Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории




Скачать 169.39 Kb.
НазваниеВыполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории
Дата публикации03.05.2013
Размер169.39 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

Троицко-Сунгуская средняя общеобразовательная школа

Лесной

калейдоскоп

(Экологическая игра-викторина для учащихся 5-7 классов)

Выполнила Талалова С.В.,

учитель географии, экологии

высшей квалификационной

категории

с. Троицкий Сунгур, 2010 год

Лесной калейдоскоп
(Экологическое игра - викторина для учащихся 5 – 7 классов. В калейдоскопе принимают участие 2 команды. Лесной калейдоскоп состоит из конкурсов. За правильный ответ команда получает листик - жетон).
^ Исполняется песня «Чудесный лес».
Цель: пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней.
Ведущий: Все мы любим природу. Любим бродить по лесу в поисках грибов и ягод, любим березовую рощу, шуршание листвы под ногами. Лес дарит нам красоту. Вам предстоит пройти шесть конкурсов: «Узнай дерево по описанию», «Угадай-ка», «Ситуация», «Вопрос – ответ», «Травознайка». А знаете ли вы значение леса для живого? На этот вопрос мы с вами узнаем ответ в конце нашего мероприятия. И ответите на этот вопрос вы – участники «Лесного калейдоскопа».
^ Лесник девушка: конкурс «Узнай дерево по описанию».
1. Высота этого дерева 35—40 м, с прямым полнодревесным ство­лом, ажурной кроной, пропускающей много света. Отличается от других хвойных пород тем, что ежегодно сбрасывает на зиму хвою. Распространена на север. Морозо­устойчива, засухоустойчива, светолюбива, может переносить и жаркий степной климат. В горы поднимается до верхнего пре­дела леса. Растет большими чистыми массивами и не образует плотно сомкнутых насаждений. Доживает до 400—450 лет. Порода быстрорастущая. Представляет боль­шой интерес для степного защитного лесоразведения. Цветет в мае-июне. Шишки раскрываются в начале сентября. (Лиственница сибирская).

2. Мощное дерево, до­стигающее 30—35 м высоты и 120 см толщины, с прямым, ровным стволом и густой кроной. Ветвление строго мутовча­тое, хвоя собрана по 5 шт. в пучке. Кора серо-серебристая, гладкая, у старых деревьев с тонкой коркой в виде пласти­нок. К почвам не особенно требователен, но предпочитает богатые суглинки. Не требователен к теплу, не боится засухи, особенно сухости воздуха. Более теневынослив, чем сосна. Цветет в июне. Шишки созревают в конце сентября следующего года и в октябре опадают. Сидящие внутри шишки бескрылые семена (называемые неправильно орешками) съе­добны, обладают высокой маслянистостью. С одного дерева собирают много орехов. Их используют в сыром виде и для приготовления сливок, содержащих витамин В. Это дерево живет 400 — 500 лет. Древесина — одна из лучших для по­строек. Кедр сибирский (сосна сибирская).

^ Лесник юноша: Сибирский кедрне настоящий кедр, а вид сосны. Настоящий кедр растет в Ливанских горах, на Гималаях, в Северной Африке, на острове Кипр. Ливанский кедр — вечно­зеленое, красивое, мощное высокое дерево, достигает 40 м высоты и 11 м в окружности. Живет 2000—3000 лет.

Смола кедра, по мнению древних народов, предохраняла вещи от естественного разложения и гниения; поэтому они натирали ею свитки папируса, а также употребляли при баль­замировании трупов. В библии ливанский кедр представляет­ся высоким, мощным, тенистым деревом, красоте и величию которого завидуют все остальные деревья. Он создан на Ливане как бы самим богом и как божье насаждение при­вольно рос в изобилии, наполняя воздух окружающей мест­ности смолисто-ароматическим запахом. Но достаточно яко­бы только одного слова божия, и кедр — этот великан Ли­ванский, одна ветвь которого равняется по толщине целому дереву и который так гордо противостоит всем натискам бурь и ураганов,— обращается в ничто.

3. Дерево первой величины, величественное по красоте и силе. Достигает высоты 50 м и выше. У этого дерева все мощное: корневая система, ствол, крона. Главный стержневой корень высасывает влагу из глубоких слоев почвы, широкие боковые корни усиливают его устойчи­вость. Крона на свободе широкошатровидная, низкоопущенная; в сомкнутых насаждениях цилиндрическая или яйце­видная. Листорасположение — очередное. На верхушках побегов листья собраны пучками. Это дерево плохо переносит зате­нение сверху, но хорошо растет при боковом затенении, по­этому лесоводы говорят, что «это дерево любит расти в шубе, но с открытой головой». Сравнительно теплолюбив. К влажности воздуха малотребователен. Хорошо развивается на поч­вах глубоких, свежих, богатых минеральными веществами. Является наиболее устойчивой и долговечной породой в степ­ных условиях европейской части России. Цветет в мае-июне одновременно с распусканием листьев. Периоды обильного плодоношения наступают через 6 — 7 лет. Живет 500—600 лет, иногда более 1000 лет. (Дуб летний, или черешчатый).

^ Лесник юноша: Со времен глубокой древности дуб играл видную роль в мифологии и многих народов, особенно древних гре­ков, римлян, германцев, скандинавов. У римлян дуб был посвящен Юпитеру, у германцев дубовые рощи также посвя­щались богам, в них совершались жертвоприношения. С проникновением христианства к Балтийскому морю многие древ­ние священные дубы были уничтожены.

Дубовый венок с древнейших времен считался принад­лежностью жрецов. У римлян подобный венок, кроме того служил наградой - за особо выдающиеся гражданские добродетели.

4. Это дерево высотой 25—80 м. Ствол прямой, ровный. Кора до 10 -летнего возраста темная, гладкая, блестящая, позднее развивается белый пробковый слой, который грубеет с возрастом. Молодые побеги покрыты железистыми бородавками. Корне­вая система сильно разветвленная, но не глубокая, вследствие чего это дерево подвержено ветровалу. Крона сильно разветвлен­ная, но не густая, ажурная, пропускает много света, в молодо­сти яйцевидная, позднее продолговато-цилиндрическая, с по­вислыми концами ветвей, что придает кроне плакучий вид. Очень светолюбивое дерево. Дерево не требовательно к усло­виям климата и почвы, выносит очень холодные зимы. Образует как чистые насаждения, так и смешанные с сосной, елью, осиной и другими породами. Цветет в мае-июне вместе с распусканием листьев. Цветение продолжается 10 дней. Продолжительность жизни 100 —120 лет (Береза бородавчатая).

5. Дерево первой величины, достигает 35—40 м высоты, ствол прямой, стройный, с правильным мутовчатым ветвлением. Крона меняется с возрастом. В моло­дости конусовидная, позднее — округлая. Иглы хвои распо­ложены на побегах попарно и держатся 2—3 года, а места­ми до 7 лет. Нижняя часть дерева покрыта толстой краснова­той коркой с глубокими бороздами. Глубокая корневая система дерева делает его устойчивым против ветра. Порода светолюбивая, густых тенистых насаждений не образует. На лесосеках и заброшенных полях это дерево появляется первым и быстро развивается. К почве, теплу и влаге не требовательно, благодаря чему произрастает во многих районах России, заселяя различные почвы от сухих: песков до торфяных болот. Лучшая почва для этого дерева — све­жие супеси. Доживает до 400 лет и более. Плодоносит периодически через 3—5 лет и бо­лее. (Сосна обыкновенная).

6. Это дерево в благо­приятных условиях достигает 40—45 м высоты. Ствол пря­мой, стройный. Расположение ветвей мутовчатое и промежу­точное. Побеги тонкие и ребристые, большей частью голые; растущие побеги зеленые. Корневая система поверхностная, поэтому это дерево подвержено ветровалу. На рыхлых почвах корни более глубоко уходят в землю. Крона густая, широкопирамидальная или конусовидная, узкая с острой вершиной, так как прирост в высоту продолжается до глубокой старости. У оди­ночно стоящих деревьев кроны спускаются до земли. Кора тонкая, легко обгорает при низовых лесных пожарах и страдает в молодом возрасте от солнцепека и заморозков. Эта порода теневыносливая, способная произрастать под кронами других деревьев и постепенно вытеснять их. На бедных и су­хих, а также заболоченных почвах развивается плохо. Луч­шие условия для дерева — богатые суглинки. К теплу не требо­вательно. Образует чистые и смешанные (с пихтой, сосной, березой и другими лиственными породами) леса. Цветет в мае-июне. Семена созревают в октябре-ноябре, опадают в конце зимы. Плодоношение повторяется через 4—7 лет. Продолжительность жизни 300 — 500 лет (Ель обыкновенная).

7. Это дерево высотой до­стигает 35 м. Ствол цилиндрический, малосбежи­стый. У молодых пород кора гладкая, зеленовато-серая, у ста­рых — темная с глубокими трещинами. Молодые побеги блестящие, красно-бурые. Крона округлая, неправильной формы. Светолюбива. Это дерево к климату не требовательно, устойчив против заморозков, довольно требовательн к поч­ве: лучше растет на суглинках и супесях, богатых перегноем, хорошо растет на илистых почвах пойм. Вследствие поверхностно­го залегания корней дерево ветровально. Это дерево пионер леса, быстро заселяет свободные лесные пло­щади. Исключая сухие пески и болота, оно появляется повсюду и чаще после вырубки сосны, ели, дуба. Использует­ся для облесения оврагов и создания рощиц в степ­ных условиях. Порода быстрорастущая. Цветет в апреле-мае до распуска­ния листьев. Это дерево часто поражается грибными заболевания­ми и недолговечно, обычно живет до 80—100 лет. Осипа (тополь дрожащий).

8. Дерево первой величины, в неблагоприятных условиях растет в виде кустарника. Ствол прямой, круглый. Кора в молодом возрасте гладкая, в ста­ром — бороздчатая. Крона густая, шатровидная на просторе и продолговато-цилиндрическая в насаждениях. Нижние ветви отходят от ствола книзу, а на концах приподнимаются, верхние же отходят под углом вверх. Глубокая корневая система делает дерево ветроустойчивым. Порода очень теневынослива, переносит затенение елового леса, хладостойка, тре­бовательна к почве, переносит временное избыточное увлаж­нение. Это дерево входит в состав дубовых и хвойных лесов, иногда образует почти чистые рощи. В зеленом строитель­стве ценится за густую темно-зеленую крону, ароматичность цветков, устойчивость против газа и дыма. Цветет в июне-июле после распускания листьев. Живет до 300—400 лет (Липа мелколистная).

9. Высота этого дерева до 35 м. Стройное, красивое, с узкоконической кроной, длинно-заостренной вершиной. На опушках леса крона низко опущена. Цветет в мае-июне. Семена созревают в октябре и вскоре опадают вместе с чешуйками шишки. Всходы име­ют четыре семядоли. Хвоя держится на деревьях до 10 лет. По отношению к климату, влаге, свету сходна с елью. Поэтому часто поселяется вместе с ней, образуя елово- … насаждения. Корневая система более глубокая, чем у ели. К почве требовательнее ели. Живет 150-200 лет (Пихта сибирская).

10. Дерево первой величины, высота до 80 м. Ствол этого дерева, выросшего в лесу, колоннооб­разный, очищенный от сучьев, стройный. Крона густая, широ­кая. Кора у молодых деревьев светло-серая, у старых черно­ватая, с трещинами. Главный корень неглубокий, боковые — поверхностные, расходящиеся в стороны. Это дерево требует богатой перегноем почвы. Довольно морозоустойчив. Требова­телен к влажности почвы. Один из лучших спутников дуба. Рекомендуется для полезащитного лесоразведения. Цветет в мае раньше или одновременно с распусканием листьев, опы­ляется насекомыми. Плоды созревают в сентябре-октябре и вскоре опадают. Семя прорастает так: вместе с семядолями выносится вверх крыло, которое через несколько дней опа­дает, а узкие, языкообразные семядоли развертываются; за­тем появляются черешчато-парные листочки треугольной формы. Живет до 200 лет (Клен остролистный).
Ведущий: А сколько загадок о лесе придумал русский народ!

^ Лесник девушка: конкурс «Угадай-ка». Отгадайте загадки.
1. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Лес).
2. Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника).
3. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна).
4. Землекоп почти слепой

Строит город под землей. (Крот).
5. Ходит - бродит злой разбойник

Без дубинок и ножа,

Все в лесу его боятся,

Кроме дядюшки Ежа. (Волк).
6. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш).
7. Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).
8. Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится. (Поганка).
9. Лесной «портной» не шьет сорочки,

На иглах он несет грибочек. (Ёж).
10. Все лето под нами

О чем – то шептали.

К зиме под ногами

Они зашуршали. (Листья).
^ Лесник девушка: А сейчас каждая команда продолжит конкурс «Угадай – ка». Загадай те загадки друг другу о лесе, о растениях произрастающих в лесу, о животных обитающих в лесу.
Конкурс «Ситуация».
Карточка 1.

Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

  1. Искусно сделанный пластмассовый букетик.

  2. Несколько благоухающих цветов.

  3. Огромный букет этих нежных цветов.


Карточка 2.

Вы всей семьей выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

  1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустом.

  2. Всё бросили в костёр.

  3. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.


Карточка3.

Вы всем классом пошли в лес, в поход. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

1. Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали и ушли.

  1. Залили костёр водой или засыпали землей.

  2. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.


Карточка 4.

Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

  1. Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

  2. Положите птенца в гнездо.

  3. Возьмете домой и будете держать его в клетке.


Конкурс «Вопрос – ответ».


  1. Какие животные кормятся кедровыми орешками? (Многие животные и птицы тайги, например соболь, бурундук, медведь; из птиц – кедровка, пищуха).

  2. Полезен ли рыжий лесной муравей и чем? (Очень полезен. Является истребителем вредных для леса насекомых).

  3. Почему птицы полезны? (Они уничтожают вредителей).

  4. Каких вы знаете оседлых птиц? (Дятел, синица, поползень, сойки, сороки, воробьи).

  5. Каких вы знаете перелетных птиц? (Стрижи, ласточки, кукушка, соловьи, зяблики, пеночки, грачи, скворцы).

  6. Назовите народную загадку о лесе? (Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает).

  7. Почему лиственницу так называют? (Лиственница сбрасывает свои иголки на зиму, они у нее очень мягкие).

  8. Из какого дерева в старину делали обувь? (Из липы).

  9. Назовите царя древесного царства? (Дуб).

  10. Про какое дерево мы говорим, что оно самое русское? (Береза).

  11. Какое дерево называют плакальщица? (Ива).

  12. Про какое дерево говорят – кавалер? (Клен).


Рождественский писал: «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, где чистым воздухом так сладостно дышать, есть в травах и цветах целительная сила, для всех умеющих их тайну разгадать.

Конкурс «Травознайка».
В этом конкурсе принимают участие три человека от каждой команды. На подносе три кружки № 1, 2, 3 с отварами лекарственных растений леса, попробовав на вкус вы должны определить отвар какого растения в данной кружке.
Итак, наступил последний конкурс нашего «Лесного калейдоскопа». Конкурс «Значение леса».

В этом конкурсе принимает участие вся команда, включая классного руководителя. На бланках вы должны написать значение леса для планеты, для всего живого на Земле.
Значение леса:


  • дает кислород;

  • уменьшает содержание углекислого газа;

  • улучшает климат;

  • предотвращает паводки;

  • задерживает суховеи;

  • регулирует действие ветра;

  • увеличивает влагооборот;

  • уменьшает образование оврагов;

  • обитают и произрастают живые организмы;

  • служит пищей для человека;

  • служит пищей для животных;

  • служит материальной ценностью для человека (дрова, стойматериалы, бумага и т.д.);

  • служит материалом для фармакологии;

  • служит зоной отдыха.


Возьмемся за руки друзья

Спасем природу-лес

Спасем живое на Земле

Да здравствует наш лес!
Подведение итогов.

1. Участнику «Лесного калейдоскопа», набравшему наибольшее количество листиков-жетонов присуждается почетное звание «Юный лесовод».

2. Команде победительнице диплом первой степени, а второй команде диплом за активное участие.

Подчеркните правильные ответы в карточках
Карточка 1.
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

  • Искусно сделанный пластмассовый букетик.

  • Несколько благоухающих цветов.

  • Огромный букет этих нежных цветов.


Карточка 2.
Вы всей семьей выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

  • Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустом.

  • Всё бросили в костёр.

  • Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.


Подчеркните правильные ответы в карточках
Карточка 3.
Вы всем классом пошли в лес, в поход. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

  • Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали и ушли.

  • Залили костёр водой или засыпали землей.

  • Разбросали недогоревшие головешки по поляне.



Карточка 4.
Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

  • Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

  • Положите птенца в гнездо.

  • Возьмете домой и будете держать его в клетке.



5 класс.
Значение леса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

6 класс.
Значение леса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

5 класс
Конкурс «Травознайка»


№1- _________________________________

№2- _________________________________
№3 - _________________________________
6 класс
Конкурс «Травознайка»


№1- _________________________________

№2- _________________________________
№3 - _________________________________

Протокол
«Лесной калейдоскоп»



^ Название конкурсов


Количество жетонов

5 класс

6 класс

Узнай дерево по описанию







Угадай-ка







Ситуация







Вопрос-ответ







Травознайка







Значение леса







ИТОГО








Участнику «Лесного калейдоскопа», набравшему наибольшее количество листиков-жетонов вручается диплом победителя.

ФИ ученика ________________________________ класс _______.

Председатель жюри Мерзлякова Н.П.

Члены жюри Иванова С.В.

Дудник Н.А.

НАГРАЖДАЕТСЯ
_________________________

учен_______ класса

победитель

«Лесного калейдоскопа»

Директор МОУ

Троицко-Сунгурской

СОШ С.В. Иванова

Приказ №__ от 13.12. 2010 г.


1

2

3


1

2

3

Похожие:

Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconФилонова Галина Витальевна, учитель истории высшей квалификационной категории, стаж 27 лет
Филонова Галина Витальевна, учитель истории высшей квалификационной категории, стаж – 27 лет
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconДанные о Руководителе учреждения
Симонова Татьяна Александровна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, директор мкоу-сош №6, учитель русского...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconПедагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся
Автор: Глазунова Любовь Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу «Зарубинская основная общеобразовательная...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconПрограмма экологического кружка «Природа родного села. Экомониторинг»
Автор: Глазунова Любовь Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу «Зарубинская основная общеобразовательная...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconМетодическое пособие «Школьный урок»
Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconПримерная программа учебной дисциплины география для профессий начального...
...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconТехнология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии
Автор: Глазунова Любовь Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу «Зарубинская основная общеобразовательная...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconРазработка урока географии в 9 классе т ема: учитель географии первой...
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной,...
Выполнила Талалова С. В., учитель географии, экологии высшей квалификационной категории iconУчитель высшей квалификационной категории
Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях? Не хотел проникнуть в тайны и загадки нашей планеты, разгадать секреты древних...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница