Урок Африка: образ материка




Скачать 128.22 Kb.
НазваниеУрок Африка: образ материка
Дата публикации16.05.2013
Размер128.22 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > География > Урок
Урок Африка: образ материка

Цели урока:

• Сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки.

• Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.

• Выявить особенности рельефа материка.

• Сформировать общее представление об особенностях климата Африки.

• Рассмотреть влияние климата и рельефа на внутренние воды Африки.

• Продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом.

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта Африки, учебные картины.

^ Основное содержание: Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).

Проверка домашнего задания:

1. Какие признаки лежат в основе деления Земли на части?

2. Покажите на карте материки и части света. В чем их отличие?

3. Какими бывают географические границы?

4. Назовите известные вам объединения стран.

Изучение нового материала:

В начале урока можно предложить учащимся мысленно представить себе Африку, ее бесконечные пространства, разнообразные ландшафты. Наверняка у детей Африка ассоциируется с огромными пустынями, бескрайними саваннами со слонами, жирафами, влажными лесами, полными экзотических птиц, змей. Действительно, Африка разнообразна: для ее природы характерна выраженная контрастность, которая проявляется в соседстве районов, страдающих или от недостатка влаги, или от ее излишков (засушливые зоны занимают около 60% площади континента, остальное — переувлажненные земли).

Затем необходимо напомнить учащимся план изучения материка. Изучение любого материка начинается с характеристики географического положения. Пользуясь планом на с. 88 учебника и физической картой мира, учащиеся под руководством учителя дают характеристику географического положения Африки. При этом школьники должны определить географические координаты крайних точек и вычислить протяженность Африки в градусах и километрах по 20° в. д., результаты вычислений записать в тетради.

При характеристике рельефа Африки учитель организует работу с картами и профилем на рисунке учебника. На основе анализа физической карты материка учащиеся выясняют, какие формы рельефа есть в Африке, какие из них преобладают. Пользуясь шкалой высот и рисунком , школьники определяют высоту равнин в разных частях материка и делают вывод о преобладании в Африке плоскогорий разных высот. Далее они сопоставляют физическую карту с картой строения земной коры и объясняют причины преобладания равнин. После этого выясняют, какие горы есть в Африке, каковы их высоты и возраст. Анализируя карту, школьники объясняют расположение складчатых гор на севере материка, вулканических и глыбовых — на востоке.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в Африке проходит Великий Африканский разлом .В районе его сосредоточены все действующие вулканы Африки.

Поскольку речь шла о роли внутренних процессов в формировании рельефа, перед классом необходимо поставить вопрос: какую роль в развитии рельефа Африки играют внешние процессы? Ответ на этот вопрос ученики могут найти в учебнике.

Далее школьники устанавливают, какие и где залегают полезные ископаемые, и объясняют закономерности их размещения.

При изучении климата учитель организует беседу для выявления знаний, необходимых при характеристике климата любого материка.

1. Как влияют на климат местности географическая широта, близость морей и океанов, господствующие ветры, рельеф?

2. Какие существуют на Земле тепловые пояса?

3. Какие показатели характеризуют климат?

Затем организуется работа учащихся с климатической картой, картой климатических поясов и рисунком . Учащиеся выполняют ряд самостоятельных работ.

1. Пользуясь картами, установите распределение температур в Африке в связи с изменениями: а) географической широты; б) рельефа; в) океанических течений.

2. Объясните зависимость осадков от поясов атмосферного давления, рельефа, от океанических течений и господствующих ветров, от протяжения материка с запада на восток.

3. На основе сопоставления карт климатической и климатических поясов дайте характеристику климата отдельных территорий Африки, заполнив таблицу .

Таблица «Климатический пояс»

Воздушные массы и ветры

Средние температуры зимы и лета

Осадки и их распределение по сезонам

О влиянии климата на внутренние воды и природные зоны рассказывает учитель.

В заключение урока учащиеся обозначают на контурной карте географические объекты, выделенные жирным шрифтом в § 25, и крупнейшие месторождения полезных ископаемых (выполнение задания может быть продолжено дома).

Домашнее задание: 1) изучить § ; 2) ответить на вопросы 3) выполнить задания на контурной карте;

^ Урок Африка в мире

Цели урока:

• Продолжить формирование образа материка на основе показа особенностей жизни населения, культуры и традиций.

• Познакомить с историей исследования Африки.

• Формировать умение описывать население материка.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта Африки, портреты исследователей.

^ Основное содержание: Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы особенности географического положения Африки?

2. Каковы особенности поверхности Африки?

3. Покажите на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Чем объяснить такое их расположение?

4. Как географическое положение Африки влияет на распределение температур?

5. Каковы причины неравномерного распределения осадков на материке?

^ Изучение нового материала:

Как известно, именно Африка была родиной современного человека. Африканская цивилизация очень отличается от других цивилизаций. Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой.

При изучении истории освоения Африки прежде всего учитель выясняет, что знают школьники о древних государствах Северной Африки, о богатствах материка. Вместе с тем он отмечает, что Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении веков была недоступна для европейцев. Во внутренние области с севера путь преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока — труднодоступные берега. Европейцам лишь к концу XV в. удалось узнать очертания материка.

Для открытия морского пути из Европы в Индию была снаряжена португальская экспедиция во главе с Васко да Гама. Европейцы обогнули Африку с юга и впервые подошли к ее восточным берегам.

После характеристики португальских открытий учитель отмечает, что последующие путешествия и экспедиции в Африку носили колонизаторский характер. С научной целью исследовали материк лишь немногие путешественники. Из всех исследователей Африки наибольшая известность принадлежит англичанину Д. Ливингстону.

Учитель рассказывает об исследованиях Д. Ливингстона и о русских исследователях Африки В. В. Юнкере и Н. И. Вавилове. Затем учитель предлагает учащимся проследить по карте маршрут путешествий Д. Ливингстона: восточная часть Калахари, озеро Нгами, бассейн реки Замбези, водопад Виктория. Далее он прошел вдоль озера Ньяса, западного берега озера Танганьика, открыл реку Луалаба, озеро Бангвеулу.

На следующем этапе урока изучается география колонизации Африки. Учащиеся изучают карту на рисунке учебника, приводят примеры колоний различных европейских государств и заполняют таблицу .

Таблица Регион

Бывшие колонии:Великобритании, Франции , Португалии, Испании , Италии, Бельгии

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Далее изучается население Африки. Учащиеся, используя карту «Народы и плотность населения мира» в атласе, определяют:

— какими расами представлено население Африки;

— какие народы заселяют Северную, Центральную и Южную Африку;

— каковы особенности размещения населения на материке; крупнейшие города.

В результате анализа карты школьники должны прийти к следующим выводам:

1) население Африки принадлежит к трем расам;

2) этнический состав очень пестрый;

3) в Северной Африке преобладают арабы, к югу от Сахары проживают многочисленные представители негроидной расы;

4) бóльшая часть населения проживает в сельской местности.

Затем учащимся предлагается заполнить таблицу.

Таблица Регион Расы и народы

Северная Африка

Европеоидная: берберы, арабы

Южная Африка

Негроидная: бушмены, готтентоты

Экваториальная Африка

Негроидная: пигмеи

Эфиопское нагорье

Народ контактной группы европеоидов и негроидов: эфиопы

Мадагаскар

Монголоидная: малагасийцы

С хозяйственной деятельностью населения учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст учебника и рисунок .

Домашнее задание: 1) изучить § ; 2) ответить на вопросы, 3) выполнить задания по выбору учащихся.

^ Урок Африка: путешествие (1)

Цели урока:

• Сформировать знания об особенностях природы Северной Африки.

• Формировать умения работы с «параграфами-путешествиями».

• Отработать умения описания региона и страны, а также отбора необходимой информации.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, видеофрагменты природы и хозяйственной деятельности региона.

^ Основное содержание: путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Практикум. Работа с картами путешествий.

Проверка домашнего задания:

1. Расскажите об истории исследования Африки.

2. Каковы причины неравномерного размещения населения Африки?

3. В чем причины хозяйственной и культурной отсталости народов Африки?

4. Назовите виды хозяйственной деятельности африканцев.

Изучение нового материала:

В начале урока учитель сообщает, что при изучении материков мы будем совершать воображаемые путешествия по каждому из них. Совершая путешествия, необходимо использовать две карты, на которых проложен маршрут. На первой карте показаны природные зоны и основные представители их растительного и животного мира. На второй карте показаны страны и занятия населения.

Затем в рубрике «Шаг за шагом» учащиеся знакомятся с правилами путешествия по материку (с. 106 учебника).

Путешествие по Африке начинается с комментированного чтения текста § 27 на с. 107. По ходу путешествия учитель приводит дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.

Окрестности Бискры (Алжир) — один из крупнейших районов по выращиванию фиников. Это традиционное занятие жителей Сахары. Финики — «хлеб пустыни». Финиковые пальмы широко используются местным населением. Ствол пальмы служит отличным строительным материалом (очень ценен в пустыне). Финиковыми дровами (щепой) согреваются ночью. Из листьев плетут корзины, из черенков — легкую мебель. А плоды — финики — используют в самом различном виде, даже их дробленые косточки.

Путешествие проходит по самой молодой горной системе Африки — Атласским горам, протянувшимся на 2000 км в пределах Марокко, Алжира и Туниса (дается их характеристика).

План характеристики гор по карте

1. Название.

2. Местоположение.

3. Протяженность в градусах и километрах.

4. Преобладающие высоты.

5. Высшая точка.

6. Происхождение и строение.

Во время путешествия по Сахаре следует отметить проблемы опустынивания и голода. В засушливых зонах катастрофически развивается опустынивание, т. е. постепенное превращение в пустыню. Наступление пустынь происходит под воздействием природных и антропогенных факторов. Основная причина — уничтожение лесов и кустарников в результате расширения пахотных земель и использования дров в качестве бытового топлива. Именно деревья и кустарники задерживали наступающие пески. Скудную травяную растительность в переходной зоне между пустынями и лесами уничтожает домашний скот. Еще одна проблема — перевыпас скота, т. е. содержание гораздо большего поголовья, чем может естественным образом прокормить данная территория.

В заключение урока, в целях систематизации знаний, полученных в ходе путешествия, учащиеся заполняют таблицу . Заполнение таблицы завершается на следующем уроке, после знакомства с остальными природными зонами Африки.

Таблица «Природные зоны Африки»

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Полупустыни и пустыни

Саванны и редколесья

Переменно-влажные леса

Влажные экваториальные леса

Домашнее задание: 1) изучить § ; 2) ответить на вопросы задания.

^ Урок Африка: путешествие (2)

Цели урока:

• Сформировать знания об особенностях природы Центральной, Восточной и Южной Африки.

• Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.

• Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, видеофрагменты природы и хозяйственной деятельности регионов.

^ Основное содержание: маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Практикум. Работа с картами путешествий.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите природные зоны, через которые проходило наше путешествие на прошлом уроке.

2. Как вы понимаете высказывание о происхождении тропических пустынь: «Скотовод-кочевник не столько сын, сколько отец пустыни»?

3. Южнее города Триполи, столицы Ливии, находится самое жаркое место. Там зафиксирована температура +58 °С. Почему в этом месте такая высокая температура?

^ Изучение нового материала:

Продолжая путешествие по Африке, учащиеся анализируют текст § и карты путешествий.

Пролетая над рекой Конго, школьники дают ее характеристику по плану.

Продвигаясь по маршруту путешествия, продолжаем заполнение таблицы «Природные зоны Африки». Учитель сообщает дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.

По окончании путешествия учащимся предлагается выполнить задание: поставьте в нижнюю строку таблицы номера вопросов, которые отражают особенности соответствующей реки или озера.

Таблица: Нил ,Конго ,Замбези, Танганьика ,Виктория

1. На каком озере бывают частые штормы?

2. Какое озеро самое глубокое в Африке?

3. Какая река дважды пересекает экватор?

4. На какой реке находится водопад Виктория?

5. Какая из африканских рек самая полноводная?

6. Какая из африканских рек самая длинная?

7. Какая река берет начало на Восточно - Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория?

8. Какая река на протяжении тысячелетий была загадкой для жителей Африки?

9. На какой реке много порогов и водопадов?

10. Какое озеро самое длинное из пресноводных озер Африки?

11. Какое озеро самое большое по площади в Африке?

12. На какой реке сооружена Асуанская плотина?

13. Какая река принадлежит бассейну Индийского океана?

14. Какое озеро расположено в разломе земной коры?

В заключение урока учитель предлагает заполнить «Таблицу рекордов Гиннесса» для Африки.

Таблица

Самый молодой горный массив в регионе ---Атлас

Самая низкая точка ----Впадина Ассаль (–173 м)

Самая высокая точка Африки ----Вулкан Килиманджаро (5895 м)

Самая протяженная река ----Нил с Кагерой (6671 км)

Самая полноводная река ---Конго

Крупнейший остров ---Мадагаскар (590 тыс. км²)

Крупнейший полуостров ---Сомали (около 750 тыс. км²)

Самое большое озеро ---Виктория (68 тыс. км²)

Глубочайшее озеро ---Танганьика (1435 м)

Самый большой по численности населения город ---Каир

Домашнее задание: 1) изучить §

^ Урок Египет

Цели урока:

• Сформировать знания о древнейшей цивилизации мира.

• Выявить роль государства Египет в современном мире.

• Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Египта.

• Выявить духовные ценности и культурно-исторические центры страны.

• Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.

Оборудование: учебник, атлас, интернет-ресурсы, видеофрагменты.

Основное содержание: Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Практикум. Описание Египта по типовому плану.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите природные зоны, через которые проходило наше путешествие на прошлом уроке.

2. Дайте характеристику влажных экваториальных лесов.

3. Опишите реку Нигер.

4. Как образовалось озеро Виктория?

Изучение нового материала:

При изучении отдельных стран используются различные географические карты, по которым выясняются особенности географического положения и природы изучаемых государств, а также план описания страны в учебнике.

Знакомство с новой страной начинается с ее визитной карточки. В ней указываются главные особенности страны, характер ее вклада в мировую культуру.

Народы Африки внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Одно из самых древних государств, которое находится на северо-востоке Африки, — Египет. В глубокой древности Египет был колыбелью одной из первых в истории человечества цивилизаций — древнеегипетской. Название перешло к грекам от финикян, которые называли страну от египетского Хи-ку-пта — «Храм бога Пта» (покровителя страны), а греки исказили его в «Египтос».

Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы влекут в эту страну миллионы туристов. Египтяне глубоко религиозный народ. Девять десятых населения — мусульмане, остальные — христиане. Египтяне очень гордятся своей страной и часто повторяют: «Мы ее дети».

Происхождение египтян, занятия и их образ жизни учащиеся изучают самостоятельно по тексту § .

Нил — одна из самых длинных рек в мире. Тысячи лет жизнь на ее берегах подчинялась режиму паводков, длившихся с июля по октябрь. Наводнения делали ее почву плодородной, вынося на берег ил. Река была главной «трассой», соединявшей север и юг. Создание плотины и огромного искусственного озера Насер нарушило природный баланс. Площадь обрабатываемых земель увеличилась, но фауна стала беднее, воды дельты — более солеными, климат — влажным. Далее учащиеся дают описание реки Нил по плану.

Каир — один из самых крупных и, к сожалению, самых загрязненных городов мира. Здесь живет более 15 млн человек. В некоторых кварталах плотность населения достигает более 100 тыс. человек на 1 км2.

Основные сведения о природе, населении и его хозяйственной деятельности целесообразно нанести на контурную карту. Заполненная карта может служить учащимся как план-конспект, который они могут использовать для повторения материала и при ответах.

Домашнее задание: 1) изучить § ; 2) ответить на вопросы.


Похожие:

Урок Африка: образ материка iconУрок Австралия: образ материка Цели урока
Сформировать образ Австралии на основе представлений об особенностях природы материка
Урок Африка: образ материка iconУрок Северная Америка: образ материка
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта, видеофрагменты
Урок Африка: образ материка iconHug-s – официальный партнер «африка рейс» по резине и шиномонтажу
После нескольких лет успешной работы на африканских ралли, компания hug-s будет официальным поставщиком резины и шиномонтажных работ...
Урок Африка: образ материка iconВойна и её образ в симфонии №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Интегрированный урок (история и музыка) в 7 классе. Урок ведут учитель музыки Стеценко Елена Викторовна и учитель истории Ульяновская...
Урок Африка: образ материка iconОсновные положения африка рейс
Африка рейс проводится в соответствии с Международным Спортивным Кодексом (и его приложениями), общими правилами фиа для ралли-рейдов...
Урок Африка: образ материка iconV ip-тур: Незабываемый Новый Год с «Африка Рейс»
Уарзазата (Марокко), получите возможность самостоятельно поездить в пустыне, наблюдая за гонщиками со специальных точек, и, наконец,...
Урок Африка: образ материка iconИтак, сейчас урок по оздоровительной гимнастике. Вы готовы?
Поэтому следим за своим здоровьем, и сегодня мы продолжаем тему "Здоровый образ жизни." Прочтитте, вдумайтесь в следующую информацию...
Урок Африка: образ материка iconУрок по физической географии материков и океанов (7 класс) Тема:...
Евразия, т е установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, и в сочетании с новыми знаниями раскрыть...
Урок Африка: образ материка iconNext» для перехода к форме выбора восстанавливаемого образа; Выбрать...
Данный образ системы содержит загрузочный образ терминального клиента, работающего по протоколу rdp (rdesktop)
Урок Африка: образ материка iconОбраз Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери
Интегрированный урок по основам православной культуры, литературы, посвящённый Дню Матери России
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница