об университете

14

2

2







10

4.

Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

10

2

2







6

5.

Понятие и необходимость управления

10

2

2







6

6.

Научно-исследовательская работа как способ повышения квалификации и ускорения карьерного роста

10

2

2







6




Итого

68

12

12







44


6. Практикум


п/п

темы дисциплины

Наименование практических, лабораторных работ, семинарских занятий

^ Методы проведения

Коды компе-тенций

Трудоем-кость
(часы/з.е.)


1.

1

Предмет, цели и задачи курса «Введение в менеджмент»

Психологические тренинги. Групповые дискуссии

ОК-2

2

2.

2

Общие сведения об учебном процессе и аттестации студентов в университете

Групповые дискуссии

ОК-12

2

3.

3

Основные сведения об университете

Деловые игры. Тестовые задания

ОК-12

2

4.

4

Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

Групповые дискуссии

ОК-2

2

5.

5

Понятие и необходимость управления

Ролевые игры. Тестовые задания

ОК-2

2

6.

6

Научно-исследовательская работа как способ повышения квалификации и ускорения карьерного роста

Деловые игры. Групповые дискуссии

ОК-2

2


^ 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Не предусмотрено учебным планом
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1) Балашов, А. П. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов; рекомендовано методсоветом по направлению/ А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 288 с. - (Вузовский учебник). - Библиогр. в конце глав. - Терминологический словарь: с. 235

2) Басовский, Л. Е. Менеджмент: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М , 2008. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 211.

3) Виханский, О. С.. Менеджмент: учебник для средних специальных учебных заведений: рекомендовано Мин. образования/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 2-е изд.. - М.: Магистр; М.: ИНФРА-М , 2011. - 288 с.

4) Добрина, Н. А.. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учебное пособие для вузов: рекомендовано отраслевым мин-вом/ Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М , 2009. - 288 с.: ил.. - (Профиль). - Библиогр.: с. 283. - Приложение: с. 274.

5) Зиновьев, В. Н.. Менеджмент: учебное пособие для вузов/ В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 480 с. - Библиогр.: с. 463. - Приложения: с. 468

6) Основы менеджмента: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ В. И. Королев [и др.] ; ред. В. И. Королев; Всерос. Акад. внешн. торговли. - М.: Магистр, 2008. - 620 с. - Библиогр.: с. 610.. - Приложение: с. 615.
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
1. Комплект регулярно обновляемых кафедральных электронных учебных пособий

2. Электронные издания учебников и учебных пособий, а также учебно-методических указаний в библиотеке вуза и сети Интернет.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. http://www.openet.ru/ - сайт Российского портала открытого образования

  2. http://www.library.ime.ru / - библиотека СПбУУиЭ


^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Постоянное и интенсивное использование в ходе преподавания дисциплины «Введение в менеджмент» информационно-коммуникационных технологий предполагает наличие в учебной аудитории, помимо традиционной учебной меловой доски, следующих средств обучения:

1.  Компьютер или ноутбук, располагающий стандартным программным обеспечением, подключенный к сети Интернет и локальной сети Академии.

2.Смарт-доска.

3.Мультимедийный проектор (при отсутствии смарт-доски – с экраном для проекции).

4.Динамики для усиления громкости при прослушивании звуковых (аудио) файлов.

^ 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
10.1. Особенности и порядок изучения дисциплины

Учебный материал дидактических единиц дифференцирован через следующие разделы программы:

теоретический – предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний. На лекциях передается содержание тем дисциплины, основные положения излагаются в тезисной форме. Используется диалоговый режим взаимодействия со студентами для краткого обсуждения смыслового значения новых понятий.

практический – на практических занятиях у студентов формируется системно-ситуационный и творческий подходы при рассмотрении пройденных на лекциях материалов. Могут разыгрываться управленческие роли.

Дисциплина «Введение в менеджмент» предназначена для того, чтобы ознакомить обучаемых с системой образования, а также историческими тенденциями становления и развития менеджмента в России и за рубежом. Она изучается в первом семестре обучения.
Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, от­ражающим базисные категории.



№№ тем

Содержание тем дисциплины

1

Предмет, цели и задачи курса «Введение в менеджмент»

2-4

Общие сведения об учебном процессе и аттестации студентов в университете, основные сведения об университете, методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

5-6

Понятие и необходимость управления, научно-исследовательская работа как способ повышения квалификации и ускорения карьерного роста


Дисциплина изучается на I курсе во втором семестре.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в менеджмент» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 2 зачетных единицы (68 часов).
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации.
  1   2   3

Похожие:

Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconЭффективность системы управления организацией: анализ и оценка
Санкт-Петербургский экономический университет филиал в г. Чебоксары, факультет экономики и менеджмента, Чебоксары, Россия
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconМетодические рекомендации по семинарским занятиям методические рекомендации...
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики» факультет менеджмента
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconНаучно-исследовательской работы
Иркутский с\х институт, факультет агрономии,1990г., Якутский гос университет, биолого географический факультет (естествознание)2006...
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента icon1. Понятие и сущность менеджмента. Методы менеджмента
Национальные особенности менеджмента: японского, американского, российского менеджмента
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconМосковский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Физический факультет договор подряда
Физический факультет мгу в лице декана профессора В. И. Трухина, именуемый в дальнейшем
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconКурсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» на тему «Этика...
Теоретические основы принятия этически сложных управленческих решений и формирования образа менеджмента Место и значение 3
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента icon«Южный федеральный университет» Экономический факультет
«Южный федеральный университет» путем изменения типа существующего Федерального государственного образовательного учреждения высшего...
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория менеджмента»
Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Этапы развития менеджмента
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconИнститут Точной Механики и Оптики (Технический университет) Кафедра теории менеджмента
Они до сих пор издаются и переиздаются большими тиражами и служат основными источниками для изучения современной теории бизнеса во...
Санк т-петербургск ий университет управленияиэкономик и факультет менеджмента iconМосковский государственный университет имени м. В. Ломоносова исторический факультет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница