1 Основные определения и понятия «национальный характер»




Название1 Основные определения и понятия «национальный характер»
страница1/9
Дата публикации04.04.2013
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1 1)Основные определения и понятия «национальный характер». Проблемы национального характера: у всех народов существуют общие черты; любая нация состоит из индивидуальностей; возрастные категории – проблемы отцов и детей; социальные группы; все народы проходят разные исторические процессы. Источники: 1)«Повесть временных лет». Научное изучение – 18 век – период складывания наций. Наука тоже складывается в 18 веке, появление атеистических идей, светской науки.2) Философы: Жан Батиста Вико «Основание новой науки об общей природе нации»( Италия – нравы и религия людей). Выделял 3 стадии – детство, юность, зрелость. Монтескье (Франция) – считал, что самое главное формирование характера заключено в природе. Дэвид Юм (Англия) – каждая нация имеет свои принципы и идеи поведения. Моральные и физические причины – климат. Моральные – культура, экономика, положение среди других стран. Кант (Германия) нация – часть народа той или иной местности, составляющая единое целое. 3) 19 век – основы характера. Представители этнографии, литературы и др. Братья Грим (сказочные герои, фольклор). В Англии «Заметки о национальном характере». 4) 20 век – конкретное изучение законов различных народов. Идея интернациональности – слияние наций. Роль русских сказок в раскрытии проблемы национального характера. Корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен.

^ 2) Своеобразие монастырской жизни в России. В 986 году вопрос о вере был уже определен. Автор легенды представляет это в повести. В 986г. к князю Владимиру пришли люди с разным вероисповеданием. Сначала болгары из Рима – католичество, евреи, греческая вера. Владимир посылает своих бояр в разные страны (987). Главный фактор выбора христианства – красота, высшее воплощение. С конца 10в. Христианство довольно быстро распространяется по стране. Связь с Византией была очень крепкая, иногда даже была зависимость в некоторых вопросах. ( «Повесть временных лет» известие за 988г.)Русская церковь. Патриарх – высший титул главы церкви. Петр1 ликвидировал это звание (Синод) в 1917г. – восстановление патриаршества. Духовенство – Белое или приходское (священник, у которого есть приход, т.е. есть брат – глава. Разрешение жениться-округ-епархия) Черное или монашество (монахи, живущие в монастырях, потом послушники з года, постриг – принятие нового имени, схима – высшая стадия в духовном развитии, новое имя). Монастрыь=кустырь (малонаселенный, глухие места); обитель (любой монастырь); Лавра (крупное объединение, подчиненное высшему началу); скиты ( для отшельников, но на подчинении у монастыря). Монах (живущий наедине)=инок (иной); черновилец (чернец). Монастыри строились по Византийскому образцу. Монахи проводили свое время в уединении. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь в России. Сергей Радонежский (ввел новый тип монастырей). Происходил из состоятельного рода, его звали Варфаламей, он не мог научиться читать, он встречается со странником. Сначала он был аскетом, к нему стали стекаться ученики и поэтому был построен монастырь Сергиева лавра: монахи в нем жили, молились, работали вместе, т.е. возникает община. Общепитный устав – отличительная черта русской монастырской жизни. Монастырские функции: Религиозные и духовные центры (открыты для внешнего мира). Культурные центры (библиотеки, школы, музеи, предметы декоративно-прикладного искусства). Хозяйственные центры (собственные богатые земли, активная хозяйственная деятельность, обязательная – вид испытания через физическое страдание). Например, 1429г. – Соловецкий монастырь, в 16в в этом монастыре митрополитом стал Филипп Волч. Благотворительные центры (приюты. Лечение). Государственная служба (оборона, тюрьмы, способ колонизации разных регионов страны).

2 1) Устное народное творчество как источник информации по курсу «Русский мир». Источники информации, которые помогают изучать русский национальный характер, дух, народный язык, народные приметы и др, это устное народное творчество: русские летописи, сказания, сказки, былины, фольклор, песни, приметы, пословицы, мифологические воззрения на природу и окружающий мир. Роль русских сказок в раскрытии. Корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен. Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско. Это необыкновенный памятник древнерусской культуры. Из этого произведения мы узнаем и описание природы, национального объеденного характера, мужество русских воинов. Другой источник – мифологические представления славян (Афанасьев.Поятические воззрения славян на природу главы «Небо и земля, Собака, волк и свинья, ярило»). До конца Х века наши предки — славяне были язычниками: боготворили разные силы и явления природы. Люди по-особому воспринимали то, что происходит вокруг них в природе; всюду чудились им могучие существа, благие и злые. Благодетельным существом считали они солнце, потому что оно своим светом прогоняло ночную тьму, своим теплом согревало землю. Предки наши думали, что солнце, как живое существо, ведет постоянную борьбу с холодом и тьмою. Зимой, по древним верованиям, мороз брал верх над солнцем — вся природа замирает. С приходом весны входит в силу — просыпается "мать-сыра-земля": показывается трава, реки взламывают лед, появляются птицы. Люди радостными песнями встречали ясное солнце, радовались его победе — победе жизни над смертью, молили его, чтобы оно дало побольше тепла и света. Черные тучи представлялись первобытным людям страшными чудовищами, драконами, громадными птицами — врагами солнца. В ударах грома видели люди небесную борьбу бога-громовника с чудовищем-тучей: огненные стрелы-молнии пронизывают тучу, вызывая потоки дождя, капли живой воды льются с неба, и земля расцветает, входит в еще большую силу. Наши предки молились и приносили благодарность небесному воителю и могучему ветру, помогающему в борьбе. чтили Перуна — бога грома, Стрибога — бога ветра, божество солнца называли Даждь-богом, Хоросом, чтили Белеса (Волоса), который считался покровителем скота, и некоторых других богов. Все эти божества считались детьми одного бога — бога неба Сварога, и потому их всех называли иногда Сварожичами. Известно женское божество по имени Мокошь. Она представлялась в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе, поэтому древние поверья запрещали оставлять на ночь кудель. (Кудель — пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи). Возможно, Мокошь близка богиням-пряхам других народов, прядущим нить человеческой судьбы (греческим мойрам, германским норнам). Ей приносили в жертву кудель или готовую пряжу, бросая ее в колодец; этот обряд держался на Украине очень долго и назывался "мокрида". Некоторые считают, что Мокошь — это относительно позднее название древнего таинственного божества, которое называли Мать Сыра Земля, — жены громовержца Перуна в славянской мифологии. Кроме главных богов верили еще и во многих других: лешего, водяного, русалок, домового.

^ 2)Русские монастыри и старчество. Русская церковь. Патриарх – высший титул главы церкви. Петр1 ликвидировал это звание (Синод) в 1917г. – восстановление патриаршества. Духовенство – Белое или приходское (священник, у которого есть приход, т.е. есть брат – глава. Разрешение жениться-округ-епархия) Черное или монашество (монахи, живущие в монастырях, потом послушники з года, постриг – принятие нового имени, схима – высшая стадия в духовном развитии, новое имя). Монастрыь=кустырь (малонаселенный, глухие места); обитель (любой монастырь); Лавра (крупное объединение, подчиненное высшему началу); скиты ( для отшельников, но на подчинении у монастыря). Монах (живущий наедине)=инок (иной); черновилец (чернец). Монастыри строились по Византийскому образцу. Монахи проводили свое время в уединении. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь в России. Сергей Радонежский (ввел новый тип монастырей). Происходил из состоятельного рода, его звали Варфаламей, он не мог научиться читать, он встречается со странником. Сначала он был аскетом, к нему стали стекаться ученики и поэтому был построен монастырь Сергиева лавра: монахи в нем жили, молились, работали вместе, т.е. возникает община. Общепитный устав – отличительная черта русской монастырской жизни. Монастырские функции: Религиозные и духовные центры (открыты для внешнего мира). Культурные центры (библиотеки, школы, музеи, предметы декоративно-прикладного искусства). Хозяйственные центры (собственные богатые земли, активная хозяйственная деятельность, обязательная – вид испытания через физическое страдание). Например, 1429г. – Соловецкий монастырь, в 16в в этом монастыре митрополитом стал Филипп Волч. Благотворительные центры (приюты, лечение). Государственная служба (оборона, тюрьмы, способ колонизации разных регионов страны). Старчество – возникает в 18 веке, связано с переменами в русской церкви. В русскую жизнь проникают идеи просвещения и атеистические идеи. В 18в. Рождается противодействие в духовной сфере, возрождается аскетизм. Старчество возникает в 19в. как сложившееся явление. Старцы – старые по возрасту, оно не было официально призвано церковным институтом. Старец – жили в скиту, уединялись на отдельной территории монастыря. Свободное время проводили общаясь с людьми. Достоевский писал, что существование святыни очень важно. Укрепление народной веры произошло с помощью этого уникального явления. Оптина-пустырь – основан в 15в. раскаивающимся разбойником Оптимом. Жил захолустной жизнью. После революции его закрыли. В 1987г. был восстановлен. В 1829г. пришел отец Леонид – первый старец. Был он из купеческой среды. Начинается массовое паломничество в этот монастырь. Он беседовал с людьми, они получали утешение. Старцы умели разговаривать с людьми, к каждому они находили подход. Это было духовное утешение, иногда дар предвидения. Отец Макарий – стали приезжать люди искусства. Стал приезжать Гоголь (он находился в духовном поиске, в монастыре он нашел покой). Была начата научно-издательская деятельность. Старец Андроссий – происходил из духовной среды, обретает большую популярность. Очень много его посещает великих людей: Достоевский(приезжает после смерти сына, ведет с ним беседы и приходит к успокоению), Толстой («поговорил и на душе стало легко»). В 1918г. монастырь закрыли. Но традиция старчества восстановлена.
3 ^ 1) Отражение особенностей русской жизни и национального характера в русских народных сказках. Сказки корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен.

Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования.

^ 2)Юродивые на Руси. Юродивые – добровольно отказывались от всех земных благ и становились на путь лишений. Они не были монахами. Но главное – жизнь среди людей и среди многих соблазнов. Физические испытания – главная задача. Питались подаяниями. Обязательно молились, обычно по ночам. Их называли: блаженные божьи люди и др. считалось, что у них есть дар предвидения. Они говорили все и всем в лицо без страха и сомнения. Иван Грозный уважал Юродивых, при нем их всплеск. Отношение к материальному богатству. Василий Блаженный – юродивый был причислен к лику святых. Никола, местный юродивый в городе, встречал Ивана Грозного и приглашал его на обед. На столе лежали куски сырого мяса. Царь это не съел, а юродив спас Псков. Ксения Петербургская – прожила жизнь, проходя по улицам города.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconЭтническая психология. Киев: Тандем, 2000. 264 с
В частности, раскрывается ее понятий­ный аппарат, охватывающий такие понятия как национальный характер, эт­нос, этническое и национальное...
1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
1 Основные определения и понятия «национальный характер» icon1. Функция, структура и организация систем: основные понятия и определения
Аппаратура средств вычисл-ой техники явл-ся основой современ-х информац-х технологий
1 Основные определения и понятия «национальный характер» icon1. 1 Основные понятия и определения
Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами
1 Основные определения и понятия «национальный характер» icon1. Основные понятия и определения
Сайт – совокупность размещенных в сети Интернет веб-страниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством...
1 Основные определения и понятия «национальный характер» icon4 Нелинейные электрические цепи основные понятия и определения
Цепь называют нелинейной, если хотя бы один из её элементов обладает нелинейной характеристикой
1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconЛекция Основные понятия и определения управления проектами
В качестве субъектов управления в суп рассматриваются активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих...
1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconВведение 2
В настоящее время в экономической литературе нет однозначного определения понятия «конкурентная стратегия». Поэтому, рассматривая...
1 Основные определения и понятия «национальный характер» iconСтатья основные понятия в настоящем Договоре понятия используются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница