Скачать 473.54 Kb.
|
Алтайский край Курьинский район МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова ![]() Выполнила: зам. директора по УВР, первой квалификационной категории МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова Жильцова Ирина Викторовна с.Курья 2011 Оглавление I. Введение 3 II. Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» 4 1. Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в школе 4 2. Программа одарённые дети 6 3. Научное общество учащихся 10 III. Результативность 14 IV. Литература 21 Приложение 22 I. Введение «Сегодня для многих семей решающим при выборе места жительства становится уже не фактор наличия рядом здания с табличкой «школа», а возможность обеспечить детям образование современного качества». ^ Актуальность: Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства. В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, основное внимание учителя должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через научно-исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. Успех ученика в научном исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны учителя. ^ работы в школе является практическая разработка модели формирования научных понятий, обуславливающих создание динамического единства научных знаний, практических умений старшеклассников в целостном образовательном процессе, через научно – исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации данной цели в школе создано Научное общество учащихся в рамках реализации программы «Одарённые дети». Задачи: 1. Построить образовательный процесс обеспечивающий:
2. Разработать систему методов изучения личности ученика в ходе образовательного процесса в условиях нашей школы и вовлечение его во внеурочную деятельность. В качестве гипотезы выдвину предположение о том, что научно – исследовательская и проектная деятельность способствует более эффективному формированию у старшеклассников научных понятий, образному мышлению, познавательному интересу и осмыслению межпредметных связей (география, биология, экология и т.д.) в области которых проводятся исследования. ^ целенаправленная работа по формированию навыков научного исследования, которые способствуют повышению качества, глубины изучаемого объекта, возможности комплексного применения результатов исследования в практической деятельности и на уроках. ^ ^ Время неуклонно движется вперед. Мы вступили в третье тысячелетие – век информатизации и информационных технологий. За последнее десятилетие коренным образом изменились социально–экономические условия жизни общества. Чтобы идти в ногу со временем, быть конкурентоспособной на рынке образования, школа должна постоянно развиваться. В связи с этим перед руководителем образовательного учреждения встают вопросы: Какую идею положить в основу преобразования школы? Как определить миссию своей конкретной школы? Как выбрать программу развития школы? и т. д. Таким образом, возникает потребность поиска новых подходов, при выборе стратегических направлений в системе образования и преобразования школы. В соответствии с этим наш педагогический коллектив в течение нескольких лет работал над реализацией проекта по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией. Именно таким проектом является создание и реализация программы «Одарённые дети». В школе данная программа является новым, творческим делом для педагогического коллектива и администрации школы. Которая уже дала высокие результаты. Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в нашей школе? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы: 1) изменение количественных характеристик; 2) изменение качественных характеристик. К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным – соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы, какой и является наша школа, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2008 – 2009 учебном году в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Первые шаги» в рамках школьной программы «Одарённые дети». НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. ^ Содержание деятельности которых : заслушивание творческих отчетов учителей и их учащихся с учебно – исследовательскими работами, на основе докладов и содокладов. В школе работают две проблемные группы учителей по выявлению самых оптимальных форм и методов, позволяющих работать с детьми имеющими повышенную учебную мотивацию. В рамках программы «Одарённые дети» организована работа факультативов, кружков, секций. Проводятся школьные олимпиады по всем общеобразовательным предметам, причём давая возможность ученику поучаствовать по любым направлениям одновременно. Так абсолютным победителям в этом году стал - Латкин Вадим ученик 10 класса, победив по восьми общеобразовательным предметам. Он же стал призёром краевой олимпиады школьников по географии(2010г). Карташов Александр победив в крае по экологии, частвовал во Всероссийском туре олимпиады в г. Ульяновске. В школе ежегодно проводятся конкурсы: «Эрудит», «Юные таланты», где ребята могут продемонстрировать свои таланты и возможности. В связи с этим с 2006 года в школе создан банк данных по продвижению достижений ребят с повышенной учебной мотивацией. Вот уже 5 лет наша школа сотрудничает с Алтайским краевым центром информационно-технической работы, который проводит конференцию молодых исследователей «Будущее Алтая». Именно данный конкурс позволил нашим детям раскрыть свой потенциал, как юных исследователей, и победить на самых престижных Всероссийских конкурсах «Созвездие», «Первые шаги» и «Шаг в будущее». По итогам учебного года педагогический коллектив нашей школы управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи награждён почётной грамотой за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию учащихся и молодёжи, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, многолетний плодотворный труд. За поддержку детей имеющих повышенную учебную мотивацию, педагогический коллектив награждён благодарностью всероссийского центра «Интеллект будущего» г. Обнинск. ^ Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Комогоров Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. ^ Цель программы: 1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. 2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей. ^ :
Ожидаемые результаты реализации программы Реализации программа призвана способствовать:
Основные мероприятия программы
^ Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. ^ Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Одним из пунктов школьной программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и направление их на факультативные курсы, на которых занимаются углубленным изучением предмета. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний предметных МО. Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы. ^ Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. ^ :
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
развития личности;
участии учителя;
помощи, наставничества. Цели и задачи работы с одаренными детьми Цель: 1. Выявление одаренных детей Задачи: 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. Цель: 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей. Задачи: 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. Формы работы с одаренными учащимися:
Реализация программы «Одарённые дети» не была бы возможна без финансовой поддержки Администрации района, отдела по образованию и родителей. Именно тесное сотрудничество между учеником, учителем и родителем, даёт возможность добиваться высоких результатов. |
![]() | Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических... Инновационные технологии, используемые в образовательном процессе 4 Учебно-исследовательская деятельность младших школьников 6 | ![]() | Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Проекты» Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых... |
![]() | Конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Цели: Создать условие для систематизации знание детей по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»; закрепления умения... | ![]() | Положение о II российском заочном конкурсе методических разработок... Российский заочный конкурс методических разработок и конспектов непосредственно образовательной деятельности в доу «моя педагогика»... |
![]() | Республиканский конкурс методических разработок для начальной школы... Республиканский конкурс методических разработок для начальной школы по предметам коми язык | ![]() | В конкурсе приняли участие четырнадцать районных методических объединения Районный конкурс «Лучшее методическое объединение года» (далее – Конкурс) проводился в пятый раз |
![]() | Номинация Районный конкурс детского и юношеского изобразительного искусства «Александр Невский – сокровище Российской земли» | ![]() | Конкурс педагогических талантов проводится в двух номинациях: • декоративно... Районный конкурс педагогических талантов «Сияние звёзд» проводит управление образования администрации Краснокутского муниципального... |
![]() | Положение о городском фестивале педагогических идей 2012 «Время перемен» ... | ![]() | Положение о городском фестивале педагогических идей «Эпоха новых перемен» ... |