Понятие «наука» имеет несколько основных значений




Скачать 111.06 Kb.
НазваниеПонятие «наука» имеет несколько основных значений
Дата публикации23.09.2013
Размер111.06 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
Научное исследование.
1. Понятие науки.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.

В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

^ Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

^ Классификация наук.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

Также научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам.
^ 2. Научное исследование.

Формой существования и развития науки является научное исследование.

По определению ЮНЕСКО, исследование - это систематическая творческая деятельность человека призванная увеличивать научные и технические знания.

^ Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

^ Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

^ Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

^ Классификация научных исследований.



По цели и результатам научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

1.^ Фундаментальные научные исследовани – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

2. ^ Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

По применяемым методам выделяют исследования:

1. теоретические, которые используют математические и логические методы и средства познания, и

2. экспериментальные, основанные на наблюдении и опыте.

По стадии проведения научных исследований различают:

1. поисковые исследования;

2. научно-исследовательские работы и

3 опытно-внедренческие разработки.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Научно-исследовательская работа (НИР) – это такая работа, когда на основе результатов фундаментальных исследований разрабатываются научные методы и технологии, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие соответствующей отрасли знаний.

^ Опытно-внедренческие разработки ориентированы на практическое применение открытых явлений, процессов, фактов, разработанных научных методов и технологий. Они, как правило, всегда связаны с внедрением в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Весь ход научного исследования упрощенно можно представить в виде следующей логической схемы:

-         поиск проблем, выбор тем и обоснование актуальности выбранной темы,

-         постановка цели и конкретных задач исследования,

-         определение объекта и предмета исследования,

-         выбор метода (методики) проведения исследования,

-         описание процесса исследования,

-         обсуждение результатов исследования,

-         формулирование выводов и оценка полученных результатов,

-         презентация (выступление).

^ Исследовательский проект.
1. Проект.

Проект – это комплекс действий по решению какой-либо значимой для проблемы, завершающихся созданием продукта.

^ Типы проектов (по Е.С.Полат)

Признак классификации

Типы проектов

1. Метод или вид деятельности в проекте

- исследовательский;

- творческий;

- информационный;

- игровой;

- практико-ориентированный ;

- социальный и др.

2. Характер координации проекта

- непосредственный (открытый, жесткий, гибкий);

- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

3. Характер контактов

среди участников

- класса;

- школы;

- города;

- региона;

- разных регионов;

- страны;

- разных стран мира.

4. Количество участников проекта

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные

5. Длительность проекта

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные


^ 2. Исследовательский проект, его отличительные особенности.

Исследовательский проект – это проект, направленный на решение определенной исследовательской проблемы.

Отличительные особенности:

1. имеет четко обозначенную исследовательскую проблему;

2. направлен на установление взаимосвязи (корреляции) между какими-либо факторами, выяснение причины и т.п.;

3. не предполагает немедленных результатов, а рассчитан на определенную (чаще долгосрочную, как правило, до года) кропотливую работу.
^ 3. Этапы работы над исследовательским проектом.

1. Теоретический этап:

  • поиск проблемы;

  • выбор темы и обоснование актуальности выбранной темы;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • определения целей и задач исследования;

  • составление плана работы;

  • выбор методов исследования;

  • отбор и анализ источников и литературы.

2. Практический этап:

  • проведение исследования, опыта, эксперимента;

3. Результаты работы над проектом:

  • анализ и обобщение полученных результатов;

  • оформление работы;

  • презентация (выступление).


^ 4. Структура исследовательского проекта.

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Паспорт проекта.

4. Отчеты по этапам.

5. Заключение.

6. Информационные источники.

7. Приложения.

Тест по теме «Исследовательский проект».
1. Проект – это

А) систематическая творческая деятельность человека призванная увеличивать научные и технические знания;

Б) система взаимосвязанных мероприятий в течение определенного периода времени, нацеленная на достижение конкретных результатов в решении значимой проблемы;

В) комплекс действий по решению какой-либо значимой для проблемы, завершающихся созданием продукта;

Г) деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
2. По преобладающему методу или виду деятельности в проекте различают такие типы проектов, как

А) проекты среди участников класса; школы; города; региона; разных регионов; страны; разных стран мира;

Б) индивидуальные; групповые; коллективные;

В) исследовательский; творческий; информационный; игровой; практико-ориентированный и др.;

Г) краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные;

Д) непосредственный (открытый, жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
3. По характеру координации проекта различают такие типы проектов, как

А) проекты среди участников класса; школы; города; региона; разных регионов; страны; разных стран мира;

Б) индивидуальные; групповые; коллективные;

В) исследовательский; творческий; информационный; игровой; практико-ориентированный и др.;

Г) краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные;

Д) непосредственный (открытый, жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контактов в проекте различают такие типы проектов, как

А) проекты среди участников класса; школы; города; региона; разных регионов; страны; разных стран мира;

Б) индивидуальные; групповые; коллективные;

В) исследовательский; творческий; информационный; игровой; практико-ориентированный и др.;

Г) краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные;

Д) непосредственный (открытый, жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

5. По количеству участников проекта различают такие типы проектов, как

А) проекты среди участников класса; школы; города; региона; разных регионов; страны; разных стран мира;

Б) индивидуальные; групповые; коллективные;

В) исследовательский; творческий; информационный; игровой; практико-ориентированный и др.;

Г) краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные;

Д) непосредственный (открытый, жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
6. По длительности проекта различают такие типы проектов, как

А) проекты среди участников класса; школы; города; региона; разных регионов; страны; разных стран мира;

Б) индивидуальные; групповые; коллективные;

В) исследовательский; творческий; информационный; игровой; практико-ориентированный и др.;

Г) краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные;

Д) непосредственный (открытый, жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
7. Установите соответствие между типами проектов и их характеристиками:

Типы проектов

Характеристика

1. исследовательский;

2. творческий;

3. информационный;

4. практико-ориентированный;

5. социальный.

А) на сбор информации о каком-либо объекте;

Б) на решение социальной проблемы;

В) на решение определенной исследовательской проблемы;

Г) на создание творческого продукта (газеты, спектакля и т.п.);

Д) на создание определенного продукта, имеющего практическую значимость.

Ответ:

1

2

3

4

5

















8. К отличительным особенностям исследовательского проекта не относятся:

А) направленность на установление взаимосвязи (корреляции) между какими-либо факторами, выяснение причины и т.п.;

Б) наличие актуальности проблемы;

В) длительный характер;

Г) наличие четко обозначенной исследовательской проблемы.

9. Установите правильную последовательность написания исследовательского проекта:

А) оформление работы;

Б) составление плана работы;

В) поиск проблемы;

Г) выдвижение гипотезы;

Д) выбор методов исследования;

Ж) проведение исследования, опыта, эксперимента;

З) выбор темы и обоснование актуальности выбранной темы;

И) определения целей и задач исследования;

К) определение объекта и предмета исследования;

Л) презентация (выступление);

М) отбор и анализ источников и литературы;

Н) анализ и обобщение полученных результатов.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






































10. Установите правильную структуру исследовательского проекта:

А) отчеты по этапам;

Б) паспорт проекта;

В) содержание;

Г) информационные источники;

Д) заключение;

Ж) приложения;

З) титульный лист.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7






















Похожие:

Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconУрок 85 новые слова, -İ İstemek (продолжение)
Глагол sürmek имеет несколько значений. В этом уроке мы рассмотрим его в значении – занимать время
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconУрок 74 новые слова, -sız, -siz, -suz, -süz
Слово yakmak имеет несколько значений в турецком языке. Для перевода на русский язык выбирается наиболее подходящее из них
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconД. Таланцев. Наука свидетельствует о боге
Бог нематериален, то наука не имеет к Нему отношения – пусть, так сказать, Им «занимается» религия. На самом же деле это как раз...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconПонятие и предмет криминологии. Ее место среди других наук
...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconТема: «Человекообразные обезьяны: сходства и различия с человеком»
Антропология — наука, стоящая на стыке биологических и гуманитарных дисциплин. Термин "антропология" имеет греческое происхождение...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconВопрос № Консерватизм и неоконсерватизм
Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconСтили рэпа
Как и любое направление музыки рэп имеет огромное количество стилей, некоторые из них были практически изначально, некоторые поиходили...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconИнформация и ее роль в изучении систем
Понятие информации одно из основных, ключевых понятий не только в системном анализе, но и в информатике, математике, физике и др....
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconИстория развития информатики. Информатика-наука об общих свойствах...
Как наука сформировалась в результате появления ЭВМ. Включает в себя теорию кодирования информации, разработку методов и языков программирования,...
Понятие «наука» имеет несколько основных значений iconПроблема одаренности широко разрабатывается и изучается в настоящее...
Например, в США более 50 лет существует «Национальная ассоциация для одаренных детей», которая включает 8 тыс членов, имеет 40 филиалов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница