Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и




Скачать 494.82 Kb.
НазваниеОсновные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и
страница1/5
Дата публикации19.03.2013
Размер494.82 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Введение в КСЕ.
Основные КСЕ связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась КСЕ в ХΙ Х веке. Ее основоположники - Э.Геккель и Э.Дюбуа-Реймон.

«На границах познания природы» - Э.Дюбуа-Реймон, «Мировые загадки» - Геккель.

Э.Геккель и Э.Дюбуа-Реймон выделили 7 главных мировых загадок:

  • Происхождение материи и силы

  • Происхождение движения

  • Происхождение жизни

  • Целесообразность природы

  • Возникновение ощущения и сознания

  • Возникновение мышления и речи

  • Свобода воли


1 и 2 – физика, 3 и 4 – биология, 5,6 и 7 – психология, т.о. естествознание – совокупность наук о природе.

В процессе развития масштабов человеческих знаний, которые условно можно представить площадью соприкосновения среды знаний с областью неизвестности, можно убедиться, что решаемые проблемы и раскрываемые загадки порождают новые необъясненные вопросы и проблемы, требующие решения.

Все изменения происходят волнообразно, циклично.

Так же, как и другие науки, естествознание постоянно испытывает процессы дифференциации и интеграции ранее обособленных дисциплин.

^ Главная задача КСЕ – познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человечества.

2 группы наук:

  • Наука о явлениях природы – физика, химия, физиология

  • Наука о предметах науки (науки, изучающие весь окружающий материальный мир с небесными телами и землей, включая неорганические составляющие, находящиеся внутри земли, а также органические составляющие, находящиеся на ее поверхности, включая высшее творение природы – человека) – астрономия, геодезия, география, геология, физика Земли, минералогия,. зоология, антропология.



Антропология базируется на анатомии и физиологии и на их основе строится медицина и экспериментальная психология.

КСЕ – система взглядов об универсальном характере самоорганизации материи, включая физический мир и человека.

В.Н.Вернадский вложил очень много в научные знания в естествознание.

Его выдающимся вкладом является открытие и обоснование неоднородности структуры мироздания, проявляется в существовании во Вселенной трех реальностей:

  • Космоса

  • Микромира

  • Биосферы, включая человека


Задачи – изучение трех реальностей и человека.


Научный метод

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил и процедур, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

Методика – совокупность методов, объединенных достижением одной общей цели.

Методология – учение о методах.

Важнейшая задача методологии – изучении происхождения сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы познания разделяют по широте их возможного использования в научных исследованиях. Методы познания разделяют на три группы:

  • Всеобъемлющие (диалектические)

  • Общенаучные, которые применимы во многих областях исследования

  • Специфические, которые присущи только отдельным направлениям научных изысканий


Общенаучные методы с точки зрения классификации во многом связаны с понятием уровня « уровня научного познания».

Такие методы, как наблюдение, измерение, эксперимент присущи только эмпирическим исследованиям.

Такие методы, как формализация, идеализация, присущи только теоретическим познаниям.

Метод моделирования сочетает в себе процессы и эмпирического и теоретического познаний.

Эмпирический уровень научного познания характеризует непосредственное исследование реально существующих чувственно-воспринимаемых объектов.

На этом этапе происходят накопление первичной информации в процессе наблюдений, измерений и экспериментов. На этом этапе проводится первичное обобщение полученной полезной информации в виде схем, таблиц, графиков и т.д.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рационально-логической ступени познания, при этом раскрываются глубокие существенные стороны связи и закономерности, присущие изучаемым объектам и явлениям.

В результате формируются гипотезы, теории и законы.

^ Эмпирические методы познания

  1. наблюдение – чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, т.е. исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объектах окружающей действительности.



Особенности научного наблюдения:

1.целенаправленность

2.планомерность

3.активность
Научные наблюдения


  1. Измерение – процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта (явления) с помощью специальных технических средств.




        1. Эмпирические методы:

1. наблюдение

2. эксперимент

3.измерение
Единица измерения – поприще, т.е. то расстояние, которое всадник мог проскакать без остановки, без отдыха (=20 км).

Единица измерения – эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта (явления)

Единицы измерения:

1.основные – непосредственно определяется техническими средствами

2.производные – выводится из других единиц с помощью каких-то математических соотношений.

Методика построения системы единиц, состоящая из основной и производной, была предложена в 1832 году К.Гауссом.

Единица длины – миллиметр (мм)

Единица массы – миллиграмм (мг)

Единица времени – секунда (с)

Система мировых постоянных Планка:

  1. скорость света в вакууме

  2. постоянное тяготение

  3. постоянная Больцмана

  4. постоянная Планка


Мировые константы существенно упрощают многие физические расчеты и не зависят от исследователя.

С 1960 г. была введена система СИ: 7 основных единиц и 2 дополнительные

  1. метр

  2. кг

  3. с

  4. Ампер (А)

  5. Кельвин (К)

  6. Кондел (КД)

  7. моль

  8. радиан

  9. стера

Виды измерений:

1. по изменению характеристик объекта во времени

  • статические – неизменность измеренных характеристик

  • динамические - изменяемость

2. по способу получения результатов

  • прямые – непосредственный отчет искомой величины при сравнении с эталоном

  • косвенные – искомая величина определяется на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, полученные путем прямых измерений.








вид. СНК ДНК
вид. - видимое

СНК – средняя инфракрасная видимость

ДНК – дальняя инфраструктурная видимость

Теоретические методы познания

  1. абстрактные

  2. конкретные

Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-либо менее существенных сторон изучаемого объекта с одновременным выделение или формированием других свойств существенных для данного исследования.

Абстракция:

1. абстракция отождествления – понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу

2. изолирующая абстракция – понятие, которое формируется путем выделения некоторых свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира в некоторые самостоятельные сущности.

Конкретное - категория научного познания, которая означает, что существует теоретически воспроизведение в мышлении состояние объекта исследования во всем его многообразии.

4. идеализация

5. мысленный эксперимент

Идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования.

Целесообразность идеализации.

Идеализацию целесообразно осуществлять в следующих случаях:

  • объект исследований очень сложен для измерения и математического описания => нуждается в упрощении, т.е. в идеализации

  • когда существуют процессы, влияющие на результат и затмевающий тот предмет исследование, который представляет интерес

  • связана с упрощением объекта или процесса в той части, которая не связана с объектом исследования


^ Мысленный эксперимент – оперирование идеализированным объектом, замещающим в абстракции объект реальный в результате мысленного подбора тех или иных положений или ситуаций, позволивших выделить какие-то важные особенности исследуемого объекта.

6.формализация

7.язык науки

Формализация – особый подход в научном познании, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, а также от содержания, описывающих их теоретических положений, и использовать вместо этого некоторое множество символов или знаков.

^ Язык науки – множество специальных терминов, выражений и средств формализации, обеспечивающих математическое описание процессов и явлений.

8.индукция

9.дедукция

Индукция (от латинского языка – побуждение) – метод, основывается на умозаключениях, приводящих к общему выводу на основании частных посылок

  • метод единственного сходства

  • метод единственного различия

  • смешанный метод сходств и различий

  • метод сопутствующих изменений

  • метод остатков

Дедукция (с латинского языка – выведение) – метод исследования, подразумевающий частные выводы, на основе знаний, в которых формируются результаты исходя из первичных общих положений.
Помимо методов, объясняемых только в части теоретических познаний, а также методов, применяемых только для эмпирических исследований, существуют методы научного познания, которые одинаково успешно применяются и при эмпирическом и теоретическом познаниях.
^ Методы эмпирического и теоретического познаний



Анализ предполагает расчленение объекта на части с целью выявления значимых особенностей выделенных составных частей

Синтез предполагает операцию логического объединения ранее разделенных автономных частей объекта исследования с целью создания новых объектов, новых свойств или использование новых эффектов.

Аналогия – некое подобие каких-либо предметов, признаков, свойств или отношений у различных в целом объектов.

Моделирование – изучение воспроизведенного объекта, базирующееся на взаимнооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его в процессе исследования объекта называемого моделью.

Виды моделирования:

1. мысленное (идеальное)

2.физическое

3. символьное (знаковое)

4. численное
История развития естествознания.
Возникновение античной науки и космоцентризма Древнегреческой натурфилософии
Знание получили научное обоснование в античном направлении – натурфилософия.

Натурфилософия сформировалась в VΙ в до н.э. и представляла собой систему знаний, являвшуюся результатом деятельности не отдельных исследовательских, а научного сообщества в части получения новых знаний.

В основе древнегреческой натурфилософии лежали такие особенности, как абстрактность и отвлеченность.

Космос – порядок (в Древней Греции).

Космоцентризм – попытка навести порядок в знаниях о природе Земли с научной точки зрения.

Поэтому в V в. до. н. э. понятие «космос» приобрело значение Вселенной или окружающего мира.

Космоцентризм считается доклассическим эталоном развития натурфилософии, при этом космос характеризуется как набор стихий.
Ι этап – ИОНИЙСКИЙ

Гераклит Эфесский считал, что огонь – первостихия всего. Фалес Милетский считал, что главное – вода. Анаксимен – воздух. Анаксимандр – любая стихия может быть первоосновой.
ΙΙ этап – АФИНСКИЙ

Атомарные учения.

Аристотель

Вселенная состоит из атомов, которые вечны и неуничтожимы =>Вселенная – вечна.

Атомы постоянно движутся в пространстве и различны по форме и величине.
ΙΙΙ этап – ЭЛЛИНИЙСКИЙ

Шло формирование математики и механики. Эвклид, Эпикур, Архимед.
ΙV этап - ДРЕВНЕРИМСКИЙ

Тит Лукреций Кар доказывал вечность материи и первичность атомов.

^ Естественные знания Средневековья
В V-XV вв. Европа переживала упадок научных знаний => центр науки переместился на Ближний Восток. Возвращение центра науки в Европу связано с созданием в XVΙΙ- XVΙΙΙ вв. ряда университетов, включая Валлонский, Парижский, Кембриджский, Оксфордский и т.д.

В Оксфордском университете была сформирована пропорция под руководством Т.Бродвалина. В последующем наука о пропорциях прочно вошла в исследование в области химии, физики, биологии, математики и других наук.

Дальше было связано развитие естествознания с мировыми научными революциями, которые сформировали основу КСЕ.

Элементы современной физики

Относительность

  1. пространство

  2. время

Декарт предложил трехмерную систему координат, где описываются все объекты изменения положений как процесс развития, учитывающийся во времени.

0,909 ? 1 млн. р.


0 1 2
S0 = 1 млн. р.

i = 10%

S1 =?
S1= S0 + i* S0 = 1+0,1*1 = 1,1 млн. р.

S1= S0 (1+i)

S0= S1/(1+i)

S0=1/1+0,1=0,909

^ Принцип относительности
Сформулирован был Эйнштейном.

Установление в ХΙХ в. значения скорости света привело к формированию принципиального постоянства скорости света.

Следующий принцип заключался в том, что для всех с равной скоростью движущихся предметов прямолинейно относительно друг друга справедливы одинаковые законы природы. Эти принципы легли в основу теории относительности.
Спец-ая теория относительности

1881 г. Майкельсон Марии

3*108 м/с

Лоренц

Пуанкаре

Максвелл

Эйнштейн 1905
Спец-ая теория относительности помимо относительности расположения движения и покоя содержит принципы относительности одновременности событий, времени, длительных процессов, размеров объектов и их масс.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconВопросы к зачету, экзамену по дисциплине «ксе»
Эмпирический и теоретический уровни научною познания. Методы, формы научного исследования
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconТесты по ксе 2008 наука и ее роль в жизни общества -2
Процессы на химическом уровне организации материи: факторы и реакционная способность веществ -61
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconРеферат по ксе пожидаевой Юлии
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconПлан I. Немецкая классическая философия: возникновение и основоположники. II. Г. В. Ф. Гегель
Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту. Маркс рассматривал немецкую...
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconПосольство республики мали в москве
«мировые тенденции и национальные особенности развития малого бизнеса в странах африки»
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconОбеспечение образовательного процесса Кафедра Информатики № п/п
Мировые информационные ресурсы, Глобальные информационные сети, Банки данных, Информационные технологии в банковской деятельности,...
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconКонтрольная работа по дисциплине: «Мировые и информационные ресурсы»...
Сети Компьютерная сеть
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconПланы семинарских занятий по курсу «мировые товарные рынки и цены»...
Основные факторы предложения и спроса на рынке с/х товаров. Особенности производства. Роль запасов в формировании общего объема предложения...
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconР. А. Юсупов в настоящей статье представлено авторское решение двух...
Вселенной. Обе проблемы самым тесным образом связаны друг с другом и поэтому рассматриваются совместно. Решение обеих проблем основывается...
Основные ксе связаны со стремлением решить мировые проблемы и разгадать мировые загадки. Сформировалась ксе в ХΙ Х веке. Ее основоположники Э. Геккель и iconМировые ресурсы и добыча алмазов и драгоценных металлов
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница