Название курса




Скачать 100.67 Kb.
НазваниеНазвание курса
Дата публикации11.03.2013
Размер100.67 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > География > Урок

Предмет: ГЕОГРАФИЯ




Методика проведения уроков





  • Класс: 6

  • Название курса: Начальный курс географии

  • Название раздела: Строение Земли. Внешние оболочки.

  • Название темы: Атмосфера. Погода.

  • Автор: Брянцева Ирина Ивановна, учитель географии СОШ № 1136 СЗУО города Москвы


Роль и место данной темы в курсе.

По государственной программе «География: начальный курс»

6 класс для общеобразовательных учреждений (подготовленной авторским коллективом географического факультета МПГУ, под редакцией И.В.Душиной) на изучение темы «Атмосфера» отводится 12 учебных часов (уроков). Тема «Атмосфера» изучается в разделе «Оболочки Земли», после рассмотрения вопросов, связанных со строением литосферы и гидросферы. Главные образовательные и воспитательные задачи темы «Атмосфера»:

  • Сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении; о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человеческого общества; о мерах по охране чистоты атмосферного воздуха в своей местности;

  • Сформировать представления о взаимосвязях атмосферы с другими оболочками Земли: литосферой, гидросферой, биосферой;

  • Познакомить учащихся со способами и средствами изучения атмосферы;

  • Сформировать умение вести наблюдения погоды, умение обработать собранные материалы с целью прогнозирования природных атмосферных процессов и явлений, отражающихся на состоянии здоровья людей.


Перечень уроков по данной теме:

    1. (38) Атмосфера, ее строение.

    2. (39) Атмосферное давление.

    3. (40) Температура воздуха.

    4. (41) Годовой ход температуры воздуха.

    5. (42) Ветер. Причины его образования.

    6. (43) Водяной пар и облака.

    7. (44) Атмосферные осадки.

    8. (45) Погода. Практическая работа № 17 (по программе) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»

    9. (46) Климат.

    10. (47) Распределение солнечного тепла и света на Земле.

    11. (48) Причины, от которых зависит климат вашей местности.

    12. (49) Атмосфера и человек.


В данной методике рассмотрен один урок - урок 8-й: Погода
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках.

Тема урока «Погода» является 8 (из 12) уроком в теме «Атмосфера». К этому времени учащиеся

    • владеют понятиями: «атмосфера», «воздух», «атмосферное давление», «ветер», «муссон», «бриз», «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «атмосферные осадки», «конденсация»;

    • знают о строении и составе атмосферы, о значении и способах изучения атмосферы, о необходимости охраны ее о загрязнения;

    • о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения;

    • о причинах и особенностях колебания температуры воздуха в течение суток, года;

    • о причинах возникновения ветров, об образовании бризов и муссонов,

    • об образовании различных типов облаков, атмосферных осадков, их разнообразии;

    • умеют определять атмосферное давление, t воздуха, направление, скорость и силу ветра, относительную влажность воздуха, количество выпавших осадков, используя соответствующие приборы;

    • умеют вычислять амплитуду колебания температуры, среднюю температуру за сутки, месяц, год; строить графики колебания температуры воздуха; «розу ветров»; диаграммы осадков;

    • умеют вести наблюдения погоды и объяснять ее изменения.


Перечень вопросов, изучаемых в данной теме.

В курсе естествознания и природоведения 5 класс, учащиеся в теме «Воздушная одежда Земли» получили на уровне представления знания понятия «погода». В «Начальном курсе географии 6 класс» в теме «Атмосфера. Погода.» рассматриваются новые ключевые вопросы:

  • понятия «погода», «тип погоды»;

  • причины изменения погоды;

  • влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;

  • определение типа погоды своей местности по сезонам года;

  • предсказание погоды (прогноз).


Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, ресурсы интернет) и компьютерных программных средств.

При изложении темы на уроке учитель может использовать:

  • Сайты
^

- Метеоновости www.hmn.ru


- Гидрометцентр России www.meteoinfo.ru

- Искусство моря (картины Айвазовского И.К. и др. художников) www.marineart.spb.ru


  • Электронные учебные издания (ЭУИ)

Электронный учебник «География 6 класс» (Республиканский мультимедиа центр, www.rnmc.ru)

«Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий», www.km.ru)


  • Программные средства
^

Microsoft Word

Microsoft Power Point

Microsoft Publisher



Основное применение сайтов и ЭУИ заключается в демонстрации учителем на уроке ресурсов, необходимых для иллюстрации основных атмосферных процессов и явлений, связанных с темой урока.

Программные средства позволят подготовить материал для проведения практических работ на уроке и творческих работ дома, а также подготовить авторский иллюстративный материал.
^ Использование компьютера при подготовке учителя к уроку.

С помощью компьютера можно создать следующие виды материалов:

  • Презентации: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,

«Предсказание погоды»,

«Влияние погоды на здоровье человека»,

«Профессия – метеоролог!!!»;

  • Буклеты: «Предсказание погоды», «Народный календарь (Времена года)», «Таблица: Высота Солнца над горизонтом на широте вашего населенного пункта; продолжительность дня и ночи по месяцам года, суткам»;

  • Инструктивная карта: Практическая работа «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»


Средства обучения.

    1. Компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебные издания;

    2. Физическая карта полушарий, Физическая карта РФ, Карта вашей местности;

    3. Приборы: барометр, термометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер, метеорологическая будка;

    4. Раздаточный материал: буклеты, инструктивная карта для выполнения практической работы.


Ожидаемые результаты обучения.

После изучения темы «Атмосфера. Погода.» учащиеся должны знать и уметь:

  • знать определение «погода» и причины ее изменения,

  • знать связи между элементами и явлениями погоды, их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;

  • иметь элементарное представление о «типе погоды»;

  • знать воздушные массы, влияющие на погоду в своей местности в течение года;

  • знать влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;

  • уметь строить графики изменения температуры воздуха за месяц, «розу ветров», диаграммы осадков, читать и анализировать ее;

  • уметь анализировать данные в календаре погоды, применять их для составления описания погоды;

  • объяснять и выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь составлять прогноз погоды.



УРОК 1



^ Тема урока: «Погода. Практическая работа № 17 (по программе) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»

^

8-й урок в теме «Атмосфера», 45-й урок по планированию.

По дидактической цели – урок закрепления изученного материала.

По характеру познавательной деятельности – проблемный урок.

^

Форма организации учебной деятельности – фронтальная, групповая (работа в парах), индивидуальная.



Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы):

  • Физическая карта полушарий, Физическая карта РФ, Карта вашей местности;

  • Миниметеоплощадка, приборы: барометр, термометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер;

  • Презентации: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,

«Предсказание погоды»,

«Влияние погоды на здоровье человека»,

«Профессия – метеоролог!!!»;

  • Учебные картины;

  • Раздаточный материал:

- буклеты: «Предсказание погоды», «Народный календарь (Времена года)», «Таблица: Высота Солнца над горизонтом на широте вашего населенного пункта, продолжительность дня и ночи по месяцам года, суткам»;

- инструктивная карта для выполнения практической работы.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:

  • Сайты
^

- Метеоновости www.hmn.ru


- Гидрометцентр России www.meteoinfo.ru

- Искусство моря (картины Айвазовского И.К. и др. художников) www.marineart.spb.ru


  • Электронные учебные издания (ЭУИ)

- Электронный учебник «География 6 класс» (Республиканский мультимедиа центр, www.rnmc.ru)

- «Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий», www.km.ru)
Отличительные особенности данного урока:

  • Проведение практической работы «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»

  • Использование раздаточного материала, во-первых, для развития познавательного интереса, к теме урока, к предмету, во-вторых, для выполнения практической работы.

  • Демонстрация учащимся анимаций («Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий»).

  • Демонстрация иллюстраций (на примере картин с сайта Искусство моря), характеризующих различные типы погоды по сезонам года родного края.

  • Демонстрация авторских презентаций: «Характерные типы погоды вашей местности по сезонам года»,

«Предсказание погоды»,

«Влияние погоды на здоровье человека»,

«Профессия – метеоролог!!!»;
Работа учителя на уроке:

  • Закрепление понятий «атмосфера», «погода», причин ее изменения;

  • Демонстрация авторских презентаций;

  • Организация и проведение практической работы «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.» на основе данных месяца в календаре погоды;

  • Организация обсуждения вопросов темы;

  • Закрепление изученного материала;

  • Комментирование домашнего задания.



^
Описание деятельности детей.

  • Записывают определение «погода» и выводы по теме в тетрадь;

  • Участвуют в обсуждении вопросов темы;

  • Выполняют самостоятельно практическую работу «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.», используя инструктивную карту (каждый ученик описывает погоду за один день, например, 1 ученик – за 1 февраля, 2 ученик – за 2 февраля ….)

  • Выявляют значение изучения данной темы.


Вид классной доски (что и как должно быть расположено на классной доске, если она используется):

  • Число, тема урока;

  • Определение «погода» (запись определения в виде схемы);

  • Образец столбиковой диаграммы «Типы погоды за месяц»;

  • Домашнее задание: основное и творческое (демонстрация 1-2 творческих работ прошлых лет)


Что должно появиться в тетрадях учащихся:

  • Число, тема урока;

- Определение «погода» (запись определения в виде схемы);

  • Домашнее задание: основное и творческое (как раздаточный материал вклеивают в тетрадь)

  • Выполненные задания практической работы (на альбомном листе формата А4) «Календарь погоды. Обработка и анализ результатов наблюдений за погодой за ……………. (месяц). Описание погоды. Выявление причин изменения погоды.»


^ Межпредметные связи на уроке:

Математика (построение отрезков, лучей; система координат).

Мировая художественная культура МХК, изобразительное искусство ИЗО (использование иллюстративного материала).
^ Домашнее задание, в том числе, при подготовке которых, должен быть использован компьютер:

  • Выучить материал урока, прочитать параграф, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

  • Творческое задание (на выбор, по желанию)

^ 1 Подберите и запишите ( используя Microsoft Word ) отрывки из произведений художественной литературы с описанием погоды; выделите и прокомментируйте строки, повествующие об особенностях погоды той или иной местности; объясните причины изменения погоды.

^ 2 Красиво оформите листы с описанием погоды за день (продолжение практической работы);

    • подберите, используя материалы сайта «Метеоновости», «Гидрометцентр России» интересные факты о погоде в вашем городе в этот конкретный день (например, в каком году зарегистрирована самая высокая или низкая температура воздуха, какие природные явления и процессы наблюдали жители вашего города?),

    • подберите и запишите, используя различные источники географических знаний, пословицы, поговорки, приметы (народный календарь), иллюстрирующие состояние погоды по месяцам в вашей местности. Сравните данные ваших наблюдений с многолетними наблюдениями погоды вашей местности.


^ Некоторые итоги урока:

После изучения темы «Погода» учащиеся будут:

  • знать определение «погода» и причины ее изменения,

  • знать связи между элементами и явлениями погоды, их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;

  • иметь элементарное представление о «типе погоды»;

  • знать воздушные массы, влияющие на погоду в своей местности в течение года;

  • знать влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;

  • уметь строить графики изменения температуры воздуха за месяц, «розу ветров», диаграммы осадков, читать и анализировать ее;

  • уметь анализировать данные в календаре погоды, применять их для составления описания погоды;

  • объяснять и выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь составлять прогноз погоды.

Похожие:

Название курса iconНазвание курса

Название курса iconНазвание курса
Специальность и раздел стандарта — Паттерны объектно-ориентированного проектирования
Название курса iconТемы курсовых работ для студентов 2 курса : Название
Кафедра физико-математических методов управления предлагает следующие темы курсовых работ для студентов 2 курса
Название курса iconТемы курсовых работ для студентов 2 курса : Название
Кафедра физико-математических методов управления предлагает следующие темы курсовых работ для студентов 2 курса
Название курса iconНазвание курса
Дисциплина "Теория расписаний" предназначена для студентов механико-математиче­ских факультетов университетов
Название курса iconНазвание курса: Обществознание
...
Название курса iconРуководство по изучению курса Цели и ожидаемые результаты курса
Предметом курса является финансовая и хозяйственная деятельность предприятия во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми...
Название курса iconНазвание курса
Научить ученика правильно использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой...
Название курса iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Статистическая физика»
Учебный курс «Статистическая физика» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Название курса iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Физика сплошных сред»
Учебный курс «Физика сплошных сред» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница