Скачать 1.47 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ/Ключевые вопросы/Учебное пособие - практикум КАЗАНЬ 2002 Составитель д.т.н., профессор Потапов Г.П. Учебное пособие имеет практическую цель – помочь студентам, прослушавшим курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовиться к экзамену. Для этого используется достаточно популярная форма учебного пособия в стиле «вопрос – ответ». Из учебной программы курса БЖД отобраны 55 блоков ключевых вопросов, и на каждый из них дан вариант краткого ответа. Это достаточно популярная форма обучения студентов в стиле «вопрос – ответ», которая может быть полезной при подготовке к экзаменам. Учебное пособие содержит разделы, в которых тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (природная, производственная, бытовая) объединена с вопросами защиты человека от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Приведены справочные материалы, необходимые для самостоятельного изучения курса. Учебное пособие адресовано студентам вузов и колледжей, слушателям курсов повышения квалификации разных специальностей и форм обучения, заинтересованных в успешной подготовке к экзамену. ВведениеВ процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия. Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами. Возникновение любой чрезвычайной ситуации, в том числе и техногенной катастрофы, вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки. Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море. Вводимая в настоящее время в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и средней школе дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач. На здоровье людей и условия их жизни все большее влияние начинает оказывать ухудшение качества природной среды, вызванное деятельностью человечества (антропогенный фактор) и связанное с постоянно увеличивающейся нагрузкой на природную среду, что проявляется в непрерывно возрастающем загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы и обусловлено интенсивным вовлечением природных pecyрсов в хозяйственную деятельность человека, ростом численности народонаселения, ускорением урбанизации и т.п. Поскольку проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в различных условиях весьма многогранна и требует привлечения сведений из различных областей медицины, науки и техники, то, естественно, что все эти вопросы не могут быть рассмотрены в рамках учебного пособия. Поэтому автор анализирует здесь лишь ключевой круг вопросов, связанных с безопасностью деятельности человека в условиях производства, окружающей его среды и чрезвычайных ситуаций. Объединение курсов позволяет расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций; оптимизировать затраты при решении вопросов обеспечения БЖД. Группа вопросов 1. Условия на рабочем месте: 1. Что такое "рабочая зона" производственного помещения? 2. Какое рабочее место считается постоянным? 3. Какой труд считается легким физическим? 4. Какой труд считается тяжелым физическим? 5. Какие параметры микроклимата принято считать оптимальными? Группа вопросов 2. Параметры микроклимата: 6. Какие параметры микроклимата принято считать допустимыми? 7. Какие помещения относятся к категории "с избытками явного тепла"? 8. На космическом корабле отказала вентиляционная система. За счет каких способов теплопередачи будет осуществляться теплообмен космонавтов с окружающей средой? 9. На расстоянии 2 м от горячей печки подвесили два термометра. Один из них спиртовой, а другой ртутный. Термометры исправны. Одинаковы ли будут у них показания, а если нет, то почему? 10. На освещенной солнцем стороне здания висят два исправных термометра - спиртовой и ртутный. Одинаковые ли у них показания, а если нет, то какой из них показывает более высокую температуру и почему? Группа вопросов 3. Холодный и тёплый периоды года: 11. На улице +11°С. Это теплый или холодный период времени года? 12. На участке сушки лакокрасочных покрытий необходимо измерить температуру воздуха на рабочем месте сушильщика. Какими приборами это можно сделать? 13. В комнате на внутренней стенке висит термометр. Изменятся ли показания термометра и как именно, если на термометр направить струю воздуха от вентилятора, установленного в той же комнате рядом с термометром? 14. В комнате холодно. У Вас на выбор два халата одинаковой плотности - белый и черный. Какой из них Вы наденете, чтобы согреться, если два халата одновременно Вам не надеть? 15. В какой цвет - белый или черный - надо покрасить печку, чтобы она дольше сохраняла тепло? Объясните свое решение. Группа вопросов 4. Понятия о теплопередаче, влажности в окружающей среде: 16. Как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления? 17. Для сохранения тепла в комнате на холодную стенку решили повесить ковер. В каком случае в комнате будет теплее: если повесить ковер непосредственно на стену, или с зазором в 3 см? Объясните свое решение. 18. Банка с остатками компота плотно закрыта крышкой и через 0,5 часа поставлена в холодильник. Как будут меняться относительная, абсолютная и максимальная влажность воздуха в банке по мере ее охлаждения? 19. Сухая стеклянная банка в комнате плотно закрыта крышкой и помещена в холодильник. Как будут меняться относительная, абсолютная и максимальная влажность воздуха в банке по мере ее остывания? 20. В психрометре Августа сухой и влажный термометры показывают одинаковую температуру, большую 0 оС. Что Вы можете сказать о влажности воздуха в этом помещении? Группа вопросов 5. Понятия о теплопередаче, влажности в окружающей среде: 21. Нужно ли осушать или увлажнять воздух, поступающий с улицы, если относительная влажность воздуха на улице 100% при +4 °С, а относительная влажность воздуха в цехе должна быть в пределах оптимальных значений при температуре +22 оС? (Максимальная влажность воздуха при +22 °С в 3 раза выше, чем при +4 °С.) 22. Нужно ли осушать или увлажнять воздух, поступающий с улицы, если относительная влажность воздуха на улице 70% при +4 °С, а относительная влажность воздуха в цехе должна быть в пределах оптимальных значений при температуре +22 °С? (Максимальная влажность воздуха при +22 °С в 3 раза выше, чем при +4 °С.) 23. Перечислите приборы контроля параметров микроклимата и объясните их принцип действия. 24. Укажите, в каких единицах нормируется значение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере. 25. Что такое ПДК вредного вещества для воздуха рабочей зоны? Группа вопросов 6. Классификация вредных веществ по степени опасности: 26. Различаются ли между собой значения ПДК одного и того же вредного вещества для воздуха рабочей зоны и атмосферы населенного пункта, и, если различаются, то какое из значений выше? 27. Как классифицируются вредные вещества по степени опасности и по характеру воздействия на организм человека? 28. Что такое аэрозоли фиброгенного действия? 29. Что такое респирабельная фракция аэрозоля? Группа вопросов 7. Количественные и качественные характеристики освещения: 30. Перечислите основные количественные характеристики освещения и их единицы измерения в системе СИ. 31. Перечислите качественные основные характеристики освещения и их единицы измерения. 32. В какой области длин волн электромагнитного излучения располагается максимум спектральной чувствительности человеческого глаза? 33. В какой области длин волн электромагнитного излучения располагается инфракрасное излучение? 34. В какой области длин волн электромагнитного излучения располагается ультрафиолетовое излучение? 35. Сила света, испускаемого элементом поверхности площадью 0,5 см2 под углом 60° к нормали, составляет 0,25 кд. Найдите яркость поверхности. Группа вопросов 8. Примеры расчётов коэффициента отражения, средней освещённости, яркости и контраста объектов: 36. Чему равен коэффициент отражения и средняя освещенность стены площадью 4 м2, если на нее падает световой поток 600 лм, а отражается только 150 лм? 37. Найдите среднюю освещенность поверхности, имеющей коэффициент отражения 0,6 и площадь 10 м2, если отраженный от нее световой поток составляет 300 лм. 38. Чему равен отраженный от стены площадью 5 м2 световой поток, если ее средняя освещенность составляет 200 лк, а коэффициент отражения равен 0,8? 39. Какова должна быть яркость объекта различения, чтобы его контраст с фоном был выше 0,4, если яркость фона 200 кд/м2? 40. Найдите контраст двух объектов, если их яркости составляют 100 и 400 кд/м2. Группа вопросов 9. Коэффициент пульсации светового потока, КПД светильника, системы освещения, методы расчёта осветительных установок: 41. Чему равен коэффициент пульсаций светового потока, создаваемого светильником с люминесцентными лампами, если максимальное значение освещенности рабочей поверхности составляет 850 лк, а минимальное - 150лк? 42. Найдите минимальное и максимальное значение освещенности рабочей поверхности, если коэффициент пульсаций освещенности равен 20%, а среднее значение освещенности 500 лк. 43. Что такое КПД светильника? 44. Назовите основные методы расчета осветительных установок, их преимущества и недостатки. 45. Какая система освещения - комбинированного или общего света - экономичнее при её эксплуатации? Группа вопросов 10. Искусственная и естественная освещённости, понятие о КЕО: 46. Освещенность рабочей поверхности в системе комбинированного освещения для люминесцентных ламп составляет 1200 лк. Какую освещенность при этом должно давать одно общее освещение? 47. Освещенность рабочей поверхности в системе комбинированного освещения для ламп накаливания должна составлять 1200 лк. Какую освещенность при этом должно давать одно общее освещение? 48. Зависимость естественной освещенности от расстояния до оконного проема (в помещении с односторонним боковым освещением) представлена на рис.1. Найдите КЕО для данного помещения, если освещенность, создаваемая незатененным небосводом, в этот момент равна 10000 лк ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 0 1 2 3 4 5 6 Рис. 1 49. Освещенность на улице 8000 лк. В помещении средняя освещённость, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите КЕО. 50. Освещенность на улице 3000 лк. В помещении средняя освещённость, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите КЕО. Группа вопросов 11. Типы светильников. Светильные установки, их мощность: 51. На участке разлива ацетона в мелкую тару необходимо заменить осветительную установку. Светильники какого типа допустимо использовать в данном случае? 52. В малярном цехе необходимо заменить осветительную установку. Светильники какого типа допустимо использовать? 53. Какую мощность будет потреблять осветительная установи площадью 100 м2, если в ней используются лампы накаливания светоотдачей 15 лм/Вт, а требуемая освещенность рабочей поверхности 450 лк? 54. Какую мощность будет потреблять осветительная установка площадью 100 м2, если в ней используются люминесцентные лампы со светоотдачей 50 лм/Вт, а требуемая освещенность рабочей поверхности 500 лк? 55. Какую мощность будет потреблять осветительная установка площадью 100 м2, если в ней используются люминесцентные лампы мощностью 40 Вт со световым потоком 1600 лм, а требуемая освещенность в цехе на уровне рабочей поверхности должна составлять 200 лк? ^ 56. Найдите освещенность горизонтальной рабочей поверхности, которая создается двумя светильниками, подвешенными на высоте 2,8 м от уровня пола так, что свет от них падает на поверхность под углом 60° к нормали, если известно, что сила света, испускаемого каждым из светильников в этом направлении, 800 кд. 57. От чего зависит требуемая освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении? 58. От чего зависит требуемая освещенность рабочей поверхности при естественном освещении? Группа вопросов 13. Интенсивность и громкость звука, постоянный шум. Область частот максимального спектра чувствительности человеческого уха: 59. Интенсивность звука и громкость звука. Чем они отличаются? 60. В какой области частот располагается максимум спектральной чувствительности человеческого уха? 61. Какой шум считается постоянным? 62. На рис.2 представлена диаграмма уровня шума, измеренного в цехе в течение смены на временной характеристике шумомера "медленно". Можно ли считать шум в цехе постоянным? ![]() Рис. 2 63. Какой шум считается широкополосным? |
![]() | Учебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену... Составитель: Ахметзянова С. С. Учебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080502. 65... | ![]() | Сукачева Т. Г. Математическая логика. Курс лекций. Задачник-практикум... Учебное пособие предназначено для студентов университетов и педагогических вузов, изучающих математическую логику |
![]() | Практикум по управленческому анализу Учебное пособие ... | ![]() | Петрушко И. М. Курс высшей математики. Теория вероятностей. Лекции... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих высшую математику, и может быть использовано как при очной, так и при дистанционной... |
![]() | Петрушко И. М. Курс высшей математики. Кратные интегралы. Векторный... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих высшую математику, и может быть использовано как при очной, так и при дистанционной... | ![]() | В. Г. Витчинкин, В. А. Котюх, Н. В. Якушева, Е. В. Левтеев, В. А.... Топографическая анатомия и оперативная хирургия в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А. В. Черных, А. В. Исаев, В. Г. Витчинкин... |
![]() | В. А. Котюх, Н. В. Якушева, Е. В. Левтеев, В. А. Болотских, Ю. В.... Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А. В. Черных, А. В. Исаев, В.... | ![]() | Учебное пособие. 2-изд. М., 2003. Иванова И. П., Беляева Т. М., Чахоян... Иванова И. П., Беляева Т. М., Чахоян Л. П. История английского языка / Учебное пособие для студентов. М., 2001 |
![]() | Практикум введение в технику эксперимента ананьева Н. Г., Самойлов В. Н., Киров С. А Электронно-лучевой осциллограф. Лабораторная работа 4 (практикум “Введение в технику эксперимента”). Учебное пособие / Н. Г. Ананьева,... | ![]() | Учебное пособие Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт сост. Б 61 б м. Бим-Бад. М, Изд-во урао, 1998. 576 с |