Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А.




Скачать 379.6 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А.
страница1/3
Дата публикации27.04.2013
Размер379.6 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

г. Зуевка Кировской области


Утверждаю:

Директор

МОУСОШ «Образовательный центр»

Зуевского района

Кировской области

_______________

Н.Г.Сементина

Приказ № ___ от_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

НА 2011 - 2012 ГОД

Автор-составитель:

Овсянникова Т.А.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Зуевка 2011




^ 2.Пояснительная записк
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова, которая утверждена МО РФ и приведена в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004 года.

Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Раздел «Основы безопасности жизнедеятельности» составлен на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 - 11 класс под общей редакцией А.Т.Смирнова, 3-е издание — М. «Просвещение», 2008. Данная программа приведена в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта и требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне» и др.

Цели изучения окружающего мира в начальной школе:

развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации. Реализация программы позволит:

привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Обучающиеся должны знать:

человек — часть природы и общества;

что такое тела и вещества; твёрдые вещества; жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными)

взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены; основы здорового образа жизни;

значение природного окружения для здоровья человека;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей, товары и услуги;

роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

владеть элементарными приёмами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы, их столиц.

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

общаться со сверстниками и взрослыми.
^ 3. Учебно- тематический план

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, количество часов в неделю - 2.
4.Содержание курса окружающего мира в 3 классе

Тема «Как устроен мир» - 7 часов.

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - «ступеньки» познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

наблюдать изменения в природе, происходящие под влиянием человека;

выполнять посильную работу по охране природы - посадка дерева или кустарника; изготовление кормушек для птиц.

Тема «Эта удивительная природа» - 19 часов

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости, газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. ^ Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их многообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и в жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. ^ Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

проводить простейшие опыты, чтобы обнаружить крахмал в продуктах питания;
проводить простейшие опыты для определения свойств воды;

проводить практическую работу, чтобы очистить загрязнённую воду с помощью фильтра;

рассматривать плоды и семена растений, определять признаки их приспособленности к распространению ветром, животными;

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя.

Тема «Мы и наше здоровье» - 8 часов

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса), их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. ^ Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности, органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

наблюдать за внешним строением кожи в результате практической работы;

оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

определять содержание питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке);

подсчитывать удары пульса;

выполнять правила личной гигиены.

Тема «Наша безопасность» - 9 часов

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха. Как защититься от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

выполнять правила личной гигиены и безопасности;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.

Тема «Чему учит экономика?» - 12 часов

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в 21 веке.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

рассматривать и определять образцы полезных ископаемых;

составлять устное описание рассмотренных культурных растений;

различать современные российские монеты.

Тема «^ Путешествие по городам и странам» - 13 часов

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

^ Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

владеть элементарными приёмами чтения карты;

находить и показывать на карте изученные географические объекты;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
^ Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (32 часа)

«Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся» - 25 часов:

1.Безопасное поведение на улицах и дорогах — 10 часов

Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки. Их виды.

Переходами дорогу, перекрёсток. Сигналы светофора и регулировщики..

Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы. Подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Движение пешехода по загородной дороге.

Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

2.Пожарная безопасность и поведение при пожарах — 3 часа

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожара. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

3.Безопасное поведение в случаях криминогенного характера — 6 часов

правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры, дома от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок(беседа) по телефону.

Особенности поведения с незнакомыми людьми; опасные незнакомцы.

Безопасное поведение дома — 6 часов

Лифт — наш домашний транспорт.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением..

«Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» - 1 час

Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

«Защита человека в чрезвычайных ситуациях» - 6 часов

1.Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури, смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

2.Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа по окружающему миру для третьего класса разработана...
Фгос начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной...
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Биболетова М. З, Трубанева...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Биболетова М. З, Трубанева...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа основного общего образования по предмету «Иностранный язык»
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconШкола России
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconШкола России
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа по геометрии для 10 -11 классов составлена на основе...
Примерной программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. (2009),...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру А. iconРабочая программа по английскому языку для 4 класса составлена на...
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по английскому...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница