А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии




Скачать 495.46 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии
страница1/4
Дата публикации24.03.2013
Размер495.46 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
  1   2   3   4
НАУЧНЫЙ ФЛОТ РОССИИ. Рукопись 2008 г.

Данченков М.А.*)., Волков Р.Н. (*)

veradanch@yandex.ru
«И скажет с благодарностью: БЫЛИ». А.С.Пушкин
Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии.

Российские верфи опытом их строительства не обладают..

ВВЕДЕНИЕ.

Морская страна обязана поддерживать работу своего научного флота, по крайней мере, для подтверждения права владения морскими территориями. Так, в спорных водах (например, вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море) и в прошлом и сейчас первыми пытаются работать научные суда соперников. С потопления японского гидрографического судна началась японо-китайская война 1898г.

Без работы научных судов не было бы прогресса и в использовании рыбных и минеральных ресурсов моря. Однако, прибыль от научного флота не так быстра и очевидна как от флота торгового, а стоимость создания и эксплуатации научных судов намногон выше расходов на создание и эксплуатацию судов торговых. Поэтому число научных судов у большинства стран мира исчисляется единицами, а работают они многие десятки лет (их берегут, своевременно проводят плановые ремонты и модернизации).

Морские владения России пока ещё расположены в трёх океанах, а потеря трети территории не уменьшила существенно протяжённости её морских границ. Но научный флот страны существенно уменьшился.. Сколько же научных судов было у нашей страны ?

За последний век у России (СССР/РФ) исследовательских судов было намного больше, чем в любой другой стране. Таким мощным, многочисленным и разнообразным, как в 1965-1985, русский научный флот уже не будет никогда. Стремительный рост научного флота в период с 1946 г. по 1988 г. сменился ещё более стремительным его уничтожением после 1991 г.

При большом числе публикаций по этой теме, таких сведений в них в них не найти. Большинство ведомств не публиковало данных о составе научного флота даже через много лет после списания большинства таких судов. Например, в справочнике «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945» (1988)» скрупулёзно перечислены даже катера водоизмещением менее 16 т, но совсем нет сведений о гидрографических и океанографических судах (водоизмещение которых доходило до 10000 т). Из-за этого относительно полные (хотя и с многочисленными ошибками) сведения о российских научных судах можно получить только в зарубежных изданиях.

Давно уже нет многих научных судов. Исчезли не только судовладельцы-организации (например, Дальгеофизин, ГОИН-1, «Космофлот»), но и судовладельцы-ведомства (Дальстрой, Севморпуть, Министерство морского флота). При таких переменах исчезают не только суда, но и архивы, содержащие сведения о них. Нет уже и мощной морской державы (первой- по научному флоту, второй- по военному и третьей-четвёртой- по торговому). Но до сих пор состав научного флота страны для её граждан остаётся неизвестным. Авторы предприняли попытку заполнения этого пробела- составили каталог научных судов страны.
ОБЗОР

Общий каталог научных судов страны ранее не публиковался. Однако, известны частичные (отдельных организаций или ведомств).

В последние 10 лет опубликованы четыре таких каталога:

-гидрографических судов Черноморского флота (Ганапольский, 1996);

-гидрографических судов Северного Ледовитого океана (Спирихин, 2003);

-гидрографических судов ВМФ, построенных после 1945 (Павлов,1992, 1994)

АН СССР (краснов).

Их характеристика.

Полезная информация содержится на некоторых сайтах Интернета. Наиболее интересным представляется сайт НАТО вспомогательных (с военной точки зрения) судов-

http://www.hazegray.org/worldnav/russia/

и сайт Мирового регистра- www.world-register.com/. .

Многочисленные ошибки первого не уменьшают его полезности.

Менее интересен сводный (судов, данные океанографических измерений которых хранятся во ВНИИГМИ-МЦД или сайт (//data.oceaninfo.ru/resource/objects/vessels). Многочисленны ошибки

в определении судовладельца/оператора (им почему-то считается организация, приславшая данные) и в типах судов. Как разные определены организации с полным и сокращённым именем. Сомнительна обоснованность отнесения к научным боевых кораблей или промысловых судов (разовая работа с учёными ещё не изменяет основное назначение и принадлежность судна). Перевраны даже названия организаций. Так ДВНИГМИ (ДВ научно- исследовательский гидрометеорологический институт), самый большой судовой оператор того же ведомства, что и ВНИИГМИ, назван почему- то «институтом гидрометеорологической информации» .

РЕГИСТРЫ

РЫБНЫЙ

Возможно появление нового справочника (сводного каталога), о подготовке которого было объявлено на последнем конгрессе по истории океанографии (Стрюк, Игнатьев, 2004). В нём будет содержаться, кроме той, что представлена у нас, также информация о флаге (справочник посвящён отечественному флоту, а у одного флота и флаг- один), о материале корпуса (за редким исключением, это- сталь); о движителе (обычно, это- винт); о вспомогательных механизмах; о площади палубы и лабораторий, об уникальном оборудовании; об экспедиционной деятельности и полученных результатах; о ветеранах и знаменитостях…. Поэтому, авторский каталог, в котором такая информация опущена, является лишь одним из возможных.

^ ТИПЫ СУДОВ.

Какие суда можно считать научными (исследовательскими) ? Вероятно, те, что предназначены для постоянного использования в научных исследованиях. Те, на которых исследуют море (морское дно, морскую воду, атмосферу над морем, обитателей моря) и те, что способствуют таким исследованиям. Разницы между терминами «научный» и «исследовательский» авторы не нашли. Поэтому термин «научно-исследовательское» авторы считают таким же странным, как «научно-неисследовательское» или «ненаучно-исследовательское». Однако, этот неудачный, с нашей точки зрения, термин (нис) получил широе распространение с 60-ъ годов.

Термин «исследовательское судно» (ис) встречается иногда (например, на сайте ВНИИГМИ-МЦД: http://data.oceaninfo.ru/resource/objects/vessels) вместе с термином «научно-исследовательское судно», а иногда (см.примечание)- вместо.

Термины «исследовательское судно» и «научно-исследовательское судно» иногда используются как синонимы. Например, на сайте //slovari.yandex.ru/ цитируется статья А.М.Муромцева из БСЭ-2:

«Исследовательские суда - морские, речные или озерные суда, предназначенные для проведения различных исследований вод, морского дна, атмосферы и космического пространства. Различают океанографические, "корабли погоды", рыбопоисковые, геолого-геофизической разведки, службы космических исследований, подводных исследований и др.».

^ А в БСЭ-3 (Е. М. Сузюмов) используется уже другие термины: «Суда научно-исследовательские

(НИС), экспедиционные суда (ЭС), морские, озёрные и речные суда, специально построенные или перестроенные из другого типа судов для проведения различных исследований в толще водных масс, морского дна, атмосферы и космического пространства». Возможно, введение термина «научно-исследовательское судно» должно было отделить специально построенное судно от судна, переоборудованного или временно использованного («исследовательское судно»). Однако, при этом возникает путаница. Так, переданный в ДВО траулер Каллисто стал именоваться в сводках АН «научно-исследовательским» без какой-либо особой реконструкции последнего. А подобное (исследовательским судном) именование боевых кораблей (например, эсминца Альтфатер) в труде ВНИИГМИ-МЦД представляется ошибочным.

Также странными типами научных судов являются и другие термины советского времени: «экспедиционное океанографическое» (неясно, чем, кроме ведомственной принадлежности этот тип отличается от «научно-исследовательского»); «океанографическое исследовательское» (океанографических неисследовательских не бывает). В иностранной практике научные суда обычно именуют просто «исследовательскими».

Ниже под научно-исследовательским судном в расширенном значении понимаются суда, занятые самыми разнообразными научными работами в океанах и морях. От других судов (например, транспортных) они отличаются, как минимум, наличием специально оборудованных лабораторий (хотя в последнее время научные лаборатории уже перевозятся в контейнерах, которые могут быть установлены на любом судне). К научным судам можно отнести и суда снабжения (например, Обь), в последнее время называемые «научно-экспедиционными». Ккстати, научно-экспедиционным называлось первое отечественное научное судно- Андрей Первозванный, бывшее по основному назначению научно-промысловым. Их отличительными признаками являются большие трюма и большое число пассажирских мест (для перевозимых полярников).

В число «нис» входят и небольшие по водоизмещению («маломерные») суда (на реках и озёрах); суда, занятые биологическими работами (Академик Опарин); опытовые суда КБ; суда, занятые обеспечением космических полётов (например, спасательное Баскунчак); учебные суда океанологов (Московский университет); суда геофизической разведки (Академик Крепс). К нис в расширенном значении можно отнести и суда- платформы для разведочного бурения на шельфе (Бавенит). Большинство из них (кроме Академика Опарина) вместе со специальными измерениями выполняют и стандартные океанографические работы. В широком смысле, нис- это все суда-носители учёных и работающие для них. В узком смысле, научно-исследовательские суда- это суда, занятые измерениями в океане.

Разнообразные научные суда можно разделить по основным признакам (месту строительства, водоизмещению и назначению) на следующие типы.

^ По водоизмещению суда условно можно разделить на малые, средние и большие.

Границы между ними условно можно задать в 500 тонн (суда меньшего водоизмещения – «малые») и 5000 тонн (суда большего водоизмещения логично назвать «большими»). Суда, водоизмещением менее 100 тонн (катера), в регистры обычно не включаются и здесь они, за редким (при названиях, совпадающих с именами других судов) исключением, также не рассматриваются.

Большое число отечественных судов водоизмещением около 400 т, вероятно, можно объяснить ограничениями внутриконтинентальных водных путей.

БОЛЬШИЕ

Хотя большое судно лучше малого по условиям работы и проживания, оно менее экономично и, поэтому, менее пригодно для океанографических работ. Большие суда использовались обычно комплексно: разные отряды на одном судне решали разные задачи параллельно. Но с одного судна опускать несколько длинных кабелей и тросов с приборами неразумно (судно иногда качает, а работать надо всегда). Поэтому, исходя из удобства работы отрядов, водоизмещение научного судна ограничено сверху. Большое водоизмещение судна не является и гарантией научных достижений. Заметный вклад в океанографии оставили небольшие суда, например, Андрей Первозванный, Книпович-1, Персей-1, Первенец. Фрам, Мод, Атлантис. И, напротив, об очень больших Академике Борисе Константинове и Академике Николае Андрееве знают только граждане их нового отечества- Сент-Винцента и Гренадин (и адмиралы, продавшие их по цене автомобиля). Естественно, как только стоимость топлива возросла, суда очень большого водоизмещения (самые дорогостоящие, но совсем не старые) тут же пошли на продажу (почему, в основном, как металлолом, а не как суда - отдельная тема).

Существует связь между водоизмещением и длиной судна. Если представить её (по выборке из 280 судов) линейной, то граничные водоизмещения будут соответствовать длине судна в 45 м и 100 м (рис.1).



Рис.1. Соотношение водоизмещения и длины судна). Пунктиром представлена линейная аппроксимация зависимости водоизмещения от длины.
По выборке из 596 отечественных научных судов водоизмещение 7000т и более имели более 50; от 5000т до 7000т- более 30; от 3000т до 5000т- более 70; от 1000т до 3000т - более 200. Полный тоннаж остальных был менее 1000т (рис.2).



Рис.2. Распределение научных судов по водоизмещению.
По основному назначению научные суда можно разделить на: ледоколы; гидрографические; транспорты; суда космической связи(п также суда обеспечения пусков ракет); рыболовно- поисковые; пассажирские (перевозящие учёных на симпозиум, специалистов в Антарктиду или этнографов на Чукотку), носители подводных аппаратов (ПА); океанографические; суда погоды (стоящие в одной точке как метеостанции), суда геофизической разведки (а также геологические и буровые), биологические, акустические и т.д.

В нашем каталоге число типов уменьшено до 5: «гс» (гидрографическое, включая исследовательские ВМФ), «нпс» (научно-промысловое); «скс» (космической связи, включая суда поиска); «сгр» (геофизической разведки, включая геологические и буровые) и «нис» (научно-исследовательское, в который попали все, не вошедшие в перечисленные типы).

^ По месту (или полноте) строительства: построенные за границей страны или на её верфях, специально построенные, перестроенные или приспособленные (последних- сравнительно немного). Большой разницы (построено ли судно специально, или переоборудовано) для работы нет. Многие научные суда строились на базе судов, первоначально спроектированных для иных задач (лесовозы, пассажирские, рыболовные, танкеры). Некоторые переоборудовались существенно, а некоторые - незначительно (в зависимости от будущих задач и возможностей).

В отечественном научном флоте использовались суда, построенные в Великобритании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Германии, Нидерландах, Канаде, Норвегии, Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции и Японии.

^ Океанографическое судно- судно, специально предназначенное для выполнения океанографических работ. Под океанографическими понимают самые разнообразные работы: измерения параметров морской воды; взятия проб воды и грунта; измерения течений; постановки буксируемых или автономных устройств для измерений. Отличительным признаком таких судов является наличие специальных лебёдок и балок.

^ Судов погоды («нисп») в СССР, по сути, не было. Хотя суда проекта В-88 и назывались «нисп», но как метеостанции в постоянных точках (например, «TANGO») они долговременную службу не несли, а использовались всё время как обычные исследовательские. Большинство судов Гидрометслужбы, кроме подробных метеонаблюдений проводили также и аэрологические измерения и измерения уровня загрязнения морской воды. Некоторые суда (например, А.И.Воейков, Волна или академик Королёв) также запускали метеоракеты. Однако, метеонаблюдения не были главными (таковыми были, скорее, океанографические): все суда Гидрометслужбы проводили комплексные измерения. Поэтому использование особого термина «суда погоды» мы посчитали неверным.

^ Гидрографические суда (гс) предназначены для поиска сведений, необходимых для
Рис.*. Затонувшее гс «Арктика».
навигационных карт (в основном, промера, поиска и обозначения мест, опасных для мореплавания), а также обустройством фарватеров. В действительности они ещё работают как суда снабжения, как океанографические, а также обеспечивают все операции флота. Сам класс гидрографических судов был введен в России лишь в 1915 г. В эту группу мы включили не только собственно гс, но и гидрографические суда, сокращённо называвшихся «гису», «мгс» (малое), «эос» (до 1977 г., экспедиционное океанографическое) и «оис» (с 1977 г., океанографическое исследовательское). Разницу между эос и оис (как видно из ведомственного переименования типа), а также между гс и гису мог знать только автор таких именований. Возможно, эти именования должны была отличать суда военной гидрографии от судов гидрографии ММФ или судно, оборудованное лебёдками и имеющее лаборатории от судна без них. В литературе одни и те же суда называются и гс и Гису, эос и оис. Изменение сокращённого именования типа судна с гс на Гису, по всей видимости, произошло при появлении госпитальных судов (сокращённо названных также «гс»).

Заметим, что т.н. лоцмейстерские суда, в отличие от гидрографических, не проводят промеры и океанографические работы.
  1   2   3   4

Похожие:

А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconВы играли большие рок-концерты в России и Польше. Не спрашивают ли вас там об истории Германии?
Журнал: Вы играли большие рок-концерты в России и Польше. Не спрашивают ли вас там об истории Германии? ( Имеется ввиду,видимо,нападение...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconBeacon & bay group это мультинациональная группа с собственными офисами...
Дубаи (оаэ), Мумбаи-Кочине (Индия) и Николаеве (Украина). Наша главная компетенция это Логистика, Перевозки груза, Авиация, Морской...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconАлександр Сергеевич Пушкин
Г. Г. Мясоедов «А. С. Пушкин в салоне Э. Волконской слушает А. Мицкевича» 1907 г. (фрагмент)
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии icon«Удались от зла и сотвори добро»
А с нами А. С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин – прозаик. На ваших столах...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconУтверждены Постановлением Госстроя СССР от 4 декабря 1987 г. N 280...
Ссср, Трансвзрывпрома, Союздорнии Минтрансстроя ссср, Союзгипроводхоза и Мосгипроводхоза Минводхоза ссср, ниипромстроя и Красноярского...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconНормы проектирования
Котельные установки” разработана институтом Сантехпроект Госстроя СССР при участии институтов внипииэнергопром Минэнерго ссср, икти...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии icon30 ноября 2011г
Практический комментарий последних изменений законодательства. Новые правила применения разъяснений Минфина и фнс, Конституционного...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconПроверка. Стратегия защиты
Практический комментарий к последним изменениям законодательства. Разъяснения Минфина рф, фнс рф, Минздравсоцразвития, пфр, фсс....
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconУтверждены Постановлением Госстроя СССР от 4 декабря 1987 г. N 280...
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...
А. С. Пушкин Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии iconМосква 1966
Получится безликая среднестатистическая сетка, сквозь которую утечет драгоценная суть. В польше сейчас активно работают 10–12 фантастов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница