«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований»




Скачать 315.82 Kb.
Название«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований»
страница1/3
Дата публикации07.03.2013
Размер315.82 Kb.
ТипДоклад
litcey.ru > География > Доклад
  1   2   3
Стенограмма семинара

«Актуальные исследования и разработки в области образования».

Доклад: «Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований»

Докладчик: Е.Л. Омельченко, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ

Дискуссанты:

  1. Запорожец Оксана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социологии НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ

  2. Прохоров Анатолий Валентинович, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии, художественный руководитель проекта «Смешарики».

Регламент: 50 минут доклад, затем вопросы на понимание, выступление дискуссантов, общая дискуссия, комментарии руководителя семинара.

^ Вступительное слово

И.Д. Фрумин: Очень важно, что мы постепенно отходим от представления о том, что образование – это конторы, школы, детские сады, институты. Начинаем думать о том, как человек становится человеком, гражданином и т.д. Когда наша экспертная группа 2020 работала над докладом, то мы думали написать стратегическую бумагу про то, что надо делать со школами и потом, когда делался анализ западной литературы, международной практики, то вспомнили про банальное и очень распространенное суждение про то, что школа потеряла монополию на передачу знаний, ценностей и т.д. Но никогда из этого практических выводов не делалось. Мы поняли, что если мы сейчас не сделаем, то за нас эти выводы сделает сама жизнь, поэтому мы обратили внимание на сферу, в которой находится ребенок, в которой находятся растущие люди, и заказали исследование на эту тему. Мы выбрали самую лучшую группу, которая могла бы это исследование сделать, это группа, которая возглавляется Е.Л. Омельченко, центр молодежных исследований в Санкт-Петербургской вышке, сегодня мы будем слушать некоторые результаты этого исследования.

^ Доклад, Е.Л. Омельченко:

Исследование проводилось не только Центром молодежных исследований, но также Лабораторией образования и науки, под руководством Д.Д. Александрова, группой Томских исследователей. У каждой группы был свой фокус, свой специфический угол зрения на исследуемую проблему, поэтому, делая общее дело, мы шли не то, чтобы разными путями, но своими путями. Хочу обратить внимание на то, что та часть исследования, которую мы вам предлагаем по неформальному дополнительному образованию школьников в фокусе молодежных исследований, эта часть выполнена в качественной парадигме и представляет собой по большей части путь. Помимо, формальной части, количественной части, в большей степени представляет контексты и идеи относительно тех выводов или находок, которые мы обнаружили в ходе нашего исследования.

Прежде всего, небольшое введение. Наверняка, может возникнуть вопрос, что же в названии означает опыт анализа в перспективе молодежных исследований. Наш центр достаточно долгое время, продолжая традиции других исследовательских центров, изучает молодежное пространство современной России, исследует культурные, субкультурные, солидарные практики и так или иначе в основном внимание уделяется вне формальной активности молодежи, в том числе, гражданской , культурной , эстетической, тогда как формальные различные способы организации молодежи, такие как школа действительно выпадает из фокуса нашего интереса. Сейчас мы преодолеваем этот пробел, но, в целом, анализ неформального образования школьников в перспективе молодежных исследований, как раз, на наш взгляд, интересно, поскольку помогает преодолеть некий предметный разрыв, который остался нам в наследство от прежних доминирующих дискурсов, когда следовало обязательно идти за функциональной принадлежностью того или иного института. Так, например, школьная молодежь изучалась, в основном, в рамках социологии образования. Выход на рынок труда в основном в рамках социологии трудовых отношений. Например, культурная активность в рамках субкультурных исследований или активистских проектов. При таком подходе терялось представление о целостной природе взросления, о комплексном характере социализации. Когда процесс научения, взросления, воспитания подрастающего юноши или девушки включает разные институты и подчас вовсе не в том контексте, в котором это предписано тем или иным институтам. Если обратиться к исходному пониманию термина молодежная культура, то, прежде всего, это не столько симпатии, культурные или ценностные ориентации, сколько это социальная маска, в которой происходит своеобразное взросление юношей или девушек и усвоение ими социальных ролей взрослого мира, некий переходный этап между семьей и взрослым миром с его обязанностями труда и формальными обязанностями и с миром эмоционального подчинения, семейного мира. И, наоборот, школьный класс – это вовсе необязательный, понятная ниша получения предметных навыков, но это еще и включение в школьную или антишкольную культуру с ее определенными статусами, иерархии, ценностями. В дальнейшем мы расширим задачи проекта, и более целостно представить процесс взросления юношей и девушек, с точки зрения, включения и влияния на эти процессы различных субъектов социального контроля, патронажа процессов социализации.

Цель исследования – основным фокусом было изучить структуру неформального дополнительного образования, для того чтобы оценить потенциал в решении задачи социализации, особенности включения молодежи в те или иные внешкольные организации, приобретаемые навыки и умения, которые она приобретают в рамках формальных и неформальных систем, а также попытаться посмотреть на неформальные системы дополнительного образования и каким образом создаются новые иерархии в рамках уже других структур.

^ Методология исследования. Исследование проводилось в трех регионах России: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псков, Псковская область, Томск, Томская область. Смысл был такой – мы выделяем некоторые организации дополнительного и неформального образования и в каждой из них пытаемся взять полуструктурированное интервью, как у тренеров-руководителей, так и у учащихся. Тем самым пытаясь сравнить получаемые идеи и также оценить в целом деятельность тех или других структур. Было взято 204 интервью с учениками и 192 с руководителями. Анализ результатов осуществлялся двумя способами – это количественная обработка формализации. В каждом интервью формальная часть осуществлялась наполнением краткой анкеты развернутой с открытыми вопросами, которую потом обработали и качественный анализ интервью. Выборка осуществлялась на принципах целевой выборки, выделяли государственные и негосударственные организации. К негосударственным относили коммерческие и организации общественные. Затем формальные и неформальные, другой уровень деления. Имеется ввиду неформальные не в смысле противостояния школьному, а в смысле неформальные, то есть самоорганизующиеся группы. И выделили сферы деятельности этих групп. Перечень достаточно обширен, мы постарались учесть самые возможные варианты. Затем возраст: средний, максимальный, минимальный возраст. Затем мы видим, как распределились по месту жительства ученики и по категориям населения, что тоже, в принципе, достаточно интересно. Также мы выделяем учеников по видам занятий, то есть, сколько из опрошенных посещают платные и бесплатные занятия, а также посещают более одного кружка. Интересный момент, мы будем к нему еще возвращаться. Дело в том, что определилась некая активная и целеустремленная группа учеников, которые посещают два, а то и три кружка одновременно. Если обратиться к включенности в неформальное образование, вернее в дополнительное образование. Следует сказать, что по этим регионам или этим территориям мы обнаружили подавляюшее большинство учеников, которые включены в эти системы, структуры вернее. Есть определенное различие по городам и есть определенные различия по возрастам. Больше всего концентрируется учеников в 6-8 класс, отчасти 9 класс.

Руководители: средний возраст – 41, минимальный 17 лет, максимальный – 80 лет, руководитель театрального кружка. Уровень образования: преобладающее большинство имеет высшее образование, 2 человека имеют кандидатскую степень. Категория «приезжие» - все, которые недавно живут в этом месте, вне зависимости из Ближней России или дальнего или ближнего Зарубежья. Среди руководителей – достаточно высок процент приезжих. На данном этапе мы, навряд ли, сможем это как-то понять и проинтерпретировать, очевидно, что этот вид работы может служить определенным временным «пристанищем» на момент приезда, если другие вакансии пока недоступны.

^ Результаты исследования

Прежде всего, в выводах мы остановились на категории доступности учреждений дополнительного неформального образования. Самое главное – это усложнение векторов конкуренции в сфере этого образования. При чем, конкуренция – многоуровневая, равновекторная и по разным основаниям происходит. Среди этих оснований – как низкая наполняемость и посещаемость, так и, наоборот, большой наплыв желающих посещать. Если плохо посещается или плохо набирается группа, то отдел образования должен поставить вопрос о закрытии кружка. При этом в разных городах инспекты называли различные установленные для них пороги посещаемости. Часто, это могло быть 15 человек, подчас могло быть и 30 человек. В результате нередко закрываются и перепрофилируются малопосещаемые кружки. Например, если в условиях Санкт-Петербурга посещающие ученики могут попытаться найти им замену, то, например, в Пскове мы столкнулись с тем, что ученикам приходится распрощаться с любимым занятием. Так, например, была остановлена работа автомодельных кружков, несмотря на то, что там сохранялся костяк 7-8 человек по разнарядке существующей местной администрации. Поэтому, чтобы сохранить некоторые кружки педагоги решаются на эксперимент, например, смешивают старших учеников с младшими, или ведут занятия в одном кружке сразу по нескольким направлениям, например, рукоделие и народная культура, психология и интеллектуальные игры и т.д..Один из руководителей – тренеров в Ленинградской области рассказал, чтобы сохранить группу он сделал смешанную команду по футболу из мальчиков и девочек. Но, может, вызывать сложность, и наоборот, большой наплыв желающих, связанных с высоким престижем или привлекательностью этого направления на данной территории. Из-за ригидности структуры дополнительного образования бывает невозможно оперативно менять число групп.

Вопрос: Я не очень понимаю теперь, что такое ДО. Я как раз, предполагал, что это что-то такое флексибэл, подстраивающееся под нужды каждого конкретного ученика, дополнительные занятия с репетиторами. А вы говорите, что это что-то ригидное, похожее на формальное учреждение.

Ответ: Скорее всего и ваше и мое утверждение имеют место, поскольку мы должны говорить о существенных различиях в этой системе, и территориальных и в зависимости и от вида и направленности специализации того или иного кружка. Собственно, на это многообразие и его понимание и было обращено наше исследование. Я попытаюсь это разнообразие и представить. Но, система ДО, отвечая на ваш вопрос, так гибка, что может приспосабливаться как бы к желаниям каждого отдельного ученика, по нашим исследованиям, редкий случай. В основном, скорее нет.

Вопрос: данный вопрос заставляет меня задать еще один вопрос на уточнение: респонденты –откуда, что это за конторы, Дома пионеров или это школы. Можно их перечислить. Или, может быть, вы ходили на курсы репетиторов, это государственные или частные структуры.

Ответ: наверно, мне следовало подробнее остановиться на первой схеме – «критерии целевой выборки учреждений». Мы пытались максимально полно воспроизвести всю возможную палитру видов этих учреждений, которые в настоящее время существуют на разных территориях исследуемых нами. Государственные – различные кружки, секции, которые располагаются в домах культуры, при школе – если они не являются частью программы школьной. Негосударственные – коммерческие, общественные организации. Также в нашу выборку попадали и неформальные организации, спортивные, стриттрейсеры и т.д. или религиозные, существующие при общинах кружки или секции. Как мы формировали эту выборку – имея определенную статистику, исследуя документы существующие, не очень хорошие и устаревшие, но мы их дополнили экспертными интервью и как это обычно целевая выборка делается – на основании этого представили себе представленность тех или иных видов учреждений. Конечно, преобладает государственные, но и сектор коммерческий расширяется.

Дополнение: Критерии целевой выборки. Хотела бы остановиться на том, что были выделены, основываясь на экспертных интервью, были выделены данные сферы деятельности. И в рамках разных сфер деятельностей мы проводили интервью во всех типах организаций. Например, музыка – пение. Были опрошены респонденты в государственных и коммерческих музыкальных учреждениях, формальных и неформальных группах…….

Дополнение: В сельских районах выдержать очень жестко заданную структуру не получилось, в силу отсутствии тех или иных структур, но старались максимально представить тот спектр, который имеется в конкретном населенном пункте.

Вопрос: На чем основано ваше представление о генеральной совокупности, она у вас описана генеральная совокупность, из чего вы делали выборку. Или генеральная совокупность – это размытое множество.

Ответ: Вопрос сложный. Я еще раз хочу обратиться к нашей методологии. В рамках исследования проводился и количественный вопрос и в отношении количественного опроса мы можем использовать категорию генеральной совокупности. В отношении исследования выполненного в качественной парадигме подобную категорию мы можем использовать относительно частично. Целевая выборка строилась по тем статистическим материалам, которые мы получили в отделах образования и по тем спискам, которые ведутся, списки неполные, неточные, поэтому составить генеральную совокупность по имеющейся статистике невозможно.

Вопрос: Как вы преодолели недостаток того, что нет описанного, хоть сколько-нибудь верифицированного представления о дополнительном неформальном образовании. Это абсолютно открытое множество никому неизвестное. Как вы это преодолели, для исследования понять, как вы это преодолели. Или там, где светло, там и ищем? Если что-то не отражено, потому что не знали, что там выбирать надо? Или потому, что решили пропустить.

Ответ: Я попыталась уточнить, что эта статистика и данные уточнялись нами через все экспертные интервью, которые проводились с руководителями всех отделов образования и курирующих данное направление на данных территориях, а также Центром молодежных исследований давно проводится исследование школьников старшеклассников и студентов младших курсов, которые дали нам определенную картину в определении приоритетов, заполненности тех или иных направлений. Мы здесь не представили – распределение количества опрошенных по выделенным направлениям. Ориентировались на большую представленность спорта, затем это музыка, затем это театр, танцы, художественное искусство. В меньшей степени в этой палитре представлены такие, как литературно-филосоские кружки. Существует определенная иерархия и определенное количество тех или других субъектов, которые мы опрашивали в соответствии с экспертным знанием и подправленной статистикой, которую мы рассматривали, как некую генеральную совокупность.

Вопрос: Когда вы говорите о доступности, что положено в этот фактор доступности. Доступность – потому что мне интересно, доступность – потому что рядом и туда будут идти потоки, доступность – потому что он принадлежит к той или иной социальной группе, потому что приезжие – не социальная группа.

^ Ответ: Это все еще впереди. Мы только начали раскрывать это и я, надеюсь, что большую часть из ваших вопросов – мы осветим в будущем.

Вопрос: Исследование носит констатирующий характер, если нет, то, что конкретно в результате исследования было сделано для улучшения деятельности этих образовательных учреждений.
  1   2   3

Похожие:

«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconФункциональная подпрограмма «Дополнительное образование» Подпрограмма...
Подпрограмма «Дополнительное образование» гбоу сош №1164, выполняет следующие функции
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconСтатья 76. Дополнительное профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное...
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconРабочая программа по боксу дополнительное образование
Министерства образования и государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, регламентирующих работу...
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconПриветственный и информационный комплект для приезжих граждан
Образование Департаменты образования, библиотеки и дополнительное образование 13
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconНаименование должности, требования к квалификации
«Образование и педагогика» и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований...
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconОб итогах открытой петербургской заочной интернет-конференции «дополнительное...
Санкт-Петербурге на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования «Санкт-Петербургский городской...
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconПрограмма развития моу школы №1 на 2006-2011 гг. «Доступное образование для всех»
Создание условий, оптимально способствующих качественному образованию, привлечению детей «группы риска» в образовательную среду путем...
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» icon«Дополнительное образование как условие успешной социализации личности школьника»

«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» iconДополнительное образование школы №1164
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности
«Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» icon1. Дополнительное образование
Приморская, д. 47, город Братск, Иркутская обл., 665709, тел./факс: (3953) 37-81-32; 37-87-24
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница