Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург




Скачать 206.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург
Дата публикации06.08.2013
Размер206.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > География > Методические рекомендации


МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ


ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ



Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400

Санкт-Петербург

200

Одобрено редакционно-издательским советом СПбИ ГПС МЧС России.


Кузинкова И. В. Опасные природные процессы: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения. СПб.: СПб институт ГПС МЧС России, 2005.


Основная цель методических указаний - научить слушателей заблаговременно выявлять и оценивать возможную обстановку в очагах чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

При самостоятельном выполнении контрольных заданий слушатели получают навыки работы с нормативной и справочной литературой (оценочными материалами), а также учатся решать отдельные практические задачи по выявлению последствий опасных природных процессов и обеспечению безопасности личного состава в экстремальных условиях.

Методические указания предназначены для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 СПбИ ГПС МЧС России.

© Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 200.

ВВЕДЕНИЕ


Россия, как страна с обширной территорией, распространяющаяся в нескольких географических поясах и природных зонах, обладает очень большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий.

Вследствие этого территория страны подвержена проявлению полного набора неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Опасные природные процессы (ОПП) – это нелинейные, а порой и экстремальные явления взаимодействия природных систем или процессов с социальными и экологическими системами, в результате которых возникают поражающие факторы, наносящие ущерб и потери обществу и природе. Спектр опасных природных процессов весьма широк, отсюда многообразие генезиса, механизмов развития, масштабов, скоростей и энергий проявления, длительности воздействия и различие поражающих факторов. Поэтому здесь нельзя, как в обычных традиционных дисциплинах, выделить конкретный предмет исследований. Многообразие исследуемых объектов предполагает междисциплинарный подход.

Возможность эффективной борьбы с опасными природными процессами заключается в знании не только их генезиса и характера развития, но и причин всевозрастающего роста потерь общества.

Мировой опыт показывает, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к природным событиям чрезвычайного характера 15 раз меньше по сравнению с предотвращенным ущербом. В ХХ1 веке становятся приоритетными устойчивость, безопасность, качество. Цель общества – защита жизни и интересов человека.

Успех зависит не только от новых взглядов на системность мира, на нелинейность взаимодействия сложных систем, но и от новых способов управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходимы конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и соответствующие государственные структуры, одной из которых и является МЧС России. Основное внимание будет уделяться проблеме снижения рисков и смягчения последствий ЧС, т.е. осуществлению комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной и социальной среде. МЧС России вкладывает значительные средства в развитие технологий предупреждения, предотвращения ЧС. Разработками российских ученых в области прогнозирования землетрясений, наводнений и лесных пожаров интересуются ведущие западные научные центры.

Целью данного курса является предоставление обучающимся знаний современного уровня об опасных природных процессах, что позволяет осознать, при каких условиях стихийные явления переходят в опасные природные процессы с поражающими факторами, как они развиваются. Это дает возможность сформировать у обучающихся профессиональную, современную мировоззренческую базу представлений, умение правильно строить стратегию профилактической и оперативной защиты, тактику спасения и ликвидации последствий.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Опасные природные процессы.

Общие понятия опасных природных процессов. Характеристика и классификация ОПП. Происхождение, номенклатура, закономерности ОПП. Районирование ОПП на территории России. Опасности для населения, городов и коммуникаций. Чрезвычайное событие и норма протекающих процессов. Чрезвычайные условия как характеристика общей обстановки на объекте, в регионе, населенном пункте. Природа и признаки ОПП. Биосфера и человечество как ее составная часть. Внутренняя биосферная и социальная ритмика. Катастрофические процессы, стремящиеся дезорганизовать сложившуюся ритмику.

^ Основная литература: [5,6,7,10].

Дополнительная литература: [1,5,9,10].
Тема 2. Стихийные явления в литосфере, виды явлений, их классификация и защита от них

Землетрясения, определения и классификация, негативные факторы. Сила землетрясения, интенсивность, частота и продолжительность. Сейсмически активные зоны. Прогноз и эффективность профилактических мероприятий. Специфика восприятия опасности при землетрясениях.

Вулканические извержения, состав и параметры продуктов извержений. Частота и продолжительность извержений. Негативные воздействия. Прогноз извержений, профилактические мероприятия.

Оползни, определение, классификация, негативные факторы. Пространственное распространение. Сила, интенсивность, частота и продолжительность. Эффективность прогноза, профилактические мероприятия.

Сели, места возникновения, виды, селеопасные районы России. Сила и интенсивность селей, частота и продолжительность. Прогноз селей, профи­лактические мероприятия.

Лавины, типы лавин, места возникновения, периоды схода лавин и негативные факторы. Методы определения времени схода лавин, способы защиты от лавин.

Другие виды опасных явлений: обвалы, осыпи, склоновый сплыв, посадка и провал земной поверхности, абразия, эрозия, пыльные бури, куркумы. Их особенности, негативные факторы, средства защиты, ликвидация последствий.

^ Основная литература: [2,4,6,7,9].

Дополнительная литература: [5,7,9,10].
Тема 3. Опасные природные явления в гидросфере. Источники возникновения опасности, меры защиты

Виды гидрологических опасных явлений во внутренних водоемах: наводнения, половодья, дождевые паводки, ветровые нагоны, понижения уровня вод, заторы ранний ледоход, повышение уровня грунтовых вод (подтопление). Морские гидрологические опасные явления: тайфуны, цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильный тайфун в портах, ледяной покров. Определение и характер, сила и интенсивность, частота и продолжительность, поражающие факторы, профилактика и виды спасательных работ для каждого опасного явления в гидросфере.

^ Основная литература: [1,3,5,6,7,8].

Дополнительная литература: [1,3,6,9,10].
Тема 4. Стихийные бедствия метеорологического характера. Характеристика стихийных явлений.

Виды атмосферных и опасных агрометеорологических явлений: бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, сильный дождь, крупный град, сильный снегопад, гололёд, мороз, метель, жара, туман, засуха, резкий заморозок. Определение и характер, сила интенсивность, частота и продолжительность, виды спасательных работ.

^ Основная литература: [2,3,5,7,9].

Дополнительная литература: [1,3,5,9].
Тема 5. Проблемы обеспечения национальной безопасности с учётом космических факторов риска.

Виды космических опасностей: метеориты, астероиды, кометы, солнечная радиация. Влияние космических факторов на человека и его среду обитания. Проблемы защиты Земли от опасных космических объектов. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение их влияние на человеческий организм. Профилактика противодействия УФ и ИК излучениям.

^ Основная литература: [5,6,7,8].

Дополнительная литература: [3,6,9].


Тема 6. Природные пожары. Массовые заболевания.

Лесной пожар, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные, пожары горючих ископаемых. Причины возникновения, меры предупреждения природных пожаров. Массовые заболевания. Причины и последствия. Основные термины и определения. Профилактика массовых заболеваний, меры по ликвидации очагов заболевания.

^ Основная литература: [2,3,5,6,7,10].

Дополнительная литература: [1,3,8,9].
Тема 7. Особенности развития современной России как фактор уязвимости к чрезвычайным ситуациям.

Современное экономическое развитие России, состояние промышленности, особенности развития народного хозяйства. Опасные производства. Размещение опасных производственных районов на территориях, подверженных риску природных и техногенных катастроф. Пути снижения риска катастроф в России.

Основная литература: [5,6,7,10].

Дополнительная литература: [1,5,9,10].

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная ( в библиотеке института):

  1. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: учебник для ВУЗов – М.: Высшая школа 1986 - 207 с.

  2. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поражающие факторы, меры предупреждения и защиты - М.: ВНИИ ГОЧС МЧС России, 1995 - 15 с.

  3. Защита от чрезвычайных ситуаций. Сборник методических разработок. - М.: ООО ИЦ – редакция «военные знания», 2002 - 160 с.

  4. Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения. Под общей редакцией Кирилова Г.Н. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 264 с.

  5. Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Кирилова Г.Н. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 152 с.

  6. Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. С-Пб.: Издательство «Лань», 2000 – 448 с.

  7. Сергеев В.С. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академический проект. 2003. – 432 с.

  8. Стратегические риски чрезвычайных ситуаций: оценка и прогноз. Материалы восьмой научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. 15-16 апреля 2003 г. МЧС России. – М.: Триада, 2003 – 400 с.

  9. Русин И.Н. Стихийные бедствия и возможности их прогноза. Учебное пособие. С-Пб.: РГГМУ, 2003 – 140 с.

  10. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. – М.: ООО ИЦ – редакция «военные знания», 2002 - 168 с.



Дополнительная:

  1. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе, проявления, эффективность защиты. – М.: Мысль, 1988.

  2. Воробьев Ю.Л. и др. Катастрофы и человек. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. Под редакцией Рустамова Э.А. – 2-е издание переработка и дополнения. – М., 2000.

  4. Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасности чрезвычайных ситуаций. И гражданская защита. – 1998.- №7.

  5. Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации: Краткая характеристика и классификация. – М., 1996.

  6. Катастрофы и человек. Под редакцией Воробьева Ю.Л. – М., 1997 – Книга1. Российский опыт противодействия ЧС.

  7. Нагорный В.М., Федотов Г.М. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта. – М., 1997.

  8. Пряхин В.Н., Попов В.Я. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М., 1997.

  9. Шабалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. – М.: Знание, 1985 – 48 стр.

  10. Стихийные бедствия: Изучения и методы борьбы. – М.: Прогресс, 1978 – 439 стр.



Перечень контрольных вопросов

  1. Опасность. Содержание, природа, признаки.

  2. Номенклатура опасностей. Значение номенклатуры опасностей для облегчения идентификации потенциальных опасностей.

  3. Таксономия опасностей; классификация по происхождению, по характеру, по времени проявления, по локализации, по вызываемым последствиям и т.д. и их краткая характеристика.

  4. Идентификация опасностей: процесс идентификации, его роль в выявлении возможных причин проявления опасности.

  5. Причины стихийных бедствий. Роль человеческого фактора в проявлении опасных процессов.

  6. Специфика развития современных опасных природных процессов и особенности ЧС на территории России.

  7. Опасные природные процессы, их краткая характеристика.

  8. Закономерности природных опасностей. Краткая характеристика. Исторические аспекты развития ОПП.

  9. Особенности современных экологических проблем.

  10. Наиболее опасные районы проявления ОПП на территории России. Работа по предупреждению и локализации ОПП.

  11. Единство и различие опасных экстремальных природных явлений и неблагоприятных природных явлений.

  12. Содержание опасных природных явлений по происхождению. Сущность и возможность их проявления.

  13. Причины возникновения глобальных экологических проблем и пути выхода из кризиса.

  14. Стихийные явления в литосфере. Виды явлений, их классификация.

  15. Землетрясения; определения, поражающие факторы. Сила землетрясения, интенсивность, частота и продолжительность. Прогноз и эффективность профилактических мероприятий.

  16. Вулканические извержения. Состав и параметры продуктов извержения. Частота и продолжительность извержений. Негативные воздействия. Прогноз извержений, профилактические мероприятия.

  17. Оползни; определения, классификация, негативные факторы. Сила, частота и продолжительность. Пространственное распространение оползней. Прогноз и профилактические мероприятия.

  18. Сели; места возникновения. Селеопасные районы России. Сила и интенсивность селей, их частота. Прогноз селей, защитные мероприятия.

  19. Лавины; типы лавин, места возникновения. Периоды схода лавин, негативные факторы. Методы определения схода лавин, способы защиты от лавин.

  20. Обвалы, осыпи, аброзия, эрозия, пыльные бури; особенности их проявления, негативные факторы, ликвидация последствий.

  21. Действия населения при землетрясении.

  22. Опасные явления в гидросфере. Общие понятия о гидрологических стихийных бедствиях, причины возникновения.

  23. Наводнения; определения, классификация.

  24. Половодье, паводок. Определение, причины возникновения, негативные факторы, способы защиты.

  25. Затор, зажор. Определение, причины возникновения, негативные факторы, способы защиты.

  26. Нагоны; определение, причина возникновения, опасные факторы. Защита от нагонов.

  27. Цунами; определение, сила и интенсивность. Характерные особенности, классификация. Поражающие факторы, виды спасательных работ.

  28. Сильное волнение, сильный тягун в портах, ледяной покров, ранний ледостав. Особенности проявления, негативные факторы, ликвидация последствий.

  29. Действия населения при наводнении.

  30. Опасные природные явления в атмосфере. Характеристика атмосферы, процессы, вызываемые опасностями метеорологического характера.

  31. Опасности, вызываемые различными атмосферными явлениями; характеристика, природа возникновения, прогноз, методы защиты.

  32. Ураган. Определение, негативные факторы. Сила, частота и продолжительность проявления. Способы защиты людей.

  33. Бури; определение, негативные факторы. Особенность проявления. Способы защиты от бури и шторма.

  34. Смерч; определение, природа возникновения, негативные факторы. Районы наиболее частого возникновения смерчей на территории России. Прогноз, методы защиты.

  35. Действия населения при урагане, буре, смерче.

  36. Гроза. Генезис, негативные следствия.

  37. Сильный (очень сильный) дождь, кислотный дождь, гололёд, крупный град. Генезис, характеристика, негативные факторы для человека и его жизнедеятельности.

  38. Туманы, смог, озоновая дыра. Причина возникновения, негативные факторы для жизнедеятельности человека.

  39. Очень сильный снег, сильная метель, сильный мороз, обледенения. Природа возникновения, негативные факторы.

  40. Суховей, засуха атмосферная, засуха почвенная. Определение, причины возникновения. Источник опасности для человека.

  41. Общие понятия о космической опасности. Источники возникновения, опасные факторы, влияющие на среду обитания и человеческую жизнь.

  42. Солнечная опасность. Источники возникновения, неблагоприятные факторы, меры защиты.

  43. Ультрафиолетовое излучение. Опасности УФ -излучения, приёмы защиты.

  44. Инфракрасное излучение. Структура, неблагоприятное воздействие на человека. Способы защиты.

  45. Астероидно-кометная опасность – фактор риска существования цивилизации Земли.

  46. Астероиды. Определение, негативные факторы, сила воздействия.

  47. Направления работы по борьбе с астероидами и кометами (ПОНТ).

  48. Метеоритный удар. Определение, причины возникновения. Источник опасности для людей.

  49. Природные пожары. Классификация по источникам возникновения, этапы работы по тушению пожаров, меры по локализации природных пожаров.

  50. Лесной пожар. Причины возникновения, классификация, характеристика.

  51. Пожары степных и хлебных массивов. Причины возникновения, характеристика.

  52. Торфяные пожары. Определения, негативные факторы. Профилактика противодействия их возникновения, особенности тушения, ликвидация последствий.

  53. Подземные пожары, пожары горючих ископаемых. Определения, негативные факторы. Профилактика противодействия их возникновения, особенности тушения, ликвидация последствий.

  54. Способы и тактика тушения природных пожаров.

  55. Прогноз и профилактика лесных пожаров.

  56. Массовые заболевания. Условия возникновения и поддержания эпидемического процесса.

  57. Особо опасные инфекционные болезни людей; источники (причины) возникновения, пути передачи, профилактика. Действия в очагах бактериологического поражения.

  58. Чума, холера; источники инфекции, пути передачи. Профилактика заболеваний человека.

  59. СПИД, гепатит А. Определения, причины заражения и заболевания, профилактика.

  60. Дифтерия, туберкулез, грипп. Определения, причины заражения и заболевания, профилактика.

  61. Особо опасные инфекционные болезни животных. Определения, широта распространения, меры защиты.

  62. Особо опасные инфекционные болезни растений. Возникновение и распространение опасных болезней растений.

  63. Концепции и методы анализа риска.

  64. Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций.

  65. Россия на современном этапе экономического и социального развития.

  66. Факторы, влияющие на подверженность народного хозяйства к рискам ЧС.

  67. Социальные проблемы повышения уровня возникновения ЧС в России.

  68. Аварийность предприятий, как следствие деградирующей экономики.

  69. Изменение финансовой и материально-технической базы – путь к улучшению защищенности экономических объектов от ЧС.

  70. Основы теории управления рисками.

  71. Развитие опасных природных и техногенных явлений в ЧС.


^ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Основные требования к выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по специальности 330400 «Пожарная безопасность» по дисциплине «Опасные природные процессы» слушатель-заочник выполняет одну письменную контрольную работу.

В процессе написания контрольной работы слушатель должен ответить на три теоретических вопроса.

Номера вопросов, варианта контрольной работы определяются по таблице в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки 6310. Это соответствует варианту задания - 10. По таблице определяется номер теоретических вопросов (9, 33, 47).

Контрольная работа должна быть выполнена в ученической тетради разборчивым подчерком, чернилами (пастой) одного (темного) цвета, без сокращения слов (кроме общепринятых), грамотно и аккуратно оформлено. Объем работы не должен превышать 24 страниц. На каждой странице необходимо оставлять поля шириной 30-35 мм для замечаний рецензента.

На обложке работы следует указать наименование изучаемой дисциплины, номер группы, номер зачетной книжки, наименование учебного заведения, фамилию, имя, отчество слушателя-заочника, домашний адрес, место работы, должность и звание

Санкт – Петербургский институт

Государственной противопожарной

Службы МЧС России
Кафедра гражданской защиты
Контрольная работа №1

По дисциплине «Опасные природные процессы»

Слушатель заочного отделения

сержант внутренней службы

Денисов А. А.,

командир отделения пожаротушения

ПЧ № 2

Учебная группа № 503

Зачетная книжка № 6310

Адрес: 162 600 г. Череповец

Ул. Полевая д. 109, кв. 17
Санкт – Петербург

200… г.


Таблица 1




Последняя цифра номера зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки


0

32

52

71

22

59

70

1

53

64

3

50

61

5

54

63

12

51

58

8

60

64

11

21

56

4

11

55

7

54

65


1


9

33

47

25

53

70

13

24

54

17

27

37

18

28

46

2

23

43

10

30

50

22

31

55

6

25

36

10

26

51


2


43

53

64

16

39

45

46

51

70

34

41

71

14

34

54

15

27

49

19

29

49

23

35

61

29

38

42

19

50

59


3

1

31

51

33

43

54

29

40

57

20

42

52

35

56

71

4

34

44

20

50

55

11

22

33

12

43

51

37

48

54


4

41

52

71

15

21

53

17

27

40

24

55

70

29

56

66

46

50

69

10

32

54

27

38

49

23

41

53

8

19

29


5

25

32

53

13

54

68

22

52

69

23

56

63

16

50

62

9

21

29

13

40

62

20

49

71

28

43

54

2

18

24


6

44

54

62

34

51

61

14

21

55

5

52

69

12

57

70

15

29

66

21

40

54

35

50

71

2

28

32

7

47

49


7

8

22

51

3

33

53

20

34

55

31

41

51

7

60

70

16

26

46

5

25

31

32

44

53

29

39

54

13

40

52


8

11

32

42

17

38

50

16

52

69

24

34

54

25

35

55

12

56

67

32

54

64

23

55

62

31

46

67

40

54

61


9

23

32

50

1

18

33

19

35

52

27

60

63

4

24

32

5

17

54

26

35

53

28

40

70

12

15

41

3

17

33


Прежде, чем приступить к выполнению контрольной работы, слушатель должен ознакомиться с рабочей программой по дисциплине «Опасные природные процессы» для слушателей заочной формы обучения и методическими рекомендациями по ее выполнению, подобрать рекомендованную литературу и нормативные документы, изучить их в соответствии с рекомендациями, полученными на установочных занятиях.

Структура контрольной работы (при ответе на каждый вопрос):

  1. ^ Вводная часть, в которой автор отражает значение темы.

  2. Основная часть, в которой автор раскрывает содержание вопроса, показывая умение самостоятельного изложения материала и практического применения полученных знаний с учетом особенностей региона проживания. Содержание излагаемого вопроса следует увязать с задачами МЧС России. Отвечая на вопрос, не следует ограничиваться перечислением положений, содержащихся в нормативных материалах, учебных пособиях, а необходимо подкреплять их примерами из опыта работы.

При ссылке на нормативный документ или другой источник, следует указывать его полное наименование, автора, издательство, год издания.

  1. Заключение, в котором автор формулирует выводы и характеризует практическую значимость освоенной им темы для изучения предмета в целом.

  2. Список использованной при написании работы литературы, приказов, указаний и других нормативных документов.

Работа оценивается с учетом глубины изложения материала, самостоятельности выполнения, умения увязывать теоретические вопросы с практической работой.

Получив проверенную контрольную работу, слушатель должен внимательно ознакомиться с замечаниями рецензента, внести в работу необходимые исправления и дополнения.

Работа, выполненная не по своему варианту, не полностью раскрывающая содержание вопросов или являющаяся результатом механического переписывания текста с учебника или другого источника, не зачитывается. Такая работа должна быть выполнена повторно, с учетом замечания рецензента. На титульном листе такой работы делается пометка «Повторная» и она направляется для проверки вместе с первым экземпляром контрольной работы.

Слушатели, не представившие в срок контрольную работу по дисциплине, к экзаменационной сессии не допускаются.


Кузинкова Ирина Владимировна


кандидат педагогических наук


ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ



Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400


Издается в авторской редакции
Ответственный за выпуск

Михайлов В.А.

Подписано в печать Формат 60 х 84 1\16 Объем 1,5 п. л.

Тираж 100 экз.
Отпечатано в Санкт-Петербургском институте ГПС МЧС России

Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149


Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов специальности 351400...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов...
Роль дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» в подготовке специалистов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические указания для контрольной работы по дисциплине «Вероятность и статистика»
Методические указания для контрольной работы по дисциплине «Вероятность и статистика» для студентов специальности 230202 «Информационные...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
По дисциплине «Инженерные сети и оборудование территорий, …» для студентов заочной формы обучения предусмотрена контрольная работа,...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
«Экономика и организация производства (строительство)», специальности 1-26 02 02 «Менеджмент»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы Псков 2013
Методические рекомендации предназначены для студентов и слушателей выпускных курсов, профессорско-преподавательского состава
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению и офрмлению квалификационной...
Методические указания по выполнению и офрмлению квалификационной (дипломной) работы, предназначенной для студентов дневной, вечерней...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по написанию контрольных работ по курсу «Римское право»
...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconРабочая программа курса «региональная экономика и управление» Для...
Института управления и экономики (г. Санкт- петербург). Он состоит из рабочей программы учебной дисциплины, планов семинарских занятий,...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по специальности 330400 Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «ценообразование»
Методические указания предназначены для студентов специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения. Представлены следующие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница