Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»




Скачать 380.54 Kb.
НазваниеПримерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»
страница1/4
Дата публикации10.12.2013
Размер380.54 Kb.
ТипПримерная рабочая программа
litcey.ru > География > Примерная рабочая программа
  1   2   3   4
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 1 КЛАССА

(УМК «Перспективная начальная школа»

Программа по окружающему миру

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)


1.Пояснительная записка к курсу
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.


^ 2.Общая характеристика курса
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». Программа рассчитана на расширенный уровень преподавания. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». Выбираем третий вариант тематического планирования с расширением историко-обществоведческой составляющей.

Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.

^ 3.Место курса « Окружающий мир» в учебном плане

Программа составлена на основе программы и учебников О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю.
^ 4. Ценностные ориентиры содержания
Основная задача первого года обучения – формирование у учащихся потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий при изучении данного курса. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся. Изучение каждого времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

Программа первого класса систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.

В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.
^ 5.Результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- сформировать базовые нравственно-этические ценности (пиетет к культовым сооружениям, учет нравственных позиций других людей).

Регулятивные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться работать по своему или предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результате совместной работы на парах, группах и всего класса.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


^ В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

- объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

^ Обучающиеся получат возможности научиться:

- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года.

^ В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научаться:

- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

- оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

- называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

- называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

- узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

- выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

^ Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

- подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к урокам одноклассникам;

- называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

- называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;

- узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

- рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

^ В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

- выполнять правила перехода проезжей части улицы;

- называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

Называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- рассказать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

^ Обучающиеся получат возможность научиться:

- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- соблюдать правила сбора лекарственных растений;

- оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.


^ 6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (6 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

^ Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (14 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

^ Природа и ее сезонные изменения (37 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

^ Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
^ Наша родина — Россия (9 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
  1   2   3   4

Похожие:

Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПримерная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Перспективная начальная школа»
«Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconУрок-заседание клуба по окружающему миру во 2 классе умк «Перспективная начальная школа»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана для...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана для...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПрограмма умк «Перспективная начальная школа»
Реализуемый умк (программа, на основе которой составлена рабочая программа по предмету, используемый учебник, рабочие тетради, тетради-тренажеры,...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПримерная рабочая программа курса «литературное чтение»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПримерная рабочая программа курса «русский язык»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основных...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПояснительная записка
Умк «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПримерная рабочая программа курса «обучение грамоте»
Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе концепции «Перспективная начальная школа», в...
Примерная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 ст. Зеленчукской»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница