Скачать 160.31 Kb.
|
Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями правительства Москвы от 29 сентября 2003 г. № 4-19-13087/3, «Рекомендациями по противодействию терроризму» под редакцией Е.С. Кушеля (М.: Центр «Школьная книга», 2003) (далее - Рекомендации), а также рекомендациями из пособия «Терроризм -это должен знать каждый», разработанными Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России по Москве и Московской области. Настоящие Методические рекомендации являются основополагающими при разработке документов по планированию мероприятий по обеспечению безопасности (антитеррористической защищенности) в образовательных учреждениях. В комплект документов входят:
Документы готовятся в каждом образовательном учреждении (далее - ОУ) группой разработчиков, назначаемой руководителем учреждения под руководством одного из заместителей и при участии представителя охраняющей организации, по специальным вопросам согласуются с обслуживающими сотрудниками УФСБ (отдела ФСБ при АО) и УВД АО (ОВД районов). В начале календарного и учебного года в них вносятся изменения, произошедшие в оборудовании, составе персонала, с учетом недостатков, выявленных после проведенных учений, тренировок или практических действий при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также при установке дополнительных технических средств охраны или противопожарных средств в ОУ. Паспорт, план охраны и схема являются документами строгой отчетности с грифом ОП (ограниченного пользования) или ДСП (для служебного пользования). Они хранятся у руководителя ОУ, копии - в Управлении (отделе) ФСБ и в окружном управлении образования, для ОУ городского подчинения - в Департаменте образования города Москвы. Разработанные документы являются определяющими готовность каждого образовательного учреждения к выполнению возложенных на него задач и в первую очередь по обеспечению безопасности и противодействию терроризму. При составлении паспорта образовательным учреждениям разрешается включать дополнительную информацию с учетом их особенностей. Паспорт подлежит пересмотру и переоформлению в случаях изменения требований по обеспечению защиты объекта и территорий или по истечении срока - 5 лет. 1. Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения Титульный лист. Гриф ДСП или ОП и ниже утверждение руководителем объекта (в правом верхнем углу листа); согласование с начальниками управлений (отделов) ФСБ и внутренних дел (в левом верхнем углу листа); название документа, полное наименование объекта. Ниже названия документа: сведения о разработчиках; обоснование разработки; источники информации; даты завершения разработки, внесения корректив или включения новых сведений. Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении 1.1. Особенности ОУ: количество обучаемых, наименование проекта и время постройки, материал, из которого построено здание, наличие спортивных сооружений, киноконцертного (актового) зала, культурного центра, мастерских, складов, столовой, гаража; наличие и характеристика ограждения; сведения о размещении на территории помещений с электро- или газовым оборудованием; режим работы учреждения и другие сведения.
Номера телефонов дежурных служб УВД, ОВД, УФСБ, ОФСБ, Управления по ГО ЧС, пожарной службы, служб водо-, газо- и энергообеспечения. 1.8. Размещение объекта по отношению к дорожной сети, крупным транспортным коммуникациям, опасным объектам (если таковые имеются), к другим зданиям и объектам инфраструктуры (схема с краткой пояснительной запиской, исполненная в масштабе с условными обозначениями). Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений Рассматриваются возможные действия террористов (экстремистов, преступников) и последствия взрывов, поджогов, массовых беспорядков, проявлений экстремизма, применения отравляющих веществ, захвата заложников и иных действий террористов, в том числе смертников, в наиболее уязвимых и опасных местах (Рекомендации, с. 8,17,34). Отражаются возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей (пособие «Терроризм - это должен знать каждый» (М.: Изографус, 2002), рекомендованое УФСБ Москвы). Отражаются сведения о возможных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях. По каждой рассматриваемой ситуации прогнозируются ответные действия охраны ОУ, персонала, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий (Рекомендации, с. 8-10, 24-26, 33, 38-40). Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения В разделе отражаются сведения о численности преподавателей и других категорий сотрудников (в том числе внештатных) по сменам, их подготовленности к действиям в ЧС, сотрудников, возглавляющих нештатные пожарные расчеты, отвечающих за безопасность, за содержание запасных выходов и маршрутов эвакуации, систем электро- и газообеспечения, за хранение оружия, средств защиты, другие вопросы. Прилагается список лиц (с адресами и телефонами) из числа персонала и учащихся, имеющих неврологические заболевания, алкогольную и наркологическую зависимость, отклонения в поведении. Отражаются данные о национальном составе и гражданстве обучающихся и сотрудников. Раздел 4. Силы и средства охраны ОУ (раздел разрабатывается совместно с представителем охраны) 4.1. Параметры охраняемой территории:
4.2. Инженерное оборудование и ограждение (описание с приложением схемы ограждения и оборудования): 4.2.1. Конструкция и параметры ограждения, в том числе высота (м), общая протяженность (м), материал.
4.3. Силы охраны:
4.4. Средства охраны:
4.5. Организация связи:
4.6. Подразделения ОВД, обслуживающие ОУ и ближайшие ДНД, ДПД.
4.7. Оценка надежности охраны ОУ и ее способности противостоять попыткам проникновения в ОУ отдельных лиц, группы лиц, противодействовать террористам. Оценка дается представителями ОФСБ и ОВД, обслуживающими данную территорию. Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности ОУ 5.1. Первоочередные, неотложные мероприятия:
5.2. Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат: 5.2.1. Переоборудование ОУ с изменением размещения аудиторий, их предназначения, системы охраны и обеспечения безопасности.
5.2.4. Другие мероприятия (Рекомендации, с. 27-37). Раздел 6. Ситуационные планы Разрабатываются на схеме объекта вышеуказанной группой разработчиков ОУ совместно с сотрудниками ОВД и УФСБ (при необходимости и в связи со значимостью объекта). Для обычных объектов группа разработчиков планов ОУ и представители охраны ОУ готовят ситуационные планы сами и согласуют с ОВД и УФСБ только в части их касающейся. Ситуационные планы могут отражать:
2. План охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий В плане отражаются:
♦ мероприятия по наращиванию сил и средств для ликвидации массовых беспорядков, экстремистского проявления, последствий террористического акта, иной ЧС (разрабатываются представителями силовых структур). Правоохранительные органы разрабатывают свои типовые или частные планы по участию в проведении массовых мероприятий в ОУ в соответствии со своими ведомственными документами (в особо важных случаях), доводят их в части, касающейся организаторов мероприятия с учетом особенностей обстановки и возникающих задач. 3. План-схема охраны ОУ Разрабатывается назначенной группой и ответственным за службу безопасности (представителем охранного предприятия) с учетом выше-рассмотренных документов п. 1 и 2. Для подразделений, осуществляющих охрану объектов отдельными постами, разрабатывается соответствующая локальная документация, в которую включаются извлечения из общего плана. План и его составляющие имеют грифы ОП, ДСП и хранятся у руководителя ОУ (объекта) в местах, позволяющих осуществить быстрый доступ к нему в случаях необходимости использования. 3.1. Схема. На схеме (карте, плане местности) отображаются:
3.2. Папка с документами (прилагаемая к схеме): 3.2.1. Обязанности директора ОУ, его заместителей, начальника службы безопасности; работников (НШ) ГО (если имеется) по охране и противодействию терроризму, предотвращению нарушений общественного порядка и обеспечению безопасности в ОУ. 3.2.2. Обязанности взаимодействующих органов (милиции, пожарной охраны, территориального ОФСБ, руководителей учреждений, арендованных помещений и др.) в части, касающейся безопасности ОУ. 3.2.3. Обязанности начальника охраны, всех лиц охраны с особенностями для каждого поста по обеспечению пропускного режима, поддержанию общественного порядка, применению специальных средств и физической силы при задержании террористов, нарушителей. 3.2.4. Обязанности всех охранников арендованных помещений, в том числе порядок применения ими специальных средств и физической силы. 3.2.5. Обязанности обучающихся в случае возникновения ЧС. 3.2.6. Общие обязанности персонала по предотвращению актов терроризма, групповых и массовых нарушений общественного порядка. 3.2.7. Общие обязанности персонала и клиентов учреждений-арендаторов. 3.2.8. Что запрещается персоналу, посетителям, клиентам учреждений-арендаторов. 3.2.9. Действия охраны при попытках совершения (совершении) акта терроризма, нарушениях общественного порядка, пожаре, стихийном бедствии, иной ЧС, способ организации охраны эвакуированного имущества. 3.2.10. Действия администрации, персонала и обучающихся ОУ, работников арендованных помещений при совершении действий, изложенных в п. 3.2.9, и иных возможных ЧС. 3.2.11. Действия взаимодействующих органов при этих ситуациях, с указанием конкретных сроков, количества выделяемого личного состава, единиц техники, действий, проводимых ими (указываются с разрешения руководства этих органов).
3.3. Пояснительная записка к схеме, в которой отражаются:
3.4. Отдельное приложение. К плану охраны может прилагаться перспективный план оборудования комплекса инженерно-техническими средствами охраны и приборами, аппаратурой дистанционного наблюдения на 3-5 лет. 3.5. Дополнительно к плану целесообразно приобщить инструкцию по действиям персонала, охраны, взаимодействующих органов при чрезвычайных техногенных ситуациях и при введении чрезвычайного положения в городе (по линии ГО ЧС). Методические рекомендации рассмотрены на заседании антитеррористической комиссии Департамента образования и рекомендованы для практического использования при разработке вышеуказанных документов в образовательных учреждениях. |
![]() | Методические рекомендации по составлению плана информатизации государственного... Методические рекомендации предназначены для ответственных за подготовку планов информатизации (ПИ) сотрудников государственных Российской... | ![]() | Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического... ... |
![]() | Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств... Методические рекомендации предназначены для операторов и разработчиков информационных систем персональных данных и охватывают вопросы... | ![]() | Н. Г. Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении... Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» |
![]() | Методические рекомендации по организации производственного контроля... Методические рекомендации предназначены для работников территориальных органов Госгортехнадзора России | ![]() | Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического... Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
![]() | Методические рекомендации по разработке основной общеобразовательной... До ввода в действие примерных основных общеобразовательных программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная... | ![]() | Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия ... |
![]() | Идринский район администрация екатерининского сельсовета постановлени е «О мерах по противодействию терроризму», Федерального закона РФ от 06. 03. 2006 г. №35-фз «О противодействии терроризму», Федерального... | ![]() | Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования... России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного... |