Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения




Скачать 97.81 Kb.
НазваниеЛекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения
Дата публикации13.04.2013
Размер97.81 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > География > Лекция
Экономическая теория.

Модуль 1.2.

Лекция 1.2 Элементарные основы теории спроса и предложения


В данном вопросе нам необходимо уяснить природу рынка и то, как под воздействием спроса и предложения происходит процесс формирования цен и объема производства.

Рынок - это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов определенных товаров и услуг. При этом здесь будем рассматривать функционирование чисто конкурентных рынков. предполагающих большое число независимо действующих покупателей и продавцов.

^ Спрос - характеризует количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение данного периода времени.

Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, на которое потребитель предъявляет спрос по каждой из возможных цен. Суть этой связи состоит в следующем: чем ниже цена на какой-то продукт, тем выше на него спрос, и наоборот. Поэтому, при прочих равных условиях, связь между ценой и объемом спроса обратная. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Обратную связь между ценой продукции и величиной спроса можно изобразить графически.

^ Рыночный спрос на кукурузу

Цена за центнер(ы) (дол)

Величина спроса в
неделю одного покупателя

Число покупателей
на рынке

Общая величина
спроса в неделю

5

10

200

2000

4

20

200

4000

3

35

200

7000

2

55

200

11000

1

80

200

16000

^ Кривая спроса на кукурузу



Графическое изображение обратной зависимости между ценой товара и спросом на него образует кривую спроса, которая имеет вид нисходящей кривой и обозначается буквой Д (demand)

Нисходящая кривая спроса, закон спроса, объясняется следующим:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта будут покупать.

2. Закон спроса можно объяснить также эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде и наоборот. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно дорогими.

Экономисты считают, что важнейшим фактором, определяющим спрос, является цена. Однако, кроме цены, на величину рыночного спроса влияют и другие факторы (их называют неценовыми факторами детерминантами). Основные из них следующие:

1. Вкусы или предпочтения потребителей. Их благоприятные изменения для данного продукта приведут к увеличению спроса на него по каждой цене. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать. А чем ниже ценовой барьер, тем больше его будут покупать и наоборот.

2. Число потребителей на рынке. Очевидно, что их увеличение повышает спрос.

3. Денежные доходы потребителей. Здесь при повышении доходов происходит увеличение спроса на товары высшей категории и снижение спроса на товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Если данные товары являются взаимозаменяемыми, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (цена на маргарин повышается, спрос на товар-заменитель — масло растет). Если два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (повышение цен на фотоаппараты приводит к снижению спроса на дополняющий товар — фотопленку).

5. Потребительские ожидания относительно будущих иен и доходов. Ожидание их роста может побудить к увеличению текущего спроса и наоборот.

Изменение одной или более из основных детерминант вызывает сдвиг кривой спроса (см. рис.4). Повышение спроса приводит к сдвигу кривой вправо (например, от D1 к D2, и наоборот, снижение спроса — сдвиг влево (от Д1 к ДЗ).

^ Изменение в спросе на кукурузу



Такое смещение положения кривой спроса, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменениями в спросе. Его не следует смешивать с изменением величины спроса, которое отражается переходом от одной точки к другой на постоянной кривой спроса и вызывается изменением цены данного продукта (например, снижение цены с 5 до 4 дол. повышает величину спроса с 2 тыс. до 4 тыс. центнеров на той же кривой D1).

Предложение показывает разные количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести и готов предложить к продаже на рынке по определенной цене в течение данного периода времени. Рассмотрим таблицу предложения.

^ Рыночное предложение кукурузы

Цена за центнер (дол.)

Величина предложения в неделю одним производителем (в центнерах)

Число продавцов на рынке

Общая величина предложения на рынка (в центнерах)

5

68

200

12000

4

50

200

10000

3

35

200

7000

2

20

200

4000

1

8

200

1000

Данные таблицы показывают, что чем выше цена, тем большая величина предложения: со снижением цены сокращается предложение. Эта специфическая связь между ценой продукта и его предложением называется законом предложения, в соответствии с которым, при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продуктов по высокой цене, чем по низкой. Связь между ценой и величиной предложения, таким образом, прямая. Объясняется это здравым смыслом: для продавцов цена представляет собой денежную выручку, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Увеличение же выручки дает возможность снижать издержки и увеличить предложение.

^ Кривая предложения кукурузы



Рассмотрим данные таблицы в графическом изображении.

Графическое изображение связи между ценой и величиной предложения образует кривую предложения, которая имеет вид восходяшей кривой и обозначается буквой S (supply).

Кроме цены. на величину предложения оказывают влияние следующие неценовые детерминанты:

1. Цены на ресурс. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение.

2. Технология производства. Совершенная технология позволяет при данных ценах на ресурсы снизить издержки и увеличить предложение.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, а дотации—как "налоги наоборот", снижающие издержки.

4. Цены на другие товары. Снижение цен на другие товары ведет к относительному увеличению цены на данный товар, что увеличит предложение данного товара.

5. Ожидания. Ожидание увеличения цен может привести как к сокращению текущего предложения в одних отраслях, так и к увеличению производственных мощностей для увеличения будущего предложения в других отраслях.

6. Число продавав на рынке. Очевидно, чем их больше, тем больше предложение.

Изменение одной или нескольких неценовых детерминант вызывает смещение кривой предложения: вправо — при увеличении предложения (от S1 к S2), и влево—при сокращений предложения от S1 к S3.

^ Изменение в предложении



Смещение положения всей кривой предложения, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменением в предложении. Его следует отличать от изменения величины предложения, которая означает передвижение с одной точки к другой на постоянной кривой предложения (например, снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает величину предложения с 68 тыс. до 50 тыс. центнеров на той же кривой). Для того, чтобы установить, как определяется конкретная рыночная цена и количество, которое реально покупается и продается на рынке нужно объединить анализ спроса и предложения.

^ Увеличение или уменьшение спроса



Увеличение и уменьшение предложения



Наконец, для полноты анализа рассмотрим, как изменения спроса и предложения, вызванные неценовым детерминантами, воздействуют на равновесную цену и равновесное количество продукта.

Изменение спроса :
а) увеличение спроса при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект увеличения количества продуктов;
б) уменьшение спроса обнаруживает эффект как снижения цены, так и сокращения количества продуктов. Таким образом, обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями, и равновесной цены и равновесного количества продуктов.

Изменение предложения:
а) увеличение предложения при прочих равных условиях (неизменности спроса), порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продуктов,
б) уменьшение предложения вызывает эффект повышения цены и эффект сокращения количества продуктов.

Таким образом, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены но остается прямая связь между изменением равновесного количества продукта.

Сложные случаи. Возможны случаи, когда изменения спроса и предложения происходят в противоположных направлениях одновременно или в одном и том же направлении. В этих случаях равновесная цена и равновесное количество продукта будет сводиться к комбинациям предыдущих четырех возможных вариантов или даже к особым случаям—нейтрализации спроса и предложения, и конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.

Практическое применение теории спроса и предложения: она распространяется на все виды рынков — на рынок продуктов, рынок ресурсов, на международный валютный рынок.

 ^ Равновесная цена и равновесное количество продукта

Конкретная цена и реальный объем производства будут определяться соотношением спроса и предложения. Точка пересечения кривой спроса и предложения показывает равновесную цену и равновесный объем продукции, который исключает потенциальные излишки и потенциальные нехватки продукции.

Равновесная цена — это цена такого уровня, при котором количество товаров, которое производители хотят продать соответствует количеству товаров, которое потребители хотят купить. Равновесная цена — это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены.

Таким образом, соотношение спроса и предложения устанавливает равновесную цену и, в свою очередь, равновесная цена уравновешивает спрос и предложение, т.е. определяет равновесное количество продукта.

Примеры тестов и задач.

1. Увеличение совокупного спроса, иллюстрируемое перемещением кривой вправо, происходит из-за...A. Роста общего уровня цен.
^

Б. Падения объемов национального производства

В. Падения курса национальной валюты

Г. Роста избыточных производственных мощностей

Правильный ответ – А.


^ 2. Если в краткосрочном периоде цена Р1 установиться на уровне выше равновесной РE, то возникнет ситуация ...



А. перепроизводства 10 ед. товара

Б. дефицита 10 ед. товара

В. дефицита 5 ед. товара

Г. перепроизводства 5 ед. товара

Правильный ответ В.

Проверочные тесты

1.Если цена товара ниже точки пересечения кривых спроса и предложения, то возникает…

А. Избыток

Б. Дефицит

В. Рост безработицы

2. Если рыночная цена ниже равновесной, то…

А.. Появляется избыток товаров

Б. Появляется дефицит товаров

В. Падает цена ресурсов

3. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается…

А. Вниз и влево

Б. Вверх и вправо

Похожие:

Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconЛекция 3 Ценовая эластичность спроса и предложения
Согласно закону спроса, при снижении цены потребители будут покупать больше продукции. Однако степень реакции потребителей может...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconЗаконы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения
Макроэкономические показатели в деятельности менеджера: ввп, инфляция, безработица
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconЛекция №11
Классическая и кейнсианская формулировки соотношения совокупного спроса и совокупного предложения
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconПрограмма 080200. 01 «Маркетинг»
Общая характеристика теории спроса и предложения. Рыночное равновесие и взаимовыгодность обмена
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconМодель рынка с запаздыванием сбыта
Таким образом, функция предложения сдвинута по времени относительно цены, т е будем полагать, что, в то время как функция спроса...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconВведение Супермаркеты «Столичный»
Целью данной работы является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconЛекция n 1 Мухаровского Н. В
Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер- вый...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconПрограмма курса по выбору «введение в микроэкономику»
Актуальность программы. Программа представляет комплекс знаний по основам микроэкономики, минимально необходимых современному гражданину...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconЛекция 11. Элементарные механизмы образования дисперсных систем
Эта лекция посвящена анализу элементарных механизмов формирова-ния текстуры катализаторов и носителей, которые непосредственно следуют...
Лекция 2 Элементарные основы теории спроса и предложения iconПрограмма курса по выбору «как заработать на жизнь»
Актуальность программы. Программа представляет комплекс знаний по основам микроэкономики, минимально необходимых современному гражданину...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница