Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
страница1/7
Дата публикации27.02.2013
Размер0.91 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ



Кафедра «Социология и управление персоналом»

Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины

КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



Для специальности подготовки

350800 (032001.65)

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

Специализация Документовед
Квалификация специалиста Делопроизводство кадровой службы
Форма обучения Очная

рок обучения: 1

Санкт-Петербург

2007
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социология и управление персоналом».

Протокол от 23 октября 2007 г. № 3.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета социального управления.

Протокол от 15 ноября 2007 г. № 3.
Лихацкий В.И.

Кадровый менеджмент. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 71 c.

Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 060302 «Связи с общественностью». Он включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине. Кроме того, в комплекс включены дидактические материалы, которые содержат задание на контрольную работу и тесты.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая учебная программа дисциплины………………………...……...4

1. Целевая установка и организационно-методические указания……...4

2. Содержание разделов и тем дисциплины……………………………...8

3. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий………………………………………………………….19

4. Перечень семинарских и практических занятий……………………..22

5. Перечень тем контрольных работ………………………………….….23

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………….....25

7. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……28

8. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям…………………………………………………………………………..37

9. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………................48

10. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы…………………………………………………………………………….53

11. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов…………………………56

^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины
1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины "Кадровый менеджмент" является формирование у специалистов по связям с общественность знаний основ управленческой науки, которые позволяли бы им глубоко анализировать ситуации во всех сферах общественной жизни, творчески решать задачи по управлению подчиненными специалистами и взаимодействию с социальными структурами различных уровней, выполнять функции руководителя подразделения или организации специалистов.

Предметом изучения дисциплины «Кадровый менеджмент» является комплекс теоретических и методических знаний по работе с человеческими ресурсами в период высоких темпов развития научно-технического прогресса.

Задачи обучения по дисциплине:

дать студентам совокупность современных взглядов на технологию управления кадровыми ресурсами и формирование трудового коллектива с высоким потенциалом;

выявить роль и место кадровых ресурсов в системе производственной деятельности организации;

раскрыть социально-экономические предпосылки эффективной работы трудового коллектива;

определить рациональные варианты кадровой стратегии современных организаций и специфику формирования корпоративной кадровой политики;

изучить содержание работы должностных лиц организации по созданию, поддержанию и наращиванию трудового потенциала коллектива;

научить студентов планировать и управлять деловой карьерой наиболее перспективных специалистов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

об основах управления трудовыми ресурсами, влиянии семьи и государственных структур на процессы подготовки специалистов для организаций всех организационно-правовых форм;

об опыте работы ведущих зарубежных фирм с кадровыми ресурсами и возможности его применения в российских условиях;

об особенностях поддержания благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, способах правового разрешения и предупреждения социально-трудовых конфликтов;

знать:

закономерности, принципы и методы управления кадровыми ресурсами организации;

правовую и организационную технологию управления подчиненными подразделениями и способы взаимодействия с внешней средой организации;

современные методы оценки, подбора, перемещения и продвижения специалистов, переподготовки и повышения квалификации, разрешения конфликтов, мотивации поведения в процессе трудовой деятельности;

технологию кадрового менеджмента, включая аттестацию руководителей и специалистов, развитие кадровых ресурсов, формирование и обновление кадрового резерва организации;

уметь:

эффективно использовать на практике теоретические и методические знания по работе с кадровыми ресурсами;

применять современные методы оценки личностных качеств работников, результаты труда и перспективы их дальнейшего служебно-профессионального продвижения;

определять необходимые меры по обучению и повышению квалификации специалистов для их дальнейшего роста;

внедрять способы морального и материального стимулирования творческой работы персонала в современных организациях.

владеть навыками:

подбора и конкурсного отбора кандидатов в организацию по деловым и морально-психологическим качествам;

профессиональной, психологической и физиологической адаптации новых работников в трудовом коллективе;

оценки и оплаты труда сотрудников в соответствии с вложенными трудовыми усилиями;

организации процессов аттестации руководителей и специалистов, формирования и обновления кадрового резерва.
^ 1.2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Кадровый менеджмент» входит в цикл специальных дисциплин национально региональный (вузовский) компонент. Она основывается на знаниях, полученных студентами по дисциплинам социология, теория и практика связей с общественностью, закрепляется в дисциплинах имиджелогия и конфликтология.

Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины "Кадровый менеджмент" достигается ее содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также дидактических приемов и средств.

Изучение дисциплины "Кадровый менеджмент" предполагает тесное взаимодействие таких форм обучения как лекции, практические занятия (экономические расчеты и тесты), а также самостоятельную работу студентов.

На проблемных лекциях передается содержание отдельных тем дисциплины, ставятся наиболее сложные проблемы работы с человеческими ресурсами и выявляются возможные пути их решения, основные положения излагаются в тезисной форме. Используется диалоговый режим общения со студентами для обсуждения смыслового значения новых понятий.

На практических занятиях у студентов формируется системно-ситуационный и творческий подходы при рассмотрении пройденных на лекциях материалов. Разыгрываются управленческие роли линейных и функциональных менеджеров с условным представлением различных ситуаций.

В ходе самостоятельной работы студенты выполняют одну контрольную работу, закрепляя пройденный материал, прорабатывают дополнительную литературу, проводят самостоятельные научные исследования.

Текущий контроль знаний осуществляется в ходе опроса, тестирования и семинаров и отражается в результатах аттестации. Итоговый контроль проводится в виде зачёта или экзамена для студентов, которые выполнили требования учебной программы.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина включает шестнадцать тем, распределенных по трем разделам.
Раздел 1. Теоретические основы кадрового менеджмента

Тема 1. Система управления человеческими ресурсами

Роль человека в процессе общественного труда. Энергетическая теория эволюции трудовой деятельности. Физическое и экономическое принуждение к труду, заинтересованность в труде, материальное и моральное стимулирование, мотивация и внутреннее побуждение. Факторы становления человеческих ресурсов производительной силой.

Процессы воспроизводства человеческого капитала. Инвестирование государства, система управления трудовыми ресурсами, эффективное использование персонала в трудовых коллективах, управление кадровыми ресурсами в организации, кадровый менеджмент, формирование единой команды руководителей.

Структура воспроизводства человеческих ресурсов. Технократический подход, административная школа управления, гуманизация трудовых отношений, ситуационный и системный подходы. Роль семьи, государства, трудового коллектива и организации в формировании всесторонне развитой личности и квалифицированного специалиста.
^ Тема 2. Система кадрового менеджмента

Предпосылки кадрового менеджмента. Глобализация рынка, создание транснациональных корпораций, гибкие организационные структуры, стратегическое планирование и управление, освоение информационных технологий, интернациональный состав персонала, динамичность карьеры.

Сущность и задачи кадрового менеджмента. Создание, поддержание и наращивание кадрового потенциала. Кадровая стратегия и кадровая политика, кадровый резерв, аттестация кадров, развитие персоналов. Функции комплектования, оценки и стимулирования труда, регламентации труда персонала. Задачи контроля трудовой деятельности, предупреждения и разрешения социально-трудовых конфликтов.

Распределение кадровых функций. Этапы формирования кадровых ресурсов. Создание организационной структуры производственных и управленческих кадров, формирование инфраструктуры. Взаимосвязь стратегии развития организации с кадровой стратегией и кадровой политикой. Комплектование специалистами, выращивание собственных руководящих кадров, планирование деловой карьеры, поддержание кадрового резерва.
Тема 3. Кадровая стратегия организации

Сущность и содержание кадровой стратегии. Долгосрочная программа комплектования и развития кадровых ресурсов. Разработка кадровой стратегии. Цели кадровой стратегии. Взаимосвязь стратегии развития организации и кадровой стратегии. Участие должностных лиц организации в выработке и реализации кадровой стратегии. Документальное оформление стратегии.

Функциональные кадровые стратегии. Кадровая стратегия стабильности: ориентация на массовые профессии, работников средней квалификации и осторожное обновление кадров. Кадровая стратегия приспособления (дифференциации): найм узких специалистов высокой квалификации, учет особенностей регионов, культурных традиций и природно-климатических условий. Кадровая стратегия инноваций: частое обновление кадров, опора на редких специалистов, высокий уровень требований к специалистам.

Кадровые стратегии развития. Стратегия быстрого роста при высокой оплате и срочном найме. Стратегия умеренного роста с долгосрочным наймом и освоением смежных специальностей. Особенности кадровой стратегии сокращения и переподготовки кадров.
Тема 4. Корпоративная кадровая политика

Модели кадровой политики. Взаимосвязь кадровой политики и корпоративной культуры. Внутренние и внешние факторы, определяющие особенности кадровой политики организации. Декларирование основных положений кадровой политики. Цели кадровой политики организации. Характеристики производственной, социальной и инновационной модели кадровой политики.

Классификация кадровой политики. Характеристики пассивной, реактивной, активной и превентивной видов кадровой политики. Становление кадровой политики организаций в переходной российской экономике.

Принципы кадровой политики. Цели и основные направления кадровой политики организации, механизм ее реализации. Открытость кадровой политики для работников и представителей общественности, последовательность, рыночная оперативность, объективность кадровых решений, согласованность действий должностных лиц, требовательность к труду и поведению, справедливость оценки работников, предусмотрительность, законность и результативность.
^ Тема 5. Управление кадровыми ресурсами организации

Задачи кадровой службы организации. Трансформация взглядов на задачи и структуру кадровой службы организации. Факторы возрастания роли кадровых ресурсов. Переход от учетно-регистрационных функций к управлению человеческими ресурсами организации.

Традиционная структура управления кадровыми ресурсами организации. Технократический подход к организации производства и управления. Преимущества и недостатки традиционной структуры. Состав социальной инфраструктуры.

Современная структура кадровой службы организации. Повышение статуса кадровой службы. Оценка кадров и маркетинг рынка труда. Передача функций по организации и управлению производством, организации оплаты труда. Мотивация труда работников. Организация работы с профсоюзами и общественными организациями.
^ Раздел 2. Технология кадрового менеджмента

Тема 6. Процесс кадрового менеджмента

Распределение функций по управлению кадровыми ресурсами. Этапы управления и их содержание. Выработка кадровой стратегии и корпоративной кадровой политики. Определение потребностей организации в работниках. Комплектование трудового коллектива. Расстановка кадров и рост потенциала трудового коллектива, организация труда и поддержание трудовой дисциплины. Управление конфликтами и стрессами, высвобождение сотрудников.

Традиционные и современные технологии управления кадровыми ресурсами. Стремление к стабильности и минимизации риска. Ориентация на изменение и достижение конкурентного преимущества. Управление по ситуации на основе оперативных решений. Управление по результатам при минимальных изменениях. Управление по целям, согласование целей организации и сотрудников. Технология самоуправления, демократизация управления, делегирование полномочий, допустимые и предельные отклонения.

Технологии коллективного творчества. Сочетание и единоначалия и коллегиальности. Целесообразность коллективного творчества и его основные формы. Условия ограничения коллегиальности, необходимость централизации управления. Рекомендация по выбору методов работы руководителя трудового коллектива.

^ Тема 7. Комплектование организации кадровыми ресурсами

Характеристика источников комплектования. Внутренние и внешние источники комплектования: преимущества и недостатки. Организационные, кадровые и финансовые факторы комплектования. Кадровый потенциал, сохранение традиций, морально-психологический климат.

Способы привлечения внешних квалифицированных кадров. Неформальный поиск, службы занятости населения, рекрутинговые фирмы, учебные заведения, объявления в средствах массовой информации, обращения граждан по месту жительства, маневр кадровыми ресурсами, неформальные контакты руководителей, семейные профессиональные традиции.

Процедура конкурсного отбора кадров. Предварительный отбор кандидатов, собеседование с кандидатом, дополнительные конкурсные испытания, выработка и принятие решения о найме. Создание конкурсной отборочной комиссии. Традиционные и редкие методы оценки качеств личности.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ и учебные...
Английский язык. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ и учебные задания по грамматике / Сост. Королева л. А....
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ 51 Методические...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой социологии и управления персоналом
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по семинарским занятиям методические рекомендации...
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики» факультет менеджмента
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине "экономическая теория"
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономики и финансов (протокол №6 от 24. 06. 09)
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по семинарским занятиям методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства»
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономики и финансов (протокол №6 от 24. 06. 09)
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономики и финансов (протокол №6 от 24. 06. 09)
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconЯкутский филиал спб ауиэ кафедра экономики утверждаю
Общие методические указания по изучению дисциплины, Методические рекомендации по практическим занятиям по дисциплине, Методические...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы аудита»
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены (протокол №­­2 от «28» сентября 2011г.) на заседании учебно-методической комиссии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница