26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес




Скачать 101.21 Kb.
Название26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес
Дата публикации16.04.2013
Размер101.21 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ЕС.

Демографическая ситуация (обстановка) - состояние демографических процессов и структуры населения в определенный момент или период времени.

Основными демографическими процессами являются воспроизводство населения в целом или изменение численности всего населения в результате рождений и смертей. Также на демографическую обстановку влияют миграционные процессы.

Оценка демографической обстановки производится с использование следующих основных показателей: уровень смертности, уровень рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, поло-возрастная структура населения и т.д.

При прогнозировании демографической ситуации используют метод возрастных передвижек.

Пространственная организация расселения. Основные тенденции: субурбанизация, миграция населения из Восточной Европы в Западную, иммиграция из бывших колоний и т.д.

^ Миграционная политика

Формы и средства привлечения иностранной рабочей силы, география и состав миграционных потоков претерпели значительные изменения за годы миграции и различаются в разных регионах и странах.

Начало формированию мировой системы миграции положили европейцы (принудительные миграции: работорговля, которую начиная с 16 века широко практиковали Англия, Португалия, Франция, Голландия и Дания). Отмена рабства в 19 веке внесла существенные изменения в сложившуюся схему перемещений людей, дав толчок их интенсификации. Работники стали привлекаться на контрактных условиях. В 19 - начале 20 века в такую миграцию были вовлечены до 37 млн. человек.

После Второй мировой войны удельный вес уроженцев развивающихся стран в составе миграционных потоков стал стремительно расти. Западная Европа, испытывая огромную нехватку наёмных работников, из донора населения превратилась в крупный центр его притяжения. Усложнялась и структура экономической миграции. Можно выделить следующие типы миграции:

миграция неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы для временной работы по контракту;

миграция для постоянной работы за рубежом и с целью создания рабочих мест;

циркуляция профессиональных, технических и управленческих работников, бизнесменов и лиц, занятых реализацией международных проектов (включая индивидуальную миграцию профессиональных бизнесменов по собственному усмотрению); передвижение менеджеров и технических специалистов в рамках ТНК; перемещения высокопоставленных профессиональных, технических и управленческих специалистов наряду с квалифицированными и неквалифицированными работниками для подрядной работы (гл. образом, строительные проекты);

миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки, организуемая более развитыми государствами для продвижения на зарубежные рынки и последующего использования своих технологий, оборудования, материалов, опыта работы и т.д.

В западных государствах больше мигрантов первого и второго типа. В 1950е импорт полуквалифицированной рабочей силы был крупномасштабным (за два с небольшим десятилетия прибыли около 20 млн. иностранцев, неграждан тогдашнего ЕС-6, две трети из них ехали в Германию и Францию, где составляли 10-12% рабочей силы).

Основные способы привлечения рабочей силы, характерные для западноевропейских стран в 1950х-начале 1970х годов:

временный приём иностранных работников, в основном для сезонных работ, на принципах ротации (Германия),

приём поселенцев, преимущественно из бывших колоний, и предоставление им гражданства (Великобритания)

Франция сочетала оба подхода: на временное жительство принимались работники из Южной Европы (главной причиной выбора региона-донора была близость языков и культуры стран Южной Европы – Испании и Португалии – с французской культурой и языком), на постоянное – из колоний (преимущественно из Алжира, реже – из стран Тропической Африки или Юго-Восточной Азии), являвшиеся гражданами Франции.

Сначала временные иммигранты возвращались на родину после выполнения задачи (1966-67), после энергетического кризиса стали прилагать все усилия, чтобы остаться в Европе, несмотря на различные выплаты, предлагаемые иммигрантам правительством некоторых европейских стран при условии возвращения домой. Из 20 млн. временных мигрантов на родину вернулась половина.

Импорт рабочей силы прекратился, но иммиграция продолжилась (воссоединение семей, поиск убежища). Сети неформальных связей облегчали массовое проникновение и нелегалов, контролировать иммиграцию становилось сложнее. Для западноевропейских стран в условиях экономического спада это оказалось неприятной неожиданностью, обнаружились просчёты в миграционной политике. С 1970х были введены жёсткие иммиграционные ограничения, импорт рабочей силы был практически прекращён. Однако иногда запросы предпринимателей на приглашение иностранных рабочих всё же удовлетворялись.

Граждане ЕС получили свободу передвижения и занятости на всей территории в 1968, но они не превышали 44% иностранных наёмных рабочих на европейских предприятиях (около 2,5 млн. чел). Труд иностранцев был по-прежнему востребован даже в условиях экономического спада.

Расширение развитыми странами иммиграции по гуманитарным соображениям привело к увеличению числа иждивенцев: существенно ограничив 1970-80 годы приток малоквалифицированной рабочей силы из стран «третьего мира», европейские страны позволили иммиграцию членам семей уже въехавших рабочих. Учитывая тот факт, что приехавшие к мужьям женщины с детьми получили возможность пользоваться социальными благами, предоставляемыми государством (социальное жильё, пособия), их нежелание работать было предсказуемо.

Для миграции профессионалов характерно движение из бедных стран в богатые, но в последнее время наблюдается обратная тенденция (получив образование в США, уезжают домой, из Западной Европы не уезжают). Перемещения граждан в рамках ТНК не слишком интенсивны, т.к. для компаний выгоднее и удобнее нанять местный квалифицированный персонал (кроме того, развитие средств связи позволяет служащим заниматься некоторыми видами деятельности дистанционно, без личного присутствия).

Роль иностранной рабочей силы в современных западных обществах.

Рынки рабочей силы интегрируются не столь интенсивно, как товарные и финансовые. Препятствием для интеграции являются:

культурные, языковые, географические факторы;

жёсткий контроль над движением рабочей силы со стороны ВТО.

Способствующий фактор – появление новых форм найма рабочей силы (интернет, международные рекрутинговые агентства). Благодаря развитию средств коммуникации возникли новые формы использования рабочей силы – дистанционные, позволяющие специалистам работать на иностранных заказчиков, не покидая родины.

Самые желанные в развитых странах иммигранты – высококвалифицированные служащие, преимущественно в сфере высоких технологий. Однако, такие кадры осознанно выбирают страну иммиграции, основываясь на различных параметрах (заработная плата, социальные условия, возможность натурализации, не последнюю роль играют и личные предпочтения).

Работники средней квалификации сильно привязаны к национальным рынкам труда. Здесь глобализация проявляется в использовании их труда на предприятиях ТНК.

Малоквалифицированные работники достаточно мобильны. Они интенсивно иммигрируют в США и ЕС, и этот процесс в будущем усилится. Причины связаны с экономической и демографической ситуацией в «третьем мире», как и десятилетия назад. Изменения в структуре иммиграционных потоков из слаборазвитых стран только количественные, но не качественные.

В странах-рецепиентах население негативно относится к притоку постоянных иноэтничных поселенцев, а особенно – к нелегальной иммиграции. Перспективным представляется возврат к временному приёму (принцип ротации). В странах Западной Европы доля нетто-иммиграции в приросте населения превышает 80%. На иностранцев приходится 5-20% населения и 10-25% рабочей силы.

Средний уровень образования иммигрантов ниже, чем коренного населения, но они гораздо более диверсифицированы, отвечая нуждам стран-доноров (высококвалифицированные специалисты и временные рабочие). Иммигранты вносят весомый вклад в развитие принимающих стран. Широкое использование дешёвого неквалифицированного труда стало основой функционирования некоторых традиционных отраслей (взамен требующей больших затрат модернизации производства): горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства. Привлечением высококвалифицированной рабочей силы обусловлено активное развитие новейших отраслей.

В целом иммигранты получают меньше социальных выплат и платят больше налогов и взносов, чем коренное население. Государственные организации, призванные регулировать иммиграционные потоки и контролировать детельность въехавших иммигрантов, отмечают, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных выплатах. Чем дольше иммигрант пребывает в стране, тем меньше социальных выплат ему требуется.
^ Современные подходы к экономической миграции в западных странах

Импортировать рабочую силу европейские страны заставляет в первую очередь неблагоприятная демографическая ситуация (а не рост производства, как в США, хотя количество рабочих мест тоже растёт), сейчас это делают все страны ЕС-15, даже те, кто раньше был её экспортёром (Испания, Португалия). Немаловажной причиной иммиграции является усиление структурных диспропорций на рынке рабочей силы. Частично ЕС решает проблему следующими методами:

строительство предприятий за рубежом и экспорт рабочих мест;

модернизация производства и повышение производительности труда национальных кадров;

мобилизация экономически неактивного населения (женщины, пожилые люди).

Усугубляет ситуацию деформация структуры иммиграции, т.е. приток воссоединяющихся членов семей и беженцев. Особенно не хватает квалифицированных рабочих среднего уровня и высококвалифицированных технических специалистов.

Задачи стран Европы в области иммиграционной и интеграционной политики:

привлечение квалифицированных специалистов

социальная и культурная ассимиляция приезжающих

сдерживание потока нелегальных иммигрантов

Сейчас европейские страны практикуют использование комплексного подхода, проводят тесную координацию различных направлений миграционной политики. Иммиграционный контроль и приём мигрантов сопровождаются программами адаптации и интеграции их в общество, поддержанием нормальных межэтнических отношений и ограничению потоков нежелательных мигрантов (инвестиции за рубеж, гуманитарная помощь).

Активно выполняются функции по ресурсному обеспечению производства. Миграционное законодательство способствует въезду квалифицированных специалистов и рабочих, необходимых национальной экономике, чаще – на временной основе. Поощряется приток коммерческих иммигрантов, нацеленных на инвестирование и предпринимательство. В последние годы наблюдается следующая тенденция: если раньше иммигранты из развивающихся стран занимали непрестижные рабочие места, то теперь они всё чаще создают свои предприятия (торговля и услуги).

Новые проблемы Европейскому союзу принесло присоединение новых стран (2004), проект предоставления их гражданам права на безвизовый въезд после 2010 не был одобрен в Парламенте.

Иммиграция становится важным фактором, определяющим социально-экономическую динамику в ЭРС, и для них крайне важно согласовать свою иммиграционную политику и тем самым гарантрировать её эффективность. Единая иммиграционная политика в рамках Европейского союза разрабатывается, в июле 2001 года Европарламентом были приняты предложенные Еврокомиссией «Условия въезда и проживания людей из стран, не входящих в ЕС», но они регламентируют миграции рабочей силы только частично. Сейчас у каждого государства действует собственное законодательство на этот счёт.

Современная политика западных стран смягчает диспропорции в сложившейся структуре иммиграции и иностранного населения, а также способствует заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.
^ Миграции населения внутри регионов (в частности, внутри стран ЕС) (коротко):
Основные миграции в рамках ЕС – рабочие. Большой проблемой является то, что часто место работы находится в центре города, а место проживания – на окраине или в пригороде (несбалансированность жилых и рабочих зон в городе). Если поездка на работу занимает больше получаса, это считается серьезной проблемой города, даже в крупных городах – Лондон и Париж. Но такой дисбаланс наблюдается всё чаще, и крупные города становятся центрами притяжения не только иностранной рабочей силы, но и жителей окрестных поселений (маятноковые миграции). Решения проблемы: 1) Создание рабочих зон поблизости от зон проживания людей и 2) Улучшение транспортной системы города и связи его с пригородами.

Также велика доля туристических миграций, но это обусловлено природными условиями. Тем не менее, все страны и их районы работают над улучшением собственной рекреационной привлекательности, чтобы жители отдыхали поблизости от мест проживания.
^ Пространственная организация расселения (коротко)

Размещение населения в Зарубежной Европе определяется географией городов, так как уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире. 3/4 населения живет в городах (в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Исландии - более 85% , но в Португалии - 35%). Главной формой городского расселения являются агломерации. Крупнейшими агломерациями являются - Лондонская (13 млн. жит.) и Парижская (11 млн. жит.). Формируются и мегалополисы - Английский (Лон-Лив) и Прирейнский (протянулся вдоль р. Рейн на территории ФРГ, Нидерландов, Бельгии). Однако, вследствие обострения экономического и социального кризиса крупных городов, ухудшения условий жизни в них, изношенности жилого фонда, ухудшения состояния окружающей среды, сокращения занятости, рост городского населения замедляется, происходит отток населения из центральных зон агломераций в пригороды, то есть агломерации «растекаются». Стираются контрасты между сельскими и городскими поселениями. Этот процесс получил наименование субурбанизация.
Крупные города являются центрами притяжения, однако в последние годы наблюдается процесс субурбанизации (люди переезжают в пригороды). тем не менее, небогатые предпочитают селиться в городах (перенаселенность некоторых районов города).

Южные районы обычно заселены лучше северных, прибрежные – лучше центральных, районы старого освоения – лучше тех, которые недавно стали участвовать в МЭО. Большой проблемой является заселение северных территорий Европы (север Скандинавского полуострова), депрессивных районов. Решаются эти проблемы путем:

Специальных дотаций и пособий жителям этих районов

Переноса крупных предприятий из больших городов в мелкие, в депрессивные или удаленные районы (это возможно за счет развития коммуникационных технологий)

Улучшения доступности некоторых районов (специальные инфраструктурные проекты)

Создания в слабозаселенных зонов объектов притяжения населения (университеты, перенос государственных учреждений и тп)
^ Демографическая ситуация (коротко)

Низкий уровень рождаемости и относительно высокий уровень смертности - результат преобладания пожилых людей.

Убыль населения, «угасание наций» - депопуляция, которую не могут предотвратить даже при помощи демографической политики.

Обострение социально-экономических проблем, рост безработицы, кризис устоев семьи.

Рост числа трудовых иммигрантов из других регионов мира, что влияет на численность и т рудовой потенциал населения, усложняет национальный состав, обостряет межнациональные проблемы

.

Похожие:

26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon33. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация...
Демографич обстановка-хар-ка сост-я нас-я в опред период времени (объект стратегич регулир-я)
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon32. Опорный каркас расселения. Локальная региональная, единая системы расселения
СПб+Лен. Обл : центр сист расселения – спб, +некоторые подцентры, типа Выборга, Приозерска, Бокситогорска, Гатчины…) и локальные...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес iconШалденкова Татьяна Юрьевна пространственная организация регионального...
Ii. Пространственная организация регионального интеграционного комплекса (на примере ес) 54
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon32. Опорный каркас…
Опорный каркас расселения – пространственная основа («скелет») социально-экономического развития региона. Состоит из полифункцональных...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес iconI. Международная политика
В центре мп находится борьба государств за власть, то есть способность в максимальной степени влиять на поведение других международных...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon29. Понятие расселения. Расселение как процесс и как результат распределения...
В понятие «расселение населения» заложен некий дуализм, – изрекает Разумовский, – это и процесс, и результат
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon«Оценка химической обстановки»
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес icon«Оценка радиационной обстановки»
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес iconОсновные проблемы реализации демографической политики на муниципальном уровне
Наибольший эффект демографической политики может проявиться тогда, когда для ее реализации будут задействованы все организационные...
26. Оценка демографической обстановки. Пространственная организация расселения и миграционная политика государств ес iconРешение
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях развития внешнеэкономической деятельности государств участников...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница