1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека




Скачать 215.8 Kb.
Название1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека
Дата публикации09.03.2013
Размер215.8 Kb.
ТипРеферат
litcey.ru > География > Реферат


Содержание

Введение стр. 3
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека:

1.1. Зависимость качества жизни общества от качества здоровья, стр. 3-4

1. 2. Определение ЗОЖ, стр. 4-5

а) Компоненты «здорового образа жизни», стр. 5

б) Здоровье общественное и здоровье индивидуальное, стр.5-6

в) Факторы, влияющие на общественное здоровье, стр. 6-7

г) Составные части индивидуального здоровья, стр. 7-8

д) Факторы, влияющие на состояние индивидуального здоровья, стр. 8

1.3.Медико-социлаьные проблемы здоровья, стр.9

2. Укрепление здоровья:

2.1.Формирование культуры здоровья, стр 9-10

2.2. Деятельность государства по укреплению здоровья, стр. 11-12

2.3. Первоочередные цели и задачи гигиенического обучения и воспитания,

профилактики заболеваний и укрепления здоровья, стр.12-14

2.4 Профилактика заболеваний, стр. 14-19

3.Заключение, стр. 19

4. Список литературы, стр.20

Введение

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевалось гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Потому что безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья населения.

1. Здоровый образ жизни как система сохранения

и укрепления здоровья человека

^ 1.1 Зависимость качества жизни общества от качества здоровья

Важным показателем качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем, является качество здоровья. Понятие "качество жизни" давно вошло в обиход социологов и постепенно стало общепринятым и общепризнанным термином, обозначающим совокупность черт и свойств личности и общества, условий их жизни, здоровья, работы, проживания, 4

питания, отдыха, состояния внешней среды. Таким образом, понятие "качество жизни" имеет две стороны:

- внутреннюю, зависимую от самой личности человека,

- внешнюю, обусловленную степенью развития общества, государства.  

Между ними имеется тесная связь. К медицине прямое отношение имеет зависимость между здоровьем человека (общества) и качеством жизни. Эта зависимость столь очевидна, что не требует каких-либо специальных доказательств. Сущность этой зависимости состоит во множестве ограничений, накладываемых уровнем здоровья, на возможности работы, отдыха, жизнедеятельности и самого существования человека. Всем хорошо известны и понятны ограничения, накладываемые инвалидизацией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, психическими болезнями на образ жизни и ее качество. Поэтому одной из задач любого общества является повышение качества жизни людей. По уровню этого показателя во многом можно судить об уровне цивилизации, прогрессивности, благосостоянии общества и государства, о степени их соответствия желаниям и чаяниям народа. В последнее десятилетие вопросы качества жизни все в большей мере связываются также с разумным потреблением ресурсов Земли, ее экологией, здоровым образом жизни, воспитанием личности.

^ 1.2 Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровый образ жизни, как понятие охватывает большинство аспектов нашей повседневной деятельности, в том числе: правильное и разнообразное питание, полная гармония с окружающим миром, близкое общение с растительным и животным миром, активная общественная деятельность (общение с людьми), активная духовная деятельность (творчество) и, конечно, самосовершенствование, самоанализ и постоянное духовное развитие. Таким образом, здоровый образ жизни – это образ жизни, поведение и мышление человека, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья.

Вышеуказанные аспекты обусловливают стремление к идеалу, но всегда нужно иметь цель, к которой будешь стремиться. Если наши цели слагаются из

вышеназванных составляющих, то мы на правильном пути, и наша жизнь будет счастливой, яркой и наполненной.

а ) Компоненты «здорового образа жизни»

К компонентам здорового образа жизни относится:

- достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении;

- закаливание, способствовавшее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

- рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов;

- - соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов; гигиена умственного труда;

- личная гигиена;

- грамотное экологическое поведение;

- психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невропатических состояний;

- сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

- отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

Здоровый образ жизни необходимо соблюдать каждому человеку с детства.

б ) Здоровье общественное и здоровье индивидуальное

В современном обществе здоровье подразделяют на здоровье общественное и здоровье индивидуальное.

^ Общественное здоровье – это здоровье группы людей или всего населения страны. Оно отражает любые изменения, происходящие в экономике, в быту, на производстве, в культуре, то есть во всех сферах жизни. Показателем общественного здоровья принято считать среднюю

продолжительность жизни (в годах) и показатель смертности населения, а также уровень детской смертности (на 1000 новорожденных до 1 годах).

^ Индивидуальное здоровье человека связано с показателями жизнедеятельности и приспособительными возможностями. Это здоровье оставляют три компонента: социальное, духовное и физическое здоровье. Нельзя сказать, что человек здоров, если в какой-либо составляющей имеются отклонения. Замечено, что индивидуальное здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни.

в ) Факторы, влияющие на общественное здоровье

- природные: климат, рельеф, растительный и животный мир, а также уровень солнечной активности. Эти факторы влияют на распространение определенных заболеваний в определенных географических зонах – рак кожи в зоне с высокой солнечной радиацией, заболевание щитовидной железы в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т.д.

- социальные: зарплата, условия труда, бытовые условия, качество питания, окружающая среда;

- социально-экономические: (определяют уровень развития общества) уровень развития производства, образования, медицинской помощи, характер питания населения, доля досуга в общем бюджете времени работающего и т. д.

Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания. Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. Наряду с указанными причинами, ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине. Изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.

В России общественное здоровье вызывает тревогу, так как у нас средняя продолжительность жизни меньше, чем в развитых странах из-за высокой смертности трудоспособного населения и высокой детской смертности. Если взять конкретно Псковскую область, то по показателям вымирания народонаселения она занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Причем, процессы вымирания видны невооруженным глазом: исчезают с карты области целые деревни, пустеют классы сельских школ, и даже областной цент – Псков вплотную подобрался к отметке в 20 тысяч населения. Интересен тот факт, что Псковская область как таковая всегда только теряла свое население.

Итак, в 2005 году население Псковской области исчислялась в 736,7 тысяч человек. Примерно такая численность была в границах Псковской губернии между 1863 и 1883 годами при Александре II. Но тогда Россия была на подъеме, и уже к началу Первой мировой войны население губернии составляло 1 млн. 425 тысяч. Империалистическая война, затем гражданская ударили по народонаселению: в 1920 году оно сократилось до 1 млн. 232 тысяч человек. А к 1926 году на территории Псковской области жило уже 1 млн. 677 человек. Это – наивысший показатель за всю историю края.

г ) Составные части индивидуального здоровья

Социальное благополучие – человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность учиться, карьерный рост, имеет возможность поддерживать своих близких, отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, и, наконец, чувствует свою «нужность» обществу. То есть это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Оно зависит от:

- системы мышления, познания окружающего мира, ориентации в этом мире;

- умения определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Достигается духовное здоровье умением:

- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими людьми;

- игнорировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

- разработать модель своего поведения.

Физическое здоровье здоровье нашего тела, и зависит оно от:

- двигательной активности человека;

- рационального питания;

- закаливания;

- соблюдения личной гигиены;

- безопасного поведения в повседневной жизни;

- оптимального сочетания умственного и физического труда;

- умения отдыхать;

- требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков и курения.

Вывод из всего такой - если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья, так как они являются неотъемлемой частью индивидуального здоровья.

д ) Факторы, влияющие на состояние индивидуального здоровья

1. Биологические – 20 % наследственность (предрасположенность к заболеваниям, передающимся по наследству);

2. Окружающая среда – 20 % (природная, техногенная, социальная).

3. Здравоохранение – 10 % (в основном убирает последствия заболеваний, а не причину, то есть малоэффективно, некачественно).

4. Индивидуальный образ жизни – 50 % (наши привычки, увлечения взаимоотношения, стрессы).

Если человек хочет быть здоровым, ему обязательно нужно проанализировать свой образ жизни, выявить вредные привычки и продумать способ избавления от них, продумать свой режим дня, отдых и т. д.

Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.
^ 1.3 Медико-социальные проблемы здоровья

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век - век научно-технического прогресса - становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения, приводит к ожирению. Этой проблемой занимаются исследователи, и большинство из них считают, что данная проблема в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. По их данным, в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. В последние годы не только в России, но и во всем мире, одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространения среди детей и подростков употребления алкоголя, наркотиков и все более раннего приобщения к ним. Алкоголизм, как курение и наркотики рассматривается как этап формирования в будущем алкоголизма наркомании, так и как самостоятельная вредная привычка, оказывающая негативное воздействие на здоровье школьника и его учебную успеваемость, повышающая риск противоправного поведения и благополучия всей дальнейшей жизни.

^ 2. Укрепление здоровья

2.1 Формирование культуры здоровья

Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья - обучение здоровью, главной целью которого является формирование у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. В процессе этого обучения должны быть сформированы:

  • научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

  • отношение к здоровью как к ценности;

  • целостное представление о человеке;

  • навыки управления своим здоровьем;

  • знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

  • навыки оказания первой медицинской помощи;

  • культура межличностных отношений;

  • навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

  • стратегии и технологии саморазвития.

Так, получаемые знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей позволяют многим людям отказаться от этих привычек и пересмотреть свой образ жизни. В рамках некоторых школьных предметов (например, на биологии, природоведении, географии) также даются знания по отдельным понятиям. И как свидетельствует мировой опыт, эффективность этой профилактической деятельности исключительно высока.

Информирование и обучение осуществляется по трем направлениям:

  • образование широких слоев населения через СМИ,

  • групповые занятия,

  • использование индивидуальных методов и средств.

При этом средствам массовой информации отводится одна из ключевых позиций в сохранении и укреплении здоровья населения. Газетные и журнальные статьи на темы здоровья читаются взахлеб, телевизионную передачу «Здоровье» смотрят миллионы зрителей, книги о здоровье расходятся нарасхват, публичные лекции проходят при переполненных залах. В газете «Наша жизнь», издаваемой в Пыталовском районе, также достаточно часто печатаются статьи различных медицинских организаций, врачей Пыталовской ЦРБ. Один из наиболее печатаемых врачей – психотерапевт-нарколог М. С. Гайдук. Он не только раскрывает острые проблемы – наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма, но и указывает пути преодоления этих болезней. Но главное - его статьи направлены на объединение усилий в борьбе за жизнь и здоровье родных и близких в борьбе с наркоманий и токсикоманией.

^ 2.2 Деятельность государства по укреплению здоровья
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:

1. Разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление;

2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;

3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях;

4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья. ГОиВ при этом обеспечивает воздействие в первую очередь на такой универсальный фактор риска заболеваний и преждевременной смертности, каким является отсутствие знаний, что позволяет человеку усвоить принципы и ценностные ориентации здорового образа жизни.

ГОиВ оказывается достаточно мощным инструментом формирования здоровья, что хорошо видно на примере ряда зарубежных стран. Международный союз укрепления здоровья и санитарного просвещения также констатирует, что сегодня мы не можем предложить для укрепления и охраны здоровья ничего лучшего, чем гигиеническое обучение и воспитание населения. ГОиВ необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.

Первое - информационное направление или пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами и в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.

Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ ГОиВ для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях.

Третье направление ГОиВ - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Имея столь обширные направления деятельности, ГОиВ наряду с профилактикой обеспечивает достижение основных целей стратегии сохранения и укрепления здоровья и может интегрироваться в общую концепцию охраны здоровья населения России.
^ 2.3 Первоочередные цели и задачи гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья

Ближайшей целью ГОиВ и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения Российской Федерации по основным его показателям. Долгосрочная цель заключается в достижении приемлемых для конкретных социально-экономических условий уровней здоровья в отдельных регионах России. Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей средой, для того, чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо:

1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки ЗОЖ и предупреждения заболеваний;

2. Создавать природную и социальную окружающую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу - "делать более здоровый выбор более легким выбором".

В этом контексте основными задачами ГОиВ являются:

- снижение распространенности курения и употребления табака;

- улучшение качества питания;

- увеличение физической активности;

- смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

- соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

- снижение потребления алкоголя;

- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

- улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Выполнение поставленных основных задач укрепления здоровья населения Российской Федерации, естественно, не может дать сиюминутных результатов, однако, как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в Российской Федерации, решение этих задач способно привести в течение 5 - 10 лет к снижению распространенности табакокурения на 20% и, как следствие, - к уменьшению на 5% заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний.

Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов наряду с повышением на 25 - 30% числа систематически занимающихся физкультурой и получающих адекватные физические нагрузки обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 25 - 30%, уменьшение заболеваемости и смертности основных заболеваний на 10 и 5%, соответственно. Снижение потребления алкоголя и профилактика употребления наркотиков позволят снизить заболеваемость алкоголизмом на 15% и потери от временной нетрудоспособности и инвалидности по заболеваниям общемедицинского профиля, связанными со злоупотреблением алкоголем, на 5%, а также заболеваемость соматическими болезнями, обусловленными токсическими эффектами алкоголя и наркотических веществ, на 25%, обеспечив тем самым уменьшение травматизма на 10 - 15%. Снижение загрязнения окружающей среды до нормативных требований позволит достичь снижения общей заболеваемости и смертности соответственно на 10 - 15 и 5%.

^ 2.4 Профилактика заболеваний

«Чтобы изгнать болезнь или вернуть себе здоровье, людям зачастую легче положиться на помощь целителей, чем пойти по более трудному, но правильному пути - жить разумно и рационально», - Рене Дубос.

Широко распространено мнение о том, что болезни лучше предотвращать, чем лечить. Главенство профилактики заболеваний даже закреплено в законе. Поэтому большее значение уделяется проблемам профилактики заболеваний.
Конечно, прежде всего, здоровье сохраняется благодаря здоровому образу жизни: хорошему питанию, употреблению чистой воды; жизни в чистых, теплых, сухих, светлых, хорошо проветриваемых домах; дыханию чистым воздухом. Это понятно всем, но достичь этого трудно. Поэтому часто говорят и пишут о том, что может сделать сам человек: бросить курить, не пить много алкоголя, заниматься физкультурой. Такой подход кажется на первый взгляд рациональным - действительно, надо каждому думать о том, что он сам может сделать. Но одновременно при этом получается, что вина за плохое здоровье ложится на самого человека. Дескать, курил - вот и получай! Между тем, главные препятствия на пути к здоровью у большинства людей - это препятствия, которые они сами не могут преодолеть: грязный воздух в их городах, плохое жилье и вода, бедность, не дающая нормально питаться, плохое образование, не позволяющее разобраться в том, что вредно и что полезно. Поэтому вопрос о профилактических мероприятиях встает всегда.

Виды профилактики заболеваний назывались уже много раз, но еще раз хотела бы указать на некоторые из них:

- организация и проведение профилактических прививок;

- диспансеризация;

- периодические медицинские осмотры;

- отдых и лечение;

- закаливание;

- занятия физкультурой и спортом.

В своем реферате я хотела бы также остановиться на одном из видов профилактики – закаливании. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального водолечения, указал на благотворное влияние солнечных ванн был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.). Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII - IX веках создал "Канон врачебной науки" и разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки путешественников к условиям жаркой пустыни и зимней непогоды.

О применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. говорят обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, "Ледяная вода - для хвори беда".

Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. А великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой. Русский учёный Покровский отметил, что здоровый новорожденный обладает колоссальной возможностью приспособления к окружающей среде. Скифы, по свидетельству Геродота, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали их снегом несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. А турчанки, проводя первое омовение, обмывали новорожденных горячей водой. По данным многих исследователей закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.

Под закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная температура воздуха, воды, повышенные параметры влажности и скорости воздуха, ультрафиолетовое излучение, пониженное атмосферное давление) путем научно обоснованного систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

Но и к закаливанию применимы требования:

  • учет индивидуальных особенностей организма -

при формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы по этим показателям: I - здоровые закалённые; II - имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые; III - страдающие хроническими заболеваниями и после длительных заболеваний. Закаливание I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн - это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур - температура кожи в состоянии теплового комфорта. Для II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4° С выше, чем для I группы, а темп её снижения более медленным. Изменяя продолжительность проведения холодовых раздражений, можно увеличивать энерготраты человека. Это важно для людей повышенного питания и с ожирением, т.к. кратковременные холодовые воздействия тонизируют процессы теплоотдачи, а продолжительные по времени заинтересовывают глубинные процессы обмена (теплопродукцию).

  • постепенность увеличения силы раздражителя –

это означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает пять вариантов:

а) Для ослабленных - закаливание можно начинать с участков тела менее чувствительных к холоду (например - рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

б) Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. (Чаще начинают с дистальных участков, постепенно увеличивая площадь).

в) Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

г) Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

д) Увеличение времени действия закаливающего раздражителя - интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

  • систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов –

т.е. регулярные повторения закаливающих воздействий, которые формируют на базе безусловного рефлекса условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев(2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней. Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний - следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

  • принцип разнообразия или комплексности средств закаливания --

подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например - полоскание водой горла - местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

  • необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям-

чтобы не закреплять узкие стереотипы закалённости, необходимо вырабатывать готовность организма реагировать на разные по диапазону колебания факторов. Существует феномен "односторонней адаптации", суть которого заключается в том, что если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности. В этом случае толерантность к холоду на стопах ослабевает. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

  • Но главное: все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций!!! И здесь комментарии излишни.

Но, что особенно важно, - нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к истощению нейроэндокринной системы.



Заключение

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Здоровье человека на половину зависит от его образа жизни, который надо знать и соблюдать каждому человеку с детства. Ведь здоровый образ жизни – это универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.

Быть здоровым - это аксиома. Но аксиома, которая элементарно забывается. Здоровье же каждого – в его собственных руках. Недаром в народе говорят, что за деньги здоровье не купишь, за него надо активно бороться. И обычно люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. А в молодости - особенно всякие неприятности (в их числе и болезни) воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то и дело, что, к сожалению, большинство болезней именно заслужены. И первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте, когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Если человека интересует его жизнь, а значит и его здоровье, то он должен одинаково заботиться об укреплении и духовного и физического здоровья. А главное, его, как и честь, нужно беречь смолоду.
Список используемой литературы:

1. Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания.

2. Постановление Правительства РФ о мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода.

3. А. Исаев «Если хочешь быть здоров», Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1998 год.

4. В. Климова «Человек и здоровье», Москва: Издательство «Знание», 1989 год

5. С. Бедный «Семья. Здоровье. Общество», Москва: Издательство «Мысль», 1996 год.

6. Б. Величковский, В. Кирпичев, И. Суравегина «Здоровье человека и окружающая среда», Москва: Издательство: ООО АСТ, 1997 год.

7. Е. Тарасов, Н. Ковалева «Прикажите себе выжить», Москва: Издательство: ООО АСТ, 2000 год.



Похожие:

1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconИтак, сейчас урок по оздоровительной гимнастике. Вы готовы?
Поэтому следим за своим здоровьем, и сегодня мы продолжаем тему "Здоровый образ жизни." Прочтитте, вдумайтесь в следующую информацию...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconПлан проведения межведомственной профилактической акции «За здоровый...
Оформление информационного стенда о проведении межведомственной профилактической акции «За здоровый образ жизни»
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconСтруков Антон Юрьевич о себе
Здоровый образ жизни – это чувство ответственности человека за свое здоровье, побуждающее человека заботиться о своем здоровье, заранее...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconПодпрограмма «здоровьесберегающая деятельность школы»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconПрограмма «здоровьесберегающая деятельность школы»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconРезолюция городского родительского собрания от 11. 04. 2012г
Сош №4 С. П. Казанцева по вопросам сохранения, укрепления здоровья воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях города,...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconЗдоровый образ жизни. Алкоголь как один из факторов риска для здоровья
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconМы за здоровый образ жизни
Цель: Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к наркотикам, обучение учащихся пониманию...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
...
1. Здоровый образ жизни как система сохранения и укрепления здоровья человека iconЗдоровый образ жизни : список работ ученых вгма
Акоголь – враг здоровья : методические указания / сост. В. И. Чернов, Г. А. Скрыпченко, И. Э. Есауленко. – Воронеж, 1986. – 15 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница