Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс”




Скачать 109.67 Kb.
НазваниеЛитература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс”
Дата публикации13.03.2014
Размер109.67 Kb.
ТипЛитература
litcey.ru > Информатика > Литература
Информационные технологии на уроках литературы.

Литература 5 класс

Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия
Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной.

Тип урока. Урок контроля

Форма контроля. «Своя игра»

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

^ Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с цифрами для подсчета баллов.

^ Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 20 вопросов для каждого тура. Вопросы разделить на четыре уровня сложности: стоимостью 5, 10, 15 и 20 баллов для синего тура и 10, 20, 30 и 40 баллов для красного тура. Внести составленные вопросы и ответы в компьютерную презентацию. Участники игры ( а это весь класс) предупреждаются о мероприятии еще в начале учебного года. Непосредственно перед уроком класс делится на 3 команды (по рядам). Компьютерной презентацией управляет сам учитель, подсчет баллов осуществляют приглашенные на урок учащиеся 7 класса.

Цели урока:

  • совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по литературе.

  • развитие мышления, памяти, внимательности.

  • развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.

Задачи урока:

  • Повторение и обобщение знаний.

  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

  • Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

^ Ход урока

Структура урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы

Оборудование

Время

1

Организация начала занятия


Определяет цели, ставит задачи на урок.

Делит на команды, объясняет правила игры

Готовятся к работе

Выявляют область знания у каждого игрока







2

2

Контроль в форме игры

Ведёт игру, координирует деятельность команд, оказывает помощь судьям

Выбирают игрока, тему, уровень сложности вопроса. Отвечают на вопросы. Участвуют в подсчёте собственных баллов


Приложение №1, задание 1

Слайды № 2,3 маркер, ИА доска в режиме комментариев

38

3

Рефлексия


Организует подсчёт баллов. Подводит итоги урока

Выставляет отметки за урок. Проводит анкетирование

Работают в командах

Оценивают активность

Отвечают на вопросы анкеты







3

4

Домашнее задание


Задаёт домашнее задание, объясняет способ его выполнения, отвечает на вопросы

Записывают домашнее задание, задают вопросы по способу его выполнения








2

^ Раскрытие содержания этапов урока
I Организация начала занятия.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”.

Цель игры – повторение и обобщение знаний, полученных вами на уроках литературы в первом полугодии. Кроме того, вы должны научиться работать в команде, так как ваша победа будет зависеть во многом именно от этого.

Игра проходит среди учащихся 5 класса. Помогут оценить ваши знания судьи – ученики 7 класса, они будут подсчитывать количество заработанных вами баллов. Внимание! Правила игры.

Класс делится на три команды (по рядам). Игра состоит из трех туров: синий, красный, “Своя игра”. В каждом туре вам будет предложено по очереди ответить на вопросы разного уровня сложности. Если ответ правильный, то игрок приносит команде очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой. Игрока, отвечающего на вопрос, выбирает команда. Будьте внимательны! Ответить хотя бы на один вопрос за игру должен каждый участник команды. За это вы получите 10 дополнительных баллов за работу каждого участника. Например, если в команде 5 участников и каждый из них ответил правильно хотя бы на один вопрос, то команда дополнительно получит 50 баллов. Если отвечали 4 участника 40, 3 – 30 и т.д. Если в течение игры на вопросы не отвечал 1 игрок, у команды вычитается 100 баллов, 2 игрока – минус 20 баллов и т.д. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков. Итак, игроки готовы, судьи на месте – вперёд, в первый тур!

^ II Контроль в форме игры

Первый - синий тур

Игрокам предложено 5 тем по 4 вопроса в каждой. Вопросы оценены баллами от 10 до 40, в зависимости от сложности. Игроки выбирают участника, он указывает тему, затем категорию по сложности и через 7 секунд (за этим следят судьи) отвечает на вопрос. Ведущий оценивает ответ. Право выбора вопроса переходит к следующей команде. Тур длится до тех пор, пока все вопросы не будут исчерпаны.

^ Вопросы первого тура

Устное народное творчество

5. Что значит слово “фольклор”? /Устное народное творчество

10. Назовите 3-4 жанра фольклора. /Колыбельные песни, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки, сказки/.

15. Какие виды сказок вы знаете? /Различаются сказки: волшебные, бытовые, о животных/.

20. Назовите отличительные особенности сказки. /Это присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы./

Древнерусская литература

5. С каким историческим событием связывается зарождение древнерусской литературы?/ Принятие христианства.998г.

10. Какое название носил первый летописный памятник, дошедший до нас?/ «Повесть временных лет»

15. Кто такие печенеги? /Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях/.

20. Какие жанры древнерусской литературы вам известны? /Это летописи, исторические повести, жития/.

Иван Андреевич Крылов

5.Что такое мораль басни?/начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом

10. Узнай басню по морали:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь./ «Квартет»

15. Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?/ Отечественной войне 1812 года.

20. Какое качество порицается в басне «Свинья под дубом»?/ Невежество

Литературоведческие термины

5. Какие роды литературы вы знаете? /Это эпос, лирика, драма/.

10. Назовите жанры эпоса, лирики, драмы? /Эпос включает в себя рассказы, повести, романы; лирика – стихотворения, драма – пьесы, сценки/.

15. Что такое рифма? Какие виды рифм вы знаете? /Рифмой называется созвучие окончаний стихотворных строк. Различаются рифмы перекрестные, парные, опоясывающие/.

20. Какие произведения называются юмористическими, а какие сатирическими? /Произведения, в которых смех веселый, добрый, называются юмористическими, а те, где смех злой, гневный – сатирическими/.

Поэты XIX века о Родине, о природе

5. Что является для человека “малым домом”? /“Малым домом” для человека является его родной край”.

10. Назовите автора строк:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Как называется это стихотворение?

15. Какое художественно-выразительное средство используется Ф.И.Тютчевым в словосочетании “румяный, светлый хоровод”? /эпитет/.

20. О ком написал А.М.Жемчужников в своем стихотворении:

Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом…”? / грачи/

^ Слово жюри. Физкультминутка

Эти упражнения не только полезны для глаз, они своего рода “массаж для мозга”, так как стимулируют умственную деятельность.

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

  • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.

  • Глазами написать свое имя и фамилию

  • Глазами написать сегодняшнюю дату.

Второй - красный тур

Он построен по тому же принципу, что и первый. Но стоимость вопросов (номинал) увеличена в два раза (от 10 до 40).

Вопросы второго тура

Из биографии писателя

10. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? /Детские годы поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии/.

20. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека”? /Речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине/.

30. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей? /Николай Васильевич Гоголь/.

40. Кому принадлежит сборник стихов “Мечты и звуки”? /Этот сборник принадлежит поэту Николаю Алексеевичу Некрасову/.

Русская литературная сказка

10. Кто главный герой сказки “Черная курица, или Подземные жители”? /мальчик Алеша/.

20. Какой предмет в сказке В.А.Жуковского “Спящая царевна” стал причиной сна царевны? / Веретено

30. Узнай сказку по финалу:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Назови имя автора./ А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

40. Какое качество Алеши стало причиной наказания министра Чернушки? / Нескромность.

Н.В.Гоголь “Заколдованное место”

10. Какой подзаголовок имеет повесть Н.В.Гоголя “Заколдованное место”? /быль, рассказанная дьячком ???ской церкви/.

20. Кто такие чумаки? /обозники, едущие в Крым за солью и рыбой/.

30. Как звали деда? /деда звали Максимом/.

40. Как еще в повести Н.В.Гоголя называется “заколдованное место”? /существуют текстовые синонимы: “проклятое место”, “дьявольское место”/.

И.С.Тургенев “Муму”

10. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? /главного героя зовут Герасимом/.

20. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? /Он сравнивает его с русским богатырем/.

30. Кто жил вместе с барыней в доме? /вместе со старой барыней жили ее приживалки/.

40. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст?

“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как … растет на плодородной земле…” /необходимо вставить в текст слово “дерево”/.

^ Николай Алексеевич Некрасов

10. К кому обращены строки:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?/ К бурлакам

20. Какое художественно-выразительное средство используется Н.А.Некрасовым в словосочетании «Глядятся … солнца лучи»?/ Олицетворение

30. Что такое мякина?/ Остатки колосьев после молотьбы

40. Почему в стихотворении «Крестьянские дети» ребята решили, что незнакомец «не барин»?/ «У бар бороды не бывает – усы.»

Слово жюри. Физкультминутка

Эти упражнения не только полезны для глаз, они своего рода “массаж для мозга”, так как стимулируют умственную деятельность.

  • Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против; зажмурить левый глаз. правым нарисовать 3 круга против, 3 по часовой
    стрелке.

  • Глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных. Глазами написать сегодняшний день недели и месяц.


^ Третий тур - “Своя игра”

В этом туре предложена одна тема: “Русская литературная сказка”. Учитель (ведущий) называет ее участникам, которые сами определяют стоимость вопроса, исходя из набранных баллов, пишут ее на карточке и передают ведущему. Затем учитель задает вопрос, участники на других карточках пишут ответ и вновь отдают их ведущему. Тот зачитывает ответы и называет сумму, которую поставила команда. Если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. Если ответ неправильный, то у команды вычитается указанная сумма. Теперь объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

^ Вопрос для III тура: Кто автор известной литературной сказки XIX века “Черная курица, или Подземные жители”? /Антоний Погорельский/.

III Рефлексия

Пока ведётся подсчёт баллов, учащиеся отвечают на несколько вопросов анкеты и оценивают работу каждого участника команды. (Приложение 1,2)
^ Подведение итогов. Вот он – победитель! Команда проявила знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).

IV Домашнее задание

Придумать 5-10 вопросов к «Своей игре» по сказкам А.С.Пушкина.

^ Благодарим участников игры, всех, кто помогал ее проводить. Наша игра прошла весело, интересно, мы проверили свою эрудицию. До новых встреч во II полугодии!

Использованная литература

    1. “Литература. 5 класс” учебник-хрестоматия под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Просвещение”, 2009 год.

    2. Миронова Н.А. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Экзамен”, 2006 год.

    3. Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе к учебнику-хрестоматии “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Экзамен”, 2006 год.

Приложение 1

  1. Понравился ли сегодняшний урок______________________________________

  2. Что понравилось больше всего________________________________________

  3. Как ты оцениваешь свою работу на уроке

  1. Поработал очень хорошо

  2. Работал в свою силу

  3. Немного не доработал

Приложение 2

Оцените работу каждого участника команды

ФИ

учащегося

Работал очень хорошо, большинство баллов, заработанных командой, - его

Принимал активное участие в работе

Старался помогать команда

Сегодня что-то не получилось












































































Похожие:

Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” icon9 класс «Эксперименты и занимательные опыты по физике»
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение 1-го или 2-го полугодия)
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconУрок по истории России. 10 класс Тема урока: Гатчинское отречение...
Задача: Повышение мотивации и наглядности в усвоении нового материала с использованием цор
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconПо результатам отслеживания уровня учебных достижений обучающихся...
Моу «Красненская сош имени М. И. Светличной» по итогам второй четверти (первого полугодия) 2012 – 2013 учебного года
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconГодовая контрольная работа по окружающему миру, 2 класс, 2006 г
Вследствие этого контрольная работа проводится так называемым открытым способом, то есть в процессе выполнения контрольной работы...
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconЛитература 6 класс Учебник
Учебник: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература, 6 класс (в двух частях). Просвещение, 2008 (68...
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconУрока. Класс 5 класс Тема урока
Первый урок в новой теме «Разнообразие живого», на котором происходит повторение пройденного и изучение нового материала, который...
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconНовосибирской области кадетская школа-интернат
Литература» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, и учебника для...
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconПлан работы мбоу сош №2 г. Вязники на декабрь 2012 года
Отчеты классных руководителей, учителей-предметников по итогам 2 четверти (1 полугодия)
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconУрок развития речи. Подготовка к письменному ответу на проблемный...
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина....
Литература 5 класс Урок 32: Контрольная работа по итогам 1 полугодия Место урока в структуре учебного курса. Урок проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” iconПояснительная записка Предмет
Данный урок проведён в 9 классе. Программа данного предмета разработана на основе учебника Бархударова С. Г. Урок первый в теме «Бессоюзное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница