Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин




НазваниеПрограмма основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
страница1/14
Дата публикации02.03.2013
Размер1.64 Mb.
ТипПрограмма
litcey.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы

Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Пояснительная записка
Предлагаемая вашему вниманию программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».

Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и учебные программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания учебных программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

В структуре курса «География. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

развитие специфических географических и общеучебных умений;

развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

Краеведческий подход в содержании курса и технологии его изучения выполняет основную функцию в формировании элементарных знаний о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.

Курс «География материков и океанов. 7 класс» — это третий по счету школьный курс географии. Однако если школа работает по планам, где есть интегрированный курс «Естествознание», курс 7 класса открывает изучение географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основными целями курса являются:

раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

^ Основные задачи курса:

формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до локального;

познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

формирование эмоционально-ценностное отношение к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;

развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

^ Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края.
^ Содержание программы
Введение в географию. 5 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 7 ч — резервное время)

Что изучает география (ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

^ Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практикумы. 1. Работа с контурной картой, учебником, диском.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

^ Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

^ Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

^ Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

^ Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

^ План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практикумы. 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- Работать с компасом;

- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

^ Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

^ Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

^ Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

^ Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова,...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии 6 класс
Природа и люди» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии 8 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года, программы общеобразовательных...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии ступень обучения (класс): основное общее 5 9 класс
Программа разработана на основе примерной программы по географии по линии умк «Сферы» (5-9 классы) для основной школы, авторы В....
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconПрограмма по географии призвана сохранить традиции классического...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии. Разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии 2004года. Программа полностью...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconПояснительная записка Используемые программы: География России: Примерная...
География России: Примерная программа основного общего образования по географии класс
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconПояснительная записка Используемые программы: География Земли: Примерная...
Авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2007
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconРабочая программа курса «Биология»
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин iconСтандарт основного общего образования по географии
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница