Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие




Скачать 53.76 Kb.
НазваниеРазработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие
Дата публикации12.03.2014
Размер53.76 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > География > Урок

Разработка урока по географии 8 класс.



Тема: Образование почв и их разнообразие.

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.
. Ход урока.

I Организационный момент. Объявляю цель урока.

II . Изучение нового материала.

^ Почва и ее состав.

Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:

  • Что такое почва?

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества минеральная основа (50–60 % от общего объёма);

  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями вода (25–35 %).

Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве

  • воздух (15–25 %)

Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием

^ Почвообразующие факторы.

Вопрос классу.

  • Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)

На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:

1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы

2.появление первых растений – лишайники – пионеры.

3.деятельность растений.
В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.

Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».

4. деятельность живых организмов

В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

^ Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных

5. рельеф местности +рис с.88

Механический состав почвы.

Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений

Почвы

глинистые суглинистые песчаные супесчаные






тяжелые легкие
Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они со­стоят из множества песчаных частичек с небольшим количе­ством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачи­вается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и эле­ментов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)
Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)

Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и эле­менты питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)

Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом на­ходят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе по­чва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но не­обходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)
^ Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)

Почвы

Структурные

Бесструктурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями

  • имеют комковатую структуру

  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны

  • по механическому составу глинистые и суглинистые

  • кислотность нейтральная

  • Недостаточно разрыхлены

  • состоят из мелких пылевых частиц

  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха

  • поэтому они не плодородны

  • по механическому составу супесчаные и песчаные

  • кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);

  • супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);




Основные свойства почвы: плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.

  • структура.


^ Строение почвы.

Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
III Повторение

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3. Какие различают почвы по механическому составу?

4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?

5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?

6. Какими свойствами обладает почва?

7. Что такое плодородие почвы?

8. Что такое гумус?

IV. Выставление оценок.

V Д.з. парагрфаф 15 принести всем атласы

Похожие:

Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconУрока. Класс 5 класс Тема урока
Первый урок в новой теме «Разнообразие живого», на котором происходит повторение пройденного и изучение нового материала, который...
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие icon8 класс почвенные ресурсы страны
Цели урока: -изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения...
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока географии в 6 классе Тема: «Ледники. Айсберги»
Цели урока: сформировать основные понятия темы «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; представление о строении ледников, их видах,...
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока по географии 9 класс По теме
Цели и задачи урока: закрепить знания машиностроительного комплекса, его роль, значение и проблемы развития, рассмотреть факторы...
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока физики с использованием икт. 8 класс. Тема урока: Тепловые явления
Обобщить материал тем: тепловые явления и изменение агрегатных состояний вещества
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока географии в 6 классе Тема: «Гидросфера»
Океана, более или менее отделённая от него участками суши или подводными поднятиями дна
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconУрока географии. 6 класс Тема: Превращения и круговорот воды
Цели: познакомить учащихся с тремя агрегатными состояниями воды, с круговоротом воды в природе
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconТема урока : «Строение и разнообразие шляпочных грибов»
Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися нового учебного материала по теме: «Строение и разнообразие...
Разработка урока по географии 8 класс. Тема: Образование почв и их разнообразие iconРазработка урока географии в 7 классе Тема: «Северная Америка»
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях? Не хотел проникнуть в тайны...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница