Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П




НазваниеУчебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П
страница1/11
Дата публикации19.06.2013
Размер1.47 Mb.
ТипУчебное пособие
litcey.ru > Физика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




/Ключевые вопросы/


Учебное пособие - практикум

КАЗАНЬ 2002
Составитель д.т.н., профессор Потапов Г.П.

Учебное пособие имеет практическую цель – помочь студентам, прослушавшим курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовиться к экзамену. Для этого используется достаточно популярная форма учебного пособия в стиле «вопрос – ответ».

Из учебной программы курса БЖД отобраны 55 блоков ключевых вопросов, и на каждый из них дан вариант краткого ответа. Это достаточно популярная форма обучения студентов в стиле «вопрос – ответ», которая может быть полезной при подготовке к экзаменам.

Учебное пособие содержит разделы, в которых тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (природная, производственная, бытовая) объединена с вопросами защиты человека от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Приведены справочные материалы, необходимые для самостоятельного изучения курса.

Учебное пособие адресовано студентам вузов и колледжей, слушателям курсов повышения квалификации разных специальностей и форм обучения, заинтересованных в успешной подготовке к экзамену.

Введение



В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздей­ствию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных услови­ях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или кос­венно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.

Человек подвергается воздействию опасностей и в своей тру­довой деятельности. Эта деятельность осуществляется в про­странстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации, в том числе и техногенной катастрофы, вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных ката­строф могут быть внешние по отношению к инженерной систе­ме воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные ак­ции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредствен­но с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки. Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникно­вении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человече­ские ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море.

Вводимая в настоящее время в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и средней школе дисциплина «Без­опасность жизнедеятельности» (БЖД) призвана интегрировать на общей ме­тодической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.

На здоровье людей и условия их жизни все большее влияние начинает оказывать ухудшение качества природной среды, вызванное деятельностью человечества (антропогенный фактор) и связанное с постоянно увеличивающейся нагрузкой на природную среду, что проявляется в непрерывно возрастающем загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы и обусловлено интенсивным вовлечением природных pecyрсов в хозяйственную деятельность человека, ростом численности народонаселения, ускорением урбанизации и т.п.

Поскольку проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в различных условиях весьма многогранна и требует привлечения сведений из различных областей медицины, науки и техники, то, естественно, что все эти вопросы не могут быть рассмотрены в рамках учебного пособия. Поэтому автор анализирует здесь лишь ключевой круг вопросов, связанных с безопасностью деятельности человека в условиях производства, окружающей его среды и чрезвычайных ситуаций.

Объединение курсов позволяет расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных фак­торов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций; оптимизировать затраты при решении вопросов обеспечения БЖД.


Группа вопросов 1. Условия на рабочем месте:

1. Что такое "рабочая зона" производственного помещения?

2. Какое рабочее место считается постоянным?

3. Какой труд считается легким физическим?

4. Какой труд считается тяжелым физическим?

5. Какие параметры микроклимата принято считать оптимальными?
Группа вопросов 2. Параметры микроклимата:

6. Какие параметры микроклимата принято считать допустимыми?

7. Какие помещения относятся к категории "с избытками явного тепла"?

8. На космическом корабле отказала вентиляционная система. За счет каких способов теплопередачи будет осуществляться теплообмен космонавтов с окружающей средой?

9. На расстоянии 2 м от горячей печки подвесили два термометра. Один из них спиртовой, а другой ртутный. Термометры исправны. Одинаковы ли будут у них показания, а если нет, то почему?

10. На освещенной солнцем стороне здания висят два исправных термо­метра - спиртовой и ртутный. Одинаковые ли у них показания, а если нет, то какой из них показывает более высокую температуру и поче­му?
Группа вопросов 3. Холодный и тёплый периоды года:

11. На улице +11°С. Это теплый или холодный период времени года?

12. На участке сушки лакокрасочных покрытий необходимо измерить температуру воздуха на рабочем месте сушильщика. Какими прибо­рами это можно сделать?

13. В комнате на внутренней стенке висит термометр. Изменятся ли по­казания термометра и как именно, если на термометр направить струю воздуха от вентилятора, установленного в той же комнате ря­дом с термометром?

14. В комнате холодно. У Вас на выбор два халата одинаковой плотно­сти - белый и черный. Какой из них Вы наденете, чтобы согреться, ес­ли два халата одновременно Вам не надеть?

15. В какой цвет - белый или черный - надо покрасить печку, чтобы она дольше сохраняла тепло? Объясните свое решение.
Группа вопросов 4. Понятия о теплопередаче, влажности в окружающей среде:

16. Как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления?

17. Для сохранения тепла в комнате на холодную стенку решили пове­сить ковер. В каком случае в комнате будет теплее: если повесить ковер непосредственно на стену, или с зазором в 3 см? Объясните свое решение.

18. Банка с остатками компота плотно закрыта крышкой и через 0,5 часа поставлена в холодильник. Как будут меняться относительная, абсо­лютная и максимальная влажность воздуха в банке по мере ее охлаж­дения?

19. Сухая стеклянная банка в комнате плотно закрыта крышкой и поме­щена в холодильник. Как будут меняться относительная, абсолютная и максимальная влажность воздуха в банке по мере ее остывания?

20. В психрометре Августа сухой и влажный термометры показывают одинаковую температуру, большую 0 оС. Что Вы можете сказать о влажности воздуха в этом помещении?
Группа вопросов 5. Понятия о теплопередаче, влажности в окружающей среде:

21. Нужно ли осушать или увлажнять воздух, поступающий с улицы, ес­ли относительная влажность воздуха на улице 100% при +4 °С, а от­носительная влажность воздуха в цехе должна быть в пределах опти­мальных значений при температуре +22 оС? (Максимальная влаж­ность воздуха при +22 °С в 3 раза выше, чем при +4 °С.)

22. Нужно ли осушать или увлажнять воздух, поступающий с улицы, ес­ли относительная влажность воздуха на улице 70% при +4 °С, а отно­сительная влажность воздуха в цехе должна быть в пределах опти­мальных значений при температуре +22 °С? (Максимальная влаж­ность воздуха при +22 °С в 3 раза выше, чем при +4 °С.)

23. Перечислите приборы контроля параметров микроклимата и объяс­ните их принцип действия.

24. Укажите, в каких единицах нормируется значение предельно допус­тимой концентрации вредных веществ в атмосфере.

25. Что такое ПДК вредного вещества для воздуха рабочей зоны?
Группа вопросов 6. Классификация вредных веществ по степени опасности:

26. Различаются ли между собой значения ПДК одного и того же вред­ного вещества для воздуха рабочей зоны и атмосферы населенного пункта, и, если различаются, то какое из значений выше?

27. Как классифицируются вредные вещества по степени опасности и по характеру воздействия на организм человека?

28. Что такое аэрозоли фиброгенного действия?

29. Что такое респирабельная фракция аэрозоля?
Группа вопросов 7. Количественные и качественные характеристики освещения:

30. Перечислите основные количественные характеристики освещения и их единицы измерения в системе СИ.

31. Перечислите качественные основные характеристики освещения и их единицы измерения.

32. В какой области длин волн электромагнитного излучения располагается максимум спектральной чувствительности человеческого глаза?

33. В какой области длин волн электромагнитного излучения располага­ется инфракрасное излучение?

34. В какой области длин волн электромагнитного излучения располага­ется ультрафиолетовое излучение?

35. Сила света, испускаемого элементом поверхности площадью 0,5 см2 под углом 60° к нормали, составляет 0,25 кд. Найдите яркость по­верхности.


Группа вопросов 8. Примеры расчётов коэффициента отражения, средней освещённости, яркости и контраста объектов:

36. Чему равен коэффициент отражения и средняя освещенность стены площадью 4 м2, если на нее падает световой поток 600 лм, а отража­ется только 150 лм?

37. Найдите среднюю освещенность поверхности, имеющей коэффици­ент отражения 0,6 и площадь 10 м2, если отраженный от нее световой поток составляет 300 лм.

38. Чему равен отраженный от стены площадью 5 м2 световой поток, ес­ли ее средняя освещенность составляет 200 лк, а коэффициент отра­жения равен 0,8?

39. Какова должна быть яркость объекта различения, чтобы его кон­траст с фоном был выше 0,4, если яркость фона 200 кд/м2?

40. Найдите контраст двух объектов, если их яркости составляют 100 и 400 кд/м2.
Группа вопросов 9. Коэффициент пульсации светового потока, КПД светильника, системы освещения, методы расчёта осветительных установок:

41. Чему равен коэффициент пульсаций светового потока, создаваемого светильником с люминесцентными лампами, если максимальное зна­чение освещенности рабочей поверхности составляет 850 лк, а мини­мальное - 150лк?

42. Найдите минимальное и максимальное значение освещенности рабо­чей поверхности, если коэффициент пульсаций освещенности равен 20%, а среднее значение освещенности 500 лк.

43. Что такое КПД светильника?

44. Назовите основные методы расчета осветительных установок, их преимущества и недостатки.

45. Какая система освещения - комбинированного или общего света - экономичнее при её эксплуатации?
Группа вопросов 10. Искусственная и естественная освещённости, понятие о КЕО:

46. Освещенность рабочей поверхности в системе комбинированного освещения для люминесцентных ламп составляет 1200 лк. Какую ос­вещенность при этом должно давать одно общее освещение?

47. Освещенность рабочей поверхности в системе комбинированного освещения для ламп накаливания должна составлять 1200 лк. Какую освещенность при этом должно давать одно общее освещение?

48. Зависимость естественной освещенности от расстояния до оконного проема (в помещении с од­носторонним боковым ос­вещением) представлена на рис.1. Найдите КЕО для данного помещения, если освещенность, создавае­мая незатененным небосводом, в этот момент равна 10000 лк

Е, лк

800

600

400

200

L,м

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 1

49. Освещенность на улице 8000 лк. В помещении средняя освещённость, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите КЕО.

50. Освещенность на улице 3000 лк. В помещении средняя освещённость, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите КЕО.
Группа вопросов 11. Типы светильников. Светильные установки, их мощность:

51. На участке разлива ацетона в мелкую тару необходимо заменить осветительную установку. Светильники какого типа допустимо использовать в данном случае?

52. В малярном цехе необходимо заменить осветительную установку. Светильники какого типа допустимо использовать?

53. Какую мощность будет потреблять осветительная установи площадью 100 м2, если в ней используются лампы накаливания светоотдачей 15 лм/Вт, а требуемая освещенность рабочей поверхности 450 лк?

54. Какую мощность будет потреблять осветительная установка площадью 100 м2, если в ней используются люминесцентные лампы со светоотдачей 50 лм/Вт, а требуемая освещенность рабочей поверхности 500 лк?

55. Какую мощность будет потреблять осветительная установка площадью 100 м2, если в ней используются люминесцентные лампы мощностью 40 Вт со световым потоком 1600 лм, а требуемая освещенность в цехе на уровне рабочей поверхности должна составлять 200 лк?
^ Группа вопросов 12. Расчёт освещённости от двух светильников. Требуемая освещённость при искусственном и естественном освещении:

56. Найдите освещенность горизонтальной рабочей поверхности, которая создается двумя светильниками, подвешенными на высоте 2,8 м от уровня пола так, что свет от них падает на поверхность под углом 60° к нормали, если известно, что сила света, испускаемого каждым из светильников в этом направлении, 800 кд.

57. От чего зависит требуемая освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении?

58. От чего зависит требуемая освещенность рабочей поверхности при естественном освещении?

Группа вопросов 13. Интенсивность и громкость звука, постоянный шум. Область частот максимального спектра чувствительности человеческого уха:

59. Интенсивность звука и громкость звука. Чем они отличаются?

60. В какой области частот располагается максимум спектральной чувст­вительности человеческого уха?

61. Какой шум считается постоянным?
62. На рис.2 представлена диа­грамма уровня шума, изме­ренного в цехе в течение сме­ны на временной характери­стике шумомера "медленно". Можно ли считать шум в цехе постоянным?


Рис. 2
63. Какой шум считается широ­кополосным?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconУчебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену...
Составитель: Ахметзянова С. С. Учебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080502. 65...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconСукачева Т. Г. Математическая логика. Курс лекций. Задачник-практикум...
Учебное пособие предназначено для студентов университетов и педагогических вузов, изучающих математическую логику
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconПрактикум по управленческому анализу Учебное пособие
...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconПетрушко И. М. Курс высшей математики. Теория вероятностей. Лекции...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих высшую математику, и может быть использовано как при очной, так и при дистанционной...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconПетрушко И. М. Курс высшей математики. Кратные интегралы. Векторный...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих высшую математику, и может быть использовано как при очной, так и при дистанционной...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconВ. Г. Витчинкин, В. А. Котюх, Н. В. Якушева, Е. В. Левтеев, В. А....
Топографическая анатомия и оперативная хирургия в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А. В. Черных, А. В. Исаев, В. Г. Витчинкин...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconВ. А. Котюх, Н. В. Якушева, Е. В. Левтеев, В. А. Болотских, Ю. В....
Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А. В. Черных, А. В. Исаев, В....
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconУчебное пособие. 2-изд. М., 2003. Иванова И. П., Беляева Т. М., Чахоян...
Иванова И. П., Беляева Т. М., Чахоян Л. П. История английского языка / Учебное пособие для студентов. М., 2001
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconПрактикум введение в технику эксперимента ананьева Н. Г., Самойлов В. Н., Киров С. А
Электронно-лучевой осциллограф. Лабораторная работа 4 (практикум “Введение в технику эксперимента”). Учебное пособие / Н. Г. Ананьева,...
Учебное пособие практикум казань 2002 Составитель д т. н., профессор Потапов Г. П iconУчебное пособие
Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт сост. Б 61 б м. Бим-Бад. М, Изд-во урао, 1998. 576 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница