Скачать 81.98 Kb.
|
Урок 4. Таблицы частот.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Задачи: ![]()
Развивающие:
Воспитательные:
I . Оргмомент. II. Проверка домашнего задания III. Изучение нового материала. ^ Основным методом статистики является выборочный метод. Его суть состоит в том, что в реальном опыте мы наблюдаем не всю совокупность объектов и явлений, которые хотели бы изучать, а лишь какую-то её часть. например, при определении уровня загрязнённости воды в реке Чарыш мы проводили исследования не по всей протяжённости реки, а лишь на 8 пробных площадках: в местах впадения в неё проток, ручьёв, в местах непосредственной близости пахотных земель и животноводческих помещений. Или, например, при подбрасывании игральных кубиков для выяснения, какая сумма чисел выпадает чаще всего, мы можем продолжать наш опыт бесконечно долго. Однако уже после нескольких опытов мы с определённой долей уверенности уже можем делать соответствующие выводы. (Слайд 2) Вся совокупность явлений или объектов, подлежащих статистическому исследованию, называется генеральной совокупностью. (Слайд 2.1) Элементами такой совокупности могут быть живые люди, неодушевлённые предметы, физические эксперименты, природные явления и т.д. Следует заметить, что в каждом случае совокупность должна быть достаточно однородной, по крайней мере в отношении тех характеристик, которые мы собираемся изучать. В этом случае каждый элемент генеральной совокупности описывается определённым набором признаков, определение которых нас и будет интересовать. В простейших ситуациях этот признак всегда один. (Слайд 3) Пример 1: Генеральная совокупность – река Чарыш. Исследуемый признак - уровень загрязнённости. (Слайд 4) Пример 2: Генеральная совокупность – бесконечная серия опытов с подбрасыванием двух игральных кубиков. Исследуемый признак – сумма очков на кубиках. (^ Задание 1: Опишите генеральную совокупность при проведении выборочных статистических исследований для определения следующих величин: а) наиболее популярной марки автомобиля; б) рейтинга действующего Президента; в) средней заработной платы рабочих ООО «Чарышское»; г) частоты рождаемости детей в селе Трусово. (^ Задание 2: Определите, являются ли репрезентативными следующие выборки: а) автомобильные аварии в июне, если нужно составить отчёт о количестве аварий в Курьинском районе за год; б) люди возраста от 45 до 60 лет при определении рейтинга молодёжной телепрограммы; в) городские жители, при выяснении спроса на различные размеры обуви; г) городские жители, при определении числа автомобилей на душу населения. Вернёмся к нашим примерам. И в том и в другом случае практически невозможно подвергнуть исследованию всю совокупность явлений или объектов (чаще всего это практически невозможно). Поэтому из всей генеральной совокупности для обследования берут конечное множество элементов, которые составляют случайную выборку. Эти элементы изучают, выявляют различные характеристики и закономерности, а затем переносят полученные результаты на генеральную совокупность. ^ – по результатам, полученным в выборке, сделать вывод для всей генеральной совокупности. В стратегическом исследовании каждый элемент генеральной совокупности предстаёт как набор определённых, чаще всего числовых характеристик, поэтому выборкой можно считать числовой ряд, полученный в результате статистических наблюдений. При этом объём информации, получаемой в результате даже самых простейших исследований, достаточно велик. Именно это и составляет главную проблему на первом этапе статистического исследования. ^ Первый шаг, позволяющий значительно облегчить работу с большим числом данных, это упорядочение. Упорядочить элементы числового ряда проще всего, расположив их в порядке возрастания. (^ Пример 3: За контрольную работу по математике в классе были получены следующие оценки: 4555443332455543344424455 Расположим их в порядке возрастания: 22 33333 4444444444 55555555 Статистический ряд, в котором все элементы упорядочены по возрастанию, называется ранжированным. Для анализа такой ряд более удобен, ведь теперь в нём хорошо видно, что минимальное значение равно 2, а максимальное – 5. Видно, как часто повторяется каждое из значений. (^ Задание 3: В ДООЛ «Дружба» МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» проводились исследования веса детей на начало сезона. Эти числа составили следующий ряд данных: 24, 18, 18, 17, 18, 29, 20, 19, 19, 26, 24, 18, 17, 24, 16. Проранжируйте полученный ряд. (^ Задание 4: При проведении исследований видового состава растений в окрестностях села Трусово на заложенных пробных площадках были получены следующие данные: 96, 102, 102, 94, 94, 105, 77, 102, 94, 96, 94, 94, 94, 96, 105, 102, 102, 94, 94, 96. Проранжируйте полученный ряд, укажите его наибольшее и наименьшее значение. Укажите все возможные случаи. Рассмотрим подробнее последнее задание. Очевидно, что данный числовой ряд можно представить более компактно, если указать только различные значения ряда и число повторений каждого из этих значений. (Слайд 10) Соответствующая таблица называется частотной таблицей или таблицей распределения частот.
Первый столбец частотной таблицы содержит различные значения наблюдаемой величины, упорядоченные по возрастанию. Второй столбец – сколько раз это значение повторилось в выборке, то есть абсолютную частоту. (Слайд 11)Таблица станет более информативной, если добавить к ней третий столбец, показывающий, какую долю эти значения составляют от всей выборки, т.е. относительную частоту:
Разумеется, сумма абсолютных частот будет равна объёму выборки, а сумма относительных частот – 1. По частотной таблице нетрудно восстановить и саму выборку, а точнее, ранжированный ряд. Для этого достаточно выписать каждое из значений, представляемых в первом столбце таблицы, столько раз, какова его абсолютная частота. (Слайд 12, 13)Задание 5: В детском обувном магазине за неделю было продано 500 пар обуви. Продавец магазина проводил статистические исследования и с этой целью записывал размеры каждой пятой из купленных пар. Эти числа составили следующие ряды данных: 23, 24, 16, 21, 18, 17, 20, 23, 18, 16, 19, 18, 22, 19, 21, 17, 24, 15, 23, 19, 16, 22, 18, 24, 19, 17, 22, 19, 15, 23, 21, 23, 19, 23, 17, 22, 16, 19, 22, 18, 20, 15, 21, 23, 19, 18, 23, 22, 20, 17, 19, 23, 21, 24, 22, 23, 20, 22, 21, 18, 16, 19, 22, 24, 20, 24, 21, 19, 24, 16, 20, 23, 24, 18, 22, 17, 15, 21, 24, 20, 19, 17, 21, 20, 15, 23, 24, 18, 16, 22, 15, 16, 18, 17, 22, 21, 19, 20, 24, 23. а) постройте таблицу абсолютных и относительных частот; б) сколько примерно пар обуви 22 размера продаст магазин за год? (Слайд 14, 15) Задание 6: Заполните в данной таблице столбец абсолютных частот, зная относительные и зная, что объём выборки равен 60.
(Слайд 16, 17) Задание 7: Представленная таблица содержит данные о количестве забитых мячей в матчах 1-го круга чемпионата России по футболу:
а) Заполните столбец относительных частот; б) В каком проценте матчей было забито не более трёх мячей? (78%) в) Сколько всего команд участвовало в соревнованиях? (20 команд) ^ (Слайд 18)
«0» - 11 «1» - 3 «2» - 5 «3» - 4 «4» - 12 «5» - 1 а) Постройте таблицу абсолютных и относительных частот. б) В каком проценте матчей было забито четыре мяча? в) Сколько всего команд участвовало в соревнованиях? |
![]() | Урока: Создать условия, необходимые для изучения материала по теме «Чтение и составление таблиц» Выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы | ![]() | Урока: Создать условия, необходимые для изучения материала по теме... Понимать, что столбчатые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые для изображения долей целого |
![]() | Задачи: о бучающие Цель урока: Создать условия, необходимые для рассмотрения этапов развития теории вероятностей | ![]() | Тема урока : «Строение и разнообразие шляпочных грибов» Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися нового учебного материала по теме: «Строение и разнообразие... |
![]() | Краткосрочный план проведения открытого урока по биологии в 8 «Б»... Цель: Создать условия для изучения новой темы, стимулировать развитие познавательного интереса | ![]() | Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р». Дидактическая Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в |
![]() | Урок биологии на тему «Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, виды памяти» Общедидактическая цель: создать условия для изучения нового материала и его закрепления | ![]() | Урока. Класс 5 класс Тема урока Первый урок в новой теме «Разнообразие живого», на котором происходит повторение пройденного и изучение нового материала, который... |
![]() | Урока по страноведению (элективный курс) в 11 классе по теме: «Страны Соединенного Королевства» Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение и обобщение пройденного материала по теме, вывести на самостоятельное высказывание... | ![]() | Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний,... ... |