Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований




Скачать 198.12 Kb.
НазваниеПрограмма курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований
страница1/3
Дата публикации04.05.2013
Размер198.12 Kb.
ТипПрограмма курса
litcey.ru > География > Программа курса
  1   2   3
Форма итогового контроля по дисциплине «Народы Европы: общая характеристика и проблемы межнациональных отношений» и задания по обязательному чтению.

Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований.

Структурно курс делится на две части. В первой части рассматриваются теоретические и методологические вопросы: определяется необходимая терминология, основные школы этнологии, обсуждаются проблемы этничности и национального государства (историческая ретроспектива и современное состояние), дается общий обзор проблем, имеющих место в сфере межнациональных отношений. Студенты получают также общие сведения о языках народов Европы, их сходстве и различиях между собой и с другими языками, существующими на планете. Вторая часть курса посвящена изучению отдельных регионов современной зарубежной Европы: в каждой лекции кратко характеризуются народы, населяющие тот или иной регион, рассматриваются основные межэтнические конфликты и попытки их решения. На последних занятиях подводятся итоги, и делается попытка обобщить опыт разрешения межнациональных противоречий, накопленный в различных странах и регионах зарубежной Европы.
Итоговая оценка по дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Тестовое задание на знание теоретического материала

  2. Коллоквиум по прочитанной литературе (см.: «Список литературы» ниже)

  3. Письменный ответ на экзамене два вопроса, содержащихся в билете


Для того, чтобы получить положительную оценку за весь экзамен, студент должен сначала в течение семестра выполнить тестовое задание на знание теоретического материала по курсу (Часть 1., см. ниже). При этом тест оценивается как «зачтено» или «не зачтено». Если тестовое задание выполнено на оценку «не зачтено», то итоговая экзаменационная оценка снижается на 1 балл.

Коллоквиум по прочитанной литературе проводится в устной форме в течение мая месяца текущего года. Ответ на коллоквиуме оценивается как «зачтено» или «не зачтено». Если коллоквиум не сдан (оценка «не зачтено»), то итоговая экзаменационная оценка снижается на 1 балл.

Примечание: студенты должны выбрать монографию или статьи для чтения и собеседования на коллоквиуме до 20 апреля текущего года и сообщить о своем выборе преподавателю. Если слишком большое количество студентов выбирает одну и ту же монографию (статьи и др.), преподаватель оставляет за собой право предложить для чтения другую книгу (статьи и пр.) из списка литературы.

^ Итоговый экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание состоит из двух вопросов, предполагающих развернутый ответ с использованием всех материалов курса (лекции, основная и дополнительная литературы). Вопросы на итоговом экзамене формулируются строго в пределах программы курса по образцу вопросов, приведенных в разделе “Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену”. Оценка за итоговый письменный экзамен выставляется в соответствии со следующими критериями:

  • знание фактического материала;

  • знание основной и дополнительной литературы;

  • умение структурировать текст, в том числе ставить проблему и делать выводы;

  • умение аргументировано излагать собственную точку зрения;

  • умение увязать обсуждение конкретного вопроса с общей проблематикой изучаемой отрасли знания;

  • правильное использование научной терминологии;

  • самостоятельность работы.


Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену

  1. Науки, изучающие народы. Особенности становления этнологической науки в России и в Европе.

  2. Основные этнологические школы: общее и особенное

  3. Этнос. Понятие и признаки.

  4. Этнос и природа этничности: примордиализм

  5. Этнос и природа этничности: инструментализм

  6. Этнос и природа этничности: конструктивизм

  7. Этническая идентичность: сущность и основания.

  8. Этнические процессы: слияние, включение, поглощение и расщепление. Их исторические примеры.

  9. Нация: возможные варианты определения и трактовки понятия. Концепции нации.

  10. Национализм: варианты определения, типология.

  11. Соотношение понятий «этнос» и «нация» в политологии и этнологии.

  12. Этничность и политика в Античности и Средневековье.

  13. Формирование национального государства как формы организации политической жизни в Европе. «Французская» и «германская» модели.

  14. Национально-освободительные движения народов Европы в XIX – начале ХХ вв. и складывание национальных государств.

  15. Право наций на самоопределение: идея и воплощение.

  16. Национализм во второй половине XX – начале XXI века. Глобализация, будущее национализма и национального государства.

  17. Понятие суверенитета в современном международном праве и национальный вопрос. Национальный и государственный суверенитет.

  18. Сущность “национального гнета” и его возможные проявления. Геноцид и этноцид.

  19. Национальные меньшинства: определение и статус. Национально-культурная автономия и национально-территориальная автономия.

  20. Национальное меньшинство, этническое меньшинство, малый коренной народ, этнографическая группа: различия этих понятий в международном праве и этнологии

  21. Принципы политики по отношению к меньшинствам. Сепарация, ассимиляция, интеграция и мультикультурализм.

  22. Природа этнических/национальных конфликтов и специфика их регулирования

  23. Нация и язык. Государственный язык. Общие принципы лингвистической политики государств.

  24. Антропологическая классификация народов мира. Антропологические типы в Европе.

  25. Хозяйственно-культурная классификация народов мира

  26. Языковая (лингвистическая) классификация народов мира

  27. Принципы классификации языков. Основные языковые семьи зарубежной Европы.

  28. Индоевропейская языковая семья в зарубежной Европе.

  29. Германская языковая группа: состав, численность, распространение в Зарубежной Европе.

  30. Романская языковая группа: состав, численность, распространение в Зарубежной Европе.

  31. Славянская языковая группа: состав, численность, распространение в Зарубежной Европе.

  32. Финно-угорская языковая семья: состав, численность, распространение в Зарубежной Европе.

  33. Этнографическая характеристика региона: принципы и «схема» исследования

  34. Традиционные хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Европы. География их распространения.

  35. Общеевропейские обычаи, ритуалы, календарные праздники.

  36. Типы традиционного жилища у европейских народов. Национальный костюм в Европе: общее и особенное.

  37. Этнодемографическая ситуация в прибалтийских государствах.

  38. Эстонская политика интеграции некоренных жителей.

  39. Правовой статус и фактическое положение некоренных жителей Латвии.

  40. Национальные меньшинства и национальная политика Литвы.

  41. Проблема “русскоязычных” жителей Прибалтики в международных отношениях.

  42. Народы Северной Европы.

  43. Финляндские шведы.

  44. Аландские острова как особая автономная провинция.

  45. Политика интеграции иммигрантов в странах Северной Европы.

  46. История и характерные особенности исландского этноса.

  47. Саамы.

  48. Славянские народы Центральной Европы.

  49. Распад Чехословакии.

  50. Венгры. Венгерские меньшинства в Словакии, Румынии и Сербии.

  51. Австрия: имперское наследие и самосознание современных австрийцев.

  52. Основные хозяйственно-культурные типы Юго-Восточной Европы.

  53. Важнейшие этапы этнической истории Балкан.

  54. Распад СФРЮ и начало гражданских войн в Югославии.

  55. Гражданская война в Боснии, Дейтонские соглашения и их реализация.

  56. Конфликт в Косово: исторические корни, развитие событий, итоги.

  57. Межнациональные отношения в Болгарии: история и современность.

  58. Народы Швейцарии. Швейцария как многонациональное государство.

  59. Франция: этнодемографическая характеристика и межнациональные отношения. Французские “новые правые”.

  60. Корсиканцы. Корсиканский сепаратизм.

  61. Итальянцы: этнодемографическая характеристика

  62. Сепаратизм в Италии. “Северная лига” и проблема Юга страны.

  63. Германия: этнодемографическая характеристика. Особенности германского федерализма в свете этнической истории немцев.

  64. История немецкого национализма и самосознание современных немцев.

  65. Малые коренные народы современной Германии и их политико-правовой статус.

  66. Голландцы: язык, культура, национальное самосознание. Межнациональные отношения в Нидерландах.

  67. Фризы.

  68. Межнациональные отношения в Бельгии. Федерализация и будущее бельгийского государства.

  69. Проблема сепаратизма в Испании и пути ее решения.

  70. Баски. Баскский сепаратизм.

  71. Особенности национального самосознания португальцев.

  72. Этнография Великобритании.

  73. Национализм и деволюция в Шотландии и Уэльсе.

  74. Особенности культуры Севера и Юга в Ирландии. Конфликт в Северной Ирландии и попытки его урегулирования.

  75. Кельтские народы зарубежной Европы.

  76. Турецкие и арабские меньшинства в странах зарубежной Европы.

  77. Ислам в зарубежной Европе: проблемы взаимодействия светской и религиозной культур.

  78. Деятельность европейских международных организаций по проблемам защиты прав национальных меньшинств и малых коренных народов: общие принципы и методы.

  79. Национальная политика в Украине. Этнополитические ситуация на левом и правом берегу Днепра и ее исторические причины.

  80. Малые народы Украины и их политико-правовой статус.

Список литературы по дисциплине «Народы Европы: общая характеристика и проблемы межнациональных отношений».

  1   2   3

Похожие:

Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconУчебно-методической литературы по направлениям бакалавриата и магистратуры...
...
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма дополнительного образования курса довузовской подготовки...
Программа курса довузовской подготовки предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 52 часа
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма дисциплины техническая защита
Программа спецкурса рассчитана на 72 часа. По окончании курса предусмотрен итоговый зачет
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма консультаций по математике для учащихся 11 класса г. Радужный...
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 академических часа
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма курса «Информатика и ЭВМ в психологии»
Программа предназначена для студентов специальностей «Психология» очного отделения студентов Института педагогики, психологии и социальных...
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма и методические рекомендации по организации производственных...
Для студентов факультета экономики, управления нгп проводится 5 видов практик: учебно-ознакомительная (после 1 курса), информационно-вычислительная...
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconТематический план лекций по поликлинической терапии для студентов...
Тематический план лекций по поликлинической терапии для студентов 6 курса лечебного факультета
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма курса лекций (2 курс, 3 сем., 36 ч., экзамен) 4 Литература...
Булева Алгебра. Основные аксиомы и теоремы. Диаграммы Вейча. Карты Карно. Применение при проектировании и анализе работы ЭВМ
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconТематический план лекций по общей врачебной практике для студентов...
Тематический план лекций по общей врачебной практике для студентов 6 курса лечебного факультета
Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена для студентов 2 курса бакалавриата кафедры европейских исследований iconПрограмма специального курса «экспериментальные методы физической...
«Основы термохимии» (всего 64 учебных часа, из них лекции – 34 ч, семинары – 6 ч, лабораторные занятия – 24 ч) предназначен для студентов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница