Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе»




Скачать 473.54 Kb.
НазваниеРайонный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе»
страница1/4
Дата публикации01.03.2013
Размер473.54 Kb.
ТипКонкурс
litcey.ru > География > Конкурс
  1   2   3   4


Алтайский край

Курьинский район

МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»

Номинация «Методическая работа в школе»
Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в

МОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова



Выполнила: зам. директора по УВР,

первой квалификационной категории

МОУ «Курьинская средняя

общеобразовательная

школа» им. М.Т. Калашникова

Жильцова Ирина Викторовна

с.Курья

2011

Оглавление

I. Введение 3

II. Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» 4

1. Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в школе 4

2. Программа одарённые дети 6

3. Научное общество учащихся 10

III. Результативность 14

IV. Литература 21

Приложение 22

I. Введение

«Сегодня для многих семей решающим при выборе места жительства становится уже не фактор наличия рядом здания с табличкой «школа», а возможность обеспечить детям образование современного качества».

^ И.И. Калина

Актуальность: Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, основное внимание учителя должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через научно-исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. Успех ученика в научном исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны учителя.

^ Целью нашей работы в школе является практическая разработка модели формирования научных понятий, обуславливающих создание динамического единства научных знаний, практических умений старшеклассников в целостном образовательном процессе, через научно – исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации данной цели в школе создано Научное общество учащихся в рамках реализации программы «Одарённые дети».

Задачи:

1. Построить образовательный процесс обеспечивающий:

  • сочетание государственного заказа и требований социума;

  • учет индивидуальных возможностей, интересов и образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса;

  • обогащение и расширение содержания образования новой информацией и формами приобретения знаний;

2. Разработать систему методов изучения личности ученика в ходе образовательного процесса в условиях нашей школы и вовлечение его во внеурочную деятельность.
В качестве гипотезы выдвину предположение о том, что научно – исследовательская и проектная деятельность способствует более эффективному формированию у старшеклассников научных понятий, образному мышлению, познавательному интересу и осмыслению межпредметных связей (география, биология, экология и т.д.) в области которых проводятся исследования.

^ Таким образом, ведущей идеей в школе является целенаправленная работа по формированию навыков научного исследования, которые способствуют повышению качества, глубины изучаемого объекта, возможности комплексного применения результатов исследования в практической деятельности и на уроках.
^ II. Система внутришкольной работы по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией в МОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова

^ 1. Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в школе

Время неуклонно движется вперед. Мы вступили в третье тысячелетие – век информатизации и информационных технологий. За последнее десятилетие коренным образом изменились социально–экономические условия жизни общества. Чтобы идти в ногу со временем, быть конкурентоспособной на рынке образования, школа должна постоянно развиваться.

В связи с этим перед руководителем образовательного учреждения встают вопросы: Какую идею положить в основу преобразования школы? Как определить миссию своей конкретной школы? Как выбрать программу развития школы? и т. д.

Таким образом, возникает потребность поиска новых подходов, при выборе стратегических направлений в системе образования и преобразования школы.

В соответствии с этим наш педагогический коллектив в течение нескольких лет работал над реализацией проекта по созданию полноценной развивающей среды для детей с повышенной учебной мотивацией.

Именно таким проектом является создание и реализация программы «Одарённые дети». В школе данная программа является новым, творческим делом для педагогического коллектива и администрации школы. Которая уже дала высокие результаты.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся.

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей в нашей школе? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:

1) изменение количественных характеристик;

2) изменение качественных характеристик.

К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным – соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы, какой и является наша школа, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2008 – 2009 учебном году в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Первые шаги» в рамках школьной программы «Одарённые дети». НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

^ В связи с этим у нас в школе по-новому стали проводиться и педагогические советы. Содержание деятельности которых : заслушивание творческих отчетов учителей и их учащихся с учебно – исследовательскими работами, на основе докладов и содокладов. В школе работают две проблемные группы учителей по выявлению самых оптимальных форм и методов, позволяющих работать с детьми имеющими повышенную учебную мотивацию.

В рамках программы «Одарённые дети» организована работа факультативов, кружков, секций. Проводятся школьные олимпиады по всем общеобразовательным предметам, причём давая возможность ученику поучаствовать по любым направлениям одновременно. Так абсолютным победителям в этом году стал - Латкин Вадим ученик 10 класса, победив по восьми общеобразовательным предметам. Он же стал призёром краевой олимпиады школьников по географии(2010г). Карташов Александр победив в крае по экологии, частвовал во Всероссийском туре олимпиады в г. Ульяновске.

В школе ежегодно проводятся конкурсы: «Эрудит», «Юные таланты», где ребята могут продемонстрировать свои таланты и возможности. В связи с этим с 2006 года в школе создан банк данных по продвижению достижений ребят с повышенной учебной мотивацией.

Вот уже 5 лет наша школа сотрудничает с Алтайским краевым центром информационно-технической работы, который проводит конференцию молодых исследователей «Будущее Алтая». Именно данный конкурс позволил нашим детям раскрыть свой потенциал, как юных исследователей, и победить на самых престижных Всероссийских конкурсах «Созвездие», «Первые шаги» и «Шаг в будущее». По итогам учебного года педагогический коллектив нашей школы управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи награждён почётной грамотой за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию учащихся и молодёжи, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, многолетний плодотворный труд.

За поддержку детей имеющих повышенную учебную мотивацию, педагогический коллектив награждён благодарностью всероссийского центра «Интеллект будущего» г. Обнинск.
^ 2. Программа одарённые дети

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Комогоров

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

^ В 2005 году в школе была создана программа «Одарённые дети»

Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
^ Задачи программы:


  • - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

  • - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, районных и краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.


Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:

  • - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

  • - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • - повышению качества образования и воспитания школьников;

  • - формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Основные мероприятия программы


  • - разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

  • - организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

  • - приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

  • - приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

  • - подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

  • - проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

  • - создание НОУ

^ Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

^ Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.

Одним из пунктов школьной программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и направление их на факультативные курсы, на которых занимаются углубленным изучением предмета.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний предметных МО.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.
^ Концепция подпрограммы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

^ Одаренные дети:

    • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные

способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда


Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель: 1. Выявление одаренных детей

Задачи: 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Цель: 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

Задачи: 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными учащимися:

    • групповые занятия с одаренными учащимися;

    • факультативы;

    • предметные кружки;

    • кружки по интересам;

    • конкурсы;

    • курсы по выбору;

    • участие в олимпиадах;

    • интеллектуальные марафоны

Реализация программы «Одарённые дети» не была бы возможна без финансовой поддержки Администрации района, отдела по образованию и родителей. Именно тесное сотрудничество между учеником, учителем и родителем, даёт возможность добиваться высоких результатов.
  1   2   3   4

Похожие:

Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconРайонный конкурс методических разработок «Панорама педагогических...
Инновационные технологии, используемые в образовательном процессе 4 Учебно-исследовательская деятельность младших школьников 6
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconРайонный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Проекты»
Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconКонкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»
Цели: Создать условие для систематизации знание детей по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»; закрепления умения...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconПоложение о II российском заочном конкурсе методических разработок...
Российский заочный конкурс методических разработок и конспектов непосредственно образовательной деятельности в доу «моя педагогика»...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconРеспубликанский конкурс методических разработок для начальной школы...
Республиканский конкурс методических разработок для начальной школы по предметам коми язык
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconВ конкурсе приняли участие четырнадцать районных методических объединения
Районный конкурс «Лучшее методическое объединение года» (далее – Конкурс) проводился в пятый раз
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconНоминация
Районный конкурс детского и юношеского изобразительного искусства «Александр Невский – сокровище Российской земли»
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconКонкурс педагогических талантов проводится в двух номинациях: • декоративно...
Районный конкурс педагогических талантов «Сияние звёзд» проводит управление образования администрации Краснокутского муниципального...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconПоложение о городском фестивале педагогических идей 2012 «Время перемен»
...
Районный конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Номинация «Методическая работа в школе» iconПоложение о городском фестивале педагогических идей «Эпоха новых перемен»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница