Скачать 0.49 Mb.
|
Руководство для детских библиотек России, принятое на XIV Ежегодной конференции РБА 17-22 мая 2009 года в Вологде Российская Библиотечная ассоциация Секция детских библиотек РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ Предисловие Цель «Руководства для детских библиотек России» (далее – Руководство) – рекомендовать основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности детских библиотек на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; определить показатели деятельности, обеспечивающие функционирование детских библиотек разного уровня, защитить их от неправомерных действий, влекущих за собой перепрофилирование, слияние или закрытие. Руководство может быть использовано органами региональной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии развития библиотек и библиотечного обслуживания населения и руководителями детских библиотек в практической деятельности. Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным детским библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов. Руководство обозначает тот минимум ресурсного обеспечения детской библиотеки, который рекомендуется соблюдать по всей территории страны. Проект документа подготовлен Секцией детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки. В его основе лежат нормативные и рекомендательные документы по организации библиотечного обслуживания детей, разработанные и принятые ИФЛА, РБА и субъектами Российской Федерации. При подготовке документа были учтены предложения и замечания, высказанные специалистами Удмуртской Республиканской детской библиотеки, Мурманской, Саратовской, Псковской областных детско-юношеских библиотек, Алтайской, Краснодарской, Пермской, Ставропольской краевых детских библиотек, Белгородской, Брянской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской, Вологодской, Ленинградской областных детских библиотек и других детских библиотек. Содержание 1. Общие положения 2. Пользователи детских библиотек 3. Сеть детских библиотек России 4. Доступное размещение детских библиотек 5. Библиотечные услуги детской библиотеки 6. Показатели деятельности детских библиотек 6.1 Показатели деятельности центральных детских библиотек субъктов РФ 6.2 Показатели деятельности муниципальных детских библиотек, детских библиотек поселений, детских филиалов, детских отделов 7. Ресурсы детских библиотек 7.1 Фонды детских библиотек 7.2 Формирование электронных ресурсов 7.3 Материально - техническая база (оборудование, технические средства, здания и помещения) 7.4 Персонал детских библиотек 7.5 Финансовые средства 8. Связи с общественностью 1. Общие положения Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей. Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения – детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д. Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. ^ – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду. ^ :
Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг. Функционирование детских библиотек должно обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами, доходами от приносящей доход деятельности. Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными и другими учреждениями, организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. ^
Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.
предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.
^ В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками. Детские библиотеки могут быть:
Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения. В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели: ^ Федеральное государственное учреждение культуры - Российская государственная детская библиотека (РГДБ) - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей, является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения, детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, иные библиотеки, обслуживающие детей. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством РФ. Уровень субъекта РФ Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее – центральные детские библиотеки субъектов РФ). Основные пользователи – дети, руководители детского чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей. ^ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:
Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства. Основные задачи центральной детской библиотеки субъекта РФ:
В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами. Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей. ^ Муниципальные детские библиотеки, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня. Основные задачи – организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы. По отношению к сельским библиотекам — филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей. Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями. ^ Дети имеют право пользоваться любыми публичными библиотеками. В существующих библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей: во взрослых библиотеках, где согласно «Модельному стандарту публичных библиотек» в фондах должно быть не менее 30% детской литературы, в детских библиотеках-филиалах, в детских отделах. Наличие последних обеспечивает право на специализированное обслуживание, то есть предоставление отдельного помещения и организацию специфической среды развития личности ребенка, наличие специально подготовленного персонала. В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек как исследовательские и методические центры по детскому чтению и работе с детьми, в которых вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми. Детские специализированные библиотеки востребованы и доказали свое право на существование. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы общедоступных библиотек России. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом. ^ В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие республиканской, краевой или областной детской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра, центра исследований в области детского чтения. Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 15 лет, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как и общедоступная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности – по времени не более 15-20 мин., за которое ребенок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований». В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека, не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения. Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:
Таблица носит рекомендательный характер, но может быть использована при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учетом местных условий и решения муниципальных органов управления. Они являются МИНИМАЛЬНЫМИ (исходными) и не исключают превышения установленного минимума при наличии соответствующего решения муниципалитета. Более того, каждый регион вправе принимать свои нормы размещения библиотек, которые не должны быть ниже отраженных в «Базовых нормах…». ^ Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р», обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам: В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации. Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:
Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением – в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах – на пересечении пешеходных путей, вблизи остановок общественного транспорта. Детская библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход - выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей. Современная детская библиотека должна осуществлять различные формы обслуживания:
Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких элементов, как:
Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий. ^ Библиотечная услуга – это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки. Детская библиотека обслуживает детей, руководителей чтения, организации в локальном и удаленном режимах. Объем и качество предоставляемых услуг зависит от вида детских библиотек, степени их оснащенности ресурсами (фондами, материально-технической базой, персоналом). Для всех детских библиотек основным положением является разделение всех услуг на безусловно бесплатные и платные. ^ в соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» следующие услуги:
^ относятся те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и не обеспечены бюджетным финансированием. При оказании платных услуг библиотекой должны соблюдаться требования законодательства, в первую очередь, Гражданского кодекса РФ. |
![]() | Отчет о работе детских библиотек за 2010 год. Сведения о мук «Централизованная... Каждая библиотека имеет свое приоритетное направление в работе, которое влияет на комплектование книжных фондов, на репертуар массовых... | ![]() | Отчет 2011 о работе детских библиотек г. Прокопьевск Сеть детских муниципальных библиотек в городе Прокопьевске в 2011 году не изменилась. Новые библиотеки – филиалы не открывались |
![]() | Аналитическая справка о деятельности детских библиотек г. Мыски за 2010 год. Сведения о цбс С 1 июля 2010 года Централизованная библиотечная система получила статус юридического лица | ![]() | Отчет о работе детских библиотек за 2011 год Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» |
![]() | Аналитическая справка о деятельности детских библиотек города Берёзовский... Состояние зданий и помещений детских библиотек удовлетворительное. В дб «Дружба» жильцами дома было частично затоплено книгохранение.... | ![]() | Мбук «Централизованная библиотечная система г. Юрги» Аналитическая... В результате оптимизации были объединены филиалы №8 (детская библиотека) и филиал №2 (юношеская) в детско-юношескую библиотеку (филиал... |
![]() | Отчет о деятельности детских библиотек Мысковского городского округа за 2011 год Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа» | ![]() | Название цбс В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2011 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней |
![]() | О проведении ежегодной научной конференции В соответствии с приказом Ректора мгу в. А. Садовничего о проведении ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения» 2014 года... | ![]() | Название цбс (точно по Уставу) ... |