Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура»




Скачать 356.39 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Персональная экологическая культура»
страница1/3
Дата публикации17.03.2013
Размер356.39 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > География > Программа
  1   2   3
возврат к web-странице

Программа дополнительного образования

«Персональная экологическая культура»

Содержание

  1. Состояние и актуальность проблемы. Аргументация создания программы «Персональная экологическая культура».

  2. Концептуальные основы программы

    1. Ключевые понятия.

    2. Цели, задачи, дидактические принципы.

  3. Тематическое планирование (модули программы).

  4. Содержание программы (по модулям).

    1. Основы экологических знаний.

    2. Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни.

    3. Экологически ориентированное взаимодействие с природой.

    4. Рациональное природопользование в быту.

    5. Организация экологической среды ближайшего окружения.

  5. Методические приложения (формы и методы реализации программы)

    1. Встроенность содержательных линий программы в реализацию предметов базового обучения (в школах).

    2. Реализация в качестве программы дополнительного образования

    3. Сочетание интерактивных методов в работе с коллективом учащихся с индивидуальным подходом к их деятельности. Партнёрство с семьёй.

  6. Мониторинг эффективности образовательной деятельности.

Сегодня всё более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию природосберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды.

«Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения».

^ Н.Н. Моисеев

1. Состояние и актуальность проблемы.
Аргументация создания программы
«Персональная экологическая культура»


Движение к устойчивому будущему предполагает не только экологизацию экономики, создание деятельностного законодательства в области природопользования, но и участие населения в процессе выработки и принятия решения, преодоление пассивности с одной стороны, и декларативности в оценке экологических проблем с другой.

В решении экологических проблем учёными выделены две ведущие стратегии. Первая – технологическая – предусматривает разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий во всех отраслях хозяйства, связанных с использованием природных ресурсов. Вторая стратегия – гуманитарная. Её цель – содействовать «преобразованию» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни, становление нового типа культуры – культуры экологической.

Системе образования в этом процессе принадлежит главная роль. Последние 20 лет в отечественном образовании идёт поиск психолого-педагогических подходов к экологическому образованию.

В 80-х годах минувшего столетия российскими идеологами (И. Зверевым, А. Захаровым, И. Суравегиной) были разработаны концептуальные основы и модели экологического образования. На протяжении ряда лет велась работа в экспериментальных школах регионов, апробировалась экологизация учебных дисциплин, разнообразные аспекты внеклассной работы по экологии и природосбережению.

Закон «Об охране окружающей среды» (1991) провозгласил систему непрерывного экологического образования и воспитания, создал предпосылки для активизации экологического образования.

Сегодня учёные и методисты выделяют несколько приоритетов экологического образования учащихся в России. Анализ, проведённый Д.С. Ермаковым, позволяет показать основные тенденции экологического образования в современном учебно-воспитательном процессе:

  • Изучение основ экологии как научной дисциплины («знаниевый подход»);

  • Проведение экологических исследований, экологический мониторинг (исследовательский подход);

  • Традиционные природоохранные мероприятия (природоохранный подход);

  • Взаимосвязь здоровья человека с состоянием окружающей среды (эколого-валеологический подход).

Несмотря на разнообразие содержания и форм деятельности, эффективность современного экологического образования оценивается экспертами как недостаточная. Знания научных основ экологии, осведомлённость учащихся об экологических проблемах не отражается существенным образом на мотивации, практических результатах поведения и деятельности молодёжи в аспектах природосбережения и рационального природопользования в быту.

Проведённый нами на региональном уровне (Пермский край) анализ альтернативных программ и учебных пособий, с одной стороны, реальной образовательной ситуации в опорных школах – с другой, позволяет убедиться в противоречивости современного этапа экологического образования и выделить причины, тормозящие освоение учащимися экологической культуры. Условно их можно разделить на «внешние» (социально-психологические) и внутренние (методологические, выходящие на содержание и организационные формы самого образования):

  • Ломка социальных устоев перестроечного периода и ослабление духовно-нравственных аспектов общественного сознания;

  • Отсутствие последовательности и преемственности социального заказа на экологическое образование;

  • Приоритет теоретических знаний в ущерб практико-ориентированному экологическому образованию, оторванность обучения от непосредственных интересов личности подростка, его семьи, микросоциума;

  • Слабая разработанность психолого-педагогических основ экологического образования;

  • Методологическая «размытость» структуры и содержания формирования экологической культуры личности в условиях школьного и дополнительного образования.

Насколько сложными в условиях сегодняшних реалий не казались бы приведённые позиции, ясно одно – преодоление этих трудностей необходимо. Без принятия новой экоцентрической идеологии и освоения практики экологически ориентированного поведения не преодолеть экологический кризис, не поставить заслон здоровьеразрушению.

Нужен спектр программ, создающих возможности формирования у детей опыта экологически сообразного поведения и здорового образа жизни.

Разработанная нами программа «Персональная экологическая культура – ступени освоения» - из их числа. Она призвана фокусировать разрозненные экологические знания на жизненных проблемах, соотносить с индивидуальным опытом детей и их семей.

Мотивировать решение экологических проблем повседневной жизни на основе полученных знаний, анализировать результаты – значит, содействовать формированию персональной экологической культуры личности. Кроме того, опыт решения экологических проблем поможет молодёжи приобрести уверенность в том, что позитивные результаты в определенной степени зависят от их знаний, убеждений, и, что особенно важно, усилий.

^ 2. Концептуальные основы программы

2.1. Ключевые понятия

Понятие «культура» (в переводе с латыни – возделывание, воспитание, образование, развитие) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельность, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Приведённое определение культуры даёт нам энциклопедический словарь (1990). Необходимо подчеркнуть, что определений культуры встречается множество (не менее 500).

Экологическая культура рассматривается многими учёными как составная часть общей культуры, при которой экоцентрическое сознание и экологически целесообразное поведение людей обеспечивают возможность коэволюции общества и природы.

Наиболее распространённо следующее определение.

«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этнических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» («Московская международная декларация об экологической культуре», Москва, 1998 г.).

Применительно к экологической культуре отдельной личности (назовём её персональной экологической культурой) нам представляется наиболее предпочтительным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умения в практической деятельности».

Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не пользоваться ими. Экологическая культура включает их экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования.

Следует согласиться с методологами экологического образования, в частности с В.В. Мосоловым, который ядро содержания процесса формирования экологической культуры личности рассматривал в единстве трёх компонентов: когнитивного, эмоционольно-ценностного и деятельностного.

Под когнитивным компонентом содержания процесса формирования экологической культуры учащихся понимают психолого-педагогический процесс сознательного усвоения учащимися системы экологических знаний и развитие экологического мышления.

По определению Г. Клауса, к когнитивным процессам относятся: восприятие, запоминание и воспроизведение, понятийная обработка, мышление и решение задач [Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987].

Когнитивный компонент содержания экологического образования реализуется через введение в образовательный процесс курса «Экология», факультативных курсов экологической направленности, а также актуализацию экологического компонента в рамках отдельных предметов базового образования, программах дополнительного образования детей, разнообразную внеклассную деятельность.

Ведущие элементы эмоционально-ценностного компонента формирования экологической культуры личности: потребности, мотивы, эмоции и отношение к природе.

Деятельностный компонент является ключевым, системообразующим элементом формирования экологической культуры, он подразумевает готовность и умение проявлять активность в решении повседневных экологических проблем.

^ 2.2. Цели, задачи, дидактические принципы

Цель программы: содействовать формированию личностной (персональной) экологической культуры детей и подростков на основе использования знаний и ценностных ориентаций в опыте решения конкретных экологических проблем повседневной жизни.

Задачи:

  1. Определение информационно-смыслового поля решения реальных экологических проблем. Актуализация содержательных линий формирования персональной экологической культуры учащегося.

  2. Поэтапное освоение содержательных модулей программы в контексте обучения решению жизненных проблем экологически ориентированного поведения и здорового образа жизни.

  3. Использование субъект-субъектного подхода к обучению учащихся и интерактивных методов обучения.

  4. Интеграция с семьёй в ходе практических и учебных занятий.

  5. Разработка диагностических позиций для отслеживания динамики личностной экологической культуры учащихся.

Принципы формирования экологической культуры учащихся:

  1. Систематичность и последовательность в овладении достижениями науки, культуры, опыте деятельности.

  2. Связь обучения с жизнью.

  3. Развивающий и воспитывающий характер обучения.

  4. Творческая активность и самостоятельность учащихся при руководящей роли педагога.

  5. Единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

  6. Сочетание научности и доступности обучения.

  7. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

  8. Ориентация воспитания на ценностные отношения.

  1. Тематическое планирование (модули программы).

Содержание программы представлено пятью содержательными линиями – модулями:

  1. Основы экологических знаний.

  2. Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни.

  3. Экологически ориентированное взаимодействие с природой.

  4. Рациональное природопользование в быту.

  5. Организация экологической среды ближайшего окружения.

Деятельность педагогов по программе может быть встроена в работу объединения (кружка), либо ей отводится отдельное место в учреждении дополнительного образования. В рамках общеобразовательной школы на каждый модуль программы выходит целая группа предметов (учителя могут актуализировать темы персональной экологической культуры через базовое образование, а также работу кружков). В тематическом плане обозначено количество часов для варианта, когда программа реализуется в учреждении дополнительного образования в качестве отдельной программы или обязательного регионального компонента в составе другой программы дополнительного образования.


модуля

Тематический модуль

темы

Тема

Кол-во часов

1

^ Основы экологических знаний

1

Введение. Предмет, задачи и структура экологии

1

2

Экологические факторы

2

3

Среда и условия существования организмов. Экосистема. Биогеоценоз.

6

4

Учение о популяции

2

5

Круговорот веществ в природе

3

6

Антропогенное воздействие на природу. Ноосфера

3

7

Глобальный экологический кризис и региональные экологические проблемы

3

8

Экологическое равновесие. Устойчивое развитие.

3

9

Природоохранное законодательство. Контроль качества окружающей среды, основные направления охраны окружающей среды

6

2

^ Профилакти-ка и преодоление экологических рисков в повседневной жизни

1

Экологические риски в повседневной жизни. Дефицит общения с природой

1

2

Питание и токсины. Качество питьевой воды. Источники загрязнения, меры предосторожности

3

3

Экология жилища. Строительные и отделочные материалы. Предотвращение вредных влияний

3

4

Косметика и парфюмерия. Моющие средства. Красота – не любой ценой

2

5

Бытовая техника. Санитарные требования использования электромагнитных излучений

2

6

Шумовое загрязнение. Последствия длительного воздействия. Санитарно-гигиенические нормы

1

7

Визуальная среда в городе. «Зрительный голод». Способы улучшения визуальной городской среды

1

8

Природа вокруг нас. Дикорастущие съедобные и лекарственные растения. Распознавание, хранение, применение

1

9

Природа таит опасность. Клещевой энцефалит и другие риски. Профилактика

1

10

Заключительное занятие модуля «Что в моей власти?». Спектр личных возможностей

1

3

^ Экологически ориентиро-ванное взаимодейст-вие с природой

1

Природная эстетика (цветы, деревья, ландшафты) в моей жизни и жизни моей семьи. Проекты «Благодарение за наслаждение»

3

2

Проекты любознательных

2

3

«Открываем» природные взаимосвязи. Моё исследование

2

4

Моё природопользование без ущерба миру природы

1

5

«Диалоги» с природными объектами

1

6

Внутренний запрет (наши краснокнижники)

1

7

Охрану диктует закон. Экологическое право в моей жизни и жизни моей семьи

1

8

«Растения, птицы и звери заботу мою захотели!» (кому из них я больше всего нужен?)

2

9

Проблема мусора в твоём доме и доме природы. Есть проблема – ищем решение!

2

10

Цепочка «понимание – отношение – действие» (проект моей природоохранной или просветительской деятельности)

3

4

^ Рациональное природополь-зование в быту

1

Азбука природопользования

1

2

Путь человечества к бумаге, современное её использование. Индивидуальные проекты «Бумага и мы»

2

3

Вода в обыденной жизни. Расход воды в моей квартире (доме)

2

4

Газ у нас дома. Экономное расходование – забота о себе и будущих поколениях

1

5

Современные источники энергии. Электроэнергия в жизни твоей семьи – проект бережливых

2

6

Автомобиль сегодня. Уровень расхода топлива и экологичность машины

1

7

Тепло в доме. Проект сохранения тепла в доме, школе

1

8

«Лес и луг – добрый друг». Дары природы: умение принять и распорядиться

1

9

Здоровое питание и рациональность хорошей хозяйки

1

10

Усадьба сельского жителя. Отходы – в доходы

1

11

Жизнь вещей. Цепочка рационального использования твёрдых бытовых отходов

2

5

^ Организация экологической среды ближайшего окружения

1

Экологический «паспорт» образовательного учреждения и возможности улучшения пространственной среды (групповые проекты)

3

2

Экологический «паспорт» дома (квартиры) и наши резервы (индивидуальные и семейные проекты)

2

3

Комнатное цветоводство, оптимальные варианты

1

4

Профилактика замусоривания территории (улицы, микрорайона). Реальные и фантастические проекты

1

5

Ландшафтное строительство во дворе, в микрорайоне. Фантастические и реальные проекты. Уроки видеоэкологии

2

6

Общественный экологический контроль: преодолеваем равнодушие и пассивность

1

7

Иск домоуправлению о ненадлежащем исполнении коммунальных услуг

1

8

«Автомобиль под окном и ночью и днём» (проект «Вместо двора – парковка. Наши действия»)

1

9

Социально-экологические акции населения. Подготовка и проведение групповых проектов конкретных экологических акций

3
  1   2   3

Похожие:

Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С....
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С....
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconОбразовательная программа дополнительного образования к общему образованию...
Оп-н1-до-2008 Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования к общему
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconРабочая программа (далее Программа) нормативный документ, определяющий...
...
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность»
На образовательную программу дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» педагога дополнительного образования...
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма объединения дополнительного образования детей «Звонкие голоса»
Через эмоциональное эстетическое восприятие музыкальных произведений, предметов и явлений решаются задачи обучения. Данная программа...
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Предшкольная...
Оп-пд-до-2008 Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма дополнительного образования
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма дополнительного образования
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура» iconПрограмма дополнительного образования
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница